Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2002 2 страница




Вы совершенно правильно понимаете одержание. Именно, пока есть борьба, до тех пор нет настоящего одержания. Одержимый уже не испытывает борения и даже не сознает своего одержания. Но чистое сердце может не опасаться одержания. Искренность не допускает одержания.

Теперь для объяснения утверждения Иисуса о Своем Отце и о тех, которые принадлежат Ему и Его Отцу, в «Тайной Доктрине» есть замечательное разъяснение.

«Триады, или человеческие Монады, рожденные под одной и той же планетою или, вернее, под излучениями одного и того же Планетарного Духа, или Дхиани-Будды[11], являются во всех своих последующих жизнях, новых рождениях, душами-близнецами или душами-сестрами на этой Земле.

Так, слова Христа: «Мой Отец более Меня» или «прославляйте Отца Вашего, который на Небесах» и «тогда праведники воссияют, как солнце в царстве Отца их» (не отца нашего) имели целью показать, что группа учеников и последователей, привлеченных к Нему, принадлежала к тому же Дхиани-Будде, Звезде или Отцу, и к тому же планетному царству и подразделению, что и Он. Звезда, под которой рождается человеческая особь (монада), говорит оккультное Учение, останется ее звездою на протяжении всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая звезда. Последняя касается и связана лишь с личностью, первая – с истинной индивидуальностью. Ангел, или Владыка этой Звезды, или Дхиани-Будда, связанный с нею, будет, так сказать, либо руководящим, либо просто наблюдающим Ангелом при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее проводник-человек может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Дхиани-Будду, свою старшую Душу-Близнеца – и они знают его, называя «Отчей Душою» и «Отцом-Огнем». Лишь при последнем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим «Обликом», они познают Его».

Так, истинным Ангелом Хранителем нашим мы можем считать Дхиани-Будду планеты, под лучами которого или которой зародилась наша человеческая особь. Задумайтесь над этим. Которая планета ближе Вам?

Так, вступая в давно предуказанный Год, преисполнимся всею твердостью духа и торжественностью и явим особое единение, этим мы много поможем Силам Света. Натиск полчищ тьмы чудовищен! И мы переживаем сейчас ужасное предательство от тех, кто имели наше полное доверие. Но предательство это нужно, ибо оно лишь ярче выявит Свет. Дух наш тверд, и при единении сотрудников выйдем победителями из этого боя.

Храните бодрость и мужество и Вы, дорогой Федор Антонович, и посреди бури и ураганов скажем себе – «и это пройдет».

Прилагаю к письму несколько параграфов из книги «Аум». Сообщайте о Ваших работах, не стесняйтесь утруждать вопросами, я всегда рада отвечать.

Шлю Вам мужество, торжественность и радость служения Свету.

Духом с Вами.

 

Н.К. просит передать Вам свой сердечный привет.

 

25. «К чему говорить – «Аум», если можно сказать – «молитва»? В сущности это то же самое, только по древности и утончению созвучие «Аум» будет сильнее по вибрации. Пусть созвучие около высшего Понятия будет обдумано. Слово есть вибрация, такие созвучия нужны для гармонии пространства. Подвижники молятся не о себе».

26. «Придут и будут уверять, что даже самое высшее Учение их не удовлетворяет. Они хотят еще чего-то. Спросите их – какую личную выгоду они желают? – не ошибетесь в вопросе. Неудовлетворение слишком часто от хотения личной выгоды. Сама Беспредельность не увлекает таких лицемеров. Они любопытствуют лишь из ярого искания телесных услаждений. Недолго будут они прилежать Учению, отойдут, как только почуют не телесное, но духовное. Самые ужасные предатели образуются из таких не нашедших сребреников. Так, ни Благодать, ни Аум не тронут, не просветят – угольное сердце останется черным и испепелится».

29. «Колдовство недопустимо, как преступление против человечества. Не следует понимать колдовство как зло против одной личности.

Следствие колдовства гораздо вреднее – оно нарушает явления космические, оно вносит смятение в слои надземные. Если колдун не сумел поразить супротивника, то еще не значит, что его удар не убил нескольких человек где-то, может быть, в разных странах. Может быть, вибрация злой воли нашла себе утверждение в самом неожиданном месте. Нельзя представить себе, сколько смертей и болезней причинено злой волей! По пространству носятся тучи когтей, никто не учтет, где осядет эта ядовитая стая. Сильный дух защитится от злых посылок, но где-то слабый человек получит их заразу. Невозможно учесть такой космический вред. Только мощь звучания «Аум» может приносить гармонию среди расстроенных вибраций. Даже Благодать долетит не в полной мере, если она попутно будет расходоваться на рассеяние зла. Можно очень остеречь человечество от всякого колдовства».

30. «Никто не должен насмехаться над молитвою. Если она будет даже первобытна, она все-таки будет знаком духовности. Неуместно человеку поносить лучшее устремление собрата. Не имеет права усмехаться человек, когда возносится приношение Высшему. Обычно люди низкие особенно нападают на молитву других. Для них «Аум» и другие молитвы будут лишь источником недопустимых шуток. Очень часто встречается такое низкое сознание как следствие грубого невежества».

31. Около верований образовались знаменательные черты. В древности требовалось, чтобы священнослужитель перед молением совершал омовение и надевал чистую одежду. Теперь получилось наоборот – появились роскошные внешние одеяния, но чистота исподняя забыта. Сравним такие инволюции основных понятий и задумаемся о положении духовности. Немало забыто значение обращения к Высшему. Много книг написано, но сердца замолкли. Так нужно помнить, что не роскошь наряда, но чистота нужна. Пусть чистота пути ведет к чистоте сердца. Молитва не возносится из грязного сердца».

32. «Ни одно верование не заставляло строить храмы. Они произошли постепенно как выявление почитания. Первый Завет всегда духовен и преисполнен непосредственности. После уже подчиняется закон духа уложениям земным. Сколько лучших крыльев опалено земными огнями! Нужно превозмочь все своды, чтобы возлететь кверху устремленно. Потому пусть священное созвучие «Аум» наполнит Благодатью сердце, как было в лучшие дни человечества».

33. «Часто найдете непонимание, что значит созвучие. Люди будут представлять как громкое звучание, но звучание может быть неслышимо, как сердечное напряжение. Ведь сердце поет, оно звучит и наполняет весь организм особой энергией. Само моление «Аум» может быть и в сердце, но будет рождать те же излучения, как и громкое звучание. Нужно приучиться к сердечному выражению. Никто не может лучше выражать свое постоянное устремление, как в молитве сердечной».

34. «Правильно заметили, что некоторые мантрамы лишены смысла и содержат лишь звучание. Потому видим, насколько нужна вибрация. По той же причине многое не записывалось, но передавалось устно. Ведь буквы без определенного звучания не дают следствия. Кроме того, и само качество голоса имеет особое значение. Голос грудной может дать больше резонации, нежели внешний, плоский или носовой. Так, не только самая мелодия, но качество голоса будет значительно. Считаю, что качество голоса сейчас мало ценится. Не сила, не выражение, но внутренний магнетизм – то же основание будет нужно при всяком пении. Много голосов лишаются природных качеств условиями внешних постановок».

35. «Молитва не будет некрасива, она и вблизи и издалека будет нести тот же мощный мантрам. Полюбите красоту звучания. Человеческий голос есть уже чудо. Можно видеть, как воздействует голос даже без слов. Каждый слышал хоры на расстоянии – слова уже стерлись, но магия звука жила. Так нужно всегда напомнить, сколько чудес заключается в человеке».

36. «Молитва есть возношение и восхищение. Просительная о себе молитва уже будет позднейшим явлением. Как может о себе молиться человек? Точно Высшая Мудрость не знает, что человеку нужно! Молитва есть провод к потоку Благодати. Поток льется в избытке, но нужно приобщиться к нему. Нужно найти сердечное соотношение, достойное для встречи высшей, сокровенной Ценности, потому каждая просьба о себе будет несоизмеримой. Только когда религии стали государственным орудием, наполнились они обиходными прошениями за плату. Молитва и плата – несоизмеримы! Потому так много людей отвращаются от служения оплаченного. Сама радость молитвы возношения улетает под звон металла».

37. «Вы слышали молитву птиц – малые собратья умеют приветствовать Свет. Они находят лучшее выражение для восхищения перед величием Света. Растения к Свету тянутся. Только люди мечтают о желудке, когда дух должен преисполниться Величием Превышним. Так совершается кощунство, которое подобно самоубийству. Написаны лучшие гимны, но читают их без сердечного трепета – как звон разбитой посуды. Пора снова обратиться к началам, чтобы даже пример низших братьев мог опять вернуть к путям высшим».

38. «Молитва может быть сравнима с магнитом. Действие молитвы напрягает сердце и притягивает из пространства лучшие мысли. Даже если такие мысли земных слоев не будут самою Благодатью, они все-таки будут добрыми. Обогащение такими мыслями дает новые силы, как встреча с друзьями. Нужно ценить таких друзей. Можно с ними и не встретиться, но они близки. Само пространство полно ими, стоит лишь послать им добрую мысль. Молитва имеет качество магнита».

39. «Антипод молитвы – сквернословие. Оно смущает и грязнит Пространство. Запрещено в городах иметь фабрики, полные ядовитых газов, но кощунство и сквернословие по следствиям своим вреднее. Люди не хотят освободиться от самого губительного вещества, порождающего устрашающие разрушения. Уже не говорю о болезнях, порожденных нарушением атмосферы. Ужаснее всяких болезней будут разрушения слоев около планеты. Сколько же молитв и добрых мыслей требуется, чтобы заполнить эти пропасти и язвы пространства! Если опасны безводные пустыни и смерчи, то то же самое наблюдается, когда человечество опустошает вокруг себя живительные силы. Ведь самоопустошенные остовы, как гробы гниющие. Упаситесь от сквернословия».

40. «Не может быть договора с сатаною. Может быть лишь рабство у сатаны. Умолить сатану нельзя. Можно лишь без страха наступать на него и через него. Есть старинное предание, как сатана решил устрашить отшельника. Он предстал ему в самом ужасном виде, но подвижник преисполнился огненного явления и так наступил на сатану, что прошел сквозь него, как бы прожег сатану. Огонь сердца сильнее пламени сатанинского. Нужно исполниться такого огня, тогда все усмешки демонов претворятся в гримасы от ожогов – так устремимся на сатану».

41. «Каждый человек даже в обиходе своем являет особенности своей природы. Немногие особенно любят синеву горных вершин, являя там лучшую утвержденность духа; другим нужна зелень и ее называют цветом надежды; третьи живут в теснинах городов и там чувствуют себя отлично. Различны будут и молитвы таких людей. Мало они поймут друг друга. Потому нужно воспитывать сознание, чтобы оно сделалось терпимым и могло прикасаться к разным граням Бытия».

42. «У одного отшельника спросили – как может он пребывать в постоянном молчании. Он очень удивился и сказал: «Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно – так много собеседников посещают меня». Отшельник настолько приблизился к Миру Незримому, что он стал для него вполне ощутимым. Молитва сделалась собеседованием, мир утвердился во всем величии. Такому духу переход в Мир Тонкий вообще не осязаем. Среди бесед о добре можно подниматься по любым ступеням. Сперва молитва внешняя, потом молитва сердечная и затем собеседование о Благе».

43. «Существует мнение, что молитва есть нечто отличное от обихода, между тем она есть основа жизни. Без связи с Высшим Миром немыслимо человечество, оно будет хуже зверей. Так можно рассматривать связь с Высшим Миром как основу Бытия. Не имеет значения, на каком языке будет совершаться воззвание. Мысль не имеет своего языка, но зато она всепроникающа».

44. «Одни всецело посвящают себя молитве, другие умеют совмещать молитву с трудом. Не будем взвешивать, что ценнее, лишь бы молитва и связь с Высшим Миром существовала и преображала жизнь. Не удивимся, если трудник принесет лучшее качество работы, совершая ее с призванием Высшей Помощи. Не удивляйтесь, если самая краткая молитва будет доходить лучше. Так приобщимся к Высшему Миру не по приказу, но по влечению сердца. Можно преобразить жизнь земную лишь связью с Высшим Миром, иначе страдания не уменьшатся, наоборот, они доведут до гибели. Невежество должно быть искореняемо, но лучшее просвещение явится СВЫШЕ».

45. «Может быть, найдутся столь темные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром – сор везде существует, но упасите детей от такого невежества. Окаменелое сердце уже не сердце, но кусок отброса. Так найдем во всем место общению с Высшим Миром».

46. «Спокойствие сознания образуется по мере познания Высшего Мира. Нет большей радости и красоты, как утверждение Высшего Мира. Молитва образовалась от достоверности опознания связи живой с Высшим Миром. Само познание такой связи делает человека сильным и устремленным. Явите уважение ко всему, носящему признаки Высшего Мира».

47. «Неужели не видят люди всю сатанинскую уловку против Высшего Мира?»

48. «Человек молит о прощении и не изменяет образа жизни. Человек скорбит о своих несчастьях, но не покидает ни одной привычки, которые довели его до положения скорби. Но одно моление о прощении не имеет смысла, если не сопровождается исправлением жизни. Не скорбь, но лицемерие, когда Высшая Мудрость утруждается саможалением. Также не имеет значения принуждение к молитве. Пока люди не примут значения связи с Миром Высшим, они будут лишь кощунствовать своею неискренностью. Не солгать Истине, не утаить перед всепроникающим Светом. И к чему утаивать сокровенное, сердцем оправданное? Связь с Высшим Миром будет привлекательной, когда сердце утвердит свой приговор».

Е.И.Рерих – Ф.А.Махон[12]

21 января 1936 г.

Моя дорогая г-жа Махон,

Я поистине пришла в ужас, услышав о всех Ваших бедах, это настоящее испытание огнем. Счастлива, что Вы не пострадали, но, пожалуйста, обращайте внимание на все Ваши предчувствия и предостережения, которые посылаются Вам. Времена настолько грозные, что к этим предостережениям нужно внимательно прислушиваться.

Через две-три недели мы ожидаем, что наши нью-йоркские дела вступят в новую фазу. Борьба будет свирепой, но мы знаем, что победим и все обернется на величайшую пользу. Пожалуйста, не слишком усердствуйте в поисках моих гребней. Я напишу в Америку – уверена, что в большом городе будет проще найти их.

Надеюсь, что Вы и полковник Махон в полном порядке и довольны Пребыванием среди друзей.

Шлем Вам обоим наши самые сердечные приветствия.

Искренне Ваша.

 

Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову

21 января 1936 г.

Дорогой Георгий Гаврилович[13], не откажите передать этот ответ Мирону Емельяновичу. Получила Ваше срочное письмо от 19 декабря с замечаниями о книге «Основы миропонимания Новой Эпохи»[14]. Конечно, я очень одобряю эту книгу. Это ценный вклад в нашу небогатую литературу по этим вопросам. Книгу эту я читала в рукописи и не отказывала в советах автору ее. Но о Вашей критике этого труда скажу, что Вы поторопились, так же как Вы это сделали и с критикой журнала д-ра Асеева. Следует помнить, вернее, знать, что нет ни одной книги, в которую не вкралось бы несколько ошибок или неясностей или просто опечаток и пропусков. Даже в книгах или письмах Адептов можно найти как бы противоречия, но которые для знающих являются не противоречиями, а просто недоговоренностями. Мироздание очень сложно, и невозможно уместить все великое разнообразие его в несколько формул, приложимых к каждому случаю. Так и в вопросе о созвучной душе много недоговоренности. Нельзя отмерить аптекарскими мерами степень достигнутой индивидуализации в каждом отдельном случае в тех или иных группах низших царств, потому и берется лишь средняя мера их состояния. Общую душу в данном случае следует понимать как созвучие в примитивных ощущениях, и, именно, такое созвучие может выражаться термином обшей души или духовного созвучия. Ведь и Великие Учителя часто называют Свою Группу – Единое Эго.

Так, Вы изумляетесь, что закон Кармы назван «слепым и вместе с тем разумным». Но следует всегда помнить о противоположениях в каждом космическом законе. Слепым закон этот назван в силу его непреложности, непоколебимости, когда он действует космически непреложно. Закон Кармы становится разумным в действиях человека с пробужденным разумом. Но низшие царства подчинены «слепому» для них закону.

Владыки Кармы, направляя эволюцию мира, конечно, прежде всего руководствуются космическими законами и направляют или согласуют свою Волю с эволюцией Космоса, или великою Целесообразностью. Потому Ваш вопрос – «неужели Владыки Кармы слепы?» – просто неуместен. Теперь разъяснение автора, что «карма не действует в течение первой и последней четверти круга эволюционного развития», то и тут нет заблуждения, но просто тоже недоговоренность. Во всех Учениях очень мало сказано о состоянии человека в первых трех Кругах или даже о первых двух Расах нашего Круга. Но все же из намеков можно понять, что в течение первых двух Рас Четвертого Круга состояние это при духовности было лишено того, что мы называем рассудком, и потому можно сказать, что они следовали непреложному или «слепому» закону Кармы. В последней же четверти нашего Круга, когда человечество утончится и достигнет состояния уплотненного астрала и своей первоначальной духовности через раскрытие высших центров, но уже при вполне развитом и просвещенном разуме, то, конечно, оно завершит свою земную карму и улетит с Земли, чтоб начать новый цикл существования на иной планете.

Также на страницах оккультных трудов можно найти упоминание, заимствованное из теософических писаний, о количестве воплощений, допустимых подряд в одном поле, – категоричность этого утверждения при недоговоренности тоже может вводить в заблуждение. Но если бы я стала опровергать его, то мне пришлось бы затронуть нечто, не подлежащее еще оглашению. (Но так как недоговоренность эта никакого вреда не принесет, то я ее и оставила в ее теософическом освещении.)

Почему кажется Вам несправедливым утверждение, что «человек может обогнать свою карму и тогда она не достигнет его»? Мне думается – наоборот, ибо если было бы иначе, то мы никогда не вышли бы из этого заколдованного круга. Теперь Вы спросите: как может человек обогнать свою карму? Отвечу: улучшением своих мыслей и побуждений. Много раз в Учении сказано, что именно наши побуждения и мысли творят нашу карму, поступки – факторы второстепенные. Ведь именно мысли создают нашу внутреннюю сущность. Мысли откладываются энергиями в нашей ауре, и если эти энергии будут очищены и утончены, то ясно, что они могут созвучать или притягивать лишь такое же чистое, и потому все злобное и низкое не сможет уже коснуться нас в полной силе. Так, если Вы встретитесь с человеком, которому в прошлой жизни Вы причинили зло, то, хотя он и почувствует к Вам неприязнь, но, если Ваша аура будет особенно очищена, действия его злобной энергии не смогут задеть Вас в полной мере, и злобная энергия, как бумеранг, обратится на пославшего. Вот почему так практичен совет очищать, улучшать и утончать свои мысли и побуждения. Дух несет в себе свое достижение и свой доспех. Очищение и огненная трансмутация нашего внутреннего существа делают нас владыками кармы. Ведь завершение кармы на одной планете наступает, когда все элементы или энергии, входящие в состав нашего существа, достигли совершенства, положенного для данной планеты.

Теперь что касается до Андрогины[15]. Обратите внимание, что место это поставлено в кавычках и взято оно из моего письма к автору книги. Я уже писала Вам, что третий том «Тайной Доктрины» собран был без корректуры самой Е.П.Блаватской. Кроме того, нельзя относиться с полным доверием к записям учеников, часто не проверенным самой Е.П.Блаватской. Сама на личном опыте знаю, какие сюрпризы можно встретить в подобных записях. Потому собираюсь в своем завещании упомянуть, что я не отвечаю ни за какие записи, сделанные якобы с моих слов, если в них нет следов моей корректуры и надлежащей подписи.

Не понимаю, почему кажется Вам невозможным, чтобы Христос называл «Отцом Своим» Непознаваемую Первопричину? Как бы ни была трансцендентна Первопричина, истинно, она есть Отец-Мать всего сущего. Так же точно Христос мог называть Своим Отцом того Дхиани-Будду, под Лучом которого зародилась его монада или человеческая особь и к царству или планете которого Он, следовательно, принадлежал.

В заключение напомню Вам, что критика легка, но искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой Этики, должен понять, как важно являть на своем пути глаз добрый. Критикой никогда ничего не создавалось.

Книга «Основы нового миропонимания» принесла много радости ищущим сердцам, и я слышала много трогательных откликов и превосходных отзывов о ней. Ошибок в ней или, вернее, недоговоренностей не больше, чем во многих других писаниях, к какой бы области они ни принадлежали.

Прежде чем двигаться дальше, нужно, чтобы сознание человечества вместило то, что уже дано. Ведь сейчас человечество стоит перед пропастью – быть или не быть? – и потому гораздо важнее проводить в жизнь начала Живой Этики, нежели знать точный подсчет числа воплощений, допустимых в одном поле, или же все степени духовных созвучий в низших царствах, или, наконец, будут ли люди Седьмой Расы иметь два позвоночника или три ноздри и т.д.

Так, не критикуйте, но обследуйте каждый вопрос со многих сторон, помня о всем разнообразии и всей сложности Мироздания.

В своем последнем письме Вы пишете: «Вы знаете, что что бы Вы мне не сказали, я не обижусь, а только буду благодарен, – это не слова, а действительность. Часто Вам это говорю, потому что заметил, что многие так говорят, но на первое же указание обижаются» – эти строки подчеркнуты Вами. Отвечу – Благо Вам, если это осознание уже посетило Вас, следовательно, этот мой ответ уже не «задует Вашего пламени», даже если оно «дымящее». «Невелика честь насадить сад обид». Обиженность есть все та же самость, преграждающая нам путь к Свету.

Если найдете еще что-либо непонятное в труде А.Клизовского, напишите, отвечу насколько возможно.

Н.К. уже писал Вам, чтобы Вы не пили слишком сильный навар валериана.

Шлю Вам бодрость и мужество и всего светлого.

Е.Р.

Е.И.Рерих – М. де Во Фалипо

24 января 1936 г.

Май дир френд[16],

За последнее время от нескольких друзей мы получаем сведения, что наши бывшие сотрудники – г-н Хорш, его супруга и мисс Эстер Лихтман – рассылают циркулярные письма, порочащие наше имя, всем лицам, так или иначе состоящим в связи с нашими Учреждениями в Нью-Йорке или даже просто интересующимся ими. Не в моем обычае писать какие-либо отрицательные оповещения даже о неудачных сотрудниках, но их непрекращающиеся выпады против столь уважаемого имени заставляют меня написать Вам и осветить положение и с другой стороны. Конечно, трудно представить себе, как после 14-летнего, казалось бы, такого дружного сотрудничества в Учреждениях мог внезапно произойти среди участников такой раскол, да еще с такими злостными наветами. Но когда мы примем во внимание основные отрицательные черты национальности трех захватчиков, то все становится на место. Так, г-н Хорш вложил свой капитал в Дом и надеялся получить на него сторицею, но когда вследствие Американского краха в 29-м и 30-м году выяснилось, что это невозможно, он задумал иным способом захватить контроль над всеми Учреждениями и Домом. Как теперь обнаруживается, он тщательно подготовлял этот захват в течение всех последующих лет, и, конечно, для завершения его самым удобным временем явилось отсутствие профессора Рериха в далекой экспедиции. Как Вы знаете, происшедший в Америке крах потребовал переоценку всего рил эстета[17], и стоимость нашего Дома, выстроенного в самое дорогое время, упала вдвое, цены на квартиры должны были быть понижены, и, конечно, доход сильно сократился. Все вместе взятое при возросших налогах привело к реорганизации, которая была проведена успешно, и Дом остался за нашими Учреждениями. Но по техническим и легальным формальностям Дом после реорганизации должен был быть передан от «Рерих Музея Корпорации», которая в последние годы являлась владельцем Дома, в нашу основную Корпорацию «Мастер-Институт оф Юнайтед Артс», основанную профессором Рерихом в 1921 году и свободную от всяких обязательств. Таким образом, Дом остался в своей основной Корпорации, в которую входили все те же Трэстис[18]. Но этот уход Дома из одной Корпорации в другую дает возможность трем захватчикам сообщать всем не посвященным во внутреннюю организацию Учреждений как бы о прекращении деятельности, связанной с Музеем и именем, и переходе всего в какую-то якобы новую Корпорацию. На самом же деле именно Мастер-Институтом оф Юнайтед Артс начались наши Учреждения, и Н.К. является фаундером[19] и основателем его вместе с основной группой, состоящей из З.Лихтман и Мориса Лихтмана, мисс Грант, профессора Рериха и меня. Г-н Хорш с самого своего подхода к делам принял на себя все управление Домом и исключительное заведование всею финансовою частью. Также он имел нашу полную доверенность на ведение всех наших финансовых и прочих дел. Конечно, он и воспользовался этими обстоятельствами, чтобы тем успешнее провести свое злоумышление. Так, он со своею супругою и мисс Эстер Лихтман решил упразднить всю основную группу учредителей, состоящую, как я уже писала, из профессора Рериха и меня, г-на и г-жи Лихтман и Франсис Грант (особенно ненавистны ему две последних), и уже в 34-м году в последний краткий приезд Н.К. в Нью-Йорк г-жа Хорш заявила ему категорически, что они не могут сотрудничать с Зинаидой Григорьевной Лихтман и с мисс Франсис Грант. С этою целью, под предлогом опять каких-то легальных формальностей, будто бы требовавших временной замены нас в Трэстишип[20], г-н Хорш ввиду нашего отсутствия заменил Н.К. своим зятем, а мое место заняла мисс Эстер Лихтман. Конечно, мы были извещены, что это пустая формальность и мы автоматически будем немедленно снова восстановлены во всех своих правах. Но как это выясняется, такая замена не являлась необходимостью. Все это совершалось ими под шумок и в отсутствие Н.К. и при полном доверии к его действиям со стороны прочих Трэстис. Также в свое время, под предлогом тех же формальностей, г-н Леви принял на хранение их шеры[21] Учреждений, которые теперь он выдает за свои. Но, по счастью, у некоторых имеются расписки в выдаче ему этих шер. Когда первое предательство было совершено, они начали поход против остальной ненавистной им группы. Ведь уже в 34-м году в последний краткий приезд Н.К. в Нью-Йорк г-жа Хорш заявила категорически, что сотрудничать с Зинаидой Григорьевной Лихтман и Франсис Грант они не будут. Конечно, мы прилагали все усилия, чтобы поддержать между ними всеми дружественное, просто деловое сотрудничество, но безуспешно, как мы это видим. Невозможно описать всех злобных ухищрений, которые были пущены ими в ход для этой цели. Когда Н.К. узнал о происшедшем, дело, конечно, приняло новый оборот, и Н.К. вступился за права верных и оскорбленных сотрудников, которых трое захватчиков хотели буквально выбросить на улицу. Дело сейчас уже передано адвокатам. Но когда злоумышленники убедились, что мы будем защищать наших сотрудников, то злоба их перешла всякие границы и они решили уничтожить всех нас. Для этого они не останавливаются ни перед чем и решили воспользоваться даже известным пуллом[22] в лице г-на Уоллеса.

Так, корысть и жажда власти и честолюбие маленького брокера, добившегося благодаря идеям и имени Н.К. известного положения, при котором ему многие двери стали открыты, бросились ему в голову, и он хочет уже блистать один. Сама мисс Лихтман неоднократно подтверждала, как имя Рериха открывало им все двери и что реорганизация Дома была успешна[23] только благодаря тем идеям, которые были заложены в Учреждениях, и сочувствию общественного мнения. Друзей у нас немало, и мы получаем множество писем с изъявлением полного сочувствия и полной солидарности с нами против этого вопиющего злоумышления. Прекрасные формулы наполняют пространство. Так, известный писатель Косгрэв: «Ай олвэз фот – ит уоз эй миракл, вет эй мен лайк Хорш уит нофинг бет ве уол-стриит инстинкте шульд хев гивен вет до-нешен ту ве уорк. Ай кульд онли аккаунт, нор, ит бай май белиф вет хе хэд биин течед бай ве Холи Гост ин ве персон оф Николае Рерих – нау аппарентли хи вульд нот сюстен ит енд хез гон бек то хиз фермер селф. Перхепс эновер теч оф ве Холи Гост уил хелп хим. Ин эни кез Ай вульд лайк ту си Профессор Рерих бек хир»[24]. Конечно, я не могу передать Вам всего того, что говорится[25] по адресу захватчиков. Но происходят и трагикомические сцены, не могу не описать одну из них: так, на одном многолюдном собрании Общества имени Рериха в Филадельфии г-жа Хорш, которая состояла его почетным членом, встретив там известного поэта Уортона Сторка, первого председателя Общества имени Рериха в Нью-Йорке, начала было порочить имя Рериха, на что Уортон Сторк (свыше шести футов ростом) прогремел на всю аудиторию: «Оан мор диспереджинг уорд эгенст профессор Рерих, энд Ай уил инфликт ю бодили харм»[26]. Говорят, что от ужаса г-жа Хорш присела и быстро покинула собрание <...>[27] Да, друзья собираются и образуют Совет защиты. Попутно многие лики обнаружатся, и это полезно знать. Да, все отрицательные черты еврейской национальности выявились в этих трех захватчиках, так же как лучшие ярко определились в Зинаиде Григорьевне и ее супруге. Ведь родной брат мисс Лихтман отказался от нее и сейчас очень страдает от того, что именно его сестра явилась предательницей дел. Он чуткая и редкая душа. Во всем этом деле самым потрясающим, конечно, является их беспримерное лицемерие. Ведь у нас тома их писем в самых суперлативных[28] словах, выражающих нам их преданность и признательность за все полученное ими от нас, за все те возможности, которые открылись перед ними, то положение, которое Учреждения эти дали им. Так продолжалось до самой середины прошлого лета, когда без малейшего повода с нашей стороны они неожиданно <...>[29] для возможности в будущем писать им и дискредитировать имя профессора Рериха. Все необходимые рекомендации и письма были получены ими. Конечно, больше всего они опасались и опасаются приезда Н.К. в Америку и потому измышляют самые невероятные вещи, чтобы помешать этому приезду. Так, экспедиция должна была закончиться в Америке, но через Уоллеса они добились, чтобы экспедиция была закончена в Индии, чтобы всячески отдалить и пресечь возможности приезда. Зная также слабую струнку многих, они пытаются затронуть и с политической стороны, именно распуская на основании нелепейших и умышленных статей некоего Пауэла, который за свои подобные же проделки лживых доносов должен был после спасаться в сумасшедшем доме. Они распускают слухи, будто бы профессор Рерих встретил затруднения от местных монгольских правительств, когда на самом деле как раз обратное. Никто и нигде не чинил профессору Рериху никаких препятствий, и мы имеем к этому письменные доказательства. Так, мы имеем письма князя Девана в местные газеты, выражающего свои дружественные чувства к профессору Рериху, мало того, именно Монгольское Правительство издало биографию профессора Рериха на монгольском языке. Факт сам по себе редчайший. Также и со всеми остальными Правительствами никаких трений не возникало. Те выпады русских эмигрантов, вроде брошюры Василия Иванова, нельзя принимать во внимание, зная, на какие деньги она печаталась. Ведь эта лживая брошюра, в которой и я названа еврейкой и урожденной Лишман(!!!) и теософической мадонной, постоянно живущей в Адиаре, и т.д., не может рассчитывать на внимание и сочувствие уважающих себя русских. Так, никаких затруднений Н.К. и Юрий не встречали, и у них к тому есть свидетельства порядочных людей разных национальностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.