Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕНИН И ДЕТИ 2 страница




Тов. Кравченко, работник «Крестьянской газеты», ездила недавно в Миллеровский район, взяла с собой стенографистку и провела вот какую работу. Она пожила там две недели, поговорила с колхозниками и колхозницами и дала им темы, на которые они сами стали писать. Но говорят они хорошо, а пишут не очень хорошо, поэтому она провела эту работу таким образом.

Вот, например, колхозница написала, как у них ясли организовались. Многих моментов не хватает. Кравченко ей задала ряд вопросов. Рассказала та очень хорошо, а стенографистка все записала. В результате получила очень живой рассказ, живым языком написанный, который отражает все, что колхозница умела выразить, все ее переживания. И вот брошюра получилась исключительно интересной, потому что это не кто-то писал со стороны, а это то, что сами колхозники и колхозницы высказали. В этих записках очень интересно о производственных совещаниях рассказано, как они обсуждали полку, как – оплату за труд и т. д. И вот видно, как на этом обсуждении организационных вопросов растет сознание колхозников.

И другие ездившие в колхоз о том же говорят.

Так что, очевидно, уже сейчас колхозы на такой ступени, что колхозная работа тоже воспитывает организационные навыки. И вот нам нужно иметь в виду, что, если мы хотим из наших ребят растить таких людей, которые были бы в будущем стоящими людьми, нам нужно с самого раннего возраста привить им организационные навыки, чтобы они привыкли и к порядку – как разложить свои игрушки определенным образом или свои инструменты, чтобы они могли точно передать поручение, чтобы они умели сделать ту или другую работу вдвоем и втроем. Надо поглубже к этому подойти, и это воспитание нужно проводить начиная с детского сада. Когда детский сад даст эти умения, то потом ребята в политехнической школе будут продвигаться гораздо быстрее.

Затем я хотела сказать еще вот что, относительно плановости. Надо приучать планировать, но надолго наши ребята планировать не могут. Ребенок все же есть ребенок. Планировка их должна быть самая простая. Другое дело сами дошкольные работники. Они должны планировать работу ребят. Дошкольницы должны обдумать, как дать ребятам такие занятия, которые воспитывали бы и развивали их, укрепляли их здоровье и давали бы им трудовые навыки, организационные навыки и т. д. Дошкольнице это продумать нужно, а для ребенка ставить такую задачу, что они должны вперед надолго планировать, – это, конечно, совершенная утопия. Тут важно, чтобы планировала работу дошкольница, чтобы она знала, почему и как нужно ту или другую работу поставить, а ребята отчасти это будут понимать, но надо ориентироваться при этом планировании на интересы ребят; поэтому тут нужно быть гибче, нужно, чтобы планы эти были не бюрократическими планами, а планами живыми. Ведь сейчас можно видеть, чем ребята интересуются, что они видят в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно уметь их интересы организовать определенным образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались и становились сознательными. Тут нужно поменьше словесности, а нужно побольше живого дела. Это, конечно, не значит, что с ребятами нельзя говорить о серьезнейших вещах. Бывает так, что взрослые часто думают, что ребята ничего не понимают, а ребята уже в 5^-6 лет думают об очень серьезных вещах.

Большой вопрос – это вопрос о подготовке работников, и тут нужно очень серьезную работу провести для того, чтобы широкие кадры подготовить. В две-три недели, в месяц можно дать самые элементарные знания о дошкольной работе. Но ведь ребята постоянно задают вопросы, нужно и политически быть человеком таким, чтобы немножко ориентироваться и разбираться в том, что кругом делается. И в то же время нужно, чтобы эти работники знали кое-что и по медицине и по гигиене. Поэтому нужны всякого рода повторительные курсы во время самих занятий, лекции, организуемые время от времени, обмен опытом, объяснение опыта, который имеется у дошкольницы; все это важно. А затем все дошкольники, конечно, должны представлять собой кадр, который тоже является определенным коллективом, который понимает такое большое и важное дело.

Позвольте, товарищи, приветствовать Цекпрос за то, что он придумал эту конференцию, и пожелать вам как можно большего достигнуть на фронте дошкольного образования, добиться 100% дошкольного образования, организовать кадры дошкольников и культармейцев и добиться того, чтобы наше молодое поколение уже росло таким, чтобы в нем были заложены основы коммунистического мировоззрения и коммунистического подхода ко всем явлениям жизни уже с малых лет.

1931 г.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЛА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ЗАВЕДУЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫМИ СЕКТОРАМИ)

 

Товарищи, перед тем как мне к вам прийти, у меня была тут маленькая беседа с вожатыми пионердвижения 12 различных стран. Они мне задали вопрос насчет дошкольного образования. Я чрезвычайно расхвалила наше дошкольное образование, рассказала, как ребята растут, как развиваются у них интересы к общественным вопросам, как у них вырабатывается определенное отношение к целому ряду явлений, и рассказала, как я была в Орехово-Зуеве и зашла в пальто в детский сад... и как строго мне девочка сказала: «Тетя, ты порядков не знаешь, – разве можно в одеже входить?» Переводчица перевела мой рассказ так, что девочка сказала: «У нас не позволяется входить в одеже», – но я ее поправила. Дело не в том, что «не позволяется». Именно особенность детей в том, что они сознают, как надо поступать, а не только подчиняются тому, что «не позволено». Девочка сознательно понимала, что нельзя входить в одежде, и это именно так надо было перевести.

Я рассказывала про то, как выросло это движение, как в 1919 г. крестьяне боялись детских садов, как они подавали заявление за многими подписями о том, чтобы у них не отбирали ребят в детсады и не делали из них солдат. Я рассказывала о том, как сейчас на любом рабочем собрании острее всего стоят вопросы о дошкольном обучении. Не так давно я была в Орехово-Зуеве на собрании, где стоял вопрос о библиотечном деле, но должна вам по чести сказать, рабочие библиотечным делом особенно не занимались, а интересовались главным образом дошкольным воспитанием. Этот вопрос, который непосредственно интересует каждого, назрел и должен быть разрешен в широких масштабах. Уже сейчас пути дошкольного воспитания более или менее нащупаны, но сейчас предстоит еще громаднейшая организационная работа. Надо притянуть само население к участию в этом деле, надо охватить дошкольным воспитанием всех ребят дошкольного возраста. Мне как-то пришлось беседовать о дошкольном воспитании с одной американкой, и она меня спросила: «Как же матери соглашаются отдавать детей в дошкольные учреждения?» Казалось, что мы с ней говорили на двух разных языках. Я говорю: «Как же не согласиться, если она работает на фабрике. Иначе ей пришлось бы запирать ребенка». – «А те, которые не работают?» – «Те у нас заняты на общественной работе». – «Но ведь мать могла бы остаться дома для ребенка?» Вот этот темп нашей жизни, при котором женщина втянута в производственную, в колхозную, в общественную работу, казался американке совершенно непонятным. У нас весь уклад жизни такой, что работа производственная и работа общественная целиком поглощают все время матери. Как это сочетать с помощью со стороны матери детскому саду, как воспитывать не только своего собственного ребенка, но помогать ребятам-дошкольникам вообще – казалось американке совершенно непонятным.

Наше дошкольное движение отличается тем, что оно построено на пустом месте. Ясно, что на пустом месте строить легче, чем ломать старое, потому что от старого что-нибудь да остается, остаются традиции, а здесь ничего не было. Нам очень важно довести это дело до конца, и я думаю, что мы его доведем до конца.

Далее, конечно, стоит громаднейший вопрос о том, как втянуть все население в это дело. Тут имеется очень интересный опыт Саратова. Мне рассказывали о том, как они втягивали население. Интереснее всего дифференцированная плата за дошкольное обучение. Ведь всех под одну гребенку стричь нельзя, поэтому там установили такой порядок, что каждая работница, каждая мать приходит и добросовестно говорит, сколько она зарабатывает, а потом обсуждают вместе, сколько она тратит на ребенка дома и сколько она может тратить в детском саду. С некоторых матерей, зарабатывающих мало, плату не взимали вовсе. Следовательно, тут был не бюрократический подход, а такой подход, когда сама мать определяет, сколько она может дать. Если идти по такой линии, чтобы требовать всяких удостоверений о заработке и т. д., то можно завертеть такой бюрократизм, который нас потом будет заедать. Гораздо лучше подойти к делу просто, как подошли саратовцы, – на почве доверия. Доверие ведь тоже воспитывает. Почему мне понравился саратовский опыт? Потому, что такой подход пробуждает сознательное отношение к делу. Я думаю, что нашу задачу мы разрешим именно тогда, когда население не будет формально сдавать ребят в детские сады, а будет понимать все значение детского сада и в меру своих сил ему помогать. Помощь населения детскому саду чрезвычайно важна. Об этом вы, вероятно, уже много говорили, и повторяться не стоит. Знаете ли, когда какое-нибудь дело принимает очень широкий размах, опасность бюрократизма всегда есть. Я ограничусь только тем немногим, что я сказала, но мне хотелось бы пробудить в вас настороженность в этом направлении, чтобы вы, выискивая пути для разрешения вопросов бытовой кооперации, не становились бы на чисто формалистическую точку зрения, а поднимали бы вопросы пропаганды, вопросы агитации на надлежащую высоту, заинтересовывая население в работе детского сада и прислушиваясь к тому, что оно говорит. Прислушиваться надо, потому что часто можешь проглядеть такие вещи, которые обязательно следовало бы устранить. Это одно, что я хотела бы сказать.

Другое: вот сейчас приходится в области школьного дела много говорить о том, что теперешние ребята страшно не похожи на прежних ребят. Школьники про себя пишут: «Мы ребята бойкие», – и это верно, ребята у нас стали бойкие, за словом в карман не полезут, на собрании выступят и т. д. Вообще иной раз какой-нибудь пионер такое скажет, что только удивляешься, как он это все хорошо продумал. Но отсюда никоим образом нельзя делать вывода, как у нас часто бывает, что ребята всё могут. Ребята сами не знают меру своим силам. Им кажется, что они действительно всё могут. Вот 21-го числа на комиссии исполнения СНК будет стоять вопрос о санитарном состоянии наших ребят и школы. В связи с этим мне пришлось ознакомиться с некоторыми документами. У нас получается довольно жуткая картина. Со школьниками в смысле роста благополучно, в смысле питания – среднее благополучие, но окружность груди плохая и мускулатура плохая, а из этого вытекают, как говорят врачи, явления утомляемости, бессонницы, раздражительности, повышенной нервности, невозможности сосредоточиться и т. д.

Растут ребята неврастеники. Мы думаем, что они всё могут, и чересчур перегружаем их. Нагрузка у нас такая: в возрасте 12 лет ребята загружены от 5 до 7 часов, в возрасте 14–15 лет – до 12 часов, а пионеры-активисты – до 15 часов. Ведь это получается вдвое больше нормальной работы для взрослого. Ребята сами хотят работать, как большие. Это характерно и для пионера и для непионера, и для прежнего времени и для теперешнего времени. Это естественное чувство, что ребятам хочется быть «за больших», это такое естественное чувство, и меру своих силишек они не знают, а настороженности со стороны взрослых еще нет. Нам нужно беречь силы ребят, мы не должны их перегружать. Тут должна быть сугубая настороженность в смысле охраны здоровья ребят, в том смысле, чтобы их не перегружать.

Мы вот программы вырабатываем – не умеем методически подойти. Кажется, выросла трехверстная программа. Мы ее желаем всунуть, и ни в какие часы она не всовывается. Ну что ж, какая беда, прибавим час: вместо пяти – шесть часов. Вот какое отношение. Мы не бережем достаточно силы ребят. Я в последнее время имею отношение к дошкольному делу, и я боюсь, что мы в погоне за большими целями иногда переоцениваем силы наших дошколят. Я боюсь, как бы мы тут не отошли от тех позиций, которые у нас имеются в дошкольном деле. Если, сравнить школу и дошкольное учреждение, то в дошкольном деле с вопросом насчет мытья рук, насчет отдельных кроваток, насчет питания хорошо обстоит. Каждая дошкольница цепляется к работницам и всюду об этом говорит. Как-то пришлось на Прохоровке говорить о другом, а дошкольница все о своем: о мытье рук, о кроватках и т. д. Конечно, насчет кроваток и мытья рук там будет уже сделано. В школе у нас насчет охраны здоровья – порывами проводится. То была полоса, когда заботились об этом, а теперь заботятся о повышении программы, о качестве учебы. А как эти вопросы увязываются с учебой? Как увязывается охрана здоровья? Это пока что скидывают со счета. Надо закрепить то, что достигнуто в области дошкольного дела, и та агитация, которая ведется среди населения за здоровье школьников, должна быть усилена. Другой вопрос – вопрос о перегрузке. Что нам важно? Нам важно дать организационные навыки, умение коллективно работать, умение подчинить свою волю воле коллектива. Это для дальнейшего имеет громадное значение. Но, если мы погонимся за количеством знаний, мы это хорошее дело погубим. Вот, например, насчет политехнизации важно что? Важно, чтобы был интерес к технике. Вот пролетел аэроплан, и сами ребята будут об этом говорить. Не надо затушевывать этого вопроса насчет аэроплана, а надо с ребятами поговорить всласть. Или, например, ребята увидели автомобиль. Ведь им же интересно. Этот интерес не надо тушить, а, наоборот, надо будить его. Или, например, швейная машина и т. д. Надо рассказать о машине, надо развивать интерес к технике. Ребята должны знать разные цвета, величины, твердость металлов. Когда, например, мальчонке пяти лет няня говорит: «Что это ты так бьешь лопаткой по лестнице, поломаешь» – надо видеть, с каким презрением он отвечает: «Деревянной лопаткой каменную лестницу?..» Здесь мы уже видим элементы политехнического воспитания. Надо дать ребятам знания относительно цветов, относительно твердости металлов, разъяснить окружающую природу. Надо дать ребятам навыки коллективной работы, организации, но никоим образом мы не должны заниматься тем, чтобы делать из ребенка попугайчика, а ведь это родители очень любят. «Пятилетний мальчик, а какие вещи говорит, он даже знает такое слово, как «вождь» пролетариата, знает о мировой революции». А что он знает? Тут важно, чтобы не делать попугайчиков из ребят. Конечно, не надо давить мысль, пусть заезжает иногда, если ему интересно, и о мировой революции поговорить. Есть ли в пустыне кооператив или нет – пусть детская мысль тут работает. У нас по школе были левые загибы. Давайте, чтобы здесь не было переоценки сил ребят. Хотели даже создать такую теорию но школьному делу, что педагогика не может быть связана с педологией. А ведь выходит совсем неверно, потому что надо всесторонне изучать, нам надо изучать и объекты педагогического воздействия. Как же можно правильно наладить дело, если мы не будем знать физических способностей ребенка, если мы не будем знать, что он может, если мы перескочим через возрастные особенности? Как же педагогика может не изучать того ребенка, с которым она имеет дело? Ведь на фабрике и то изучают сырье. Как же мы в нашей педагогической работе не будем изучать того сырья, с которым мы имеем дело? Если брать с философской точки зрения, – тоже не выходит, потому что Кант говорил, что надо отгородить естествознание от обществоведения, отгородить явления общественные от природоведческих, а Гегель и марксисты говорят, [что] надо всесторонне изучать, надо глубже подходить к изучению. Поэтому мы должны не как какое-нибудь животное изучать ребенка, но все развитие ребенка и влияние окружающей среды изучить, и также учитывать все его возрастные особенности. Педология этот вопрос ставит. Этот вопрос чрезвычайно остро стоит и для школьного и для дошкольного возраста. Одно из требований дошкольного возраста – это свободная возможность наблюдать, накапливать опыт окружающей жизни. У нас бывает так, что мы недооцениваем роль игры. У нас пионерчики совсем не играют. Немножко есть это и по части дошкольной. А вот играть ребята должны... потому что тут они учатся и самообладанию. Когда он бежит в другую сторону или нарушает игру, против него восстает общественное мнение, ребенок научается собой управлять.

Игра – это способ познания окружающего. Игра имеет громаднейшее значение. Если дети не играют – это никуда не годится, это значит, что ребята или больны, или перепедагогизированы.

А ведь и взрослые играют, да как еще играют. Посмотрите на людей в санатории, – сколько там игровых моментов во время отдыха. Для ребят игра – это труд, и для политехнического воспитания игра чрезвычайно важна.

Особенно исключительное значение имеет игра для политехнизма. Гораздо важнее, чтобы ребенок строил дома, как они ему представляются, тогда он в процессе игры выучится правильно изучать и материал и формы. А если вы его уложите в определенные узкие рамки, заставите повторять одно и то же, то развитие сузите.

Пускай меня никто не заподозрит в том, что я говорю о свободном воспитании. Это, так сказать, совсем другая опера. Это вопрос о том, что нельзя определенным образом влиять на ребят. Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего, но в школьные рамки этого не проводить. Вот то, что я хотела сказать о методах: о важности игры, о том, что политехническое воспитание вовсе не заключается в том, что мы должны непременно давать формовки, пилки и т. д. Не столько в этом, сколько в изучении материалов, в изучении силы и т. д. заключается политехнизм. Ребячий опыт еще очень ограничен, ему многое еще нужно знать, и ставить его в условия, где он может это получить, чрезвычайно важно.

Правильно говорил Руссо, что самое большое влияние воспитателя в младшем возрасте. Каждый последующий возраст имеет все меньшее и меньшее влияние. Это парадокс, которым любил оперировать Ж.-Ж. Руссо, но доля правды здесь есть. Ранние впечатления направляют всю деятельность ребенка. Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень, она даст большой эффект. Тогда будет возможно построение новой, советской школы с новыми методами работы, но надо смотреть не только на ребенка сегодняшнего дня, но и на ребенка завтрашнего дня. Это имеет громадное значение для всего будущего развития ребенка, для успешности его работы, – то, что он получает в раннем детстве. Впечатления раннего детства кладут отпечаток на дальнейшее воспитание и развитие человека. Часто нужны годы и годы для того, чтобы изжить какое-нибудь неправильное сильное впечатление, полученное в детстве.

Невольно вспоминаешь детство. Лет в 5 я читала сказку о медведе. Медведь говорит: «А кто на моей шкурке сидит, кто мою шерстку прядет и т. д.?» Я помню, какой ужас я при этом испытывала. И лет в 14 приходилось очень ломать себя, ходить и смотреть во все темные окна, для того чтобы переломить это впечатление детства.

Каждое неверное впечатление, какая-нибудь мелочь в детском возрасте, остается часто на долгие годы, какой-нибудь испуг, какое-нибудь состояние очень большого угнетения, обиды – все это отражается в дальнейшем, и как много сил надо затратить на преодоление всего этого.

И тут нужно громаднейшее внимание к ребятам, громаднейшее умение подойти к ним попроще. Надо вооружить их познаниями довольно широкого охвата. Если мы будем тут очень стараться, приравнивать тут к школе – это будет большая ошибка.

У нас довольно остро стоит вопрос о нулевых группах, о том, чтобы отвести от дошкольников один год. Я думаю, что это возраст (7 лет), когда дошкольная среда начинает ребят не удовлетворять. Ребенок начинает учиться самотеком, ему хочется быть в школе.

Кроме того, у нас такая вещь: школа у нас начинается с 8 лет. Это – поздно. В деревне все охотно пойдут на то, чтобы ребенка отдать в школу с 7 лет. Ребенок 7 лет в хозяйстве не нужен; за ребенка же 13– 14 лет уже будет борьба. И важно, особенно в деревне, провести эти нулевки.

И, конечно, нулевка должна работать наполовину методами детского сада, но наполовину уже методами школьными. Мы часто наблюдаем такую вещь, что в детском саду у ребенка все благополучно, а поступил в школу – начинается целый ряд огорчений и приключений. Тут нет какой-то переходной ступени, и надо, чтобы эта переходная ступень была. Я думаю, что в известной степени в нулевке должны применяться методы детского сада, но в то же время должна начинаться уже систематическая учеба. Эти нулевки могут сыграть большую роль и дать переход от дошкольного учреждения к школе. Неправильно, что мы сейчас проводим нулевки только в рабочих районах. В этом отношении надо уравнять город и деревню.

Пропаганда нулевых групп чрезвычайно важна. Потом нужен глаз со стороны дошкольников над нулевками, чтобы не получилось школьной учебы. Это большая задача. Я тут в Москве беседовала с работниками нулевок. Мне кажется, что у нас тут дело идет благополучно, потому что там больше бывшие дошкольницы. По отношению некоторых вещей, как например насчет здоровья, они стоят на страже. О связи с населением, то, что тоже составляет положительную часть дошкольных учреждений, что они тесно связываются с населением, – это понимание тоже есть. Так детально об этом я не сумею сказать.

Вот, мне кажется, задача – одна громадная организационная задача – втягивание населения, о которой просто сказать на собрании, по я представляю все те трудности, которые тут имеются. Вторая задача – не снижать тех достижений, которые есть у дошкольников, укреплять их и расширять. Затем не переоценивать силы ребенка, давать ему развернуться. Здесь вопросы игр, приобретения всяких опытов стоят на первом плане. Не столько гнаться за числом знаний, как за умением коллективно жить и работать, сознательно думать и относиться к определенным вопросам. В смысле нулевок необходима пропаганда этого дела и помощь этому делу.

Вот, мне кажется, то, что я могла по этому поводу сказать. Тут у вас очень много крупных вопросов. Я последнее время за этим делом не следила, но мне кажется, что, создав как следует дошкольное дело, можно сыграть громадную роль в воспитании поколения для нового, социалистического государства.

1931г.

 

XVII ПАРТКОНФЕРЕНЦИЯ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (ИЗ ДОКЛАДА ОТ 7 МАЯ 1932 г.)

 

Как воспитывать по-коммунистически ребят дошкольного возраста? Тут есть очень большая опасность неправильно подойти к вопросу. Часто под коммунистическим воспитанием понимается заучивание ребятами определенных коммунистических фраз и слов. Некоторые думают, что если мы вывесим плакат и вслед за ним скажем ребятам, что они стоят за Коминтерн, то мы сделали все, что нужно. Мы ребят учим большим словам, но часто не учитываем того, что ребята значения этих слов не понимают и не могут понять.

Вот приходится наблюдать дошколят. Приходит, например, шестилетняя девчурка и говорит: «Мама, ведь Ивановы коммунисты? А знаешь, что они делают? Ленин ведь был красный». Мать говорит: «Да, красный». – «А у Ивановых стоит Ленин белый». Оказывается, она видела бюст Ленина из гипса. Или такой, например, разговор – семья большая, отец, братья, все они жили вместе, а потом разъехались по другим городам, мать остается с сынишкой. Сынишка и говорит: «Мама, кто мы раньше были – кулаки?» Та говорит: «Почему?» – «Да нас было много, а теперь мы бедняки: с тобой вдвоем остались. Было много, стало мало». Вот, понимаете, головенка как-то работает, все понимает по-своему. Круг наблюдений, круг жизненного опыта чрезвычайно узок. Взрослые часто не умеют стать на точку зрения ребенка и с его точки зрения посмотреть. Вот увлекается мальчонка ледоколом «Красиным» и т. д. Мать ему рассказывает, что попали летчики в пустыню и с голоду пропадают, а он говорит: «Как это странно, они, значит, советских порядков не знают». Ему говорят: «Почему?» – «Да как же, что же они не знают, что везде должен быть кооператив!» Он возмущается, как это в пустыне нет кооператива. Кто имел дело с дошколятами, тот знает, что ребята вкладывают часто совершенно другое содержание в те слова, которые для взрослых имеют определенное значение. С другой стороны, ребята чрезвычайно подражательны. Они запоминают слова. И часто бывает, что мальчонка или девчурка вдруг изрекает неожиданно для всех такие вещи, точно он настоящий коммунист. Родители радуются – как он хорошо все понимает. А если поскрести, то оказывается, что он просто слышанные случайно слова повторяет, не понимая, что говорит. Нужно смотреть, что бы нам из ребят фразеров не воспитывать. У ребят очень беден запас знаний об окружающих, часто самых простых предметах и явлениях. Надо постоянно расширять круг их знаний и в области познания природы, и в области познания общественной жизни. Это не значит, что надо ребятам говорить только то, что они заведомо понимают, спускаться до уровня их понимания; например, раз ребята не понимают, что такое коммунист, то было бы неверно думать, что в их присутствии нельзя употреблять этого слова. Это было бы неверно потому, что часто какая-нибудь фраза, сказанная взрослым, на всю жизнь запоминается, и, когда ребенок будет постарше, он будет ее вспоминать и она может повлиять на все его развитие. Вот у меня есть такое детское воспоминание: когда мне было лет 6, пришлось мне с отцом и матерью ехать в помещичьей кибитке (тогда еще ездили не по железным дорогам, а в кибитках). Мы ехали через село, навстречу едет крестьянин с дровнями и везет пустой гроб. Мы ехали на тройке. И вот тройка не могла свернуть, и ямщик задел боком этот гроб. Я помню, как крестьянин избивал в кровь ямщика и говорил: «Ты барский кучер, барский холоп. Надо и тебя и бар, которых ты везешь, в проруби надо утопить». В чем дело, я не понимала, но запомнились мне слова отца, который сказал: «Вот она вековая ненависть крестьян к помещикам». Вот эти слова вместе с этой картиной избиения ямщика остались в памяти на всю жизнь. Это определенным образом потом влияло и на все мое дальнейшее развитие. Глубоко заинтересовал меня вопрос, за что крестьяне ненавидят помещиков. С особым интересом слушала я о том, как помещики эксплуатировали крестьян, выматывали из них все силы.

Я считаю очень важным, чтобы при случае дошкольницы детям говорили и такие слова, которые они в данную минуту понять не могут. Но это не значит, что мы должны себя обманывать и думать, что ребята, которые запомнили какой-нибудь стишок или лозунг, уже получили комвоспитание. Это еще не есть комвоспитание. Мы должны ребят вооружить знаниями, давать им больше методов изучения окружающего, и нам нужно наблюдать ребят, нужно наблюдать, как они сами изучают это окружающее. Мы, например, не обращаем внимания па роль подражания. Ведь не по глупости ребята подражают. Ребенок подражает, он моторно воспроизводит действие другого – он при этом лучше понимает то, что тот делает.

Надо наблюдать, как ребята осваивают окружающее. Нужна большая бдительность. В прошлом году мне пришлось наблюдать двух ребят – 6 и 8 лет. Шестилетняя девчурка смотрит на небо, скачет и говорит: «Бога нет, ангелов нет, все эти глупости попы рассказывают», – а другая тоже на нее глядя подскакивает и тоже самое повторяет. Можно подумать на первый взгляд, что ребята самые настоящие антирелигиозники. А потом старшая девочка, которая в школу ходит, и говорит: «Л знаешь, мне знакомый мальчик говорил, что деревья живые». А другая девчурка и говорит: «Да, да, видела – они шевелятся». Это чистая мистика. Как вы застрахуете ребят от этой мистики? Они знают, что нет ни бога, ни ангелов, а в то же время верят всякой чепухе. Приглядываться, всматриваться, изучать представления ребят чрезвычайно важно. Очень много дают рисунки ребят. Дошкольники и школьники младших классов рисуют обычно не отдельные предметы, а целые картины. По этим картинам можно судить о представлениях ребят, о том, что они понимают и чего не понимают. Мне бросился в глаза рисунок одного парнишки нулевой группы, который сначала людей изображал со сложенными, недействующими руками. Он не представлял себе, что руки действуют.

И очень часто я смотрю на рисунки ребят и вижу, что либо висят руки, либо лежат беспомощно на груди. А потом, когда этот ребенок попал в детский сад и стал уже работать руками, он уже стал иначе рисовать – он стал рисовать руки раздельно. Его стало занимать, что руки делают, и он стал рисовать каждую руку особо: в одной руке ведро, в другой – веник. И вот на протяжении нескольких месяцев в одной тетради была видна вся эволюция в представлении ребенка о человеке. Сначала человек – это просто какое-то бездействующее существо, а потом уже это целая картинка: стоит человек около трактора, одной рукой держится за руль, а в другой держит топор. Его уже интересует и орудие труда – топор, его интересуют машины, и человек совершенно иначе представляется ему. Если мы смотрим иногда на рисунки ребят, мы по этим рисункам можем представить, как они себе представляют вещи.

Нужно всячески изучать ребят, чтобы научиться правильно подходить к ним. Мы должны отдать себе отчет в том, как часто один простой резкий окрик или какая-нибудь угроза действует на ребенка так, что может сделать его на всю жизнь боязливым. Например, такие вещи приходилось наблюдать. Мне в Ленинграде в 90-е годы приходилось ездить на конке в Володарский район. Там была какая-то икона божьей матери, к которой съезжались всякие хромые, слепые и т. д. Я обратила раз внимание на женщину, которая везла мальчонку лет четырех. Мальчонка страшно боялся, когда с ним кто-нибудь заговаривал, у него слезы появлялись на глазах. Бабушка рассказала, что у мальчика отец пьяница, раз его ударил, и с тех пор мальчик всех людей боится. Бабушка надеялась, что его исцелит божья матерь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.