Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование в современном обществе




Б09

ко лидеров российского рейтинга мо­гут похвалиться достойной библиоте­кой.

В 2001 г. создана Ассоциация клас­сических университетов России106, куда входят 24 университета. Она обра­зована с целью обмена опытом, коор­динации и организации совместной работы университетов в области совер­шенствования учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности классических универси­тетов страны. Приоритетной задачей Ассоциации выступает сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации, единого уровня требований к содержанию классического университетского образо­вания. Число студентов в вузах страны в 2000 г. составляло около 4800 тыс. че­ловек, или 327 человек на 10 тыс. населения.

106 Веб-сайт Ассоциации: http://www.acur.msu.ru.

ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Образование (отлат. educareвзращивать, питать] охватывает широ­кий круг явлений и представляет собой один из важнейших институтов общества, зародившихся в глубокой древности. Для социолога важен именно этот, институциональный, аспект образования. Что делает обра­зование социальным институтом? Прежде всего узаконенная обществом система передачи знаний от одного поколения к другому на основе пись­менных носителей информации, т.е. учебников и учебных пособий, полу­чивших экспертную оценку, иначе говоря, признанных специалистами в качестве адекватных требованиям науки источников знания о мире.

В эту систему входят субъект передачи знаний (учитель) и объект воспри­ятия знаний (ученик), помещение, где происходит процесс обмена инфор­мацией (школа), расписание занятий, учебный план, регулярность посеще­ний, методы оценки знаний, способы контроля посещений и их стимулиро­вание. Платоновская академия — пер­вый образец организации обучения на систематической основе.

Согласно Ф. Махлупу, образова­ние — это самая большая отрасль со­временной индустрии, включающая в себя не только образовательные ин­ституты, но и приобретение человеком знаний дома, в церкви, в армии. Дру­гой после институционализированного образования компонент индустрии

G11

знаний, финансируемый правительством,— это система научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ. Третий компонент — средства информации и коммуникации: типографии, издательства, театр, кино, ра­дио, телевидение, почта и др. Четвертый компонент — информационные машины: печатные машинки, компьютеры, контрольные системы, музы­кальные инструменты и сигнальные системы. Наконец, последний компо­нент индустрии знаний, который труднее всего квантифицировать,— это всевозможные консультативные службы, отчетность, обработка и передача данных. Махлуп определил, что в 1958 г. около 29% валового национально­го продукта (ВНП) США расходовалось на индустрию знаний.

За оригинальным исследованием Ф. Махлупа последовала десятитомная работа М. Пората. Порат начал с разделения информационного сектора на два подсектора — «первичный информационный сектор», охватывающий фирмы, производящие информационные товары и услуги для рынка, и «вто­ричный информационный сектор», включающий в себя все информацион­ные службы правительственной системы и частного бизнеса, производящие информацию и информационную технику для внутреннего потребления. По

его расчетам, в 1967 г. в первом секто­ре реализовалось 25% ВНП США, во втором — 21%, т.е. в сумме информа­ционная индустрия США в своей ры­ночной и внерыночной сферах охва­тывала 46% ВНП.

Махлуп и Порат определили, какая доля экономики связана с информа­ционной деятельностью. Что до сих пор не выяснено, так это какова эко­номическая эффективность информационной деятельности. Какой процент ежегодного прироста ВНП или повышения качества жизни (что не одно и то же) можно отнести за счет прогресса в сфере информации и образования? Этой проблемой должны заняться наши лучшие умы. Их задача — создать новую отрасль экономической науки — информационную.

Социальный институт образования — это гигантская система, охватыва­ющая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, соци­альных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управ­ления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констата­цией достижения гражданином (обучающимся) установленных государ­ством образовательных уровней (образовательных цензов)»1.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

• органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

• сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, ли­цеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

1 Закон РФ об образовании, 13 января 1996 г. (новая редакция).

• творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

• учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, произ­водственные, клинические, медико-профилактические, фармацевти­ческие, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

• образовательные программы и государственные образовательные стан­дарты разного уровня и направленности;

• учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и уча­щихся;

• периодические издания, включая журналы и ежегодники, отража­ющие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодей­ствие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими мак-роинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.), состоящий из двух основных функцио­нально взаимосвязанных подгрупп, структура которых обусловлена опре­деленными статусно-ролевыми позициями,— собственно научным сообще­ством и научной бюрократией»2.

К функциям образования относят:

• передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распро­странение культуры;

• генерирование и хранение культуры общества;

• социализацию личности, особенно молодежи, и ее интеграцию в об­щество;

• определение статуса личности;

• социальный отбор (селекцию), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроиз­водство и изменение социальной структуры общества, индивидуаль­ная мобильность;

• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального от­бора молодежи;

• создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)

• социокультурные инновации, разработку и создание новых идей и те­орий, открытий и изобретений;

• социальный контроль3.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Именно модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономической сфере.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать

Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки // Социо­логические исследования. 1999. № 8. С. 63.

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. С. 13. Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. М., 1999. С. 264.

неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицирован­ных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Два примера ярче всего докажут необходимость качественного образования.

Первый пример. В конце 40-х гг. прошлого века половина кораблей в мире строилась на английских судоверфях, а в конце 60-х гг. — уже на японских. Столь разительно быстрая перемена объясняется превосходством японской системы образования над английской. В Англии на судоверфях среди ме­неджеров очень мало людей с высшим образованием, а рабочие вообще имеют лишь минимальную подготовку. В противоположность этому у япон­цев прекрасно подготовленная и квалифицированная рабочая сила. Редкий менеджер здесь не имеет высшего образования, а у большинства из них уче­ные степени по инженерному делу.

Спрашивается, с появлением сложной технологии кто скорее всего ос­воит новые конструкторские идеи — английский или японский менеджер? Стоит ли удивляться тому, что японцы очень быстро вышли на передовые технические рубежи. Их корабли имеют меньшую себестоимость, они луч­шего качества и поставляются заказчикам точно в срок. Что касается бри­танских судостроителей, то в 70-х гг. они ежегодно теряли десятки милли­онов фунтов стерлингов и выжили лишь за счет налогоплательщиков.

Второй пример — фермерство в развивающихся странах. Как установле­но в одном из исследований, здесь фермеры, имеющие 4 класса начального образования, производят продукции на 13% больше, нежели не имеющие образования вообще. История доказала: более образованный рабочий — это более производительный рабочий. В конце XIX в. урожайность пшеницы в Европе и риса в Японии начала повышаться по мере распространения мас­сового образования. Сегодняшние американские фермеры — самые про­изводительные во всем мире. Они работают, опираясь на громаднейшую информационную базу, сложившуюся в течение веков. Они должны доско­нально знать не только все об удобрениях и почвенных условиях, гибрид­ных семенах и севообороте, инсектицидах и гербицидах, но и в совершен­стве владеть компьютером. Сегодняшний американский фермер обычно имеет университетскую подготовку, позволяющую ему быть растениеводом, механиком, ветеринаром, химиком, оператором компьютера, бухгалтером и менеджером. К концу 1970-х гг. один фермер в мире обеспечивал продоволь­ствием 5 человек, западноевропейский фермер — 20, а американский — 604.

Мировое сообщество пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. Во многих развитых странах на него существенно увеличены государственные ассигнования. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта5. По существу, и это уже при­знано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой

4 Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая тех­нократическая волна на Западе. М., 1986. С. 392—409.

" Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М, 1998. С. 4.

вложения средств в наиболее окупаемую сферу. Один из президентов США в этой связи сказал: «В Америке сильные университеты не потому, что Аме­рика богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные универси­теты»6. В докладе Совета по науке Белого дома говорится: «Благополучие американского общества непосредственно связано с положением дел в уни­верситетах»7.

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специа­листов,— это система образования для молодежи. Причем больше для мо­лодых женщин, нежели для мужчин. Казалось бы, это противоречит здра­вому смыслу. Но дело в том, что, даже если женщины останутся домохозяй­ ками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы, иг­рают решающую роль в воспитании детей, а это — фундамент будущего про­цветания страны.

Обучение дает квалификацию, образование — метаквалификацию, т.е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Американ­ские фермеры имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют метаквалифика-цию, которая дает знание того, к кому и когда обратиться за советом — к юристу, ветеринару, местному агенту по снабжению, сотруднику универси­тетского факультета патологии растений, оптовому закупщику, метеороло­гу, механику. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку най­ти нужную информацию и усвоить ее, даже если она находится далеко за пределами его личного опыта.

Будучи социальным институтом, образование, на всех уровнях, в том числе школьном и вузовском, представляет собой сложно разветвленную

систему — социальную организацию. На уровне среднего образования она включает министерство образования, региональные и городские департа­ менты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием спе­циалистов.

Школа и вуз — это сложные организации, разрешенные к учреждению государством, и в этом смысле они подобны большинству других бюрокра­тий. Вуз имеет должностную иерархию, с различными подразделениями и своим внутренним уставом, который упорядочивает отношения между под­разделениями. Здесь существуют формальные и неформальные каналы ком­муникации, система контроля и вознаграждений.

Основными чертами сети учебных заведений, включающих общеобра­зовательные школы, средних специальных и высших учебных заведений служат, во-первых, обучение по единым программам; во-вторых, преем-

Филиппов В. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование

в России. 1996. № З.С. 16.

A Renewed Partnership. Report the White House Science Council, 1986. P. 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.