Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверочный лист 2.3. Умение соблюдать очередность 2 страница




В первую очередь, дети, как правило, демонстрируют знак, который всеми родителями (и не зря!) воспринимается как требование или отказ от чего-то. Задайте себе вопрос: "Выражая свое требование, осознает ли мой ребе­нок, что мы здесь, и можем прореагировать?"

Для того, чтобы побудить малыша выражать свои требования с такого рода осознанием положения вещей, вам нужно обратить его внимание на то, каким образом вы можете решить его проблемы за него.

УМЕНИЕ ТРЕБОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

Спросите себя: "Действительно ли мой ребенок нуждается в том, чтобы требовать вещь, которую он хочет получить? Может быть, эта вещь уже находится в пределах его досягаемости?" Потребности малыша настолько легко предсказать, что, в действительности, ему не так уж часто нужно прибегать к требованию.

Попробуйте так расставить его любимые игрушки, чтобы видеть их он мог, а дотянуться — нет. Когда малыш закричит и потянется к какой-нибудь игрушке, вмешайтесь и скажите: "Ты хочешь мячик? Папа даст тебе его".

Во время еды поставьте тарелку или чашку ребенка подальше от него и подождите, пока он не посмотрит на вас и не произведет соответствующий звук или жест. Помните, что поначалу не следует предъявлять к малышу большие требования, чтобы не смутить и не огорчить его.

Постепенно начинайте показывать ребенку все более и более подходя­щие к случаю способы просить нужные ему предметы.

УМЕНИЕ ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

Здесь мы будем говорить о просьбах ребенка сделать что-нибудь для него. Сначала, делая для малыша то, что он любит, попробуйте прерывать это заня­тие на середине, например, перестаньте качать или подбрасывать его на колене. Спросите: "Хочешь еще?" и подождите, пока он не подаст вам знак (звуком или движением), что "да", хочет. Сначала этот знак может носить достаточно случайный характер, но через некоторое время малыш поймет, что между тем, что сделает он, и тем, что будете делать вы, есть определенная связь.

Нередко ребенок показывает, что ждет от вас какой-то помощи, волне­нием и криком. По его поведению вы поймете, что он хочет, чтобы его вынули из кроватки, но действительно ли он вам сказал об этом? Подойди­те к кроватке, поприветствуйте малыша и подождите, давая ему возмож­ность поуправлять своим криком. Протяните к нему руки и скажите: "Ты хочешь НА РУЧКИ?" Побудите его протянуть к вам руки (для начала сойдет и не очень определенный жест), и после этого возьмите его на руки. Такой прием можно использовать и в других бытовых ситуациях.

 

Умение отказываться

Если дети чего-то не любят или не хотят, почти все они с самого начала очень ясно нам это демонстрируют. Для того, чтобы выразить свой отказ в истинно коммуникативной форме, дети должны осознавать, что окружаю­щие их люди играют определенную роль в удалении от них нежеланных предметов.

ОТКАЗ ОТ ПРЕДМЕТОВ

Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего он не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест, которому он может научиться, например, покачайте головой. Скажите: "НЕ НУЖЕН кубик. Мама уберет его".

ОТКАЗ ОТ ПОМОЩИ

Убедитесь, что вы не оказываете ребенку только ту помощь, которую он должен принять. Трудно учить малыша отказываться от своевременной смены подгузников, поскольку, конечно, он должен их менять. Однако, если время от времени он будет ходить без башмачков, большой беды, наверно, не случится. Ребенок имеет полное право не захотеть, чтобы его, например, щекотали или подбрасывали в воздух. Очень важно решать.сразу, можете ли вы принять его отказ. С одной стороны, вы действительно хотите, чтобы ребенок понял, что он может оказывать влияние на ваше поведение — по крайней мере, иногда. С другой стороны, вы не хотите, чтобы он понял другое — что, если он будет хныкать достаточно долго, то вы, в конце концов, откажетесь от своего решения)

ВЫРАЖЕНИЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СЛОВАМИ СОБЕСЕДНИКА Эту задачу вы можете включить в свой план тогда, когда ваш малыш, во-первых, научится отказываться от предметов и услуг и, во-вторых, проде­монстрирует понимание определенного количества слов.

Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами. Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет, изобра­женный на картинке. Если малыш не прореагирует на вашу ошибку, ис­правьте ее сами: "Папа сказал "утка". Разве это утка? НЕТ, это кошка1"

Если, гуляя в парке, ребенок в ответ на ваши слова о том, что пора домой, отвернется и убежит, остановите его и скажите: "НЕТ, не хочешь домой?" Даже если вы не сможете выполнить желание малыша, вы можете узнать его мнение.

Умение здороваться и прощаться

Каждый день используйте одни и те же слова для того, чтобы поздоровать­ся и попрощаться. Возьмите ручку ребенка и помогите ему помахать ею, затем дайте ему возможность самому помахать. Для ответа предоставьте ему побольше времени. Постарайтесь брать с собой малыша, когда вы соби­раетесь с кем-нибудь встретиться или проститься, особенно, когда в этом участвуют другие члены семьи, с которыми у ребенка уже установилось хорошее взаимопонимание.

Умение делиться информацией

Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-нибудь вещи и назвать их. Наблюдайте за его взглядом, чтобы понять, что его интересует, и тогда вы сможете вместе с ним рассмат­ривать и обсуждать эти вещи. Побуждайте ребенка следить за направлени­ем вашей руки, когда вы указываете на что-то. Начните с предметов, нахо­дящихся недалеко, но за пределами его досягаемости. Как только малыш потянется к какому-то предмету, назовите этот предмет-. Если ребенок уве­ренно показывает на какую-то вещь, дайте ему возможность самому ^на­звать ее, пусть даже просто каким-нибудь звуком. Вопросы: "Что это?" и "Что случилось?" не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом к окружающим, а это важная сторона умения делиться информацией.

Умение давать

Когда ребенок что-то кому-то дает, это действие можно расценить как ярко выраженный акт общения. Родителей всегда трогает, когда малыш начина­ет сам им что-нибудь давать. Это событие можно сравнить разве что с первой улыбкой ребенка.

УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

Это умение требует известной ловкости, и описанные в нашей программе навыки тонкой моторики подскажут вам, готов ли к нему ваш малыш.

Сначала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответ­ствующую просьбу. Для того, чтобы помочь ему делать это без просьбы, привлеките его к игре, в которой, кроме вас, участвовали бы другие члены семьи, а предметы должны были бы передаваться от одного участника к другому. Можно также выстроить в ряд кукол, плюшевых зверей и по очереди — то вы, то малыш — давать каждому из них ложку или чашечку с воображаемой едой или питьем.

УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ

Научить ребенка делать что-то для других помогут ролевые игры и игры, требующие воображения. Предложите малышу кормить мишку (по очере­ди — сначала вы, затем он) или по очереди причесывать папу. При необхо­димости можно помогать ребенку физически, но когда он поймет, что и как нужно делать, старайтесь помогать меньше. Дайте ему реквизит, которым вы пользовались во время игры, чтобы он мог один поиграть с ним. Про­верьте, пользуется ли малыш этим реквизитом сам.

Игра со звуками

Покажите ребенку, что звуки можно использовать в игре. Подпевайте вме­сте детским песенкам, слушая пластинки или детскую музыкальную переда­чу по телевизору. Раскачивая малыша на качелях, купая в ванночке, тоже пойте или читайте стишки. Продемонстрируйте ему звуки, которые ассоциируются с теми или иными игрушками — "брмм-брмм" — с машинками, "зууммм" — с самолетами и т.п. Используйте в играх звуки, которые, по вашему мнению, малыш в состоянии воспроизвести, а также его любимые звуки, которые у него уже получаются.

Самостоятельная практика

Поскольку здесь мы касаемся собственных занятий малыша, о какой бы то ни было организации говорить трудно. Когда ребенок упражняется в сво­ей кроватке или в игровом уголке, не спешите прервать его занятие. Лучше постарайтесь использовать шанс и понаблюдать, чтобы понять, какого рода звуки в данный момент ему нравятся. Если вам нужно привлечь его внима­ние к себе, дождитесь паузы, а если вы пришли, чтобы взять его на ручки, тихонько присоединитесь к его упражнениям.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Итак, в развитии навыков общения ребенка, который еще не говорит, разли­чают пять направлений:

• Развитие умения внимательно слушать, смотреть и реагировать;

• Развитие игровых навыков;

* Развитие представления о соблюдении очередности;

Развитие способности к подражанию;

• Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

В первую очередь, необходимо научить малыша концентрировать внимание. Когда он овладеет этим умением, можно начинать работу по двум и более направлениям развития речи одновременно.

Когда вы заполните проверочные листы и поставите перед собой опре­деленные задачи, решить их в процессе обычных игр и общения с ребен­ком вам помогут некоторые простые приемы.

Нам хочется еще раз обратить ваше внимание на несколько правил, важных для успешных занятий с ребенком в довербальный период:

• Давайте малышу время на ответ.

• Слушайте... ждите.

• Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения.

• По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимичес­кие движения, произносите звуки.

• Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

• Не стремитесь предугадывать все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.

• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами, как с практической, так и с эмоциональной точек зрения.

• Для обозначения определенных действий и предметов используйте одни и те же слова. Это поможет ребенку научиться понимать, какое событие последует за словом, понимать значения слов, а поз­же научиться их произносить.

В этой главе мы обращались, главным образом, к родителям, однако братья, сестры, бабушки, дедушки и близкие друзья тоже могут помочь достижению замечательных результатов. Общение должно стать важной частью всех взаимоотношений ребенка с близкими. Люди, которых он любит, могут многому научить его, получив при этом удовлетворение и массу удоволь­ствия от общения.

 

ГЛАВА 3. Развитие речи

Возможно, ваш ребенок уже начинает говорить, или вы чувствуете, что он вот-вот произнесет первые слова. А может быть, он уже пользуется неко­торым количеством слов или фраз, а вы хотите ему помочь как можно лучше распорядиться ими. В любом случае эта глава будет вам полезна: в ней мы поговорим о том, как ставить задачи (а это сможет вас мобилизо­вать), дадим рекомендации для проведения тестирования и составления программы занятий, познакомим вас с приемами, которые помогут научить­ся говорить. Вот некоторые общие задачи, о которых особенно важно помнить:

• Малыш должен научиться произносить и понимать как можно больше слов и предложений:

• Ему необходимо научиться пользоваться речью в самых разных ситуациях — тогда он сумеет выразить любые социальные, эмоцио­нальные и физические потребности;

* Он должен научиться с помощью слов и фраз выражать самые разные мысли и понятия. Ему нужно уметь произносить не только названия предметов и имена людей, но и объяснить, что они делают, каковы они, кому принадлежат и т.д.

• Он должен говорить настолько грамматически правильно, насколь­ко позволяет его уровень развития речи.

• По мере роста и развития ребенка его произношение должно улуч­шаться.

В этой главе мы рассмотрим три уровня развития речи:

Однословный уровень — если ребенок еще не составляет из слов предложения,

Двухсловный уровень – если ребенок учится составлять два слова,

Трехсловный уровень — если ребенок использует предложения из трех и более слов *.

 

Умение пользоваться речью мы разобьем на две стадии: использование одиночных слов и использование фраз.

На каком бы уровне развития речи малыш ни находился, основные принципы оценки, выбора задач и обучения будут одинаковыми. В каждом разделе этой главы мы сначала будем представлять эти принципы, а затем приводить особые сведения, соответствующие конкретному уровню.

Следует заметить, что четких границ между уровнями нет. Даже в тот период, когда малыш уже уверенно составляет фразы из трех слов, он продолжает пользоваться и отдельными словами, и фразами из двух слов. Если мы проанализируем свою собственную речь, то увидим, что все мы много раз в день употребляем и одиночные слова и простые фразы! Кроме того, как мы уже говорили в предыдущей главе, даже тогда, когда речь ребенка развита достаточно хорошо, навыки довербального периода по-прежнему играют большую роль. И хотя вашей главной целью будет мак­симально возможное развитие разговорной речи, ребенку может быть очень полезно продолжать занятия навыками более раннего периода.

Настоящая глава содержит три основных раздела. В них вы познакомитесь с тем, как оценивать уровень развития речи, как выбирать задачи и как учить. В конце главы представлены все проверочные листы, относящи­еся к нашей теме. Возможно, до того как начать пользоваться ими, вам покажется удобным снять с них копии. Сводные проверочные листы вы найдете в книге 8.

КАК ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В речевой сфере, так же как и в других, прежде чем приступить к занятиям, необходимо представить себе точную картину того, что ваш ребенок умеет говорить в настоящий момент.

Даже в том случае, если в словаре малыша всего несколько слов, кото­рые он повторяет снова и снова, есть смысл внимательно присмотреться к тому, как он пользуется этими словами и какого рода суждения высказы­вает с их помощью.

Если ваш ребенок только начинает говорить и/или, в основном, пока общается с помощью звуков и жестов, то, оценивая его первые шаги, про­должайте пользоваться методикой, описанной в главе 2.

Образец речи

Самую важную роль в тестировании программа "ГОВОРИ" (T.E.L.L.) отводит образцу речи. Для получения образца нужно просто записывать все, что малыш говорит! Из этого образца вы не только узнаете, какие слова он умеет произносить, но и поймете, что за ними стоит, то есть побуж­дения малыша, его намерения и т.п. Не менее важно и то, что образец речи дает возможность взглянуть на разговорные навыки ребенка изнутри — оценить его способность соблюдать очередность, слушать, реагировать или предлагать новую тему для разговора.

Поясним, как нужно "брать" образец речи.

1. Наметьте день, когда вы будете записывать все высказывания малыша.

2. Займитесь обычными делами, стараясь, чтобы почаще возникали при­ятные для ребенка ситуации — такие, которые, по вашим наблюдениям, он был бы не прочь обсудить.

3. Всюду носите с собой записную книжку и карандаш.

4. Каждую страницу записной книжки разбейте на три колонки. В правой колонке записывайте высказывания малыша, в левой — свои слова, произнесенные непосредственно перед тем, как заговорил он. В средней колонке указывайте, в какой ситуации это произошло.

5. Если слова ребенка — точное воспроизведение ваших слов, сделайте соответствующую пометку, например, "И" — имитация.

6. Если малыш в своей речи использует еще очень мало слов, фикси­руйте производимые им звуки и жесты общения. Например, если он, желая получить ту или иную вещь, укажет на нее или покачает головой в знак отказа, эти жесты следует записать.

7. Всячески подбадривайте ребенка и побуждайте его говорить, однако старайтесь не давать слишком много указаний. Ваша цель- — увидеть его естественные реакции в самых обычных условиях. Поэтому разговаривай­те с малышом так, как всегда.

8. Вы увидите, что записывать разговор ребенка с другими людьми легче, чем разговор с вами. Используйте присутствие третьего лица, во-первых, для того, чтобы самим понаблюдать и записать все, что нужно, и, во-вторых, чтобы попросить его немного позаписывать.

9. Планируйте свое время так, чтобы иметь возможность вечером того же дня, пока события еще свежи в вашей памяти, проанализировать образец речи ребенка. Стремясь быстро все записать, вы наверняка будете сокра­щать слова, ставить какие-нибудь дополнительные значки. Немедленный анализ уменьшит вероятность неразберихи!

Пример образца речи мы приводим в таблице 3.1. Разумеется, если хотите, вы можете использовать больше аббревиатур, чем в нашем примере. Когда ваш образец будет готов, вы сможете с его помощью ответить на три важных вопроса:

Почему мой ребенок говорит?

О чем он говорит?

• Какие грамматические формы он использует?

 

 

Таблица 3.1. - Образец речи Питера
Что сказала мама Что происходит (где, когда) Что сказал Питер
Просыпайся-просыпайся Вот ты и встал Хочешь куколку? Кроватка, утро Встать (ал) Кукла встать (ап) Встать (ап)
Пора переодеться Лежи спокойно 0, посмотри, что приготовил папа! Ммм, вкусный тост Чего тебе еще хочется? Хочешь еще сока? Уже покушал? Меняем подгузник   Кухня П. предлагает тосты М. предлагает сок Пит. отталкивает сок Нет, нет Нет Тост ням-ням Ток (сок) Встать (ап) Встать (ап)
Обуем ботиночки Хорошенькие коричневые ботиночки Папа уходит Папа ушел   ... Энди до автобуса   Прощаемся с Энди Э. говорит: "До свидания, Питер" Подожди минутку, Питер Что делает мишка?   Посмотри, мишка хочет кушать     Куда ушел мишка? Где мишка? Где он сейчас? Время одевания     У двери. П. выходит Это говорится по дороге из прихожей М. достает ключи Всю дорогу в машине На автобусной остановке   М. у телефона   М. поднимает и опускает мишку М. кормит мишку   Питер поднимает и опускает мишку Прячет мишку под стул. Мишка на пианино Ботинок Ботинок   Пока Пока   Машина Брм-брм Пока     На ручки (ап)   Прыг   Нет   Прыг мишка   Стул   Вверх (ап)

 

 

Почему мой ребенок говорит?

Прежде, чем приступить к рассмотрению слов и/или фраз малыша, попро­буем понять, с какой целью он применил тот или иной разговорный навык.

Говоря, мы обычно используем слова для того, чтобы передать другим людям какую-нибудь информацию, для того, чтобы о чем-то спросить, от чего-то отказаться, предложить ту или иную вещь, то есть предпринять определенные практические или социальные шаги.

Если ребенок не умеет применять разговорные навыки для удовлетво­рения своих нужд, то никакой, даже самый большой словарный запас не сможет принести ему ощутимой пользы. И наоборот, если вы поможете своему малышу почувствовать, что он выигрывает от общения с окружаю­щими — практически и эмоционально, сумеете научить его употреблять уже освоенные слова в самых разных ситуациях, он сможет извлечь из своего словаря максимальную пользу и заодно приобретет звуковую базу для дальнейшего речевого развития.

Умение участвовать в разговоре

К умению пользоваться освоенными словами примыкает умение участво­вать в разговоре.

В главе 2 мы говорили о соблюдении очередности, как об основе умения участвовать в разговоре. Малыш, научившийся говорить, должен также научиться произносить слова по очереди с другими участниками разговора. Он должен уметь завязывать разговор и поддерживать его или отвечать на слова собеседника.

Как проанализировать умение ребенка пользоваться разговорными на­выками

Для того, чтобы понять, насколько хорошо ваш малыш умеет пользоваться разговорными навыками, обратитесь к образцу его речи и к проверочному листу 3.1. "Умение пользоваться отдельными словами" и/или к проверочно­му листу 3.2 "Умение пользоваться предложениями" (проверочные листы даны в конце главы). Если ребенок все еще пользуется многими навыками довербального периода, вы можете также обратиться к проверочному листу 2.5 "Использование ребенком навыков общения довербального периода".

Прорабатывая образец речи, анализируйте каждый жест, слово или фра­зу по - отдельности. Теперь нам будет удобнее пользоваться понятием выс­казывание, которое может включать в себя и жест, и звук, и слово, и фразу. Определите, какой проверочный лист подходит к каждому конкретному высказыванию. Жесты и звуки следует записывать в проверочный лист 2.5; высказывания, содержащие одно слово, — в проверочный лист 3.1; фразы — в проверочный лист 3.2.

Откройте соответствующий проверочный лист и подумайте, к какой категории принадлежит то высказывание, которое вы в данный момент анализируете. Приведенные в каждой графе вопросы и примеры помогут вам правильно определить категорию.

Найдя нужную категорию, поставьте "галочку" в колонке "да" (прове­рочный лист 2.5) или в первой из трех колонок проверочных листов 3.1 и 3.2.

Если вы рассматриваете высказывания, содержащие слова и фразы, по­думайте, для чего малыш использовал каждое высказывание — для того, чтобы завязать разговор (проявил инициативу) или для того, чтобы под­держать его. Если малыш начал разговор этим высказыванием или с его помощью сменил тему, значит, он завязал разговор, а если это был ответ на обращенные к нему слова, значит, поддержал его. Решив этот вопрос, по­ставьте "галочку" в соответствующей колонке. В таблице 3.2 приведены примеры, которые могут вам помочь с этим разобраться.

Проработав подобным образом все высказывания из образца речи, вы сможете с помощью проверочных листов выбрать для ребенка задачи. Дальше в этой главе мы покажем, как это сделать.

О чем говорит малыш?

Второй важный вопрос, на который вам поможет ответить образец речи, касается содержания высказываний. Вам, конечно, хочется, чтобы ребенок умел произносить много слов, но, в действительности, не менее важно, чтобы он научился использовать слова, относящиеся к разным частям речи. Вот два примера словарных запасов:

Словарь Билла:

машина велосипед чашка телевизор

мяч сок ложка Бабушка

яблоко ключи нет бутылочка

леденец хлеб мишка здравствуй

щенок малыш яйцо пока

корова книжка птичка печенье

Словарь Вена:

яблоко мяч есть банан

сок телевизор кубик умываться

Дэви нет спать но-о (лошадке)

кукла обед привет спать

книжка пока наверху машина

прыгать ушел ложка мишка

 

Таблица 3.2. Умение завязывать и поддерживать разговор
1) завязывает разговор (проявляет инициативу) Сэм приближается к маме, занимающейся стиркой, дергает ее за юбку и говорит: "Пить!" Паула рассматривает с папой книжку. Она называет на картинку и говорит: "Яблоко". Джо играет с дедушкой. Дедушка: Посмотри, Джо, как быстро едет моя машинка. Джо (включаясь): Тррр. Дедушка: Моя машинка едет под мостом. Джо (в ответ): Машинка там. Дедушка: А теперь она едет по мосту. Джо (меняет тему): Теперь хочу гулять.
2) поддерживает разговор Кейт и папа на кухне. Папа: Чего тебе хочется, Кейт? Кейт: Хочу сока!   Джордж и его брат качаются на качелях. Брат: Слезай, сейчас моя очередь! Джордж: Нет!   Бабушка, навестив Ли, собирается домой. Бабушка: Пока, Ли. Увидимся в воскресенье. Ли: Пока.

В количественном отношении словари Билла и Вена одинаковы, однако у Вена больше слов, относящихся к разным частям речи. Билл может сказать: "Привет", "Пока", "нет", но остальные его слова — только суще­ствительные. Бен же в состоянии сказать, что делают те или иные одушев­ленные предметы (прыгают, едят, умываются, спят). Он начинает говорить, где они находятся (наверху) и что с ними произошло (ушел), то есть может употребить совершенную форму глагола. Если, осваивая новые сло­ва, Билл и Бен будут продолжать в том же духе, то, когда дело дойдет до объединения слов в предложения, Бен явно окажется в лучшем положении. Для составления комбинаций из двух слов словарь Вена дает гораздо больше возможностей, чем словарь Билла.

Конечно, Билл заявил о себе очень хорошо, и его родители имеют все основания радоваться каждому его слову. Они вполне могут помогать ему и дальше, но теперь мальчика необходимо учить произносить не только существительные, но и слова, относящиеся к другим частям речи.

Детям, которые уже научились пользоваться фразами, важно уметь выс­казывать суждения разных типов. Вот еще два списка для сравнения:

Список 1 Список 2

кукла сидит мишка сидит

мишка идет ест банан

мама спит горячая сосиска

везу машину папа ушел

Ренни ест не хочу

ест сосиску еще прыгать

машина едет кукла там

кукла падает штаны мокрые

мишка везет эта книга

мыть маму мамин ботинок

Вы видите, что в списке 2 представлены более разнообразные высказы­вания, чем в списке 1, где встречаются только пары существительное-гла­гол. Мы не хотим здесь сказать, что один тип фраз лучше всех остальных. Просто для того, чтобы малыш мог рассказать обо всех, самых разных событиях, которые случаются в его жизни, ему необходимо научиться опе­рировать всеми типами фраз.

Как анализировать высказывания малыша Для анализа типов слов или фраз, которые ребенок научился произносить, вам понадобится образец речи и проверочный лист 3.3 "Умение употреб­лять отдельные слова, относящиеся к разным частям речи" и/или прове­рочный лист 3.4 "Умение составлять предложения из двух слов, относя­щихся к разным частям речи" и/или проверочный лист 3.5 "Умение составлять предложения из трех (или более) слов, относящихся к разным частям речи".

Прорабатывая образец речи, анализируйте каждое высказывание (сло­во или фразу) отдельно. Слова или предложения, непосредственно имити­рующие ваши высказывания, не следует включать в анализ.

Для каждого высказывания подбирайте соответствующий провероч­ный лист. Обычно бывает достаточно посмотреть на число слов. Если фраза, произнесенная ребенком, состоит более, чем из трех слов, включите ее в проверочный лист 3.5. Заметим, что иногда дети используют сочетания из двух слов, которые, в действительности, эквивалентны по смыслу одному слову, например, "на ручки", "ванька-встанька", "никого нет". Это обычно сочетания, которые используются как единые конструкции, и их следует помещать в тот проверочный лист, в который заносятся отдельные слова.

А сейчас обратимся к проверочным листам. Определите, к какой катего­рии относится то или иное высказывание, ориентируясь на вопросы и при­меры, приведенные в левой колонке листа. Старайтесь больше внимания уделять тому, как ребенок использует то или иное высказывание, чем соб­ственно словам. Если, например, малыш говорит: "Мама носок", это может означать и "Мамин носок", и "Мама, надень на меня мой носок". Охаракте­ризованная в образце речи ситуация, в которой произнесены эти слова, покажет, что ребенок имел в виду.

Бывают случаи, когда произнесенную фразу можно отнести не к одной категории, а к двум. Например, фраза "Мамина книга здесь" может быть отнесена как к категории использования родительного падежа, так и к категории использования слов, обозначающих местоположение. В подоб­ных случаях фразу записывают дважды.

Если в образце речи попадается несколько фраз из двух или трех слов, то все они записываются только в том случае, если содержат отличные друг от друга ключевые слова. Например, если в образце речи вашего ребенка есть фразы:

еще сока

еще яблоко

еще банан,

достаточно записать только один пример. Точно так же, если он сказал;

Полли ест

мишка ест

мама ест,

то в проверочный лист нужно внести только одну подобную фразу. На­помним, что цель описываемой процедуры — убедиться в том, что ребенок научился употреблять разные фразы каждого типа и использует в них много разных слов.

После того, как вы проработаете таким образом все высказывания из образца речи, запишите в каждой графе проверочного листа соответствую­щее число слов или фраз, произнесенных ребенком, и сравните это число с указанным в правой колонке минимально необходимыми числом, на кото­рое следует ориентироваться. Результат этого сравнения и ваши заметки в каждой графе помогут решить, с чего нужно начать занятия. Ниже в этой главе мы поговорим о том, как ставить задачи.

Какими грамматическими формами должен уметь пользоваться ребенок?

Грамматически правильное оформление предложений не столь принципи­ально для полноценного общения, как все то, о чем мы только что подробно говорили. Однако это важно, если ваш ребенок может и хочет говорить как все. Кроме того, следует 'иметь в виду, что грамматические формы прекрасно помогают уточнять смысл.

Используя образец речи малыша и проверочный лист 3.6, отметьте все правильные окончания слов, вспомогательные слова и обороты, которые употребил ваш малыш.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.