Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.К.110. Глядя на образец, составляет цветовые комбинации из 4 кубиков




Это упражнение, с одной стороны, позволяет ребенку попрактиковаться в подборе цветов, а, с другой стороны, формирует у него навык копирования узора, который часто бывает необходим и во время дошкольных, и во время школьных занятий.

Как оценить

Материалы: Восемь кубиков или строительных блоков двух разных цветов (например, 4 синих и 4 желтых).

Способ: Возьмите два кубика двух разных цветов и скажите: "Я сейчас выложу узор. Смотри! ". Выстройте кубики в ряд, вплотную друг к другу — так, чтобы получился узор, например, синий, желтый, желтый, синий. Остальные четыре блока дайте малышу и скажите: "Сделай такой же!". Свой ряд ребенок может выстроить либо в стороне от вашего, либо рядом с вашим — как бы, пристроив один к другому. Самое важное здесь, чтобы он повторил ваш узор.

Дайте малышу три попытки, во время которых свои блоки вы будете каждый раз выстраивать по-разному. Не помогайте ему: не называйте цвета и не подсказывайте, что за чем идет.

Результат положительный, если, по меньшей мере, два раза из трех ребенок сможет воспроизвести ваш узор.

Как учить

Сначала можно на каждом этапе работы помогать ребенку как словесно, так и физически. Когда вы выстраиваете свои блоки, называйте их цвета: "Посмотри, я ставлю синий, потом желтый, потом синий, и потом желтый". Побуждайте ребенка выстраивать кубики слева направо (с его точки зрения). Спросите его, например, "Какой кубик должен стоять первым? Какой будет следующим?". Ему не обязательно называть цвета, но каждый свой кубик он должен ставить, ориентируясь на ваш узор. Чаще всего детям бывает проще научиться делать это, если они пододвигают свои кубики вплотную к кубикам взрослого.

Если малыш ошибется, побудите его найти ошибку самостоятельно. Скажите: "Посмотри, разве наши дорожки одинаковые?". Пусть он сам уберет неправильно поставленный кубик и заменит его другим.

Когда ребенок хорошо поймет, в чем его задача, вы сможете ослабить вашу помощь, и в дальнейшем помогать все меньше и меньше, пока он не научится справляться с этой задачей самостоятельно.

Иногда можно меняться ролями. Пусть малыш сам выложит какой-нибудь узор, а затем понаблюдает, как вы выкладываете такой же.

Закрепление и развитие навыка

Вы сможете усложнить задачу малыша, сделав свою дорожку длиннее, или включив в узор больше цветов. Можно сделать узор из нанизанных на нить разноцветных бусин, для чего вам нужно будет взять две нити — одну для себя, другую для ребенка. Еще сложнее воспроизвести узор из повторяющихся комбинаций цветов (например, красный, зеленый, синий, красный, зеленый, синий). Попробуйте начать такой ряд, а продолжить его попросите ребенка.

ТМ.К.111. Сортирует предметы по величине (2 варианта)

Это первое упражнение на сортировку. Здесь мы просим ребенка разде­лить предложенные ему предметы всего на две группы — "большие" и "маленькие".

Материалами в данном случае могут быть любые предметы, лишь бы нашлись одинаковые по форме, но разные по величине Это могут быть ложки, пробки, кружочки, куклы и т.п.

Как оценить

Материалы: Восемь предметов, одинаковых по форме, но разных по величине (два варианты — большие и маленькие). Две тарелочки.

Способ: Поставьте тарелочки на стол, и с одной стороны от них положите кучкой ваши предметы. Скажите: "Посмотри, здесь есть большие и маленькие. Сейчас я сложу вместе все большие, и вместе все маленькие". Проделайте эту процедуру, затем скажите: "А теперь ты сложи вместе все большие и вместе все маленькие!". После этого немного отойдите от стола и больше не помогайте ничем. Если нужно можно подбодрить малыша улыбкой или словом.

Результат положительный, если все 8 предметов ребенок рассортирует правильно.

Как учить

Важно, чтобы малыш знал, что вы вернетесь к нему, когда он закончит работу, и похвалите его за труды.

Когда вы только начинаете заниматься, вам следует самим разложить первые несколько предметов, а затем сказать малышу: "Закончи это, пока я сделаю то-то и то-то". Вернитесь в назначенное время, и если малыш уже закончил работу, похвалите его. Если же он еще не закончил свою работу, попробуйте повторить ваши указания, только теперь уточните задание: "Положи большие к большим, а маленькие к маленьким!". Снова оставьте его одного. Если и в этот раз ребенок не закончит работу, доделайте ее вместе, а затем начните все сначала — рассортируйте несколько предметов вместе с ним, затем уйдите, чтобы остальные предметы он рассортировал сам.

Постепенно старайтесь оставлять ребенку все больше и больше предме­тов для самостоятельной работы, а подсказывать старайтесь уже не так конкретно, например: "Пораскладывай еще немножко!" или "Ты уже закончил?".

Попросите малыша, чтобы он звал вас, когда заканчивает работу, а если он еще не говорит, пусть поднимает руку.

Занимайтесь до тех пор, пока ребенку не будет достаточно вашей ободряющей улыбки или слова для того, чтобы рассортировать правильно все предметы, которые вы ему дали, и позвать вас посмотреть, что у него получилось.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Просмотрите наши замечания, изложенные в начале параграфа ТМ.И.107 (Раскладывает карточки по соответствующим картинкам). Для поддержа­ния интереса меняйте материалы.

Закрепление и развитие навыка Как можно усложнить задачу? Во-первых, можно предложить малышу предметы, более близкие по величине, во-вторых, к "большому" и "малень­кому" добавить еще одну категорию — "средний", и, в третьих, попросить ребенка раскладывать предметы не по тарелочкам, а по кучкам. В последнем случае трудность будут состоять в отсутствии подсказки, на сколько кучек нужно разложить предметы.

ТМ.К.112. Сортирует предметы по форме (3 варианта)

В этом параграфе мы рассмотрим еще одно упражнение на 'сортировку, но уже по другому признаку — по форме. Начните с геометрических форм: круга, квадрата, треугольника. Здесь можно использовать материалы, подоб­ные тем, с которые вы работали над умениями ТМ.К.82 и 108.

Как оценить

Материалы: Три тарелочки одного цвета (лучше всего, если они будут белыми или какого-нибудь другого нейтрального цвета). Три круга, три квадрата и три треугольника. Они могут быть разноцветными, однако, если все ваши круги будут, скажем, красными, все квадраты — синими, а все треугольники — желтыми, то вы не сможете определить, по какому признаку малыш их сортирует — по цвету или по форме. Способ: Поставьте тарелочки на стол, а фигурки положите кучкой с одной стороны от тарелочек. Скажите: "Посмотри, сейчас я все круги положу в эту тарелочку, все квадраты — в эту, а все треугольники — в эту" и покажите ребенку, как можно рассортировать эти фигурки. Затем выложите все фигурки из тарелочек и попросите ребенка рассортировать их. Сами же отойдите в сторонку. Не помогайте малышу. Можно лишь изредка подбодрить его улыбкой или словом.

Результат положительный, если ребенок правильно разложит все девять форм.

Как учить

Заниматься нужно так, как указано в параграфе ТМ.К.107. Сначала поста­райтесь, чтобы все ваши фигурки были одного цвета. Когда малыш научится сортировать одноцветные фигурки, введите и другие цвета. При этом, как уже было сказано, нужно следить, за тем, чтобы малыш раскладывал их в соответствии с формой, а не с цветом.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Подобным образом можно сортировать любые предметы. Небесполезно наведаться в магазин инструментов. Там вы могли бы найти много подходящих материалов: крупные прокладки для кранов, винты, гайки, болты, крышки и кронштейны, то есть, всевозможные детали, сортировать которые — одно удовольствие! Могут пригодиться также элементы конструктора старшего ребенка. В конце концов, можно воспользоваться картонными карточками с нарисованными на них фигурами.

Закрепление и развитие навыка Обсуждаемую задачу можно усложнить, если:

• Заменить фигуры, предлагаемые ребенку для сортировки, другими, например, ромбами, прямоугольниками и т. п.;

• Увеличить число групп, на которые нужно разделить все фигуры;

• Попросить ребенка класть предметы не в тарелочки, а на стол куч­ками, как уже предлагалось в параграфе ТМ.К. 111;

• В каждую группу включить фигуры разной величины так, чтобы ваши круги были разных размеров, квадраты разных размеров и т.д.

ТМ.К.113. Сортирует предметы по категориям (2 варианта)

В книге "Восприятие речи" есть глава, посвященная умению собирать вместе предметы, принадлежащие к одной категории. В данном параграфе мы поговорим об умении ребенка пользоваться своими представлениями о категориях, для сортировке предметов.

Описываемое здесь упражнение полезно в двух отношениях: во-пер­вых, оно закрепляет умение малыша относить тот или иной предмет к определенной категории, а во-вторых, развивает умение сортировать.

Прежде, чем приступить к тестированию и обучению ребенка данному умению, обратитесь к параграфам ВР.В.71-74 и произведите соответствую­щие оценки. Если малыш не получит положительных оценок, проработайте сначала эти параграфы, а затем вернитесь сюда, к сортировке, которая станет развитием и совершенствованием этих умений.

Как оценить

Материалы: Три тарелочки и три набора предметов, по 5 штук в каждом. Каждый набор должен состоять из предметов, относящихся к одной категории. Если вы остановитесь на таких категориях, как пища, одежда и мебель (а могут быть еще игрушки, животные, и т.п.), то вашими материалами будут: 5 маленьких пластмассовых фруктов или овощей, 5 предметов одежды и 5 предметов кукольной мебели. Способ: Поставьте на стол 3 тарелочки и рядом положите все предметы, сложенные кучкой. Покажите ребенку, как можно рассортировать эти предметы. Сопровождайте свои действия словами: "Посмотри, всю одежду я складываю сюда" и т.д. Затем выложите из тарелочек все предметы и попросите ребенка рассортировать их.

Результат положительный, если малыш сумеет рассортировать все предметы без какой бы то ни было помощи с вашей стороны.

Как учить

Если вы никогда еще не делали подобных вещей, начните заниматься с того, с чего мы предлагаем в параграфах ВР.В.71-74.

Когда ваш малыш научится в ответ на вашу просьбу указывать на все предметы одной категории, дайте ему описанное выше упражнение на сортировку. Как и в предыдущих упражнениях на сортировку, отойдите в сторонку и позвольте ребенку самостоятельно закончить дело, которое вы начали с ним вместе.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Попробуйте предложить малышу рассортировать снятую с веревки высу­шенную одежду или разделить покупки на фрукты, овощи, консервы и т.д. Во время уборки побудите его разложить по местам вещи.

Закрепление и развитие навыка

Еще раз обратитесь к нашим рекомендациям, изложенным в параграфах ВР.В.71-74.

Можно выделить и включить в игры с ребенком и другие группы (или категории) предметов: "машины", "инструменты", "детали". Многие предметы объединяются по функциональному признаку, например есть "вещи, с помощью которых моют", " вещи, с помощью которых шьют", "вещи, с помощью которых готовят еду". Представление о назначении или функции того или иного предмета более основательно закрепляется в следующем параграфе данного раздела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.