Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.З.39. Вставляет меньший стаканчик в больший




Данный параграф посвящен умению вставлять один предмет в другой. Это своеобразное развитие умения, представленного в параграфе ТМ.Г.38 (Кладет палочку в банку).

Теперь, однако, малыш должен сначала определить, какой стаканчик может войти внутрь другого. Если он попытается больший стаканчик вставить в меньший, он потерпит неудачу. Значит, необходимо испробовать другой вариант. В данном разделе особое внимание уделяется развитию у ребенка представления о том, что для достижения цели нужно либо предпринять повторные попытки, либо поискать новый способ решения задачи. Приступить у занятиям вы можете уже сейчас. Пока нам не важно, понимает ли малыш разницу между большим и маленьким — он должен просто упорно искать решения задачи, пока не найдет его.

Набор вставляющихся друг в друга стаканчиков понадобится вам еще не раз, поэтому его стоит купить. Постарайтесь достать стаканчики с круглым, а не прямоугольным донышком. Часто стаканчики из такого рода наборов (если их перевернуть вверх дном) могут использоваться м для строительства башенок. Так что ваше приобретение будет достаточно полезным.

Как оценить

Материалы: Два стаканчика, сильно отличающихся размером друг от друга. Если у вас есть описанный выше набор, выберите из него два стаканчика, между которыми можно поместить еще три. Способ: Покажите ребенку, как один стаканчик вставляется в другой. Затем разъедините их, поставьте на стол и скажите: "Теперь ты так сделай!". Дайте малышу три попытки, всякий раз меняя взаимное расположение стаканчиков на столе.

Результат положительный, если в двух случаях из трех ребенок смо­жет вставить один стаканчик в другой. Результат будет положительным и в том случае, если во время одной из попыток он сначала ошибется, но потом сам же себя поправит.

Как учить

Для выполнения этой задачи требуется навык, во многом схожий с тем, который был рассмотрен в параграфе ТМ.Г.38 (Кладет палочку в банку). Заниматься с малышом нужно так, как указано в этом параграфе.

Выполняя это упражнение, малыш должен определить визуально или методом проб и ошибок, какой стаканчик меньше. Когда он пытается вставить больший стаканчик в меньший, скажите ему: "Не входит. Попробуй еще!". Всегда давайте ребенку возможность самостоятельно исправить ошибку, и лишь в случае явной неудачи вмешайтесь и помогите физически.

Ставьте меньший стаканчик то справа, то слева от большего, чтобы малыш не привык узнавать меньший только по его положению на столе.

После того, как ребенок уловит идею, постарайтесь исключить как физическую, так и словесную помощь. Даже если он ошибется, не помогай­те сразу, проверьте, не исправит ли он ошибку без напоминания.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Для практики подойдут любые емкости, лишь бы одну из них можно было поместить в другую.

Закрепление и развитие навыка

Непосредственному развитию этого навыка посвящен параграф ТМ.З. 65. (Вставляет друг в друга четыре стаканчика). А пока задачу можно усложнить, предложив малышу емкости с прямоугольными или овальными донышками. Для этого подойдут, например, коробки из-под обуви. Кроме того, можно отобрать меньшие стаканчики набора и поработать с парами, более близкими друг к другу по размерам.

ТМ.З.51. Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку.

К этому навыку можно приступить не раньше, чем малыш овладеет (или почти овладеет) всеми навыками раздела ТМ.В (Представление о неизмен­ности существования предмета). Он должен знать, что в коробочке что-то есть. Только вот, как извлечь это "что-то"???

Как оценить

Материалы: Небольшая коробочка с довольно глубокой крышкой. По величине эта коробочка должна быть такой, чтобы ребенок мог легко взять ее в руку. Маленькая игрушка или изюминка. Способ: Покажите малышу, как вы кладете в коробочку игрушку, а затем находите ее. Снова положите игрушку в коробочку, дайте ее ребенку и спросите: "Где игрушка?".

Результат положительный, если малыш сможет снять крышку и найти игрушку.

Как учить

Для занятий вам понадобятся всевозможные коробочки, среди которых хотя бы одна должна иметь очень свободно снимающуюся крышку. Кроме того, нужно иметь под рукой небольшую коллекцию маленьких предметов.

Поначалу вам придется вновь и вновь показывать ребенку, как найти игрушку, и физически помогать ему копировать ваши действия. Выберите коробочку с неплотно закрывающейся крышкой, чтобы успех доставался малышу легко!

Когда он поймет, что нужно делать, ослабьте вашу помощь и немного усложните задачу. Если ребенку будет трудно снять крышку, подбодрите его: "Пробуй, пробуй!" или "Попробуй еще!".

В том случае, если малыш не пытается искать игрушку, попробуйте вернуться к разделу ТМ.В и побольше позаниматься проверкой утвержде­ния, что предмет не исчезает, даже если его не видно.

Игровое время и участие в повседневных занятиях В этот период наиболее актуальными становятся игры, в которых что-то прячется! Здесь могут использоваться самые разные емкости, идеально — с крышками, однако и необязательно. Важно, чтобы ребенок нашел возможность извлечь игрушку из контейнера. Пусть, в свою очередь, малыш тоже что-нибудь спрячет. Он будет с удовольствием наблюдать, как вы ищите, а вы в это время сможете воспользоваться своей ролью, чтобы показать ему, как важно пробовать вновь и вновь. Еще одно полезное развлечение — распаковывать посылки.

Закрепление и развитие навыка

По мере освоения малышом данного умения усложняйте ваши игры. В следующем параграфе (ТМ.3.52) рассматривается еще один способ извле­чения предмета, спрятанного внутри сосуда.

ТМ.З.52. Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку

Справиться с этой задачей малыш сможет в том случае, если скопирует ваши действия.

Как оценить

Материалы: Небольшая (около 8 см высотой) прозрачная стеклянная бутылочка, например, флакон из-под лекарства. Изюминки. Способ: Бросьте изюминку в бутылочку и покажите ее ребенку. Затем переверните бутылочку и возьмите выпавшую из нее изюминку. Бросьте другую изюминку и дайте бутылочку малышу.

Результат положительный, если ребенок сможет перевернуть бутылоч­ку так, что изюминка выпадет, и он станет ее искать.

Как учить

Здесь самым лучшим стимулом будет возможность съесть изюминку! Вновь и вновь показывайте малышу, что и как нужно делать. При необходимости помогайте физически. Однако, когда вы увидите, что идея ему понятна, старайтесь помогать все меньше и меньше.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Для отработки этого навыка можно использовать любые прозрачные ем­кости, лишь бы их можно было легко удержать в одной руке. Упражняться в переворачивании бутылочки можно в ванне, ведь это прекрасное развлечение — смотреть, как из бутылочки выливается вода. Можно высыпать песок.

Закрепление и развитие навыка

Когда ваш малыш освоит описываемый здесь навык, попробуйте отказать­ся от демонстрации. Но об этом — дальше, в параграфе ТМ.3.57.

ТМ.З.56. Вкладывает квадратную пластинку в соответ­ствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно)

Перед тем, как приступить к этому параграфу, проработайте параграф ТМ.Д.44 (Вкладывает кругляши в круглые отверстия доски форм).

В данном случае сложность заключается в том, что квадратик нужно правильно повернуть. Когда вы вкладываете кружок в отверстие, никакие углы вам не мешают — как бы вы ни повернули кружочек, он все равно проскользнет внутрь. Квадратные детальки требуют упорства и готовности повторять свои попытки снова.

Для того, чтобы ваша доска была в определенном смысле универсальной, то есть, могла использоваться и для других упражнений, нужно, чтобы в ней были: круглое, квадратное и треугольное (с равными сторонами) отверстия. Если в вашей доске форм есть и другие отверстия, закройте их. В продаже бывают доски, в которых проделано по несколько отверстий одной и той же формы (квадраты, треугольники и т.д.), но правильнее купить такую доску, в которой есть лишь по одному отверстию каждого типа. Готовые доски форм нередко выглядят очень скучно. Украсьте их, но, конечно, так, чтобы ваши узоры не мешали отличать одну фигуру от другой. Если, по счастью, среди ваших знакомых найдется умелец, способный изготовить доску форм специально для вас, попросите его сделать это. Пусть каждая деталька будет частью картинки, например, круг может быть солнцем, квадрат — домиком, а треугольник — крышей. Идеальные размеры деталей — 8-10 см в ширину.

Если вам не удастся найти ничего подобного описанному выше, перей­дите прямо к параграфу ТМ.3.72 (Собирает головоломку, к каждой кар­тинке которой достаточно добавить только один элемент). Найдите такую головоломку, в которой каждый достаточно крупный элемент обозначал бы знакомый малышу предмет. Имейте в виду, что предметы, имеющие слегка неправильную форму, например, апельсин, труднее вложить в соответствующие отверстия, чем элемент более определенной формы, такой, как банан.

Предположим, однако, что вы достали подходящую доску форм. Посмотрим теперь, как оценивается обсуждаемое умение.

Как оценить

Материалы: Доска форм, имеющая, по меньшей мере, одно квадратное отверстие.

Способ: Покажите ребенку, как вложить квадратик в отверстие. Дайте детальку ему и скажите: "Вложи квадрат в квадрат!". Дайте малышу три попытки.

Результат положительный, если ребенок, по меньшей мере, два раза из трех, сможет вложить квадратную пластинку в отверстие без какой бы то ни было физической или словесной помощи.

Как учить

Попробуйте пройти три указанные ниже ступеньки и решите, с какой вам надо начать заниматься.

1. Проталкивает квадратик в отверстие, если ему помогают поло­жить его на доску и установить в такое положение, чтобы осталось только нажать. На этом этапе мы просим малыша выполнить самостоятельно только последнюю часть задания. Тем не менее, вам нужно дать ему детальку в руку и помочь проделать все, <гго, в конце концов, он будет делать сам. Если вы не поведете ручку ребенка, а установите деталь в нужное положение сами, он не сможет испытать все ощущения, которыми сопровождается выполнение этого упражнения. Вам следует давать малышу твердые указания: "Протолкни его!". Учите его дотрагиваться до детальки не кончиками пальцев, а подушечками'. В противном случае, он не сможет продвинуть ее достаточно далеко. Некоторым детям лучше дается это упражнение, если они нажимают на детальку обеими руками. Правильный способ здесь тот, который удобен ребенку, и дает лучший результат.

2. Руководимый словесными указаниями, устанавливает квадратик в нужное положение и проталкивает его в отверстие. По-прежнему помогайте ребенку класть детальку на доску. Однако теперь вам следует убирать свою руку до того, как квадратик займет правильное относительно отверстия положение. Скажите: "Протолкни его!". Если квадратик отно­сительно отверстия повернут на некоторый угол, скажите малышу: "Повер­ни его!" Если нужно, помогите физически, но только помогите, а не сделайте это за него. Когда вы почувствуете, что ребенок понял идею, ослабьте вашу помощь.

3. Руководимый словесными указаниями, кладет квадратик на доску, устанавливает его в нужное положение и проталкивает в отверстие. Когда ваш малыш одолеет эту ступеньку, считайте, что он в состоянии само­стоятельно выполнить все операции, необходимые для решения данной задачи, с помощью одних только словесных указаний. Вот три главных указания: "Положи его на доску!", "Поверни его!" и "Протолкни его!"

4. Вкладывает квадратик в соответствующее отверстие доски форм без какой бы то ни было физической или словесной помощи, то есть, выполняет задание данного параграфа.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Теперь, если у вас есть коробка, в крышке которой прорезаны отверстия разной формы, вы можете попросить ребенка опустить в квадратное отверс­тие квадратик. Попробуйте предложить ему закрыть коробочку крышкой.

Закрепление и развитие навыка

Когда ребенок освоит это умение и вы перейдете к следующим навыкам данной группы, не забывайте время от времени возвращаться к упражнени­ям с квадратиками.

ТМ.З.57. Переворачивает бутылочку, чтобы достать из нее изюминку (без предварительной демонстрации)

Этот навык является прямым развитием навыка, описанного в параграфе ТМ.3.52. К данному моменту малыш должен уже хорошо представлять себе, что предмет можно извлечь из бутылочки, если эту бутылочку перевернуть.

Как оценить

Материалы: Смотрите параграф ТМ.3.52. Способ: Дайте ребенку понаблюдать за тем, как вы опускаете в бутылочку изюминку, но что делать дальше, не показывайте.

Не стоит оценивать это умение сразу после занятий, описанных в параграфе ТМ.3.52. Для того, чтобы ясно представить себе, насколько хорошо малыш усвоил этот урок, к оценке следует приступить по прошествии нескольких дней.

Результат положительный, если ваш ребенок перевернет бутылочку так, что изюминка выпадет, и он поищет ее.

Как учить

Продолжите занятия, описанные в параграфе ТМ.3.52, затем сделайте перерыв в несколько дней, после чего приступите к оценке.

Если окажется, что занятия нужно возобновить, позанимайтесь еще — до тех пор, пока малыш не получит положительную оценку.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Постарайтесь найти несколько разных сосудов. Опускайте в них маленькие предметы и предлагайте ребенку их доставать. Понаблюдайте, как ведет себя малыш — переворачивает ли он сосуд, чтобы достать его содержимое. Если да, значит нужный навык сформирован.

Закрепление и развитие навыка

Для усложнения задачи попробуйте опустить какой-нибудь предмет внутрь длинного картонного цилиндра, типа футляра для чертежей. Если такой цилиндр закрывается крышкой, то малышу потребуется не только умение переворачивать контейнер, но и умение снимать крышку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.