Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Копирайт английского текста: Мойра Питерси и Робин Трилор, 1989. Научная редакция доктора медицинских наук Е




М. Царькова

Научная редакция доктора медицинских наук Е. Мастюковой Редактор

Перевод Н. Грозной

Книга 5

Маленькие Ступеньки

ПРОГРАММА РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

Университет Маккуэри, Сидней

НАВЫКИ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

Мойра Питерси и Робин Трилор при участии Сью Керне

Перевод Н. Грозной Научная редакция доктора медицинских наук Е. Мастюковой

Редактор М. Царькова

Москва, 1998


Ассоциация Даун Синдром (общество родителей детей с синдромом Дауна) СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРИТ за помощь в осуществлении Проекта "Печатные и видео материалы Центра Специального Образования Университета Маккуэри, Сидней, Австралия, на русском языке":

авторов Программы "Маленькие Ступеньки"

Мойру Питерси, Робин Трилор, Сью Керне,

Дайану Ютер и Эрику Бра,

Министерство Образования РФ,

Министерство Социальной Защиты Населения РФ,

Посольство Королевства Нидерландов в России,

Правительство Австралии,

Посольство Австралии в России,

Телекомпанию RTL.

Small Steps. An Early Intervention Program for Children with Developmental Delays.

 

by Moira Pieterse and Robin Treloar with Sue Cairns

ISBN 5-7312-0258-3

Мойра Пктерси и Робки Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Книга 5: Навыки Тонкой моторики

Права на русский текст н его распространение принадлежат Ассоциации Даун Синдром (Обществу детей и взрослых с синдромом Дауна и их родителей)

Оригинал-макет подготовил С. Хос


Содержание

Введение.........

Глава 1.

ТМ.А. Умениесмотреть........

Глава 2.

ТМ.Б. Умение хватать.............

Глава 3.

ТМ.В. Представление о неизменности

существования предмета.......

ТМ.Г. Умение класть или ставить предмет в нужное место...............

Глава 5.

ТМ.Д. Умение манипулировать предметами..............

Глава 6.

ТМ.Е. Рисование................

Глава 7.

ТМ.Ж. Умение правильно обращаться с книгой...............

Глава 8.

ТМ.З. Решение несложных практических задач и головоломок.......

Глава 9.

ТМ.И. Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками...................

ТМ.К. Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе.............................


ВВЕДЕНИЕ

Тонкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславлива­ется скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

В этой книге мы поговорим также о базовых (понятийных) навыках, таких как способность распознавать цвета и формы, способность решать некоторые практические задачи и головоломки, а также о подготовке к школе (то есть, об умениях, дающих основу для последующего обучения чтению и счету).

Книга состоит из следующих разделов: ТМ.А. Умение смотреть. ТМ.Б. Умение хватать.

ТМ.В. Представление о неизменности существования предмета. ТМ.Г. Умение класть или ставить предмет в нужное место. ТМ.Д. Умение манипулировать предметами. ТМ.Е. Рисование.

ТМ.Ж. Навыки обращения с книгой. ТМ.З. Решение несложных практических задач и головоломок. ТМ.И. Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками. ТМ.К. Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе.

Приводимая ниже диаграмма поможет вам определить, какие группы навыков можно осваивать параллельно.

Почему нужно осваивать навыки тонкой моторики? На этот вопрос трудно ответить одной фразой — ведь речь идет о множестве очень раз­ных навыков. Попробуем, однако, привести некоторые соображения, кото­рые, вероятно, смогут убедить сомневающихся в важности той работы, к которой мы приступаем.

• Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравни­вать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позво­ляют ему лучше понять мир, в котором он живет.

• Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслу­живать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пугови­цу, нужен определенный навык из разряда обсуждаемых.

• Навыки тонкой моторики позволяют ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику.

• Навыки тонкой моторики способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном воз­расте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

В каких случаях может потребоваться помощь специалиста? Помощь специалиста может быть полезна детям с ослабленным зрением и детям с плохой координацией движений. Специалист поможет вам понять, какую цель преследует то или иное предлагаемое нами упражнение, и найдет до­ступный для вашего малыша способ достижения той же самой цели. Например, слепой ребенок не сумеет подбирать предметы по цвету, но он может научиться подбирать их по фактуре, по весу и т.п. Это позволит ему сортировать и классифицировать окружающие его вещи, как это делает зрячий ребенок, ориентирующийся на цвет.

 

Глава 1 ТМ.А. Умение смотреть

В этом разделе мы будем говорить об умении ребенка смотреть на предме­ты, которые его окружают. Проявляющаяся у младенца способность фокусировать взгляд на той или иной вещи, следить за ней глазами, в огромной степени определяет его способность дотягиваться до предметов, хватать их, а также использовать в игре свои руки.

Пока развитие ребенка не достигнет 6 месячного уровня, мы будем говорить об умении смотреть умении хватать, как о двух отдельных группах навыков. Однако они настолько тесно связаны друг с другом, что даже на первых этапах над ними можно работать одновременно.

Восемь ступенек, которые малыш должен одолеть за эти условные 6 месяцев, приведут его к умению смотреть на очень мелкие предметы. После этого способность смотреть, конечно, не потеряет своего значения, поскольку она лежит в основе очень многих других необходимых ребенку умений, но дальше уже не будет смысла рассматривать ее отдельно..

Если ваш малыш плохо видит, вам придется помочь ему научиться: во-первых, максимально использовать имеющиеся у него зрительные возмож­ности, и во-вторых, больше прислушиваться к другим чувствам. Мы настоятельно рекомендуем вам обратиться за помощью к специалисту. Адап­тация предложенных нами методов и дополнительные упражнения дадут возможность вашему ребенку овладеть большинством навыков, описанных в этой книге. Ниже приводится перечень всех навыков данной группы.

От 0 до 3 месяцев

1. Устремляет взгляд на предмет и фиксирует его на этом предмете в течение нескольких секунд.

2. Провожает взглядом предмет, пересекающий среднюю линию его тела.

3. Лежа на спинке, следит за предметом, описывающим дугу в 90 градусов в плоскости, перпендикулярной его телу.

4. Провожает взглядом предмет, движущийся вертикально.

От 3 до 6 месяцев

8. Переводит взгляд с одного предмета на другой.

9. Изучает глазами предмет, который держит в руке.

10. Лежа на спинке, следит за предметом, описывающим дугу в 180 градусов в плоскости, перпендикулярной его телу.

11. Смотрит на маленький предмет.

1М.А.1. Устремляет взгляд на предмет и фиксирует его на этом предмете в течение нескольких секунд.

Здесь пойдет речь о способности малыша на чем-нибудь задерживать свой уже сфокусированный взгляд в течение небольшого промежутка времени, то есть, о самом первом шаге — ведь взгляд новорожденного младенца кажется совсем несфокусированным. Первый "объект", привлекающий внимание ребенка — лицо мамы или папы. Это лицо надолго остается для малыша самым важным на свете. Поэтому именно с него мы начинаем наши занятия. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к своему лицу, мы говорим с ним, улыбаемся. А как только мы сумеем добиться того, чтобы он научился смотреть на нас, можно перейти к игрушкам и другим предме­там.

Как оценить

Материалы: Яркие разноцветные игрушки, не издающие никаких звуков. Способ: Легонько помашите игрушкой примерно в 25 см от лица ребенка, вблизи воображаемой линии его взгляда.

Результат положительный, если малыш устремит свой взгляд на иг­рушку и на мгновение задержит его на ней.

Как учить

Приготовьте яркие цветные предметы. Постарайтесь, чтобы они были как можно разнообразнее. Пусть среди них будет и нарисованное (лучше от руки) лицо.

Возьмите за правило всякий раз, когда вы хотите привлечь внимание малыша, говорить ему: "Посмотри!". Пока он еще не будет понимать смысла этого слова, но со временем непременно поймет.

Ниже мы назовем ступеньки, по которым надо пройти ребенку, чтобы овладеть этим навыком. Выбирайте для очередного "урока" ту ступеньку, на которой малыш еще спотыкается. Одновременно нужно усиленно работать над первыми навыками раздела А книги Восприятие речи. Все они имеют отношение к умению ребенка смотреть на вас. Вы обнаружите, что отдельные шаги, описанные в книге Восприятие речи, и в той книге, которая сейчас перед вами, дублируют и дополняют друг друга.

1. Смотрит на ваше лицо, когда оно внезапно появляется на линии его взгляда примерно в 25 см от его лица (чтобы привлечь внимание малыша, говорите с ним).

2. Смотрит на лицо, нарисованное на бумаге, когда оно внезапно появляется на линии его взгляда.

3. Смотрит на предмет, когда тот внезапно появляется на линии его взгляда.

4. Смотрит на лицо, находящееся чуть в стороне от линии его взгляда, если взрослый своей ладонью легонько помогает ему повернуть голову.

5. Смотрит на предмет, находящийся чуть в стороне от линии его взгляда, если взрослый указанным выше образом помогает ему повернуть головку.

Если малыш успешно справляется со всеми перечисленными задачами, но не выполняет главную, проверьте, достаточно ли времени вы ему даете на то, чтобы он смог прореагировать. Не слишком ли спешите оказать помощь? Поэкспериментируйте с разными предметами, попробуйте поместить предмет поближе к лицу ребенка и подальше от него. Не пожалейте времени — понаблюдайте затем, на что он посмотрит сам, без вашего вмешательства.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Следите за тем, чтобы перед взором ребенка всегда находились предметы, способные его заинтересовать. Позаботьтесь о том, чтобы в любом случае — лежит ли он на полу, или удобно устроен на стульчике — вокруг него висели разные игрушки. Их можно подвесить с помощью каких-нибудь рамок или реек для сушки белья. Закрепите игрушки у кроватки или у коляски ребенка. Лучше всего для нашей задачи подойдет рисунок, на котором изображено человеческое лицо. Перед окнами подвесьте на ниточках легкие фигурки (мобили). Колеблясь под действием ветра, они будут менять освещение в комнате, а это также может привлечь внимание малыша. В саду поставьте коляску так, чтобы ребенок мог видеть колышущуюся на фоне неба листву. Усаживая малыша на стульчик, старайтесь, чтобы он видел ваше лицо. Поэтому, когда вы, например, моете посуду на кухне, приподнимите детский стульчик, поставив его, скажем, на кухонную скамью. Самые благоприятные для занятий моменты — когда вы рядом. Если вы хотите, чтобы малыш посмотрел на вас, говорите с ним. Говорите, когда переодеваете его, когда кормите, укладываете спать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.