Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.К.81. По знаку взрослого дает ему один предмет




Это упражнение отличается от всех остальных упражнений, представлен­ных в данном разделе, поскольку оно не имеет отношения ни к подбору, ни к сортировке. Его можно было бы с равным успехом поместить в книгу "Восприятие речи", однако мы решили ввести его сюда потому, что это упражнение связано с понятием числа, а оно определенным образом должно формироваться перед школой.

Малышу полезно приобрести навык давать или брать только один предмет. Это могут подтвердить все родители, чьи дети норовят набрать полную горсть всего, чего бы им ни предложили.

Как оценить

Материалы: Два блюда, в каждом из которых лежат одинаковые предме­ты. Например, в одном блюде — голубые прищепки, а и другом — красные кубики. Поставьте первое блюдо перед ребенком и протяните к нему руку. Скажите: "Дай мне одну...!". Если он даст вам одну..., сделайте небольшую паузу, чтобы проверить, не попытается ли малыш положить в вашу руку еще... прежде, чем вы ее уберете. Повторите ту же процедуру со вторым блюдом.

Результат положительный, если ребенок в обоих случаях даст вам один предмет и не сделает попытки дать больше.

Как учить

Научить этому не так-то просто, потому что, если малыш ошибется, ему на первых порах, трудно будет понять, в чем же его ошибка. Кроме того, вы ведь совсем недавно так радовались, если ребенок вообще что-нибудь вам давал!

Старайтесь, по возможности, заниматься в естественных ситуациях. Например, вместо того, чтобы сразу дать малышу одну изюминку, предложите ему тарелочку с изюмом, после чего словесно и физически помогите взять только одну штучку. То же самое относится и к печенью, вафлям и т.п. На "уроках" можно использовать тот сценарий, который описан в рубрике

"Как оценить". После того, как ребенок даст вам один предмет, помогите ему остановиться. Скажите: "Посмотри, у меня уже есть один. Больше не надо!". Можно сделать знак рукой (Стоп!).

Время от времени меняйтесь ролями. Пусть иногда давать предмет должны будите вы. Скажите: "Я дам тебе один... Еще? Нет, только один!". Постепенно отказывайтесь как от физической, так и от словесной помощи. Занимайтесь до тех пор, пока малыш не научится выполнять ваши указания без подсказок.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Как мы заметили выше, формировать это умение лучше всего в естествен­ных ситуациях. Малыш может давать вам не только печенье и прочие сласти, но и несъедобные вещи: один кубик, одну бельевую прищепку, одну ложку (когда вы вместе накрываете на стол).

Закрепление и развитие навыка

Тот навык, о котором мы говорим, столь часто используется в повседневной жизни, что вы без труда найдете возможность попрактиковаться.

Здесь уместно сделать несколько общих замечаний относительно того, как организовать самые первые занятия. Кроме данного параграфа, вы больше нигде в нашей программе не встретитесь с упражнениями, непосред­ственно связанными с числами. Им посвящены занятия другой программы, которая рассчитана на детей 4-5-летнего уровня развития. Однако, если у вас уже сейчас есть желание познакомить ребенка с числами, а у него есть необходимые разговорные навыки, то почему бы вам не начать этим заниматься? В конце концов, считать с малышом разные предметы и читать стишки, в которых фигурируют числа, вполне естественно.

Маленькие дети сначала считают чисто механически; они просто произ­носят слова, подражая родителям. При этом, в действительности, они не понимают, что они, собственно, делают. Они знают, что числа называют применительно к тому, чего больше, чем один. Способность соотносить число с каждым считаемым предметом приходит гораздо позже.

Необходимо помнить следующее. Механический счет является основой всей последующей работы с числами, поэтому умение правильно считать механически, то есть, называть числа в том порядке, в каком они следуют друг за другом, принципиально важно. Если вы даете ребенку три вещи, и он считает 1,2,3,4,5, не волнуйтесь — со временем он поймет, для чего вообще нужно считать. Однако если он назовет числа не в правильном порядке, или какое-нибудь число пропустит, вот тут придется поработать, не пожалев времени. Поправить малыша нужно сразу. Если он, разговаривая сам с собой, вновь и вновь повторяет: 1,2,3,5,6, то в его памяти запечатлеется именно эта комбинация, и переучить его будет очень трудно. Для того, чтобы такая проблема не возникла, вам просто следует сделать так, чтобы правильный счет ребенок слышал чаще, чем неправильный, причем слышать его он должен как от себя, так и от других. Если, например, он считает: "1,2,3,5,6", вмешайтесь и, не выговаривая ему за ошибку, скажите: " 1,2,3,4,5,6". А потом повторите это еще раз!

Если вам захочется побольше узнать о том подходе, которым пользуем­ся мы в Центре Маккуэри для обучения детей счету, обратитесь к перечню литературы, приведенному в главе 5 книги 1, и закажите эти материалы.

ТМ.К.82. Подбирает к образцу фигуру определенной формы (на выбор даются 3 варианта)

Распознавать формы, так же, как цвета и многие другие отличительные особенности предметов, дети учатся так: сначала они подбирают их к образцу (примеривают), и только потом начинают находить то, что нужно без образца. Со временем большинство детей могут научиться называть формы предметов, однако, если ребенок способен выбрать предмет указанной формы без образца, уже ясно, что он эти названия знает.

Данный параграф посвящен первому этапу процесса обучения ребенка восприятию формы — подбору к образцу. Если у вас есть доска с прорезями (или доска форм, см. параграфы ТМ.З.. 67, 68, 69), то, вероятно, ваш малыш уже знаком с подбором форм к образцу.

Материалы для занятий легко сделать самим. Возьмите жесткий картон и вырежьте в нем по три отверстия каждой из следующих форм: круг, квадрат и треугольник. Фигуры, которые нужно подбирать, должны быть достаточно крупными. Мы в своих занятиях использовали фигуры из винила и бумаги для обоев. Умельцы могут изготовить и деревянные фигурки. Существуют, кроме того, готовые наборы. Они могут быть полезны во многих отношениях (помимо прочего, в них бывают фигурки разных размеров), однако цена таких игрушек делает их предметом роскоши.

Как оценить

Материалы: Три треугольника, три квадрата и три круга. Они непременно должны быть либо одного цвета, либо все разноцветные. Ни в коем случае не делайте все квадратики, скажем, синими, все кружочки — желтыми, а все треугольники — красными. В этом случае вы не сможете с уверенностью сказать, по какому признаку малыш подбирает фигурки — по форме или по цвету. Три пустые мисочки.

Способ: Поставьте три мисочки перед ребенком, В каждую из них опустите по одной фигурке. Возьмите в руку, скажем, круг и скажите: "Я кладу кружочек к кружочкам. И ты сделай так!". Затем дайте малышу другую фигуру и скажите: "Положи... к..". Повторите эту процедуру со всеми остальными фигурками.

Результат положительный, если ребенок все фигурки положит пра­вильно.

Как учить

Методику обучения можно позаимствовать из параграфа ТМ.И.60 "Под­бирает предметы к образцу (на выбор даются два варианта"). Кроме того, вам следует обратиться к игре "Подбери к образцу".

Если ваш малыш испытывает затруднения, когда ему предлагают три формы, возьмите для начала только две. Это. будет промежуточной сту­пенькой, осилив которую, можно будет перейти к трем формам.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы обсудить с ребенком форму того или иного предмета, находящегося в поле зрения. Побуждайте его внимательно смотреть и обводить пальчиком различные фигуры. Достаньте опять ваши коробки с вырезанными в крышке отверс­тиями, и головоломки. Попробуйте придать бутербродам и печенью разные формы и предложите малышу тоже сделать из теста такие фигуры с помощью высечек. Можно вырезать из бумаги разные фигурки, такие же нарисовать на другом листе и помочь ребенку наклеить вырезанные фигурки на соответствующие рисунки, или поместить их рядом.

Закрепление и развитие навыка

Непосредственному развитию этого навыка посвящен параграф ТМ.К.108. В нем речь идет об умении выбирать нужную форму по просьбе взрослого без образца. Готовиться к этому можно исподволь, одновременно с освоением других умений данной группы. Промежуточные ступеньки вы найдете в игре "Подбор к образцу". Можно выбрать и иную линию поведения — отложить ненадолго планомерные занятия, а упражняться лишь тогда, когда представляется случай.

ТМ.К.83. Подбирает к образцу предмет определенного цвета (на выбор даются 2 варианта)

Мы говорили о том, что подбор является первым шагом в распознавании. форм. То же самое относится и к цветам. В этом, первом, испытании, которому вы подвергните малыша, для того, чтобы результат считался положительным, ему достаточно будет правильно разобраться лишь с одной, причем любой, парой цветов. Возьмите любую пару: синий и желтый, черный и красный и т.д. В Центре Маккуэри на первых занятиях обычно работают над четырьмя основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым, причем в качестве первой пары берут синий и желтый.

Для оценки данного умения вам следует воспользоваться методикой, описанной в следующем параграфе (ТМ.К.84).

Результат можно будет считать положительным, если ребенок не менее четырех раз из шести сумеет подобрать к образцу каждый из двух цветов, представляемых одновременно. Заниматься нужно так, как указано в параграфе ТМ.К.84.

ТМ.К.84. Подбирает к образцу предметы 4 разных цветов (каждый раз на выбор даются 2 варианта)

Наша следующая задача — научить малыша подбирать к образцу 4 разных цвета, если они будут появляться перед ним по два, причем каждый цвет будет представлен не менее двух раз в разных сочетаниях. Поясним это на примере. Ребенок должен подобрать красный цвет к красному и в том случае, когда он появляется в одновременно с синим, и в том случае, когда он появляется одновременно с желтым. Это же относится к остальным трем цветам выбранной вами четверки. Следует иметь в виду, что определенный процент мальчиков не в состоянии отличить красный от зеленого, поэтому, может быть, вам придется эту комбинацию исключить из занятий.

В Центре Маккуэри на этом этапе обычно работают со следующими парами: синий и желтый, красный и желтый, красный и синий, зеленый и синий, зеленый и желтый, зеленый и красный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.