Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отчет о проведенном исследовании




Психодиагностика группы

Психодиагностика коллектива производится с целью оценки особенностей межличностных отношений в подчиненных группах для выявления неформальных лидеров, их направленности, социального статуса каждого сотрудника, уровня аторитетности руководства, определения аутсайдеров, возможных предконфликтных ситуаций и др.

В этих целях обычно используются различные модификации социометрических, референтометрических и подобного рода методик, а также методики ЦТО*, семантический или личностный дифференциал, личностной идентификации, репертуарные решетки Дж. Келли, рисуночные тесты и др.

Рассмотрим пример психодиагностики межличностных отношений в коллективе фирмы N.

 

Социально-психологический анализ

межличностных отношений в фирме N

 

В качестве стимульного материала использовались следующие методики: социометрия, ЦТО, адаптированный вариант репертуарных решеток Дж. Келли, графический тест К. Коха, методика CFIT, наблюдение и диагностическая беседа.

СОЦИАМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Инструкция

 

Уважаемый коллега!

У Вас, наверное, есть друзья и приятели в нашей фирме. С кем-то Вы очень дружны, а с кем-то не очень. Одни Вам доверяют и Вы им тоже, а с другими у Вас нет доверительного контакта. С кем-то Вам приятно разговаривать и делиться своими секретами, а с кем-то нет.

Обо всем этом мы с Вами сейчас и поговорим. Разговор будет проходить при помощи листа бумаги, который лежит перед Вами.

Лист подписывать не надо, нас интересует общее мнение всего коллектива, которое складывается из правдивых ответов каждого сотрудника. Отвечайте по возможности правдиво!

Внимательно прочитайте вопрос. Ваш ответ будет заключаться в том, чтобы после вопроса вписать фамилию сотрудника Вашего отдела (фирмы).

1. Как Вы считаете, кто в отделе пользуется самым большим уважением? __________________________________________________________________

2. С кем из отдела Вам приятно совместно работать?_____________________

3. С кем из отдела Вы можете поделиться секретом или обсудить личные проблемы? _______________________________________________________

4. Кого из отдела Вы охотно пригласили бы к себе в гости?__________________________________________________________________

5. К кому из отдела Вы могли бы обратиться с просьбой помочь Вам в сложной ситуации?_____________________________________________

6. Как Вы думаете, кто из отдела Вам поможет в трудную минуту, даже если это для него будет тоже очень затруднительно?______________________________

7. С кем из отдела Вы не хотели бы иметь ничего общего?_______________

8. Кто из руководителей фирмы (отдела) Вам нравится больше других? __________________________________________________________________

Спасибо за работу! Желаем удачи!

 

межличностных отношений в фирме "Х"

 

В марте 1999 г. проведена экспресс-диагностика межличностных отношений (МЛО) в фирме N. Эмпирические данные получены при помощи социометрической, референтометрической методик, интеллектуальных и проективных тестов.

I.

Исследование МЛО производилось на трех уровнях коммуникации: уровне поверхностных симпатий, уровне приятельских отношений и уровне взаимного доверия и взаимной помощи сотрудников фирмы. На первом уровне МЛО (уровень поверхностного общения — "тусовка") практически все сотрудники состояли в микрогруппах. Коллектив распался на шесть относительно больших микрогрупп. Неопределенное место занимали Андрей П., Геннадий Б., Юлия К. и Антон В. Микрогруппы отличались по половому признаку.

В состав первой микрогруппы входили семь человек: Ольга И., Диана Щ., Светлана П., Мария И., Лора С., Кристина З. и Александр Ф.* Лидером данной микрогруппы являлась Ольга И. Среднегрупповой уровень интеллекта (IQ) составил 117 баллов.

Вторая микрогруппа тоже состояла из семи членов: Кирилл З., Роман С., Владимир С., Гавриил Л., Алексей Л., Павел К. и Алексей Б. Лидером данной микрогруппы был Алексей Л.. Средний уровень интеллекта по данной микрогруппе составил 109 баллов.

Между первой и второй микрогруппами имеют место конфликтные отношения, так один из наиболее уважаемых людей во второй микрогруппе Кирилл З. и его самый близкий контактер Роман С. не выражают особой приязни к активной и наиболее истероидной Кристине З.

Третья микрогруппа состояла из двух человек: Клары З. и Инны Ш.. В этой микрогруппе трудно выявить лидера. Можно предположить, что, исходя из характерологических особенностей этих людей, отношения строились на принципе соперничества. Средний уровень интеллекта составлял 116 баллов.

Первая, вторая и третья микрогруппы на фоне фрагментарных антипатических отношений в целом на уровне "тусовки" составили относительно устойчивую общность. Члены данных групп симпатизировали друг другу и в общем вполне нормально строили бесконфликтные, внешне благовидные отношения. То есть была создана база для построения более глубоких привязанностей и дружеских связей.

Четвертая микрогруппа, в которую вошли Надежда П. и Юнна В., отличалась относительной нейтральностью и бесконфликтностью отношений. У данных сотрудниц порой складывались хорошие ситуационные взаимосвязи с представителями различных микрогрупп, даже враждующих между собой. Средний уровень интеллекта не превышал 100 баллов.

Пятая и шестая микрогруппы были очень похожи друг на друга, не считая различий по половому признаку. Характерно, что обе эти микрогруппы отличались высоким IQ, превышавшим в среднем 125 баллов, а также находились, мягко говоря, в не очень хороших отношениях с членами первой, второй и третьей групп. В состав пятой микрогруппы входили: Дмитрий И. — лидер данной группы, Арнольд Х. и Михаил Г. Средний уровень интеллекта составлял 126 баллов. В шестой микрогруппе внешне лидирующее положение занимала Вера М., активность которой и экспансивно-демонстративное поведение, вызывало негативную реакцию у многих сотрудников фирмы. Эта неприязнь к Вере М., как ярлык, наклеивался и на других членов данной микрогруппы — Соне А. и Татьяне Н. Средний уровень интеллекта — 131 балл. Лидеры пятой и шестой микрогрупп, Вера М. и Дмитрий И., занимая довольно конфликтную позицию в коллективе, между собой не обнаруживали ни малейшей неприязни. Видимо, истероидность, характерологическая черта одного и другого, играла в этом не последнюю роль.

Обособленное положение в фирме занимали Андрей П. (IQ=118) и Геннадий Б. (IQ=110). Между ними проявлялись ярко выраженные конфликтные тенденции. Если Андрей П. в одностороннем порядке симпатизировал Алексею Б., Алексею Л. (вторая микрогруппа) и Александру Ф.(первая микрогруппа), то Геннадий Б. находился в области абсолютного неприятия со стороны буквально всех членов коллектива фирмы. Это — выраженный аутсайдер.

На втором уровне социально-психологического среза (уровень "Дружбы") выявлена сильная дифференциация микрогрупп. "Тусовка" распадалась на более мелкие образования, хотя костяк микрогрупп оставался без особых изменений.

В первой микрогруппе осталось шесть членов: Ольга И., Светлана П., Лора С., Диана Щ., Кристина З. и Мария И.. Средний уровень IQ — 118 баллов.

Вторая микрогруппа распадалась на три подгруппы. В первую вошли: Алексей Л., Павел К. и Алексей Б. (Средний IQ = 109 баллов). Во вторую — Роман С. и Кирилл З. (IQ = 116). В третью группу вошли: Гавриил Л., Владимир С. и Антон В. (IQ = 95). Особенность последней подгруппы заключалась в прохладных отношениях Антона В. и Владимира С. при явном положительном взаимодействии обоих с Гавриилом Л.

Третья микрогруппа функционировала без изменений в своем составе. Были замечены тенденции положительного отношения со стороны Инны Ш. к Ольге И. (без ответной реакции), со стороны Клары З. — к Алексею Л., Кристине З., Кириллу З. и Роману С.. То есть члены третьей микрогруппы пытались поддерживать сравнительно хорошие отношения с представителями первой и второй микрогрупп, но безответно.

Состав и структура МЛО остальных микрогрупп существовала на втором уровне "Дружбы" без особых изменений.

Таким образом, на втором уровне коммуникации ("Дружбы") наблюдалось восемь относительно устойчивых микрогрупп. Коллектив фирмы стал более дифференцирован, чем при поверхностном срезе МЛО, микрогруппы стали менее многочисленны.

На третьем уровне социально-психологического анализа наблюдалась еще большая дифференциация. Микрогруппы первого и второго уровней распались, образовав устойчивые пары. Всего на уровне взаимопомощи насчитывалось четыре микрогруппы.

Первая микрогруппа сократилась до четырех человек: Ольги И., Кристины З., Лоры С. и Марии И. (IQ = 114). Вторая — до двух: Дианы Щ. и Светланы П. (IQ = 126). Третья осталась в прежнем составе: Соня А., Вера М. и Татьяна Н. (IQ = 131). И, наконец, четвертую составили Кирилл З. и Роман С. Распался монолитный тандем — Клара З. и Инна Ш. Остальные сотрудники выступали обособленно, не доверяя своим коллегам и не надеясь на их помощь в трудную минуту. Настораживал тот факт, что лишь одиннадцать человек были связаны относительно прочными узами взаимного доверия и помощи друг другу. Остальные существовали сами по себе.

В результате социометрической экспертизы выявлены рейтинговые показатели внутригруппового статуса и авторитета каждого специалиста, которые приведены ниже в таблице.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.