Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И способа (особенностей) выполнения деятельности




Классификация психологических тестов

Тестология

 

В психологической практике в ходе изучения различных психодиагностических проблем важное место занимает проблема целостного подхода. Изучение целостности предполагает ее препарирование и анализ составляющих объекта исследования. В процессе всестороннего анализа могут применяться различные методы психологической оценки. Выбор адекватных методов является сложной задачей практического психолога. В данной ситуации значительную помощь может оказать классификация психодиагностических методов, которая, с одной стороны, систематизирует совокупность психологических методик, тем самым облегчая их поиск для последующего применения, а с другой — дает возможность исследователю произвести оценку объекта в различных "диагностических плоскостях".

Классификация может быть построена по различным основаниям. Это положение подробно обсуждалось в главе 1. Нам представляется, что технологический подход, основанный на выявлении уровня объективности получения и интерпретации психологических данных, наиболее продуктивен. Поэтому ниже он приводится более подробно. Безусловно, в классификацию включены не все существующие техники и тесты (это невозможно сделать), но основные методики, применяемые на практике, в ней представлены.

 

Класс: Объективные методики. Измерение результативности

Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)

 

Тесты действия (целевые личностные тесты):

 

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1953) (Модификация — Методика исследования особенностей мышления (ЦВМУ)).

Прогрессивные матрицы Равена (оценка особенностей и уровня интеллекта) (Дж. К. Равен, 1936).

Визуально-моторный гештальт-тест (зрительная-моторная координация) (Л. Бендер, 1938).

Тест визуальной ретенции (зрительная память) (А.Бентон, 1952).

Тест Выготского — Сахарова (формирование понятий у детей, взрослых) (Л. Выготский; Л. Сахаров, 1927).

Шкала памяти Векслера (WMS) (1946).

Корректурная проба (концентрация, устойчивость внимания) (Б. Бурдон, 1895).

Тест памяти Мейли (зрительная, слуховая память).

Шкала оценки Озерецкого (оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики) (Н.И. Озерецкий, 1923).

Тест "Спираль" (оценка двигательных функций).

Тест Линеограммы (переключение внимания, психические моторные функции, пластичность мыслительных функций).

Сложная реакция с выбором (СРВ) (внимание, кратковременная память, комбинаторные способности).

Комбинаторные способности.

Количественные отношения (логико-математические способности).

Установление закономерностей (внимание, память, логическое мышление).

"Узоры" (воображение).

"Фигуры" (образная память).

Красно-черные таблицы (модификация) (переключение внимания).

Перепутанные линии (устойчивость внимания).

Тест "Сенсорно-моторная координация".

"Информационный поиск" (кратковременная память, внимание).

Тест "Слухо-речевая память".

Тест "Словарь" (исследование индивидуального тезауруса, кругозора).

Тест "Умозаключения" (оценка логического мышления).

Тест "Компасы" (пространственное воображение).

 

Тесты ситуационные (принятие решения в ситуации):

 

Метод последовательной динамической оценки (МПДО) (Шведин Б.Я., 1989).

Автоматизированная ситуационная игра диагностическая "ТЕСТ", "РИТМ" (7 субтестов: состояние, интеллект, игра) (Носс И.Н., Суслов Е.В., 1990-1992).

Методика "Дилемма выбора" (описание 12 житейских ситуаций: выбор стратегии поведения — прогноз стиля принятия решения) (Н. Коган, М. Уоллэлч).

 

Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта)

 

Тесты способностей:

 

Шкала измерения интеллекта Векслера (WAIS) (Д. Векслер, 1946).

Тест возрастающей трудности (Поляков К., Глушко А., 1986) Оценка уровня интеллекта — модификация Теста Равена.

Тест культурно-свободного интеллекта (CFIT) (Р. Кэттелл, 1958).

Психологические профили Россолимо (Г.И. Россолимо, 1909).

Шкала умственного развития Станфорд-Бине (Л.М. Термен, 1916).

Батарея тестов общих способностей (GATB) (оценка интеллекта при ориентации на профессиональный критерий).

Школьный тест умственного развития — ШТУР (уровень развития интеллекта у школьников 6-8 кл.) (НИИ Общей и педагогической психологии).

 

Тесты достижений:

 

Тест «Арифметический счет» (арифметические способности).

Тест «Шкалы приборов» (ориентирование в показаниях приборов).

Тест «Координаты» (профессиональные способности).

 

Критериально-ориентировочные тесты:

 

Тесты изучения интеллектуальных способностей (четыре субтеста: "Анализ рельефа местности"; "Анализ эмоционального состояния по мимике лица"; "Анализ газетных политических тестов"; "Овладение порядком и правилами отдачи приказаний") (Жильников И.Д., 1990).

Тест "Определение способности к обучению" — ОСО) (Носс И.Н., 1990).

Технология психосемантического анализа — "Семантический анализ деятельности" (ТПА-САД) (Носс И.Н., 1990).

Тест адекватных характеристик объекта — ТАХ (Носс И.Н., 1992).

 

Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.