Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация менеджеров и предпринимателей




Тест

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ И УСПЕХ

Одним из наиболее впечатляющих показателей развития цивилизации является количество людей, которые обогатили человечество, несмотря на все препятствия и неудачи, возникающие на их пути. Конечно, они много­го добились благодаря своему таланту, но в конечном счете именно целеус­тремленность привела их к успеху.

Важно быть способным человеком, но еще важнее суметь доказать ок­ружающим, что вы способны на многое. Огромное количество талантливых

людей прозябают в неизвестности лишь потому, что не сумели добиться своего. В то же время, многие менее одаренные люди процветают, потому что в них стремление к успеху просто кипит и рвется наружу.

Целеустремленность — это движущая сила, но она может стать опасной. Стремление добиться своего во что бы то ни стало может закончиться по­дорванным здоровьем и ущемлением прав других людей. Очень важно уметь сочетать стремление достичь поставленной цели с заботой о своем здоро­вье и пользе для окружающих.

Чтобы разобраться, насколько сильна ваша целеустремленность, ответьте на вопросы теста.

1. Когда Вы учились в школе, Ваши учителя или родители говорили Вам, что
Ваши оценки могли быть выше, если бы Вы больше старались?

Да____________________ Нет____

2. Вы занимались общественной работой в школе?

Да____________________ _______ Нет____

3. Вы работали вечерами или на каникулах?

Да____________________ _______ Нет____

4. Взявшись за кроссворд или какую-то задачу, Вы сидите над ними, пока не
решите?

Да____________________ Нет____

5. Вы принимались за что-то, например живопись, музыку, машинопись, ино­
странный язык, и бросали, так как это требовало слишком больших усилий?

Да____________________ _______ Нет____

6. Если Вам дают какое-то задание, то Вы его правильно выполняете?

Да____________________ _______ Нет____

7. Для того чтобы добиться поставленной цели, Вы способны отказаться от
каникул и большей части других развлечений на четыре года?

Да____________________ Нет____

8. Вы рассчитали, как высоко Вы подниметесь по жизни в течение следующих
пяти лет?

Да____________________ Нет____

9. Вы предпочитаете работу, где продвижение по службе зависит от возраста, а
не от деловых качеств?

Да____________________ Нет____

10. Если Вы захотите купить дом, то согласитесь работать дополнительно по
20 ч в неделю неопределенное количество времени?

Да____________________ Нет____

11. Вы обычно спите допоздна в выходные и во время отпуска?

Да____________________ Нет____

12. Вы приходите на работу раньше всех в конторе, а уходите позже всех?

Да____________________ Нет____

13. Если Вы встречаете незнакомое слово, стараетесь узнать его значение?

Да___________________ ______ Нет___

14. Кто-нибудь говорил, что у Вас непомерные амбиции или что у Вас есть
идея-фикс?

Да___________________ Нет___

15. Вы часто жалеете, что Вам не хватает времени сделать все, что Вы хотите?

Да___________________ Нет___

Ваш результат

За каждый правильный ответ Вы получаете четыре балла, а за каждый непра­вильный — один. За ответы «Да» на вопросы 2—4,6—8, 10 и 12—15 даются четыре балла, а за «Нет» — один. За ответы «Нет» на вопросы 1, 5, 9 и 11 даются четыре балла, а за ответы «Да» — один.

Результат от 51 до 60 баллов — выше среднего и показывает, что у Вас порази­тельная целеустремленность, результат от 36 до 44 баллов — средний. Результат 33 балла и меньше — ниже среднего, а следовательно, если Вы хотите чего-то добиться в жизни, нужно приложить больше усилий.

Однажды пережитый успех заставляет воспроизводить его снова и сно­ва, даже если он не приносит видимой пользы. Ранний успех бывает опасен: он закрепляет одну-единственную стратегию, которая воспроизводится, хотя меняются обстоятельства, меняется сам человек, и давно забрали пя­тидолларовую бумажку.

В знаменитых экспериментах Б. Скиннера успех изучался на крысах, бегающих в лабиринте. Когда более или менее стало ясно, от каких факто­ров он зависит, Скиннеру захотелось сравнить поведение крысы с поведе­нием человека. Построили лабиринт с высокими стенками, для студентов положили в центр пятидолларовую бумажку. У крысы в ее лабиринте лежал кусочек пахучего сыра. Оказалось, что, вопреки ожиданиям, скорость обу­чаемости человека не намного превосходит крысиную. Различия были ста­тистически незначимы. Но вот из одного лабиринта убрали сыр, а из дру­гого — пятидолларовую бумажку, — и различия не замедлили сказаться. После двух-трех ходок крысы перестали ходить в лабиринт, а человек про­должал и продолжал настойчиво стремиться. Но к чему? К успеху? По вос­поминаниям бывших студентов, добровольцы вечерами тайком проника­ли в здание и бегали по лабиринту.

А вот еще один психологический опыт: испытуемому предлагают под­нять ногу как можно выше и держать ее как можно дольше. Тест дурацкий, и, конечно, ногу можно опустить, когда захочется, но часть людей изо всех сил держат ногу на весу, стараясь добиться успеха. Тест получил условное название «Настойчивость ноги». Подобная настойчивость в простых и бессмысленных задачах характерна для тех, у кого мотивация достиже­ния высока, а средства (интеллектуальные и социальные навыки) — недо­статочны4.

Американский ученый Д. Янкелович после специальных исследований, проведенных в 1970—1980-е гг., заявил, что американцы в последнее время

4 Жамкочьян М. Конец социализации или новые стратегии успеха // Знание—сила. 2000. № 12.

все чаще стремятся не к победе в конкуренции, не к карьере, а к самореа­лизации. Оказалось, что ради интересной творческой работы, работы по ду­ше они готовы жертвовать материальным благополучием, социальным по­ложением, домом, квартирой и даже семьей. Готовы часто менять работу, чтобы найти свое, работу по сердцу, по призванию.

В начале перестройки середины 1980-х гг. возник Российский Открытый университет с бесплатным обучением, чтобы дать всем желающим возмож­ность получить образование по душе у лучших профессоров и специалистов

Москвы. Его сотрудники провели сво­его рода эксперимент. Университет был завален десятками тысяч писем. Сюда пошли сумасшедшие, обездо­ленные, инвалиды, заключенные (це­ лыми камерами), а также карьеристы (за московскими дипломами), и все, не получившие в свое время гуманитарное образование, и все, жаждущие высказаться и быть услышанными. Но чаще всего встречались письма с та­ким содержанием: «Помогите понять: чего я хочу». Вот характерный обра­зец: «Мне 33—45 лет. Я поменял(а) множество работ (или, наоборот, всю жизнь проработал(а) на одном месте, не зная, зачем), но ни одна не принес­ла удовлетворения. Вдруг я понял(а), что ничего не знаю о себе, не знаю, на что я способен(на). Надеюсь, что вы поможете мне понять себя»5.

Отсутствие целеустремленности привело к жизненному неуспеху и не­удачной социализации. Оказавшись на обочине общества, т.е. в экстремаль­ном и крайне дискомфортном поле социальной маргинальное™, человек задумался: годы идут, а чего я достиг? Ни цели в жизни, ни успеха, ни обра­зования.

Многие ученые пытались разгадать внутренние стимулы предпринима­тельской деятельности, полагая, что в этом кроется успех в бизнесе. Они наблюдали за поведением выдающихся менеджеров и бизнесменов. В кон­це XIX в. американский философ и психолог Уильям Джемс (1842—1910) выделил два важнейших инстинкта — честолюбие и стремление к соперни­честву, которые, как он считал, на 90% определяют успех в деловом пред­принимательстве. «Мы знаем, — писал он, — что если мы не выполним эту задачу, ее выполнит кто-то другой и получит доверие или кредит. Поэтому мы выполняем ее. Вот на чем основано честолюбие».

В середине XX в. американские психологи, в частности Д.Макклелланд и Дж. Аткинсон, создали более сложную и вместе с тем более точную мо­дель предпринимательской деятельности. Оказывается, все зависит от того, насколько у вас развита потребность к достижению. Если она существует у

5 Жамкочьян М. Коней социализации или новые стратегии успеха // Знание-сила. 2000. № 12.

индивида, он способен преодолеть любые трудности. Если же ее недостает, то даже слабый успех не станет подспорьем в вашем бизнесе.

Потребность в достижении обозначает состязание с некоторым этало­ном, стремление превзойти его. Предприниматели отличаются от других людей тем, что, наряду с мотивом достижения, способны взять на себя вы­сокую ответственность. Можно выделить три условия, при которых появ­ляется мотив достижения: 1) человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела; 2) надо четко пред­ставлять себе, чем закончится дело, принесет оно вам удачу или поражение; 3) успех не должен быть четко определенным или гарантированным, но должен быть связан с умеренным риском, некоторой неопределенностью. Мотивации на достижение — это потребность делать нечто лучше, чем оно было сделано вчера.

В 1964 г. Дж. Аткинсон в своих экспериментах выявил любопытный факт: испытуемые, отличавшиеся высоким уровнем потребности в достижении, как правило, гордились своими успехами. Напротив, с низким уровнем были очень довольны тем, что им удалось избежать неудачи. «Формула успеха» Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуж­дения к нему в связи с его ценой. А в «формуле страха» перед неудачей ос­новную роль играли мотив или стремление избежать неудачи, расхолажи­вающая сила возможного неуспеха. Согласно гипотезе, неудача при решении легкой задачи (что равносильно высокой вероятности успеха) более притягательна для индивида, чем пораже­ние при решении трудной задачи. Предприни­матель выбирает, как правило, средний путь, где вероятность достижения успеха равняется 50%. Он стремится достичь успеха и вместе с тем гор­дится своими победами, что возможно, если успех достаточно труден. Легкие победы обес­ценивают результат.

Формула Аткинсона выявляет достаточно сложную структуру «игры ожиданий». Совер­шенно очевидно, что если задача слишком труд­на, то ее нельзя решить, полагаясь только на свой интеллект. Необходимо определенное ве­зение. Поэтому говорят, что случай — верный спутник предпринимателя. Но он выпадает лишь на долю тех, кто не боится рисковать. Ря­довые служащие предпочитают твердые гаран­тии. Но гарантии, считает деловой человек, это норма поведения для посредственностей. Бизнесмен постоянно перешагивает ее, балансируя между страхом перед неудачей и гордостью за успешно преодоленное пре­пятствие.

В 1972 г. Б. Вейнер обнаружил, что: 1) неудача способна, вопреки ожида­ниям, усиливать мотивацию, но при условии, что речь идет не о простых людях, а об индивидах с сильно выраженным стремлением к достижению; 2) напротив, неудача подавляет мотивацию у тех, кто обладает слабо выражен­ным стремлением к достижению; 3) мотивация уменьшается, когда предпри-


I,

имчивые (с сильной мотивацией на достижение) добиваются успеха; 4) на­против, мотивация возрастает у вторых (со слабой мотивацией на достиже­ние), если с ними происходит то же самое, т.е. они добиваются успеха.

Общество может создавать благоприятные и неблагоприятные условия для бизнеса. Если правительство увеличит вероятность предприниматель­ского успеха от низшей отметки хотя бы до средней, то бизнес привлечет людей с высоким и низким уровнем потребности к достижению. Вероят­ность успеха может гарантироваться соответствующими законодательны­ми мерами, например охраной прав собственника, и политическими, на­пример твердым конституционным строем. Если же правительство этого не делает и в обществе окажется слиш­ком высокой вероятность потерпеть поражение, наиболее талантливая мо­лодежь покинет сферу бизнеса, даже если вероятность успеха поднимается от низшей до средней отметки.

А что произойдет при дальнейшем росте вероятности успеха? Возмож­ность достижения успеха, увеличиваясь от средней отметки до высшей, сде­лает бизнес неинтересным для людей с высокой потребностью в достиже­нии. Притягательнее для них окажутся другие сферы, где опять же высок уровень риска и высока степень неопределенности при достижении успе­ха. Конечно, бизнес не опустеет, он станет сферой деятельности ординар­ных людей. Он привлечет людей с высоким уровнем страха перед неудачей. Таким образом, правительство может поощрять смелых и предприимчивых либо трусливых и посредственных. И неизвестно, в каком случае деловая активность принесет большие плоды.

Предположим, что у вас надежда на успех сильнее, нежели страх перед неудачей. В таком случае можно утверждать, что вы относитесь к вполне определенному типу предпринимателей. Что характерно для вас? Добив­шись успеха, вы постараетесь объяснить его своими личными качествами (проверьте себя сами!). Доказано, что человек, нацеленный на успех и не боящийся поражения, приписывает победу своим способностям и усили­ям, и неудачу он связывает с собой. Человек с преувеличенным страхом перед неудачей стремится объяснить свое поражение неверием в собствен­ные силы либо кознями извне. Он не умеет держать удары судьбы и не стре­мится «взять реванш». Считается, что к предпринимательской деятельно­сти годятся люди первого типа.

В 1966 г. Дж.Роттер создал теорию «локуса контроля», где используется шкала «интернальности — экстернальности». Он выявляет тех, кто, дости­гая цель, опирается на внутренние стимулы, и тех, кто стремится валить все на внешние обстоятельства. Первые, интерналы, верят в собственные спо­собности влиять на внешние обстоятельства и подчинять себе успех, а вторые, экстерналы, по природе своей фаталисты. Они считают, что успех зависит от таких обстоятельств, на которые невозможно повлиять. Так вот, ответственность берут на себя чаще интерналы: они уповают на собствен­ный труд, а не на помощь извне. Из их рядов выходят предприниматели. Интерналы в успехе и поражении винят себя. Экстерналы же успех записы­вают себе в заслугу, а в поражении винят обстоятельства.

Хотя менеджеры и предприниматели из одной и той же породы людей, между ними есть различия, наложенные характером работы: первые трудят­ся в организации, а вторые — на свободном рынке. Оказалось, что поведе­ние менеджеров — это чаще всего приспособление к старому, а предприни­мателей — его изменение. Менеджер — это человек, вникающий во все де­тали, он изменяет окружение и делает его лучше таким образом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил. Напротив, предприниматель, как всякий новатор, предпочитает вносить разнообразие.

Давно замечено, что успешный предприниматель, создавший быстро прогрессирующую бизнес-фирму, не обязательно становится успешным менеджером. Когда фирма разрастается, у нее появляется организационная структура, упорядочивающая взаимоотношения сотен людей. Теперь ему приходится разбираться с людьми, а не с рынком. А это уже царство иных законов. Мотивация на достижение превращается в потребность власти.

Чаще всего предприниматель становится менеджером, устав от риска, неопределенности и стрессов, чем наоборот. Чтобы превратиться в предпри­нимателя, человеку нужен иной стиль мышления, иная психология, иная стратегия поведения и мотивации. Это не значит, что дорога в бизнес откры­та для немногих избранных. Туда могут идти все, но остаются единицы. Если, конечно, речь идет о цивилизованном рынке и цивилизованном биз­несе.

Менеджер стремится максимально прояснить ситуацию, чтобы приме­нять к ней стандартные научные методы. Ясной и четкой является органи­зационная иерархия. Но рыночная стихия — та область, где нет кристаль­ной ясности и стабильности. Посему коньком предпринимателя выступает чутье, интуиция и другие нерационализуемые факторы.

В отличие от менеджера для предпринимателя поиск рисковых ситуаций и умение их разрешать обладают высокой ценностью. Только на ранней стадии деньги и прибыль — адекватное вознаграждение за риск. В дальней­шем же все больший вес приобретает индивидуальное «Я». Признавая за собой способности умело выходить из рискованных ситуаций, новатор не­редко ставит выше свое право на поражение, чем чужое право на успех.

В отличие от предпринимателя менеджер (особенно в крупной корпо­рации) меньше стремится выразить свое «Я».

Склонность к риску. Вопреки распространенному мнению, предприни­матели рискуют умеренно, за смелым решением у них скрывается трезвый учет объективных возможностей и собственных сил. Предпринимателя никак нельзя уподобить безрассудному игроку. Прибыль рассматривается как награда предпринимателю за деятельность в ненадежном мире рынка, вознаграждение за риск и умение правильно угадывать рыночную конъюн­ктуру.

Исследования обнаружили несколько разновидностей риска: рисковать можно финансовым состоянием, карьерой, социальными связями, эмоцио­нальным благополучием. Предприниматель, как удалось выявить при по­мощи специальных тестов, склонен ко всем видам риска. Правда, он стре­мится оптимально сочетать субъективные и объективные факторы, обнару­живая завидную выдержку и расчет, замечая то, чего не видят другие. Неудивительно поэтому, что, начиная дело, предприниматель убежден, будто он особо-то и не рискует. Когда несведущие в бизнесе люди ссыла-

ются на отсутствие у себя деловых способностей, это значит, что их вообра­жение преувеличивает уровень риска до такой степени, что они теряют веру в свои силы и возможность достичь успеха.

Мышление предпринимателей. Предприниматели обладают так называе­мой избирательной эвристикой (эвристика — технология открытия ново­го). Действия высококлассного предпринимателя напоминают поведение высококлассного ученого: он умеет обнаружить в информации скрытый смысл. Он умеет нестандартно решать обычные задачи, активнее других людей сопротивляется давлению внешних обстоятельств, моментально от­бирает главное и на этом концентрирует все усилия. Поразительная черта подобной эвристики — умение найти подходящее для данной ситуации действие и время, найти ресурсы, кадры и информацию. Пока обычный человек возится с одним из ним, например подыскивает кадры, предпри­ниматель должен успеть завершить весь проект или его половину. К этому надо прибавить способность предпринимателя находить выход в безвыход­ной ситуации, действовать холодно и расчетливо, в условиях риска и плот­ной конкуренции уметь отыскать «щель в заборе».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.