Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОМ.А.43 Сидя, поворачивает корпус, свободно играет ручками




Как учить

Как оценить

ОМ.А.42 Лежа на спинке, проявляет все реакции сохранения равновесия

Как учить

Как оценить

Способ: Положите малыша на животик и поставьте перед ним на расстоя­нии около 60 сантиметров несколько игрушек.

Результат положительный, если ребенок для того, чтобы добраться до игрушек, тянется вперед одной рукой и отталкивается противоположной ногой, затем повторяет такое же движение другой рукой и ногой.

Во время обучения этому навыку необходимо, чтобы одежда малыша была удобной. Для того, чтобы не скользить, его руки (включая предплечья) и ноги должны быть голенькими (в крайнем случае, только руки и ступни). В противном случае, не достигнув успеха, он огорчится. Однако животик малыша во время упражнения должен беспрепятственно скользить по полу, поэтому корпус ребенка должен быть полностью закрыт облегающей спортив­ной майкой (никаких открытых участков). Существует несколько различ­ных способов научить ребенка ползать на животе.

Вполне возможно, вам и не придется прибегать к ним — если ваш малыш уже освоил все предшествующие навыки, он просто сам начнет ползать! Однако не забывайте о стимуле — игрушки должны находиться на расстоянии, чуть большем его вытянутой руки. Во время игровых занятий вы можете побудить малыша отталкиваться

Здесь малыш должен показать, что он в состоянии пользоваться головой, корпусом и конечностями для того, чтобы избежать падения, когда лежит спиной на подвижной поверхности.

Материалы: Поверхность которую можно наклонять (надувной мяч, ка­чалка; одеяло или простыня, туго натянутые по краям, или надувной мат­рац).

Способ: Положите малыша на спинку на поверхность, которую можно на­клонять. Слегка наклоните ее в сторону.

Результат положительный, если ребенок постарается избежать падения, изгибая оказывающуюся вверху сторону тела и дополнительно для уста­новления баланса отводя в сторону "верхнюю" руку и ногу. Вы также можете заметить, как в последний момент малыш поворачивает вперед ниж­нее плечо.

Действуйте так, как мы рекомендовали вам в параграфе ОМ.А.27, только теперь вам следует класть ребенка не на живот, а на спину.

Малыш уже хорошо умеет сидеть, и пользуется своими руками скорее для игры, чем для опоры. Сидеть он должен с ровной спиной.

Теперь, когда ноги имеют уже не такое большое значение для сохране­ния равновесия, ребенок начинает сам экспериментировать с их различны­ми положениями. Однако он может по-прежнему предпочитать позицию с широко разведенными ногами и повернутыми наружу стопами, которая совершенно не рекомендуется детям со сниженным мышечным тонусом (см. параграф ОМ.А. 12).

Малыш в положении сидя начинает поворачиваться — это большой рывок вперед. Когда он делает поворот, он перемещает плечо, находящееся на той стороне корпуса, которая несет весь вес, в сторону бедра, свободного от давления, и таким образом разворачивает (скручивает) корпус. Пока что малыш еще не достаточно хорошо управляет этим движением, поэтому, когда он переносит свой вес слишком быстро, он может упасть, если не выставит руку. И все же, ребенок уже на правильном пути.

Как оценить

Способ: Посадите ребенка, и сбоку от него поместите игрушки. Чтобы вызвать у малыша желание повернуться, вы можете поговорить с ним, пред­ложить взять игрушки.

Результат положительный, если малыш повернется, возьмет игрушку и снова сядет прямо.

Как учить Вот несколько советов о том, как помочь ребенку усвоить этот навык.

Посадите его на большой наивной мяч. Медленно и плавно наклоняй­те мяч из стороны в сторону, вперед — назад и по диагонали, дожидаясь, пока малыш восстановит равновесие.

Далее продолжайте в том же духе, но теперь уже держите руки и ноги ребенка вместе, чтобы он не мог воспользоваться ими для сохра­нения равновесия — он должен де­лать это при помощи мышц корпу­са. Превратите это упражнение в игру — если малыш не получает от упражнения никакого удовольствия, он ничему не научится.

Посадите малыша на доску-ка­чалку и медленно наклоняйте ее в одну и другую стороны, давая вре­мя на восстановление равновесия. Мы советуем дать ребенку в руки какой-нибудь предмет, чтобы он не хватался за доску.

Можно посадить малыша на се­редину доски для качания и слегка касаться его то с одной, то с другой стороны. Затем посадите его не по­перек, а в длину и покачивайте впе­ред и назад. Снова — никаких рук!

Посадите ребенка к себе на колени и наклоняйте его в разные стороны. Чтобы удержать равновесие, малыш должен работать корпусом, а не руками.

Посадите его на стул или табурет и слегка наклоните, после чего дож­дитесь, пока он не выровняется.

Продолжайте носить, поднимать, опускать и кормить малыша, включая теперь в эти действия повороты.

ОМ.А.44 Из положения лежа на животике перемещается в положение сидя

Пока малыш не научится самостоятельно принимать положение сидя, он не часто будет использовать его. Но прежде, чем у него появится желание самостоятельно сесть, у него должен накопиться опыт пребывания в положении сидя и должны "раскрыться глаза" на преимущества широкого горизонта.

Как оценить

Способ: Положите малыша на животик и побудите его сесть, либо просто понаблюдайте за ним во время игры.

Результат положительный, если ребенок поднимется с животика и ся­дет без вашей помощи.


Как учить

Этот навык представляет собой сочетание навыка перехода в позицию ползания (ОМ.А.39) и навыка перехода из позиции ползания в положение сидя (ОМ.А.40). Используйте предложенные в этих параграфах приемы, выстраивая их в плавное непрерывное движение.

Теперь уже никогда не следует опускать малыша на пол в положение сидя. Всегда опускайте его на животик, и уже из такой позиции помогайте сесть. Малыш подянет колени под себя и окажется и положении для ползания, а из него он переплет в положение сидя.

ОМ.А.45 Подтягиваясь на ручках и выпрямляя обе ножки, пытается встать

Когда, держась за какой-нибудь предмет мебели, малыш делает первые по пытки подтянуться и встать, это очень волнующий момент для любого, кто работает с ним над развитием общей моторики. Мир ребенка становится несравненно шире; в него уже входят предметы, находящиеся не только на полу, но и выше, и это можно расценивать, как готовность учиться ходить.

Первые попытки ребенка встать на ноги, ухватившись за какой-нибудь предмет, выглядят довольно неуклюже. Малыш выпрямляется и кладет руки на удобный для него выступ мебели. Для сохранения равновесия он сгибается в пояснице. Чтобы подняться, ему нужно сильно оттолкнуться руками, выпрямив обе ноги. Встав, малыш подволакивает ноги вперед, что­бы придвинуть их под себя. Какую же трудную работу он должен проде­лать, чтобы дост1гчь успеха в общей моторике!

Мы хотели бы предостеречь вас: детям с большой тугоподвижностью суставов ног нельзя разрешать вставать на ноги таким образом - это только усугубит проблему. Если у вашего малыша наблюдается тугоподвижность, он должен подниматься на ноги через положение, описанное в параграфе ОМ.А.57.

Как оценить

Способ: Поместите ребенка в позицию для ползания или посадите его перед столом, на котором находится игрушка. Покажите ее малышу — пусть он возьмет ее сам.

Результат положительный, если ребенок подтянется на руках и одно­временно выпрямит обе ноги

Как учить

Обучать данному навыку не обязательно. О нем мы упомянули потому, что он является вехой в развитии ребенка.

О том, как учить малыша подтягиваться, чтобы встать, мы поговорим в параграфе ОМ.А.57.

ОМ.А.46 Стоит, держась ручками за предмет мебели, и "пританцовывает"

Когда малыш стоит на ногах, он все еще сильно опирается на руки, чтобы удержаться. Сейчас, когда он стоит, его поясница располагается почти на одной линии с корпусом. Ребенок еще не в состоянии передвинуть ноги в стороны, но его ноги уже больше не "заперты" в коленях, и он способен "пританцовывать" или пружинить, сгибая и разгибая ноги в коленях.

Как оценить

Способ: Поставьте малыша рядом с перекладиной, перилами или каким-нибудь невысоким предметом мебели. Включите музыку и покажите малы­шу сами, что нужно делать.

Результат положительный, если малыш начнет сгибать ноги в коленях, имитируя прыжки.

Как учить

Вероятно, вам не придется обучать ребенка этому навыку. Он может прийти сам собой, благодаря той работе, которую вы проводили до этого. В занятиях вам поможет музыка.

Когда малыш настроен посгибать ноги в коленях, поставьте его перед собой, возьмите за ручки и в такт музыке начните приподнимать и опускать их. Дождитесь, когда малыш станет под музыку сгибать ноги в коленях. Если вы можете достать где-нибудь небольшой батут с перильцами, то ребе­нок будет с удовольствием делать это упражнение сам. Только следите за тем, чтобы ребенок не прыгал на прямых ногах — да, да, это вполне воз­можно! Малыш может облокотиться на перильца и подниматься и опус­каться за счет силы рук, а не ног.

Можно воспользоваться кроватью с панцирной сеткой. Держите малы­ша за руки. Но не приучайте его прыгать на кровати, если у вас нет постоянной возможности находиться рядом, чтобы, в случае чего, предотв­ратить падение.

Малышу очень захочется попрыгать, стоя у вас на коленях и держась за ваши плечи. Ваши руки в этом случае остаются свободными, и вы можете управлять коленками малыша. Полезно ненадолго ставить малыша босыми ногами на разные поверхности, чтобы он мог осязать их ступнями.

ОМ.А.47 Сидя, проявляет хорошо развитые реакции корпуса на потерю равновесия

Параграфы ОМ.А.47, 48 и 49 посвящены трем различным аспектам сохра­нения равновесия в положении сидя. Мы предлагаем вам ознакомиться сразу со всеми.

Если равновесие сидящего ребенка нарушается, он может восстановить его двумя способами. Во-первых, он может вытянуть в сторону руку, чтобы опереться на нее и не упасть (см. параграф ОМ.А.49), а, во-вторых, удер­жаться от падения при толчке, восстановив равновесие с помощью корпуса. Сохранение равновесия при помощи корпуса имеет особое значение. Чтобы не упасть, все мы, в первую очередь, используем собственное тулови­ще, и выбрасываем руки лишь тогда, когда одной реакции корпуса на воз­можность падения не достаточно, или же в тех случаях, когда мы просто захвачены врасплох.

Как оценить

Материалы: Доска-качалка, большой надувной мяч или стул -- любая поверхность, которую можно легко наклонить в сторону. Способ: Посадите малыша на такую поверхность. При этом его ноги не должны касаться пола. Ребенок не должен держаться руками. Для этого можно положить его руки на колени или дать по игрушке в каждую руку. Будьте готовы подстраховать ребенка на случай падения. Слегка наклони­те поверхность вбок.

Результат положительный, если малыш прореагирует следующим обра­зом: растянет ту часть корпуса, которая окажется внизу, изогнет "верх­нюю" часть туловища, повернет "нижнее" плечо в сторону "верхнего" бедра и отведет "верхнюю" руку и ногу в сторону

Как учить

Этот навык является комбинацией всех предыдущих навыков, разобран­ных в параграфах ОМ.А.27, 34, 35, 38, 40, 42, 43 и 44. Если малышу трудно выполнить данное упражнение, произведите повторную оценку всех пере­численных навыков и, если нужно, продолжите работу над ними.

ОМ.А.48 Сидит без поддержки и не падает, когда тянется в сторону

Теперь малыш сидит с прекрасно выпрямленной спиной. Умение управлять корпусом уже настолько хорошо развито, что равновесие ребенка все мень­ше зависит от его ног — он может сидеть, вытянув их перед собой и сдвинув ближе, чем раньше.

Контроль за корпусом позволяет малышу свободно поворачиваться в разные стороны и переносить вес тела на одну сторону, чтобы дотянуться до игрушки и не упасть. Если бы малыш наклонился слишком далеко, он мог бы восстанов1ггь равновесие способом, описанным в параграфе ОМ.А.47,

или предотвратить падение при помощи руки (ОМ.А.49). Два эти навыка превращают положение "сидя" в самое по­лезное и любимое ребенком.

Здесь мы рассмотрим спо­собность ребенка наклоняться в сторону во время игры, ины­ми словами — способность сохранять равновесие при от­сутствии воздействия извне.

Как оценить

Способ: Посалите малыша сре­ди игрушек и понаблюдайте за его игрой.

Результат положительный, если он, оставаясь в положе­нии сидя, сможет наклониться в сторону и не упасть.

Как учить

При обучении используются упражнения, описанные в па­раграфах ОМ.А.ЗО, 34, 35 и 43. Можно выполнять и упраж­нение ОМ.А.49, если малыш к нему готов. Теперь опускать и поднимать ребенка следует, взяв его одной рукой под мышку и обхватив проти­воположную этой руке ногу. Не прижимайте его к себе, когда будете опускать или поднимать его.

Это положение построено на всегда важном вращении и удлинении стороны, несущей вес.

ОМ.А.49 Сидя, опирается на выставленную в сторону руку, чтобы не упасть

Как мы уже замечали при описании двух предыдущих упражнений, умение устойчиво сидеть определяется реакцией головы и корпуса па потерю равновесия, а также умением найти опору.

 

Перед обучением малыша опоре на выставленную в сторону руку его учат опираться на руки впереди себя (ОМ.А.34), а когда ребенок научится опираться на руку, выставленную в сторону, его учат опираться на руки, отведенные за спину (ОМ.А.61).

Как оценить

Способ: Посадите ребенка на ровную поверхность. Присев сзади, слегка толкните его в сторону, дотронувшись до противоположного плеча.

Результат положительный, если малыш, чтобы не упасть, сразу же выс­тавит в сторону руку (с выпрямленным локтем).

Как учить

К этому времени ребенок должен уже уметь удерживать вес своего тела на выпрямленной руке. В этом навыке большое значение имеет скорость реак­ции — малыш должен выставить руку в сторону немедленно.

Позиции, которые вы использовали при опускании (ОМ.А.ЗО, 34) и корм­лении (ОМ.А. 17) ребенка, были хорошей подготовкой к этому навыку.

Для разнообразия можно посадить малыша на большой надувкой мяч, зажатый, чтобы не катился, с двух сторон какими-нибудь предметами мебе­ли Станьте на колени перед мячом, и, одной рукой возьмитесь за выпрям­ленный локоть ребенка (или воспользуйтесь ручной шинкой, как в ОМ.А.34). Другой рукой наклоните его корпус в сторону так, чтобы его ладонь легла на поверхность мяча. Подержите его в таком положении — пусть он почувствует рукой вес соб­ственного тела.

Тренируйте наклоны в обе стороны; затем переходите к упражнениям на неподвижной поверхности. Если для того, чтобы малыш мог достать рукой до пола, его нужно на­клонять в сторону слишком далеко, положите сбоку от него небольшую твердую по­душку.

Когда вы почувствуете, что ребенок может удержать вес собственного тела на выпрямленной руке, плавно подтолкните его в сторону к для хорошего упора просто поставьте его руку. Сначала, хотя малыш и может удержаться, когда его руку ставят, его реакция будет все же не достаточно быстрой для того, чтобы удержать его от падения.

Еще один прием — усадить ре­бенка и взять его одновременно за обе ступни и одну руку. Наклоняйте его в сторону свободной руки, дожи­даясь, чтобы он выставил эту руку для опоры. Это упражнение следует вы­полнять в обе стороны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.