Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закрепление и развитие навыка. Способ: Устройте малыша так, чтобы его тело и голова надежно поддержи­вались




Как учить

Как оценить

Способ: Устройте малыша так, чтобы его тело и голова надежно поддержи­вались. Возьмите в руки 2 игрушки — по одной с каждой стороны его лица так, чтобы расстояние между его глазами и игрушками было приблизитель­но 25 см. Привлеките внимание ребенка сначала к одной игрушке, потом к другой. Сделайте 3 попытки.

Результат положительный, если малыш, хотя бы 1 раз из 3, посмотрит сначала на одну игрушку, потом на другую.

Сначала попробуйте побудить ребенка перевести взгляд с вашего лица на игрушку, или наоборот. Заговорите с ним, и когда он на вас посмотрит, слегка помашите игрушкой, чтобы привлечь его внимание к ней. Когда малыш посмотрит на нее, заговорите с ним снова — верните его внимание к себе. Затем начните работать с двумя игрушками. Для начала лучше всего взять погремушки с громким звуком.

Игровое время и участие в повседневных занятиях. Навык, который мы здесь рассматриваем, легко отрабатывать в процессе обычной повседневной деятельности. Так можно перед кормлением побу­дить малыша посмотреть сначала на ваше лицо, потом на бутылочку, во время купания — перевести взгляд с вашего лица на пищащую игрушку. Когда ребенок сидит на своем стульчике и смотрит, как вы работаете, было бы полезно иногда отрываться, чтобы показать ему два каких-нибудь предмета. В такой ситуации это могут быть не игрушки, а предметы, с которыми вы работаете. Если вы заняты и не можете сидеть с малышом, убедитесь, что в его комнате есть игрушки — 2 или больше, — которые подвешены так, что он может практиковаться сам.

Когда ребенок уловит смысл этого занятия, попробуйте поэкспериментировать с разными расстояниями. Это поможет активизировать способность малыша фокусировать взгляд. Продолжайте побуждать его смотреть сначала на ваше лицо, а потом на предмет или игрушку. Для успешного проведения речевых занятий большое значение имеет умение ребенка внимательно смотреть на предметы вместе со взрослым (см. главу 2 книги 3).

ТМ.А.9. Изучает глазами предмет, который держит в руке.

Когда ребенок впервые начинает схватывать разные вещи, он может и не смотреть на то, что оказывается у него в руке. Умение смотреть на предмет, который держишь в руке, требует как способности хорошо фокусировать взгляд, так и способности в достаточной степени контролировать свои движения, чтобы суметь поднять предмет и удержать его в относительно неизменном положении.

Как оценить

Материалы: Маленькая легкая погремушка. Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он держит в руке погремушку.

Результат положительный, если малыш поднимает руку с погремушкой и смотрит на нее в течение 2-3 секунд.

Как учить

Проверьте, достаточно ли хорошо у игрушки сбалансирован вес. У некото­рых игрушек одна часть бывает утяжеленной, и ребенок, пытаясь поднести ее к глазам, может, в конце концов, ударить себя ею по лицу.

Кроме того, важно, чтобы у малыша была хорошая опора.. Если ему трудно поднять игрушку вверх, попробуйте усадить или уложить его так, чтобы обеспечить опору плечу и предплечью.

Следует заметить, что многие дети сначала изучают собственные ручки, а потом уже другие предметы. Положение, в котором малыш делает это наиболее охотно, подскажет вам, как его лучше усадить, чтобы у него был стимул посмотреть и на предмет, который он держит в руке.

Обсуждаемый навык удобно отрабатывать вместе с умением хватать (параграфы ТМ.Б.6.12). Когда в руке у ребенка оказывается какой-нибудь предмет, помогите ему несколько секунд подержать его в таком положении, а котором он может его видеть. Если нужно, поддержите его руки, но постепенно старайтесь отказываться от такой помощи. Если малыш опустит руки так, что игрушка выскользнет из поля его зрения, подождите немного, и прежде чем помочь, дайте ему возможность самому поднять руки.

Если ребенок тянет игрушку прямо в рот, разрешите ему сначала пососать ее немного (это один из способов исследования окружающих предметов), а потом помогите подержать игрушку так, чтобы он мог ее видеть.

Закрепление и развитие навыка

Когда ваш малыш научится держать в руках 2 предмета (ТМ.Б.13), попро­буйте побудить его посмотреть сначала на один, потом на другой.

ТМ.А.10. Лежа на спинке, следит за предметом, описывающим дугу в 180 градусов в плоскости, перпендикулярной его телу.

Ребенок, научившийся провожать глазами предмет, который описывает дугу в 90 градусов, может начать учиться следить за предметом, который описывает дугу в 180 градусов, и при этом пересекает среднюю линию его тела.

Как оценить

Материалы: Яркая игрушка, например, красный шерстяной помпон. Способ: Действуйте так, как указано в параграфе ТМ.А.З, только теперь описывайте предметом дугу в 180 градусов.

Результат положительный, если ребенок плавно провожает взглядом предмет, описывающий дугу приблизительно в 180 градусов.

Как учить

Начните с 90 градусов (это навык ТМ.А.З), и постепенно отводите свое лицо или игрушку все дальше, пока угол не составит 180 градусов. Некото­рым детям на первых порах трудно бывает плавно повернуть голову с одной стороны на другую. Поэтому сначала вы можете своей рукой легонь­ко поддерживать головку малыша. Однако по мере того, как он будет все лучше управлять своими мышцами, вам следует уменьшать вашу помощь.

Игровое время и участие в повседневных занятиях. Здесь можно сослаться на параграф ТМ.А.З, только теперь мы будем отрабатывать умение отслеживать более длинную дистанцию, требующую большего поворота головы (180 градусов).

Закрепление и развитие навыка

Когда вы ходите по комнате, разговаривайте с ребенком, побуждая его следить за вами взглядом.

После того, как малыш научится управлять движением своей головки в сидячем положении, предоставьте ему возможность отрабатывать обсуж­даемый навык также и сидя.

Когда он будет в состоянии совершенно уверенно провожать глазами движущиеся объекты, он начнет использовать это умение в самых разных ситуациях, и необходимость в специальных "уроках" отпадет. Тем не менее, время от времени следует внимательно наблюдать за поведением малыша, проверяя, использует ли он свой новый навык в повседневной жизни.

ТМ.А.11. Смотрит на маленький предмет.

Чем точнее малыш фокусирует свой взгляд, тем мельче предметы, на которые он может смотреть.

В данном параграфе мы поговорим об умении смотреть на предметы, размером с изюминку.

Как оценить

Материалы: Изюминка или другой столь же маленький предмет. Положи­те изюминку на бумагу такого цвета, чтобы она четко выделялась на ее фоне.

Способ: Усадите малыша и поднесите к нему бумагу с изюминкой, держа ее на расстоянии 20-25 см от его лица. Легким постукиванием по бумаге, привлеките к ней внимание ребенка. Скажите: "Посмотри!"

Результат положительный, если малыш в течение 2-3 секунд будет смотреть на предмет, лежащий на бумаге.

Как учить

Определите самый маленький предмет из тех, на которых ваш ребенок может сфокусировать свой взгляд, и подольше потренируйтесь с предмета­ми такого размера. Затем начнете постепенно уменьшать размеры предлага­емых вниманию малыша предметов, пока не дойдете до размера изюминки.

Включите в работу какие-нибудь звенящие предметы, например, малень­кие колокольчики. Хороши также блестящие безделушки.

Важно, чтобы ваши предметы хорошо выделялись на фоне поверхности, на которой они лежат. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы предмет и фон были контрастных цветов.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Разумеется, вы не можете позволить себе оставить малыша наедине с мелкими предметами. Однако не огорчайтесь, потому что в этом возрасте ребенку интересно все, и у него будут неисчерпаемые возможности для практики. Цветы в саду, монетки, кусочки пищи, детали конструктора старшего ребенка, блестящие сережки — все может стать предметом его внимания.

Закрепление и развитие навыка

Немного позже вы начнете учить малыша брать маленькие предметы в руку. Если пока вы не планируете решать эту задачу, продолжайте упраж­няться так, как мы предложили выше. Наблюдайте за ребенком, проверяйте, замечает ли он мелкие предметы сам.

Глава 2. ТМ.Б. Умение хватать

В этом разделе мы поговорим о том, как у ребенка развивается умение схватывать предметы. Мы рассмотрим этот процесс, начиная с хватательно­го рефлекса, который есть даже у грудного младенца, и дойдем до требующего определенной подготовки умения уже двухлетнего ребенка захватывать предмет с двух сторон ("брать в клещи").

Это умение требует хорошей зрительно-моторной координации, то есть скоординированной работы мелких мышц руки и глаза. Следовательно, с одной стороны, оно зависит от навыков предыдущей группы (ТМ.А, Умение смотреть), а с другой стороны, служит их развитию.

Умение хватать имеет большое значение для участия в играх, ведь, играя, дети обычно берут в руки то одну, то другую игрушку. В сущности, все навыки данной группы могут рассматриваться как игровые. Ниже приводится перечень умений этого раздела.

От 0 до 3 месяцев

5. Сцепляет ручки.

6. Держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку.

От! до 6 месяцев

12. Актив но схватывает погремушку.

13. Держит в руках два предмета, когда их ему дают.

14. Тянется к предмету двумя руками.

15. Лежа на спинке, тянется к предмету и достает его.

16. Сидя, тянется к предмету и достает его.

17. Перекладывает предмет из одной руки в другую.

От 6 до 9-месяцев

18. Согнув кисть и пальцы грабельками, захватывает изюминку.

19. Берет в руки два предмета и держит их.

20. Активно трясет погремушку.

21. Один и тот же предмет пускает в ход по-разному.

22. Вытаскивает штырек из гнезда.

23. Пользуется большим пальцем с одной стороны, и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет. 0771 9 до 12 месяцев

28. Подражая взрослому, засовывает свой пальчик в гнездо от штырька.

29. Достает предмет из коробки или вазы.

30. Снимает кольца со стержня.

31. Для того, чтобы взять изюминку, захватывает ее с двух сторон ("берет в клещи").

От 18 месяцев до 2 лет 61. Берет в руку булавку или нитку, захватывая их с двух сторон.

Заметим, что навыки данной группы дополнительно отрабатываются и развиваются в разделе ТМ.Д. (Умение манипулировать предметами). К его освоению приступают тогда, когда развитие малыша достигает 15-18-месячного уровня и работают над ним вплоть до 4 лет.

ТМ.Б. 5. Сцепляет ручки.

Если в ручку новорожденного младенца вложить палец, то он сожмет его. Какие радостные ощущения для нас. Когда же малыш начнет поднимать ручки над грудью, сложив их вместе, непременно заметьте это. Это — веха, верный признак того, что ребенок начинает развиваться. Значение такого события выходит за рамки тонкой моторики. В области общей моторики оно также играет большую роль. Поэтому умение, о котором мы здесь говорим, рассматривается также в книге Общая моторика (раздел ОМ.А).

Как оценить Способ: Понаблюдайте за малышом, когда он лежит на спинке.

Результат положительный, если для того, чтобы дотронуться до какого-нибудь предмета или что-то подержать, ребенок средней линией тела, сцепив их вместе. Результат не будет считаться положительным, если он делает это только тогда, когда вы берете его на руки.

Как учить

Возьмите ручки ребенка в свои и, приподняв их (верхнюю часть — от локтей), соедините вместе так, чтобы он ощутил сцепление и взаимное пожатие собственных пальцев.

Хотя при оценке этого навыка вам не разрешается держать ребенка на руках, все же это положение может оказаться полезным для занятий. Оно поможет малышу уловить идею того, чего мы добиваемся, поскольку ваше тело и руки естественным образом сводят руки малыша друг с другом. Очень хорошо подходит для этого также время кормления — вы можете обвить руками малыша бутылочку или даже свое тело.

ТМ.Б.6. Держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку.

Когда вы впервые увидите, что малыш держит в руке игрушку, это, безусловно, обрадует вас. Ведь это значит, что в его знакомстве с миром начинается новый этап.

Как оценить

Материалы: Легкая погремушка с ручкой, размером с карандаш. Способ: Вложите погремушку в ручку ребенка. Сделайте три попытки.

Результат положительный, если малыш, по меньшей мере, в одном случае из трех, прежде чем отпустить игрушку, продержит ее секунд пять.

Как учить

Выберите для занятий погремушки или другие легкие и хорошо сбаланси­рованные предметы. Избегайте погремушек, которые имеют утяжеленную верхнюю часть.

Попробуйте помочь малышу удержать игрушку. Своей рукой слегка прижмите к ней его пальчики. Когда он научится крепче сжимать игрушку, помогайте меньше.

Игровое время и участие в повседневных занятиях. Раскладывайте вокруг ребенка игрушки так, чтобы он мог до них дотянуть­ся, особенно когда лежит на животике. Если вам нравится шить, сшейте ему "фактурный" коврик. Его можно собрать из лоскутов ткани разной фактуры (вельвета, бархата, дерюжки, искусственного меха, махровой ткани и т.д.) и по краю крепко пришить к нему крупные пуговицы, бусины, старые ключи и другие подобные вещицы. Возьмите себе за правило предлагать малышу потрогать все подходящие предметы, встречающиеся вам на пути. По-прежнему давайте ему подержать ваш палец.

Закрепление и развитие навыка.

Очень важно постоянно тренировать мышцы рук малыша (делайте это по ходу освоения последующих навыков). Например, когда ребенок держит ваш палец, попробуйте потихоньку начать его выдергивать так, чтобы он учился крепче сжимать свой кулачок. Можно потянуть к себе игрушку, которую он держит. Здесь нужно следить за тем, чтобы он сопротивлялся вашему действию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.