Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2001 23 страница




В заключение хочу сказать, что именно Женщины должны сокровенно нести порученную им Чашу сдвига сознания и спасения Мира. Эпоха Майтрейи – эпоха Женщины. Женщине дан Меч Духа, и Женщина стоит во главе Духовной Иерархии. Новая эпоха увидит Женщину, стоящую рядом с мужчиной у кормила власти, разделяющую все тяготы управления. Здравый смысл и, главное, сердце Женщины подскажет многие правильные решения. Мое мнение о Женщине высоко, и если мы возьмем исторические факты и биографии многих великих людей в их правдивом изложении, то мы увидим, что источником вдохновения и главным советником их была женщина. И не о том ли свидетельствуют все древние рекорды, ибо разве не Жрицы передавали Иерофантам Веления Богини? Именно Женщине предстоит подвиг двойной: поднять себя и поднять своего вечного спутника – мужчину. Вся Иерархия Света ждет этого Подвига. Сама Матерь Мира указала наступление Великого Срока. Все Писания свидетельствуют о том, что Женщина сотрет главу Змия! Так пусть сердца женщин пламенеют в осознании сужденного великого и самоотверженного Подвига.

Так, родная Надежда Павловна, мужественно и бесстрашно подымем мы сверкающий Меч Духа и в час сужденный призовем сердца горящие и руки, готовые вознести ЧАШУ СПАСЕНИЯ МИРА.

Да будет каждый день наш служением великому СДВИГУ.

Шлю Вам все горение сердца моего, всю устремленность духа к ближайшему духовному и действенному сотрудничеству. Да будетВам светло!

Е.Рерих

 

Е.И.Рерих – американским сотрудникам

10 мая 1935 г.

Родные и любимые, пришла почта с описанием Великого Дня Торжества Духа со всеми прекрасными клиппингсами и речами. Ярко была проявлена Мощная Рука утверждением этой новой ступени в сознании народов. Принесем еще раз признательность всем потрудившимся для этого прекрасного завершения. Надеюсь, что оповещения были посланы в заграничную прессу. Мы, к сожалению, не нашли никакого упоминания об этом событии в газете «Возрождение». Послано ли было Шкляверу? Важна публисити в Америке, но для всего культурного плана не менее важна она и в Европе, и для оповещения соотечественников. Надеюсь, что Зиночка послала в Харбин, Румынию, Болгарию, Сербию, в Лозанну и Дехтереву. Все эти напоминания так укрепляют строение и цементируют пространство вокруг него. Мы в свою очередь рассылаем тем, чьи адреса имеются у нас. В Риге наши сотрудники очень огорчены, что им не удалось добиться присоединения трех Прибалтийских стран. Конечно, это неудивительно, ибо эти маленькие страны переживают сильное воздействие со многих сторон и от всякого рода зверей. Между прочим, в местных газетах на латышском языке появились статьи, подписанные «Махатма», с инсинуациями на Н.К., заимствованными из «Возрождения Азии», Тяньцзиньской газеты. Наши друзья дали прекрасное возражение в газетах, и «Махатма» заявил, что он прекращает газетную полемику. Друзья хотели было продолжать добивать, но я им не советую. Протест был явлен, и довольно. Не можем мы отвечать на каждый лай из подворотни. Тем более, что все это идет от оплаченных агентов зверинца, и также не без церковников. Карл Иванович убежден, что «Махатма» – определенный агент обезьян. Все эти нападки указывают на то, как несвоевременно было бы сейчас прикрытие Лепети. Прекрасную и сильную статью Гребенщикова мы широко разослали по нашим дружественным ячейкам. Во многих газетах и журналах Прибалтийских стран появились статьи о Пакте, также объявления о выходе новых монографий о Н.К., и наши друзья думают, что это и вызвало беспокойство в стане врагов. Очень возможно, но волков бояться – в лес не ходить.

Теперь очень озабочивает меня, во что выльется программа действий Постоянного Комитета? Совершенно необходимо дополнить Комитет новым притоком лиц с известным культурным стажем. Между прочим, почему не был на Торжестве Магоффин? Насколько мне помнится, он не только член, но даже секретарь Комитета. Как бы он не обиделся! Умоляю Вас, родные, не создавать недругов из друзей. Помнить нужно, что дружелюбие открывает все врата и является лучшим щитом. Дружелюбие, дружелюбие, дружелюбие, стараюсь помнить о нем всегда при всех случаях. Сейчас Светик совершенно поглощен чтением пяти томов «Добротолюбия», присланных с Афона, и это замечательно возвышает его духовное состояние. И действительно, отрадно сравнивать эти страницы с Учением. Особенно люблю те, которые говорят о великом смирении и указывают на страшный вред самомнения. Конечно, из Учения мы знаем, насколько самомнение пагубно, но ценно видеть, как именно это свойство отмечалось всеми Учениями как наиболее губительное. Также вспоминаются и дни Е.П.Блаватской, и особенно яркий случай с известным ученым-санскритологом и блестящим лектором на оккультные темы Дайананд Сарасвати, который достиг высоких степеней как ученик и даже рассматривался как надежда всей Индии, и тем не менее он не смог удержаться на трудном пути, поддался самообольщению, пренебрег Указаниями и, утратив все способности свои, дошел до полного крушения. Трогательно читать в «Добротолюбии», как ограждались Высшей Иерархией Великие Духи от этой пагубы. И чем выше был Дух, тем более пеклись о нем Светлые Силы, чтобы он не поддался этому истинно дьявольскому искушению. В этом особенно интересны примеры из жизни Великого Св. Антония. Привожу Вам один наиболее характерный: «Насколько самомнение пагубно, столь же, напротив, спасительно самоуничижение. Это представляет пример башмачника, о котором Св. Антоний имел указание Свыше. Св. Антоний молился в келий своей и услышал Глас, говоривший ему: "Антоний! Ты еще не пришел в меру такого-то башмачника в Александрии". Св. Антоний пошел в Александрию, нашел этого башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Тот сказал: "Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое-либо добро; почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в Царствие Божие за свои добрые дела; один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всею искренностью сердечною повторяю я и вечером, прежде чем лягу". Услышав это, Св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру». Может быть, для нас это звучит немного наивно, но сущность выражена ясно. Да, родные мои, всем духом, всем сердцем чую весь ужас самомнения. Ярче, чем когда-либо, понимаю, что власть есть именно жертва, есть великое самопожертвование и смирение. Именно принявший власть должен уметь отдать всем должное, понять и простить все заблуждения и явить великое обуздание своих личных чувств. Он должен уметь иногда даже подавить справедливое возмущение духа, чтобы не разрушить построение и тем не причинить еще большего вреда. В связи с этим я люблю вспоминать выдержки из «Основ Буддизма» – диалога Будды:

«Произносит ли Благословенный слово, которое справедливо, разрушительно и неприятно?» – «Нет». – «Если оно справедливо, полезно и неприятно?» – «Да, если Он находит это нужным». – «Если справедливо, полезно и приятно?» – «Да, когда Он находит время для этого подходящим». Привожу это, родные, тоже для того, чтобы Вы не смущались, если не приходит иногда похвала за добрый поступок или же порицание за недобрую мысль или действие. Жизнь очень сложна, и многие обстоятельства приходится принимать во внимание. Так помните это и не огорчайтесь, если не приходит немедленная похвала. Наше внутреннее состояние точнее точного отражается на ауре. Между прочим, я снова начала видеть свою ауру ранними утрами. Как хочется мне, родные, отбросить все остатки земных привычек и стать достойной возложенного на меня Доверия! При внутреннем углублении многое уясняется, и часто видишь, как окружающие обстоятельства и временные настроения затемняют смысл СКАЗАННОГО. Я так счастлива, что сейчас состояние духа позволяет больше углубиться в Сказанное и понять не с точки зрения настроения и очевидностей, но так, как видно это с духовного плана.

И все больше проникаюсь осознанием, что атрибуты Вождя есть Меч и Весы. Именно он должен уметь и разить, и уравновешивать. Постоянно следить за тем, чтобы одна чаша весов не поднялась слишком высоко, причиняя тем падение другой, и обратно. Это великое искусство уравновешивания заложено в его чувствознании, в его установившейся чаше синтеза. Также должен он хранить в сердце слова Великого Конфуция: «Когда ко мне приходит человек в полной искренности, я принимаю его за его добрые намерения, но я не оправдываю его прошлые ошибки». Сколько в этом сострадания и понимания закона вечного движения, вечной смены. Именно душа человеческая являет наиболее яркий пример беспрестанного движения и борения энергий. Именно душа человека бездонна, беспредельна в своем потенциале к добру и к злу И даже самый высокий Дух не может почивать на лаврах, им достигнутых, но должен вечно стоять на Дозоре своих все растущих и сменяющихся чувств! Если было бы иначе, то не мог бы пасть Светозарный Ангел Денница! И если на низших ступенях самомнение задерживает духовный рост, то на высших самомнение становится самым страшным врагом, ибо оно может низвергнуть нас в пропасть. Чем выше подъем, тем ужаснее падение. Законы во всем одинаковы. Потому всегда будем помнить и удерживать от этой пагубной ехидны как себя самих, так и приходящих к нам за духовным наставлением. Ведь неимоверно трудно уловить в себе зарождающееся самомнение. Мы так часто пытаемся объяснить это чувство самоутверждением, якобы необходимым для успеха действий, или же верою в свои силы. Но самоутверждение разрешается и утверждается лишь Свыше, сами мы не можем присвоить его себе. Вера же в свои силы есть нечто совершенно другое, ничего общего с самомнением не имеющее. Вера есть Знание. Именно в вере, прежде всего, выражается знание, что Помощь Высшая будет дана, если все наши способности и умение будут приложены в Указанном направлении. Ни один истинно великий Дух, будь то вождь, ученый, артист и т.д, не знает пагубного чувства самомнения или самоудовлетворенности. Конечно, когда он творит, то в ту самую минуту он преисполнен любовью к своему действу, но как только он окончил его, он видит, как несовершенно оно, и именно это чувство неудовлетворенности в нас и есть великое ведущее начало. Горе тому творцу, который начнет самоуслаждаться своими произведениями! Как прекрасен был ответ Н.К., когда его спросили, которое из своих произведений он больше всего любит:

«То, которое я еще не написал».

Истинно, лишь в любви, соблюдая чистоту устремления и возлагая всю веру в Иерархию Света, мы не воздвигнем перед собою труднейшего и опаснейшего препятствия в виде разных форм самомнения. Так, обидчивость есть тоже одна из форм самомнения. Конечно, по мере утончения организма человек особенно чутко и болезненно реагирует на каждую несправедливость, на каждое неудачное слово. И вот тут наступает самый опасный момент; горе ему, если он задержится на этой ступени, регресс неминуем. Потому следующий подъем должен быть совершен со всею поспешностью и устремленностью. Готовясь к нему, человек начинает принимать в соображение не себя, но обстоятельства и условия, окружающие обидчика, которые могли толкнуть его на необдуманный поступок или подсказать неудачное слово, и это дает ему силу не задерживаться на том или ином эпизоде, а, устремляясь в будущее, продолжать строить доверенное.

Несомненно, ступень эта особенно трудна, и неизбежны многочисленные срывы при наших попытках одолеть ее. Но при мужестве и устремлении и, главное, при растущей любви к Иерархии, когда каждое самоотвержение во имя Ее становится радостью, мы одолеем и эту труднейшую ступень. Так, каждая победа над собою есть победа величайшая, ибо человеку, победившему себя, подчиняется весь мир. И понимать это нужно дословно. Ибо высшие энергии доступны лишь существу, трансмутировавшему все огни в горниле самоотречения, в любви к Высшей Красоте!

После такого утверждения вреда самомнения мне нелегко тут же писать следующие Указания. «Считаю, нужно новое явление Иерархии утвердить, только этими Началами можем строить. Щит Мой, Щит Урусвати, Щит Фуямы. Три Начала над явленными делами. Никто не может пройти ни одной ступени без лояльности к Началам. Поэтому утверждаю явление Иерархии. Спасение Новой Страны близко. Скоро многое станет ясным. Явлю событие скоро. Но явить нужно три явных Щита событию. Щит Мой, Щит Урусвати, Щит Фуямы, этими Щитами победим. Я утверждаю, что без соблюдения этих Начал никто не может преуспеть. Никто не сможет быть назван сотрудником. Потому нерушимо утвердим Три Щита. Напомним в Америке об Иерархии. Ручаюсь за успех. Мощно и мудро идет Фуяма. Чудо победы, чудо достижения приближается. Нужно собрать все силы для явленного чуда. Соберем силы явить уважение к Иерархии. Явим духовное устремление. С тремя Щитами пройдем. Фуяма укрепляет возможности. Нужно явить прямое утверждение Иерархии. Считаю, Урусвати должна знать точно все даваемое в Америке. Не беспокойтесь, события назревают. Нужно уметь переждать новую сложность. Повторяю, нужно все сознание обратить на построение Новой Страны. Мощно и мудро и радостно идет Фуяма. Победа идет...» Такое упорное утверждение Иерархии наводит невольно на мысль – все ли благополучно по этой линии? Родные мои, умоляю Вас, крепко держитесь за Щиты. Ни на минуту не забывайте, что удача Щитов – удача Ваша, и обратно. Не допускайте ни малейшей трещины по линии Иерархии, ибо когда духовное зрение откроется, то увидите, что никто не пекся так о Вас, никто не жаждет так облегчить путь Ваш и дать возможности прекрасного будущего, как три Щита!

На прошлой неделе имели небольшую записку от Н.К., думаю, что и Вы получили ее. Сказать не могу, как озабочивает меня вопрос о фонде сколаршипов. Надеюсь, что все подробности Вами уже получены. Только бы не упустить возможности, только бы не вступить на путь труднейший. До сих пор всегда всеми избирался именно путь труднейший, потому планета и дошла до такого безвыходного положения. Хотелось бы, чтобы была проявлена широта кругозора не на сегодня, но хотя бы на ближайшее завтра, ибо события назревают. Упущенное не вернуть.

Прекрасно, что Зиночка посетила Председателя Красного Креста и ознакомилась с их организацией, все это так полезно для будущего строительства. Также Грейсон – очень полезный человек, хорошо его иметь другом. Очень полезно, если они начнут помещать статьи Н.К. Нужно принимать все меры, чтобы моральный стандарт в Америке не падал, но подымался.

Прошу Зиночку передать Фосдику и Зейдель мои сердечные приветствия. Письмо Зейдель прочла с интересом, сон примечателен. Пусть она записывает их. Также трогательно письмо Д.Фосдика. Пусть думает о духовном усовершенствовании, ибо действительно нет ничего выше, нет больших сокровищ, как накопление в чаше чистых устремлений, приложенных к действию в жизни каждого дня. Мы часто вспоминаем о нем. Тереза[183] очень тронута, что Зина очень тревожится о ее ресурсах. Она пишет, что с тем остатком, который переведен из Америки, она дотянет до августа. Она твердо верит, что Рука Ведущая и здесь поможет. Конечно, для принятия этой Помощи и осуществления ее, как всегда, нужны человеческие руки и ноги. Несмотря на все тяготы, бодрость живет в сердце, ибо она верит в великую сужденную Победу Так и пройдем. Также Наука Светил не обманывает, и в наших делах все должно быть успешно, ибо гороскопы Тары и Гуру[184] превосходны на 36-й год. Следовательно, как-то доживем.

Моя Порумочка писала мне о каких-то новых возможностях, хотелось бы знать, где и в чем? Очень, очень близка мне ее работа! Нет большей радости, как общение с ищущими и устремленными душами. И, несмотря на тягость растущей переписки, мне все же радостно слышать каждый новый стук.

Грустно было прочесть, что Модрочка чувствует себя такой слабой. Но твердо надеюсь, что сила духа одержит верх и Модрочка, окрыленная новым пониманием, устремится к построению близкого будущего, которое должно нас сблизить с нею. Очень приветствую ее лекционное турне. Крайне благотворно повлияет на нее перемена места и встреча с новыми лицами. Также написание книги полезно. Но все же прошу не забыть корректуру «Огненного Мира». Осталось меньше половины.

Теперь для Авираха. Привожу ему сон художника Михельсона, члена нашего Общества в Риге, он изобразил его на полотне. «На огненно-розовом фоне справа и слева воздушные скалы, точно зеленовато-синие волны. На левой скале из огненных вод сформировалась величественная женская фигура со светлым ореолом. На правой скале точно три близнеца – олени, устремленные в сторону огненной фигуры. Временно застывшие неподвижные льдины. Между скалами огненный провод, как раскаленная огненная проволока. Три оленя не дерзнули пробежать по этому проводу над пылающей пропастью, на дне которой, заслоняя весь горизонт, девять застывших, темных, серых женских фигур». «Меня озарила мысль, – пишет Карл Иванович, – что три оленя – состояние Прибалтийских государств, а «дщери мира» еще не озарены светом; их взоры устремлены в серые будни». Мне же думается, что если олени – три Прибалтийских государства, то и серые женские фигуры могут означать другие страны, не принявшие Знамени.

Теперь одно из моих сравнительно недавних сновидений. В страшную непогоду, в бурю, во мгле и грязи несу ребенка, изнемогая под тяжестью его, ибо ребенок уже не малый, пытаюсь поставить его на ноги, чтобы передохнуть, но он не стоит, ноги его подгибаются, и я снова подымаю его и иду, но, пройдя некоторое расстояние, тяжесть его заставляет меня опять опустить его на землю, но ноги его, как вареные макароны. В отчаянии, в полном изнеможении я озираюсь – не покажется ли где помощь, но никого нет, и я снова беру его на руки, и в неописуемом страдании склоняюсь под тяжестью его почти до земли, и, просыпаясь, слышу Голос: «Истинно, тяжко бремя, истинно, несешь бремя Нового Мира, и, истинно, не облегчилось оно». И вечером та же фраза повторена, но с добавлением: «Но явление будущего несет и радость. Дух явленный Урусвати явит охрану дел. Сумеет уявить охрану чудесному явлению. Нужно сказать явленным сотрудникам, что Я поручил явленную чудесную мудрую миссию Урусвати. Чую, что явление чудесно явит решение. Я помогу. Чую, что нужно указать, что чудесное явление чуду подобно...» Было много снов, связанных с Фуямой и Удраей, описывать их длинно, они замечательны. Один из них кончался моими словами: «Но два миллиона можно же заплатить за навершие Знамени», подразумевая под этим...[185]

Закончу Словами: «Нет большей радости, чем построение Новой Страны. Пусть сердца всех сотрудников запылают этою радостью». Помните всегда буквы, высеченные на символе, Вами носимом, они должны скоро ожить.

Счастлива была прочесть о частичном освобождении от такс. Так тревожилась этой задержкой. Итак, родные, мы проходим самые глубокие воды, потому явим сверхбережное отношение друг к другу. Создадим вокруг себя непроницаемую броню дружелюбия. Только так победим! Время оставшееся так кратко – месяцы! Додержимся, родные! «После туч солнце особенно ярко светит».

Шлю все устремление духа, все горение сердца скрепить нити, связующие нас.

Сердцем с Вами.

Н.Р.

Нельзя ли нам прислать еще несколько книг Просидингсов? Также очень прошу Зиночку продолжать ее чрезвычайную важную миссию оповещать соответствующей перепискою и помещением статей Н.К.

 

Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н.Рерихам

10 мая 1935 г.

Родные мои и любимые, в конце прошлой недели дошли Ваши весточки, вернее от Пасика, от 27 марта по 3 апреля. Сокровища мои, как хотелось бы мне быть около Вас! Но сознаю, что для дел и для движения по фонду сколаршипов в Канзасе мне нужно быть в постоянном контакте с Америкой. Из Америки присланы описание Торжества, клиппингсы и копии речей. Видимо, подписание Пакта действительно прошло торжественно. Все наши и друзья в полном восторге от того подъема и светлого настроения, которое ощущалось всеми во время этого исторического События. Все прошло под Благим Лучом. Конечно, присутствие самого Президента, тот факт, что он перенес Ратификацию в свой Кабинет, ускорили присоединение всех Южных и Центральных Республик.

Зина пишет: «Присутствовал весь дипломатический корпус Южной Америки, министры Уоллес, Корделл Холл, Директор и члены Пан-Американского Союза и Представитель Музея Рериха. Все они получили личное приглашение от Президента присутствовать на этом торжестве...» Также было интересно видеть секретаря Холла, который присутствовал при всей церемонии с самого начала и который, как нам передавали, сказал, «что никогда еще все нации Южной и Центральной Америки, собравшиеся вместе для решения, не вынесли его так единодушно, как в этом акте!» И вечером, на концерте, устроенном в Пан-Американском Союзе, тот же Холл, говоря свою речь как черман этого учреждения, произнес надежду, что все нации соберутся для взаимного процветания под Знаменем Мира... Но в полученном нами клиппинге сказано больше: всех противящихся этому Знамени он клеймит как врагов цивилизации, "называя их еще аутлос[186]!!! Вот какие бывают перемены! Президент сказал речь по радио и даже подчеркнул духовную сторону Пакта. Лучшую речь сказал Альфаро и затем Уоллес, оба отдали должное Инициатору Пакта, за что приношу им свою признательность. Яруя должен выслать тебе дубликаты клиппингсов и свою статью, составленную на основании выдержек из речей на русском и английском языке, она может пригодиться. Пошлем, конечно, по всем нашим ячейкам. Также в Индии широко разошлась статья Мана, и, может быть, самую сильную формулу о тебе произнес все-таки англичанин. Так действует космическая справедливость. Теперь он будет писать дальше на основании новых данных.

Пока что ничего не имеем от ручного зверя. Пришла газета «Возрождение» уже по 18 апреля, и там ничего не нашли. Думаю, что ручной зверь бедствует. Сегодня выслали ему сто долларов, полученных Светиком за проданную картину Амриде, чтобы подбодрить его. Пожалуйста, не пиши об этом в Америку, Вы ничего не знаете. Также и ручной зверь не будет давать отчет, ибо я написала, чтобы он не путал бухгалтерию, раз деньги эти будут идти отсюда.

Просила Ярую составить себе табличку, что куда рассылаетсяпоПакту и т.д. Мы стараемся насколько возможно рассылать имеющиеся у нас сведения. В Риге появилось несколько статей о Пакте в разных газетах, даже в «Нарве». Конечно, тамошние друзья очень удручены, что их страна не подписала Пакта, но воздействие зверинца там очень сильно. Появление статей и объявление о выходящей новой монографии о Н.К. вызвали тревогу в стане врагов, и, как пишет мне Карл Иванович, в «латышских газетах появилась статья за подписью "Махатма" с инсинуациями против Н.К. и против распространяемого Учения новой религии, домогающегося исправления унаследованной от отцов христианской веры. Статья эта цитировала выдержки из "Возрождения Азии", приводя утверждения Степанова, со значительной долей цинизма говорила о Пакте». Но друзья выступили с протестом от имени Общества, на которое последовало в более приличной форме утверждение латвийского газетного «Махатмы», что он не оспаривает значения Н.К. как великого художника, но что художнику не подобает исправлять веру отцов, и затем заявил, что он прекращает газетную полемику. Газетным «Махатмой» является, насколько это удалось выяснить, профессор Университета П.Шмидт, проживший 25 лет на Дальнем Востоке. По глубокому убеждению Карла Ивановича, он служит обезьянам. Телеграмму о подписании Пакта от Луиса Карл Иванович и Рудзитис передали в Латвийское Телеграфное Агентство, и она была напечатана в газетах под крупным заголовком – «Ратификация Пакта Рериха». Яруя перешлет тебе и протест Общества имени Рериха. Получила телеграмму, будто бы Хисс внес еще 250 долларов за картину, ответила, чтобы пятьдесят из них вернули Модре за телеграммы по делам, а двести перевели бы сюда, ибо они мне понадобятся для уплаты за помещение Европейского Центра в июле. Тереза пишет, что она дотянет до августа. Конечно, если бы она не должна была столько отдавать, то ей хватило бы до следующего года. Сегодня слышала: «Проходим самый глубокий переход». Но мы бодры, ибо знаем, что победа близка. Не думайте, родные, что по Канзасу ничего не делается, нет, подготовка идет, но все берет время. Отъезд Логвана и Ояны, совершенно необходимый, тоже несколько задержит движение, но с возвращением их новый толчок будет дан. К приезду подготовлю новое послание кому нужно. Все время держу в уме фонд сколаршипов в Канзасе. Между прочим, ты упоминаешь в своем письме о Джонсоне, но их так много, который это? Поставь, пожалуйста, инициалы перед фамилией. Пасик, мы не спим, все делается в срок, и победа с нами, все придет. Ручательство дано. Кто мог ожидать такого успеха с Пактом!

Частичное освобождение от такс получено, но обязательства превышают эту сумму. Проходим самые глубокие воды – нужна большая бережность во всем и ко всем. После туч солнце особенно ярко сияет.

Чудо будет явлено скоро. Родные мои, любимые, шлю Вам всю ласку мою, жду не дождусь часа нашего свидания. Но ведь уже скоро – 36-й год с его исключительными знаками близок! Обнимаю Вас сердцем.

 

Е.И.Рерих – К.И.Стурэ

14 мая 1935 г.

Глубокоуважаемый Карл Иванович, Вы уже знаете, конечно, как торжественно прошло подписание Пакта Рериха в Белом Доме в Вашингтоне и поднятие Светлого Знамени. Как пишут друзья, во время этого великого Акта всеми присутствующими ощущалась и была подчеркнута атмосфера необычайной торжественности, радости и дружелюбия. Конечно, Высокий Луч насытил всех и всё. Произнесены были прекрасные речи самим Президентом и остальными Спикерами, и даже министр иностранных дел К.Холл, так противившийся этому Пакту, признал, что «никогда еще все нации Южной и Центральной Америки, собравшиеся вместе для решения, не вынесли его так единодушно, как в этом акте». И вечером того же дня, произнося речь в помещении Пан‑Американского Союза, он закончил свою речь словами, что он надеется, что все нации соберутся для взаимного процветания под Знаменем, причем заклеймил всех идущих против врагами цивилизации и еще более сильным словом. Так совершаются удивительные метаморфозы. (Так действует тактика Адверза, когда недруги принуждены произносить самые сильные формулы. Но, конечно, все это лишь на устах. Пресса широко отметила это событие по всем Америкам, и отголоски долго еще будут доходить до нас. Также и в здешних газетах это событие прекрасно отмечено, и курьезно, что именно англичанин произнес и запечатлел в прессе самую высокую формулу о Н.К.)

Из Вашего письма от 23 апреля узнала о появившейся перепечатке инсинуаций из Тяньцзиньской газетки за подписью «Махатма». (Это очень характерная уловка темных, чтобы сорвать впечатление, как всегда, рассчитанная на неосведомленность широких масс. Ваше соображение об авторе ее совершенно совпадает с моими предположениями.) Ведь никто так не против Знамени, как инспираторы подобных газетных «махатм». О личностях, занявшихся травлей Н.К. в газетах накануне его отъезда из Харбина, могу сказать, что по расследовании они оказались оплаченными агентами безбожников. Так, глава фашистской местной газеты, некий Родзаевский, со своими соратниками больше других нападавший на Н.К., оказался служащим в Трех Буквах, и теперь, как мы узнали, газета его прикрыта и он лишился субсидии. Также в программу местных хозяев входит дискредитирование всех выдающихся эмигрантов для еще большего среди них разложения. Так, наряду с Н.К. целые ушаты еще худшей грязи (обвинения в краже) были вылиты на уважаемого профессора Гинса, генерала Вербицкого и Хорвата и т.д. Причем газеты, помещавшие эту невежественную и безобразную клевету, субсидировались хозяевами. Элемент, употреблявшийся ими для этой цели, набирался из личностей, утерявших всякое человекообразие, за тридцать сребреников готовых продать всех и всё. Конечно, сам Н.К. и наши Учреждения обратились с протестом куда следует[187], и была получена бумага, которая произвела там, как говорят, оздоровляющее впечатление, но мы хорошо обучены и знаем теперь, что кому-то очень присуща природа хамелеона, и потому иллюзий не питаем. Также для сведения скажу, что газета «Возрождение Азии», именуемая шутниками «Вырождение Азии», является ничтожным органом, издающимся на почти заброшенных приисках, находящихся в японских руках.

Все эти маленькие шавки из подворотни, как всегда, служат прекрасным орудием для тактики Адверза. Они помогают выявлению ликов и в слепоте своей доводят все до абсурда, а затем поджимают хвосты и жалобно воют под тяжестью неожиданно обрушившихся на них своих же собственных нагромождений. Но из мусора ничего слагать нельзя, и строитель должен знать материал, которым он располагает, потому так ценно выявление истинных ликов. И как всегда, нападки создали новых друзей. (Во время травли Н.К. получал много трогательных выражений симпатий и почитания, даже в виде присылки цветов. И, как мой сын писал мне, между приверженцами и врагами происходили даже уличные драки. Последнее обстоятельство показывает Вам типичную картинку захолустного городка.) К сожалению, среди наших соотечественников, даже и среди людей, считающих себя просвещенными, печатное слово все еще сохраняет неотразимое магическое воздействие. Раз напечатано, значит, так оно и есть. Но в больших центрах так привыкли ко всякого рода ежедневным разоблачениям, что при этом просто спрашивают: кто кого чем ущемил или чем опередил и, главное, в чем преуспел? Достаточно за неделю до выборов в стране кандидата на высокую должность прочесть все появляющиеся передовицы в руководящих газетах, в которых кандидат противной партии обвиняется во всевозможных преступлениях, чтобы навсегда утратить уважение к такому газетному слову Кухня газетная хорошо известна каждому, так или иначе прикасавшемуся к этому делу. А у нас опыт в этом отношении был немалый, да еще почти всемирный. Многое следовало бы изменить в этом деле. Повсеместно должен быть поднят стандарт газет и журналов. Ведь миллионы людей в полном смысле слова воспитываются и руководствуются в своих суждениях почти исключительно дешевым и доступным печатным словом! По моему глубокому убеждению, одной из первых и главных забот каждого правительства должен быть надзор за печатным словом, достигающим массы. При всей свободе обмена мнений должна существовать известная дисциплина на основе этики, пределы которой не могут быть преступаемы безнаказанно, иначе мы ввергаем массы в состояние хаотического мышления, неминуемо приводящего ко всякого рода эксцессам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.