Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повышение точности учета ресурсов древесины, обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства




Планируемые изменения спроса на древесину

 

Расчет изменения спроса на древесину основывается на следующих положениях:

1. Спрос на древесину со стороны населения не изменится;

2. Существующие арендаторы продолжат древесинопользование на прежнем уровне;

3. Реализация древесины на корню через лесные торги может измениться незначительно, за счет банкротства существующих и возникновения новых предприятий.

4. Спрос может увеличиться значительно за счет внедрения крупных инвестиционных проектов.

В результате реализации инвестиционных проектов, возрастет спрос на низкокачественную древесину и древесину лиственных пород, отходы лесозаготовок, что повлечет за собой рост объемов лесозаготовок области, что позволит увеличить объемы использования расчетной лесосеки и довести их до плановых показателей

На потребительском рынке планируется повышение спроса на продукцию глубокой переработки и его снижение на необработанную древесину.

 

Cоздание эффективной системы мониторинга и контроля за использованием лесных ресурсов и соблюдением требований лесного законодательства является крайне важным моментом при выполнении лесного плана Челябинской области.

Под лесным законодательством понимается совокупность федеральных законов, в том числе кодифицированных, принимаемых в соответствии с ними законов субъекта Российской Федерации, других подзаконных нормативно-правовых актов: Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Правительства Челябинской области, Губернатора Челябинской области, муниципальных правовых актов и др. нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, а также норм земельного законодательства, применительно к лесным участкам, экологического, административного, уголовного, гражданского законодательства применительно к вопросам лесных отношений.

Система мониторинга и контроля за использованием лесных ресурсов и соблюдением требований лесного законодательства включает контроль и надзор за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор), который осуществляется в целях обеспечения требований лесного законодательства в соответствии с ст. 96 Лесного кодекса РФ, Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 года № 394.

Согласно постановления Правительства РФ от 29.05.2008 года № 404, Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях ООПТ.

Должностными лицами, осуществляющими региональный государственный лесной контроль и надзор, являются должностные лица Главного управления лесами Челябинской области, определенные перечнем должностных лиц, осуществляющих лесной контроль и надзор (утвержденном постановлением Губернатора Челябинской области от 09.04. 2007 года № 116).

Муниципальный лесной контроль и надзоросуществляется в соответствии со ст. 98 Лесного кодекса РФ. Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального лесного контроля и надзора реализуются в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности (п.5 ч.1 ст. 84 Лесного Кодекса).

Разработка лесного плана осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в пределах полномочий, определенных в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ. В Челябинской области координатором деятельности по лесному планированию закономерно выступает Главное управление лесами Челябинской области.

Достоверность положений лесного плана определяется тем, что он готовится на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, учета лесного фонда, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития Челябинской области, документов территориального планирования Челябинской области и др. При этом Главное управление лесами Челябинской области организует ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте Правительства Челябинской области в сети Интернет. Указанный подход позволяет обеспечить активное участие общественности в процессе разработки лесного плана, позволяет провести общественный контроль на стадии проектирования документа. По истечении указанного срока Главное управление лесами Челябинской области в течение 30 дней осуществляет доработку проекта лесного плана с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц и ведомств, и направляют его на заключение в Министерство сельского хозяйства РФ. Министерство в течение 45 дней с даты поступления проекта лесного плана осуществляет его рассмотрение и направляет положительное либо отрицательное заключение в Главное управление лесами Челябинской области. В случае отрицательного заключения Министерства Главное управление лесами Челябинской области дорабатывает проект лесного плана и представляет его повторно. Данный этап позволяет обеспечить контроль разработки лесного плана федеральным органом исполнительной власти в интересах собственника лесного фонда, т.е. Российской Федерации, что дает возможность лесному плану стать действенным инструментом государственного управления. При наличии положительного заключения Министерства сельского хозяйства РФ проект лесного плана в течение 14 дней утверждается Губернатором Челябинской области либо руководителем Федерального лесного агентства. Это окончательный этап, после которого региональный лесной план официально вступает в действие.

Контроль за соблюдением требований лесного законодательства, осуществляемый при охране лесовот пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, в том числе незаконных рубок древесных насаждений, осуществляемый в соответствии с главой 3 Лесного кодекса РФ, других документов, регламентирующих охрану лесов, осуществляется подведомственными учреждениями Главного управления лесами в соответствии с правами и обязанностями, предусмотренными Уставами учреждений.

Таким образом, лесной план представляет собой, с одной стороны, механизм контроля за исполнением полномочий в сфере лесных отношений, переданных Челябинской области федеральным центром, а с другой – действенный региональный инструмент лесного планирования (рис. 2.2).

Первое реализуется через набор целевых прогнозных показателей, достижение которых показывает уровень исполнения полномочий в сфере лесных отношений, второе через цели и задачи лесного планирования, а также систему мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов и спектр зон такого освоения.

Из вышеизложенного очевидно, что высший (федеральный) уровень системы мониторинга и контроля выполнения лесного плана Челябинской области осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ через уполномоченный орган исполнительной власти – Федеральное агентство лесного хозяйства (в соответствии со ст. 81, ст. 82, ст. 83 и другими статьями Лесного кодекса РФ). Так, согласно п. 9 ст. 81, Федеральное агентство осуществляет контроль и надзор за исполнением Администрации Челябинской области переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, осуществляет подготовку предложений об изъятии соответствующих полномочий и вносит эти предложения при необходимости в Правительство РФ для принятия решений, устанавливает содержание и форму представления отчетности об осуществлении переданных полномочий.

Для контроля реализации мероприятий лесного плана может быть задействован довольно широкий спектр форм отраслевой статистической отчетности. Так, расширенные материалы о выполнении плана по лесному хозяйству имеются в формах 10-лесхоз, 21-ЛХ, «Отчет о поступлении платы за использование лесов в бюджетную систему России» и Приложение к приказу Рослесхоза от 08.08.2005 года № ВН-04-46/4436, формируемых в электронной книге EXCEL «10-21LX_PL». Между тем, непосредственно для обеспечения контроля за осуществлением отдельных полномочий в сфере лесных отношений, переданных субъектам РФ, введена обобщающая форма 1-полномочия, которая основана на оценках фактического достижения величин целевых прогнозных показателей. Указанная форма позволяет обеспечить эффективный контроль за выполнением мероприятий лесного плана Челябинской области.

Рисунок 2.2. Механизм контроля за исполнением полномочий в сфере лесных отношений.

 

В свою очередь, органу государственной власти области следует стремиться обеспечить возможно более четкий контроль за достижением целевых прогнозных показателей на уровне конкретных лесничеств.

Однако, сказанное выше касается только лесов, находящихся на землях лесного фонда, правда, составляющих подавляющее большинство лесов региона, и ООПТ федерального значения, имеющих собственные лесоустройства (последних на территории Челябинской области пять). Леса региональных ООПТ, находящихся в ведении Министерства экологической и радиационной безопасности Челябинской области, располагаются на землях лесного фонда. Для городских лесов на данный момент приходится констатировать отсутствие действенного механизма мониторинга и контроля за реализацией мероприятий лесного плана федерального уровня.

Следующим уровнем системы мониторинга и контроля выполнения лесного плана следует признать региональный, осуществляемый Администрацией области на базе соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ (в соответствии со ст. 82, ст. 83 Лесного кодекса РФ) (рис. 2.3).

Рисунок 2.3. Иерархия документов по реализации основных положений «Концепция развития лесного хозяйства РФ на 2003-2010 годы» в Челябинской области.

 

При этом, если с лесами на землях лесного фонда все ясно, то наблюдение за выполнением лесного плана в лесах на землях иных категорий опять же затруднено. Так, вся система городских лесов Челябинской области, находящаяся в ведении органов местного самоуправления, вполне закономерно децентрализована. При этом пока нет законодательных актов, позволяющих обеспечить устойчивый контроль за управлением городскими лесами в рамках лесного плана. Рекомендуется разработать и утвердить нормативный акт, определяющий порядок ведения мониторинга и контроля выполнения мероприятий лесного плана Челябинской области на землях различных категорий, согласованный со всеми вовлеченными в процесс структурами (органы исполнительной власти Челябинской области, органы местного самоуправления, и др.). В данном документе функции мониторинга и контроля должны быть четко распределены между задействованными в лесном планировании структурами при координирующей роли Главного управления лесами Челябинской области, согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ. Предложенный документ будет связующим звеном, позволяющим наладить взаимодействие между структурами, контролирующими леса на землях разных категорий. Более того, учитывая ст. 83 и ст. 90 Лесного кодекса РФ, где отражены полномочия по ведению государственного лесного реестра, рекомендуется предусмотреть в данном нормативном акте и вопросы взаимодействия между структурами, в ведении которых находятся леса на землях разных категорий, по подготовке лесного реестра, а также по внесению изменений и дополнений в лесной план. Соответственно, предполагаемое название данного документа может быть следующим: «Регламент осуществления деятельности по ведению лесного реестра, лесному планированию, мониторингу и контролю выполнения лесного плана Челябинской области на землях различных категорий». В «Регламенте…» должен быть пункт, определяющий создание в регионе постоянно действующей межведомственной рабочей группы по решению данных вопросов, периодичность заседания которой должна быть по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В пределах муниципальных образований Челябинской области, к границам которых приурочены конкретные лесничества, реализуется третий уровень системы мониторинга и контроля выполнения лесного плана – муниципальный. Его осуществляют лесничества (в соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ), входящие в структуру Главного управления лесами Челябинской области и органы местного самоуправления (в соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ). Следует отметить, что ст. 23 Лесного кодекса РФ регламентирует деление на лесничества и лесопарки не только земель лесного фонда, но и земель иных категорий, на которых расположены леса – обороны и безопасности, ООПТ и населенных пунктов. Если в первом случае в наличии имеется Чебаркульское военное. Если в первом случае в наличии имеется Чебаркульское военное лесничество и Карабашская КЭЧ, то для городских лесов вопрос формирования системы лесничеств или лесопарков пока не решен окончательно.

Наконец, на четвертом, локальном уровне системы мониторинга и контроля выполнения лесного плана собственно ведомственный контроль за реализацией мероприятий лесного плана в лесах Челябинской области осуществляют лесничие и иные специалисты конкретных лесничеств.

Дополнительный внешний контроль за выполнением мероприятий лесного плана осуществляется при проведении лесоустройства, согласно ст. 67–68 Лесного кодекса РФ. При этом материалы лесоустройства в первую очередь служат для целей мониторинга и контроля выполнения лесного плана на региональном и муниципальном уровнях.

По итогам прошлого года ущерб, нанесенный лесному фонду Южного Урала незаконными порубками, перевалил за 100 миллионов рублей. На три миллиона гектаров лесных угодий на Южном Урале осталось 15 инспекторов, имеющих право оформить протокол на лесного браконьера (по одному сотруднику на каждое из пятнадцати лесничеств).

В качестве выхода из сложившейся ситуации можно предложить придать лесничествам, которые сегодня являются областными государственными учреждениями, статус органов исполнительной государственной власти. Кроме того, в целях предотвращения незаконного оборота древесины необходимо начать внедрение добровольной лесной сертификации, при этом необходимо привлечь к этому процессу не только крупные, но и средние предприятия области.

Сертификация – процедура, при которой третья сторона независимая от продавца и покупателя, дает письменное подтверждение соответствия продукта, изделия, процесса или услуги заранее определенным требованиям (стандартам). Предметом сертификации леса являются: система лесоуправления и цепь поставок «от производителя - до потребителя». Результат сертификации – письменно оформленный документ, удостоверяющий, что ведение лесного хозяйства и лесопользование в конкретном районе соответствуют определенному стандарту, отвечающему критериям ответственного лесопользования.

Целью лесной сертификации является подтверждение соблюдения требований лесного законодательства РФ, направленных на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия, а также создание условий для деятельности лесопользователей на едином товарном рынке Российской Федерации и в международной торговле.

По данным Главного управления лесами в РФ на конец 2007 года сертифицированная лесов на территории Челябинской области нет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.