Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как учить. ТМ .3.103 Подражая взрослому, строит мост




Как оценить

ТМ.3.103 Подражая взрослому, строит мост.

Это упражнение, так же, как и упражнение, описанное в параграфе ТМ.3.75, требует умения подражать действиям взрослого, строящего сооружения из кубиков. Здесь задача заключается в том, чтобы построить такой же "мост", как у педагога.

Помимо указанных качеств, это упражнение требует умения ставить предмет в положение равновесия и даже умения думать немного вперед.

Материалы: Шесть кубиков или других блоков, шириной примерно 3 см. Способ: Скажите: "Я буду строить мост. Смотри, я ставлю один кубик здесь, второй — здесь и один сверху". Второй кубик поставьте на расстоя­нии примерно 2 см от первого, а третий — сверху так, чтобы он опирался на два первых. Привлеките внимание ребенка к зазору между стоящими на столе кубиками. Можно между ними просунуть палец или карандаш. Скажите: "Смотри, мой поезд проезжает под мостом".

Не разбирая свой мост, предложите малышу взять остальные кубики и скажите: "Теперь ты построй мост!». Дайте ему три попытки.

Результат положительный, если ребенок в двух случаях из трех смо­жет построить такой мост, как у вас.

Это умение, как и умение, описанное в параграфе ТМ. 3.75, можно осваивать по этапам. Подход к обучению тоже похож.

1. Для завершения строительства моста кладет третий кубик.

2. Для завершения строительства моста добавляет к первому куби­ку еще два при условии, что ему помогают словесно и физически. На этом и следующем этапах делайте упор на необходимости зазора между первым и вторым кубиками. Некоторым детям удобно для этого прокла­дывать между кубиками палец.

3. Строит мост, руководимый словесными указаниями.

4. Строит мост, подражая взрослому, то есть, выполняет задание данного параграфа.

Вам нужно стремиться к тому, чтобы малыш внимательно наблюдал за вами и копировал ваши действия. Поэтому учить его следует, главным образом, методом демонстрации. Как словесно, так и физически помогайте не больше, чем это необходимо.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Побуждайте малыша строить мостики, когда он сидит среди своих кубинок и машинок. Мосты могут строиться из больших блоков разных форм. Можно также сделать один большой мост из картона и перекинуть его через оставленный вами зазор.

Закрепление и развитие навыка

Когда малыш овладеет этим навыком, он вполне может начать строить из кубиков более сложные сооружения. Когда он играет рядом с вами, пода­вайте ему новые идеи и восхищайтесь его выдумками.

ТМ.З.104. Выстраивает пять кубиков в ряд "по росту"

Задача этого параграфа — научиться выстраивать "по росту" 5 блоков или цилиндриков.

Как оценить

Материалы: Пять блоков или цилиндров, заметно отличающихся друг от друга по размеру.

Способ: Поставьте блоки на стол в случайном порядке. Попросите ребенка поставить их так, чтобы они становились больше, больше и больше. Если нужно, покажите, как это делается, но не объясняйте. Затем снова расположите их в случайном порядке. Результат положительный, если ребенок установит блоки "по росту".

Как учить

Во время занятий удобно держать поблизости куколку, которая в нужный момент захочет "подняться по ступенькам". Когда малыш выстроит свои кубики, проверьте, сможет ли куколка шагать выше, выше и еще выше.

Если ребенок ошибется, то прежде, чем прийти ему на помощь, дайте ему возможность найти ошибку.

С самого начала следует пользоваться определенными словесными указаниями. В принципе, можно учить малыша выстраивать блоки как в от меньшего к большему, так и от большего к меньшему. На первых порах, однако, нужно придерживаться одной и той же стратегии, ведь наша цель — научить ребенка подходить к решению данной задачи вполне определенным образом.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Сделайте из картона несколько цилиндров. Пусть это будет семья. Самый высокий цилиндр будет папой, поменьше — мамой и т.д., как в вашей собственной семье. Если нужно, можно утрировать разницу в их росте. Если ваша семья не достаточно велика, добавьте к ее членам, домашних любимцев или нескольких друзей. Пусть на каждом цилиндре будет нарисовано лицо с характерными для того или иного человека чертами.

Спросите: "Кто больше всех в нашей семье?" (или "Кто самый маленький?") и помогите малышу выстроить всех по росту.

В эту игру можно также играть с куклами или мягкими игрушками. Кроме того, не забудьте, что разных размеров бывают и книжки, и пустые флакончики из-под шампуня, и отрезки садового шланга, и ломтики хлеба. В магазинах встречается довольно много игрушек, включающих в себя несколько различающихся по размеру предметов. Игрушки подобного типа упоминались в параграфе ТМ.3.65 (Вставляет друг в друга четыре стаканчика).

Закрепление и развитие навыка

После того, как ваш ребенок научится выстраивать "по росту" 5 предметов, можно добавить шестой, затем седьмой и...

ТМ.З.105. Приводит в действие механическую игрушку без предварительной демонстрации необходимых для этого действий

Этот параграф, по существу, является продолжением параграфа ТМ.3.76 (Ищет механизм, приводящий в действие игрушку).

Процедура оценки точно такая же, как и в упомянутом параграфе, только теперь результат будет считаться положительным, если ребенок сможет найти механизм, приводящий в действие игрушку, и завести ее. Учить этому малыша нужно так, как указано в параграфе ТМ.3.76.

Закрепление и развитие навыков данной группы Дети 4-5-летнего уровня развития обычно начинают решать практические задачки, подобные следующим:

• Показывает (или называет) пропущенную при сборке часть кар­тинки;

• Говорит, какого предмета не хватает, если убран один предмет из пяти;

• За 3 минуты собирает 10-элементную головоломку; Раскладывает картинки в порядке развития сюжета сказки;

Кроме перечисленных задач, можно придумать много других — таких, которые смогли бы послужить развитию каждого из рассмотренных в данном разделе навыков. К этому моменту ваш малыш уже освоил разные принципы решения практических задач. Самый важный из них — не бросать работу, если с первого раза ничего не получается, а пробовать вновь и вновь. Развивать приобретенные навыки можно и с помощью постепенного введения новых, более сложных материалов. Однако при этом очень важно предоставлять ребенку возможность побольше заниматься знакомыми задачками и головоломками, чтобы он мог испытать благотворное чувство удовлетворения от быстрого и правильного их решения.

Глава 9

ТМ.И. Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками

Подбор к образцу, или умение собирать вместе схожие между собой вещи, является одним из самых важных путей познания мира. В процессе такой работы ребенок начинает понимать, например, что одинаковым предметам можно дать одинаковые имена, что в чем-то вещи могут быть похожи, а в чем-то — нет, и постепенно он открывает для себя такие существенные понятия, как цвет, форма, величина. Малыш учится замечать едва заметные различия между, казалось бы, похожими предметами и картинками и таким образом приобретает навык, без которого невозможно научиться читать. Поэтому полезно помнить, что уча ребенка подбирать одинаковые картинки или предметы, вы тем самым закладываете основу для многих других., более сложных знаний и умений.

В этом разделе рассказывается о том, как учить ребенка классифициро­вать предметы и картинки путем подбора одинаковых. Позже, в разделе ТМ.К, малыш начнет классифицировать вещи в соответствии со своими первыми представлениями о цвете, форме, величине и количестве и приступит к упражнениям, которые можно считать уже подготовкой к чтению.

Мы предлагаем вам заниматься следующим образом: сначала один за другим проработайте первые три умения данной группы, а затем переходи­те к остальным, но над ними уже работайте параллельно с умениями следующей группы.

Все упражнения данного раздела и многие упражнения следующего требуют, в первую очередь, умения зрительно различать особенности предметов или картинок, однако мы советуем вам не только рассматривать, но и обсуждать их с ребенком. Это будет способствовать его речевому развитию. Найти материалы для занятий нетрудно. Мы пользуемся обычно чайными ложечками, прищепками для белья, катушками, кубиками, разного рода пробками, крупными винтами и другими детальками, небольшими сувенирами, одним словом, всевозможными мелочами, которые всегда есть в доме. Единственное условие — предметов каждого типа должно быть не меньше двух.

Картинки для подбора найти несколько труднее. Среди имеющихся в продаже игр встречаются 6-элементные лото, однако на первых порах, когда вам требуются просто пары картинок, лучше всего подойдут самодельные материалы. Если вам предстоит работа с большими картинками, можно купить две одинаковые книжки для самых маленьких, вырезать из них картинки и наклеить их на картонные карточки (которые, возможно, потребуется затянуть прозрачной пленкой). Из нашего опыта мы знаем, что такие карточки могут понадобиться вам еще не раз и не только для упражнений на подбор. Еще один возможный источник парных картинок — детские карты и настольные игры, предназначенные для тренировки памяти и внимания.

Некоторым детям на первых порах легче класть предметы или картин­ки, которые они собирают вместе, не просто на стол, а в разные тарелочки. Выберите как можно более плоские тарелочки с низкими краями, может быть, даже не тарелки, а блюда, на которые кладут зелень.

Хотя этот раздел называется "Подбор и сортировка", умению сортиро­вать посвящен только один параграф — в самом конце главы. В разделе ТМ.К подобного типа упражнений гораздо больше. В чем же разница между подбором к образцу и сортировкой? В первом случае ребенку дают предметы (или картинки) по очереди и просят каждый из них класть туда, где уже лежат такие же. А когда вы работаете над умением сортировать, вы даете малышу сразу целую груду предметов и просите его разделить их на группы. Таким образом, сортировка — это занятие, в определенной степени самостоятельное. В данном разделе, как мы уже говорили, представлено только одно упражнение на сортировку, однако многие из первых упражнений на подбор могут быть преобразованы в упражнения на сортировку. В таком случае ребенок сможет лишний раз попрактиковаться и еще немного продвинуться вперед. Ниже перечисляются все навыки данной группы.

От 18 месяцев до 2 лет

59. Подбирает предметы к образцу (без вариантов).

60. Подбирает предметы к образцу (на выбор даются два варианта).

От 2 до 3 лет

77. Подбирает к картинкам соответствующие предметы (на выбор даются два варианта).

78. Подбирает картинки к образцу (на выбор даются два варианта).

79. Подбирает картинки к образцу (на выбор даются четыре варианта).

80. Подбирает к картинкам соответствующие предметы (на выбор даются четыре варианта).

От 3 до 4 лет

106. Подбирает к картинкам соответствующие карточки (на выбор даются 9 вариантов).

107. Раскладывает карточки по соответствующим картинкам.

ТМ.И.59. Подбирает предметы к образцу (без вариантов)

Это упражнение дает ребенку представление о том, как можно один пред­мет положить к другим, таким же как он. Кроме того, здесь закрепляется понимание ребенком слова "положи!" — он должен положить предмет на блюдо, не вынимая из него того, что в нем уже лежит.

Как оценить

Материалы: Несколько одинаковых маленьких предметов, например, прищепки для белья. Тарелка или коробка. Способ: Положите несколько прищепок на тарелку и поставьте ее перед малышом. Дайте ему одну прищепку и скажите: "Положи эту прищепку к прищепкам!".

Результат положительный, если ребенок положит прищепку на таре­лочку.

Как учить

Вам понадобятся несколько разных наборов, в каждом из которых будут одинаковые предметы: прищепки, кубики, ложечки и т. п.

Основным вашим методом будет демонстрация. Кроме того, очень важно каждый раз давать ребенку четкое указание. Если вы чувствуете, что ему нужно еще немного помочь, то, произнося слово "Положи", укажите ему, на тарелочку и/или возьмите его за запястье и подержите над тарелочкой его руку.

Если выяснится, что малышу трудно выпускать предмет из руки, оцените еще раз соответствующее умение (ТМ.Г.36).

Если ребенок захочет вынуть из блюда лежащие в нем предметы, отодвиньте их подальше, помогите ему сосредоточиться снова и дайте четкое указание: "Положи!".

Отрабатывая этот навык, старайтесь время от времени менять материа­лы.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Когда вы снимаете с веревки белье, попросите малыша положить прищепки в коробку, где уже лежат другие прищепки. Играя с кубиками, попросить его сложить их в ведерко, а когда вы вытираете посуду, — положить ложечки в нужное отделение ящика и т.п. Старайтесь всегда давать указания одного и того же типа: "Положи...к...!".

Закрепление и развитие навыка

Когда ваш малыш овладеет этим навыком, можно перейти к следующему параграфу данного раздела.

ТМ.И.60. Подбирает предметы к образцу (на выбор даются два варианта)

Это умение лежит в основе всех последующих умений, связанных с подбо­ром и сортировкой. Малыш будет пользоваться им не только для исследо­вания окружающих его предметов, но и для знакомства с такими понятиями, как цвет, форма, величина, количество, а также с буквами и словами! Вот почему прежде, чем двинуться дальше, очень важно быть уверенными в том, что этим умением малыш овладел хорошо.

Как оценить

Материалы: Два блюда, в которых находятся разные наборы предметов, например, в одном — голубые прищепки, а в другом — металлические ложечки.

Способ: Поставьте перед ребенком оба блюда, вручите ему один предмет и скажите: "Положи... к...!".

Дайте малышу по три попытки на каждый предмет, причем предлагать их следует в случайном порядке. По меньшей мере, один раз поменяйте блюда местами.

Результат положительный, если каждый предмет ребенок положит туда, куда нужно, по меньшей мере, два раза из трех.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.