Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово в Неделю Восемнадцатую по Троице




Образцы церковной проповеди.

В Апостольском чтении настоящего дня мы слышали, братия, апостольское учение ο благотворительности к бедным. Святой Павел среди апостольских трудов своих не тяготился и не стыдился сам быть сборщиком милостыни для бедных палестинских христиан, страдавших от притеснений иудеев. И вот, обещаясь быть скоро в Коринфе по пути в Иерусалим, он просит Коринфян приготовить к его приходу, что пожелают они пожертвовать для бедных в Иерусалиме. Хотя Коринфские христиане многократно уже оказывали свое усердие в благотворительности святым, как засвидетельствовал и сам Апостол, но между ними могли быть и такие, которые были или слишком рассчетливы, или медлительны и недоброхотны в деле благотворения. Поэтому-то святой Павел, как попечительный наставник благочестия, убеждая Коринфян быть щедрыми и не скупиться в подаянии милостыни, сравнивает благотворение бедным с обыкновенным посевом. Кто сеет, говорит, скудно, y того скудна и жатва, a кто сеет щедро, y того и жатва обильна. Так и в деле благотворения: кто более благотворит своим ближним, тому более благодетельствует Бог; кто доброхотнее подает нищему, тому обильнее подается от Бога: " доброхотно дающего любит Бог " и, по мере щедрости его к несчастным, умножает на нем и потомстве его свои небесные благословения.

Если и в те светлые времена Церкви Христовой, когда и вера христиан была живее, и любовь к Господу пламеннее, и усердие к исполнению заповедей Божьих ревностнее, святой Апостол не считал излишним убеждать христиан к доброхотному и щедрому благотворению бедным, то, конечно, не излишне напоминать об этом в наши времена, когда и вера оскудевает, и любовь иссякает в христианском обществе.

Почему же обязанность благотворения бедным и несчастным поставляется столь необходимой и священной в христианском обществе, что нерадеющего об исполнении ее Апостол называет веры отвергшимся и неверного горшим? Потому, братия мои, что все верующие во Христа, крестившиеся во имя Пресвятые и Живоначальные Троицы, приобщающиеся животворящего тела и крови Христовой, составляют одно духовно-таинственное тело Христово и связаны между собой, как члены одного живого тела: " одно тело во Христе," (Рим.12:5) учит святой Апостол, " а порознь один для другого члены. " Итак, эти покрытые рубищами страдальцы, эти с искаженными членами люди, к которым мы страшимся прикоснуться, эти отребия мира, от которых мы отвращаем взор свой, суть не только братия наши по человечеству, но и члены одного с нами живого и живоносного тела Христова. В них не только таже плоть и кровь, та же разумная и богоподобная душа, что и в нас, но они возрождены в той же купели Святого Крещения, в которой крещены и мы, запечатлены той же печатью дара Духа Божьего, как и мы. Вместе с нами приходят они в дом Отца Небесного, как вечные чада Его, и с бульшим, нежели мы, дерзновением могут взывать к Нему: "Отче наш, иже еси на небесех." От единой чаши причащаются и они того же тела и крови Христовой, которых причащаемся и мы. Словом, это те члены тела Христова, которых Апостол называет "царским священием, языком святым, людьми обновления." Уже посему одному их нужды должны быть нашими нуждами, их язвы нашими язвами, их страдания нашими болезнями: " страдает ли один член, страдают с ним все члены, " (1 Кор.12:26) говорит святой Апостол. Итак, кто отвращается от несчастного брата своего, члена тела Христова, не отрицается ли тем самым благодати Духа Божьего, связующей всех нас во едино тело во Христе? He отсекает ли самого себя от живоносного тела Христова и от общения церковного? He делается ли мертвым, отпадшим его членом, сухой, отвалившейся ветвью? " Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?...Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. " (1 Иоан. 4:20; Иак. 1:27; 2:26). Так рассуждают об этом святые Апостолы.

Нет сомнения, что Отец небесный, равно любящий всех земных чад Своих, мог бы всех и каждого осыпать грудами богатства и сделать счастливыми на земле, но не делает этого потому, что мы созданы не для земли, a для неба, что земное счастье привело бы многих к вечной погибели. Он же не хочет, чтобы погиб и один от малых сих. Не делает этого еще и потому, что всеобщее изобилие во всем сделалось бы поводом ко всеобщему развращению, ко всеобщему погрязновению в чувственность, к забвению Бога и неверию, как это и было перед потопом. Земная жизнь наша есть время не только воспитания нашего для неба и вечности, но и время испытания нашего в том, достаточно ли мы успели обучить себя благочестию и христианской любви, и способны ли вселиться и обитать в небесном Божьем царстве, где царствует между всеми любовь и мир и радость ο Духе Святом; где нет разделения между моим и твоим, a общее всем блаженство; где нет иудея и еллина, раба и свободного, богатого и бедного, a все едино в Боге и с Богом.

Для обучения этой-то взаимной любви и тому братскому единодушию, для которого нет различия между богатым и бедным, между знатным и худородным, которое в самом последнем из нищих видит своего истинного брата, Господь ведет нас различными путями. Одних наделяет избытком земных благ, чтобы расположить сердца их к любви и милосердию к своим ближним, чтобы связать сердца их с сердцами братий своих сочувствием и сострадательностью, чтобы дать им возможность посредством земных сокровищ приобрести себе сокровище неоскудеваемое на небе, чтоб они приобретали " себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители " (Лук.16:9). Другим подает крест злострадания и бедности, чтобы обучить их терпению, кротости и смирению, чтобы связать сердца их узами любви и благодарности с сердцами милующих и благодеющих им.

Видишь ли, возлюбленный, для чего иногда подаются тебе земные блага в избытке, более, чем нужно для тебя одного? Для испытания твоего братолюбия, для обучения сердца твоего милосердию и сострадательности к несчастным, для изглаживания грехов твоими милостями убогим. Если же, наслаждаясь сам дарами Божьей доброты, ты презираешь несчастных собратий своих, не разделяешь с ними подаваемого тебе Богом; то как избежишь участи упоминаемого в притче евангельской богача, который, страдая в пламени адском, просил одной капли воды y бедного, презренного им Лазаря?

He подумайте, впрочем, братие, чтоб раздаяние бедным своего, приобретенного трудами, было одной тратой, не вознаграждаемой ничем, чтоб это сеяние христианской благотворительности не приносило нам самим еще больших и обильнейших плодов, равно как оскудение ее не отражалось бы неблагоприятными последствиями на нас самих. Вспомните, что Сам Отец небесный именует Себя Отцом сирых, Сам Единородный Сын Божий называет нищих Своими братьями, сонаследниками небесного царствия Отца Своего. Поэтому, кто отвращается от нищего, не отвращается ли от Самого Отца небесного, который есть его Отец? Кто отказывает в помощи своей бедному, не говорит ли Самому Сыну Божьему: "отойди от меня?" Кто оскорбляет невниманием своим несчастного, не оскорбляет ли живущего в нем Духа Божьего? " И чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе великий грех. " (Втор.15:9).

Осмелишься ли после сего сказать в молитве своей к Богу: "Отче наш?" Но отвергнутый тобой нищий возопиет на тебя к Богу: не признавай его за сына, ибо он сам не признает меня своим братом. Станешь ли просить чего y Господа? Но презренный тобой нищий возопиет на тебя к Богу: не подавай ему ничего, как и сам он не дает ничего мне. Будешь ли просить y Господа прощения грехов своих? Но несчастный, разоренный тобой должник твой станет и возопиет к Богу: не прощай ему, потому что он сам не прощает мне, предай его в тьму кромешную, как он заключил в темницу меня, взыщи с него до последнего греховного помысла, как и он хочет взыскать с меня до последнего кодранта. И не здесь ли, братие мои, причина того, что и огромные богатства рассыпаются иногда в прах так быстро, что несчастный богач сам не может понять, как сделался нищим? He здесь ли объяснение и того, нередкого в жизни явления, что наследники больших состояний через некоторое время вынуждены бывают выпрашивать себе хлеба насущного?

С другой стороны, если Бог есть Отец сирых и нищих, то " благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его " (Прит.19:17). Нет сомнения, что и мы и все состояние наше в руках Бога всемогущего, правосудного и вседобрейшего. Может ли же Он, премилосердный и щедродательный, надолго оставаться y кого-либо в дому и не воздать сторицей тому, кто из любви к Нему, из послушания слову Его, из повиновения Его святой заповеди, с любовью и усердием благотворит своему ближнему?

Если ты имеешь попечение ο своем сыне, говорит святой Иоанн Златоуст, то дай ему свидетельство, что ты оставляешь Бога должником своим, то есть засвидетельствуй многими опытами твоего милосердия и сострадательности к бедным, что ты много дал взаймы Господу, и будь уверен, что сын твой не будет забыт перед Богом, получит от Heгo все с преизбытком. И кто, оказавший помощь бедному, не получал в нуждах своих помощи от Бога? Кто, препитавший алчущих, сам томился когда-либо голодом? Кто, призревший сироту, не видел благословения Божьего на доме своем? "Я был молод и состарился," говорит Пророк Божий: " и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет " (Пс. 36:25-26). Итак, доброхотное, щедрое, добросердечное благотворение во имя Господа Иисуса Христа есть не потеря, a приобретение, приносит не оскудение, a довольство, не лишение, a избыток: "Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело" (2 Кор.9:8). Вот почему, братья мои, Слово Божье ублажает людей милостивых и благотворительных к бедным своим братьям: " блаженны милостивые, ибо они помилованы будут " (Матф.5:7), говорит Сам Господь. " Блажен, кто помышляет о бедном и нищем," говорит Пророк Божий, - " в день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле " (Пс.40:2-4). Поистине, " блажен, кто помышляет о бедном и нищем. " Аминь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.