Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.К.115. По просьбе взрослого из четырех цветов выбирает один




К этому времени ваш малыш уже должен научиться легко подбирать цвета к образцу, и теперь пришла пора учить его различать названия цветов. Он может показать вам, что знает их, даже если еще не умеет говорить. Для этого ему достаточно указать или дать вам предмет того цвета, который вы назвали.

Здесь, так же как это было в случае работы с формами, для того, чтобы перейти от умения подбирать к образцу к умению выбирать названный цвет без образца, могут понадобиться промежуточные ступеньки. Поэтому мы еще раз отсылаем вас к игре "Подбери к образцу". Для занятий подойдут те же материалы, с которыми вы работали над умением подбирать цвет к образцу. Если нужно, добавьте для разнообразия и другие. Когда малыш упражняется в подборе цвета к образцу, полезно для каждого цвета сделать карточку-образец. Использовать ее вы сможете затем при работе с любыми предметами.

Как оценить

Материалы: Четыре набора предметов, каждый из которых включает в себя четыре предмета разных цветов (например, 4 кубика (красный, синий, зеленый и желтый), 4 машинки таких же цветов, 4 бельевых прищепки и 4 ленточки.

Способ: Положите на стол один набор, например, 4 кубика. Скажите: "Укажи на...!" или "Дай...!". Точно так же попросите малыша указать на каждый из оставшихся цветов. Затем положите на стол другую группу предметов и проделайте с ними то же самое. Продолжайте эту процедуру до тех пор,. пока каждый цвет не будет проработан 4 раза.

Результат положительный, если каждый цвет ребенок сумеет опреде­лить правильно в трех случаях из четырех.

Как учить Прочитайте инструкцию к игре "Подбери к образцу".

Прежде, чем приступить к занятиям, решите, стоит ли вам начинать сразу с четырех цветов — ведь можно начать с двух, а когда они будут освоены, ввести еще два. Если ваш малыш хорошо знаком хотя бы с одним цветом, то начать можно сразу с четырех.

В Центре Маккуэри обычно начинают с двух цветов, причем в качестве первой пары, как правило, берут цвета синий и желтый. Если малыш с легкостью осваивает эти цвета, тогда вводится третий (чаще всего — красный), и затем четвертый. Если синий и желтый осваиваются медленно, то после этой комбинации педагог вводит другую — тоже их двух цветов, и так до тех пор, пока таким образом не будут проработаны все 4 цвета. После этого ребенку предлагают три цвета, а затем уже все четыре.

В вопросе о том, какой подход выбрать, доверьтесь своей интуиции. Если вы будете вести записи, вам легче будет определить момент, когда перед ребенком нужно будет ставить следующую задачу.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Наряду с целенаправленными занятиями, которые вы будете проводить по описанной выше методике, можно заниматься и в неформальной обстанов­ке. Книги, игрушки, предметы быта дадут вам немало поводов попросить малыша: "Покажи мне...1". Пока ребенок еще не до конца отказался от образца, можно все время держать под рукой ваши карточки-образцы, которые в трудных ситуациях смогут ему помочь.

Кроме того, для тренировки можно придумать специальные игры. Найдите 4 пластмассовых стаканчика разных цветов или наклейте на донышки бумажных стаканчиков разноцветные кружочки. Под один из перевернутых вверх дном стаканчиков положите изюминку или другой маленький, но привлекательный для ребенка предмет. Скажите: "Изюминка под желтым стаканчиком". Если он потянется не к тому стаканчику, поправите его, показав ему соответствующую карточку-образец. Разновидностей такого рода игры много. Выберите ту, в которую можно играть с вашими игрушками и другими домашними предметами. Разумеется, в подобные игры можно играть не только с четырьмя разноцветными емкостями, но и тремя, и с двумя.

Закрепление и развитие навыка

Когда ваш ребенок научится находить по вашей просьбе синий, желтый, красный и зеленый цвета, познакомьте его поближе и с другими цветами: черным, белым, оранжевым, розовым и пурпурным. Научившись различать основные цвета, некоторые дети способны овладеть и умением различать дополнительные цвета, но уже не на жестко структурированных уроках, особенно теперь, когда вы можете свободно и естественно беседовать с малышом о цветах. Это, однако, относится не ко всем детям. Некоторым для освоения каждого нового цвета необходима специальная помощь.

Если ваш ребенок уже начал говорить, его следует побуждать называть цвета предметов: сначала он будет просто подражать вам, а позже научится называть их в ответ на вашу просьбу.

Если малыш уже умеет произносить фразы, побуждайте его называть цвета вместе с предметами, о которых идет речь, например, "синий носок" или "Желтый цыпленок".

ТМ.К.116. Сортирует предметы по цвету (4 варианта)

Как мы уже заметили в начале этого раздела, некоторые дети способны научиться сортировать цвета раньше, чем выбирать их без образца — по просьбе взрослого. Поэтому есть смысл провести оценку данного умения даже в том случае, если за предыдущее (ТМ.К. 115) ваш малыш не получил положительной оценки.

Как оценить

Материалы: Четыре тарелочки разных цветов и 12 предметов четырех цветов (по три предмета каждого цвета).

Способ: Поставьте на стол тарелочки и рядом с ними — кучкой — положи­те все предметы. Для того, чтобы показать ребенку, что нужно делать, разложите сами по тарелочкам несколько предметов. Поясняйте свои действия: "Посмотри, я кладу синие с синими, красные с красными и...". Затем скажите: "Сделай и ты так!" и отойдите в сторонку. Время от времени вы можете подбадривать малыша улыбкой, но больше ничем не помогайте.

Результат положительный, если ребенок закончит сортировку, разло­жив правильно, как минимум, 11 предметов из 12.

Как учить

Пусть сначала малыш научится раскладывать по цвету лишь несколько предметов. Убедите его, что вы очень скоро вернетесь и посмотрите на его работу. Если он выполнит задание, сердечно похвалите его, а если нет, — повторите ваше указание и снова отойдите.

Давая указание второй раз, стремитесь сделать его кратким и общим по форме, например, "Сделай еще немного!" или "Ты уже закончил?". Подобного рода напоминания хороши тем, что не содержат лишней информации, которая могла бы отвлечь ребенка.

Постепенно увеличивайте число предметов для сортировки. Если ваш ребенок скоро пойдет в школу, стоит научить его сигнализи­ровать об окончании работы. Это может быть слово или знак, в зависимос­ти от уровня его речевого развития.

Игровое время и участие в повседневных занятиях Упражняться можно и нужно с разными материалами и в разных местах. Наклейте разноцветные картинки на коробки и ведерки и дайте малышу рассортировать эти большие игрушки по цветам. Позвольте ему рассорти­ровать по цветам белье для стирки (этим он, помимо прочего, облегчит вашу задачу!). Малыш может помочь вам рассортировать цветы, которые вы собираетесь поставить в вазы. Он может сам разложить по цветам свои мелки и разноцветные кусочки бумаги или ткани, предназначенные для изготовления аппликаций.

Закрепление и развитие навыка

Когда ребенок научится справляться с четырьмя цветами, можно увеличить число цветов или предложить для сортировки предметы четырех других цветов.

Более сложная задача — раскладывать предметы не по тарелочкам или коробкам таких же цветов, что само по себе уже подсказка, а просто так.

ТМ.К.117. Подбирает карточки 6-элементного буквенного лото к буквам на большой карте

Каждый согласится, что для того, чтобы научиться читать, необходимо уметь замечать различия в очертаниях букв. Однако само по себе такое умение еще нельзя назвать умением читать. В действительности, то, чем мы будем сейчас заниматься, является развитием умения подбирать картинки к образцу. Поэтому, прежде, чем приступить к буквенному лото, малышу необходимо успешно проработать параграф, посвященный лото с картинками, а именно, параграф ТМ.И. 106 (Подбирает к картинкам соответствующие карточки — на выбор даются 9 вариантов). В нашем случае трудность будет состоять в том, что картинки-буквы не только очень похожи друг на друга, но и не имеют для ребенка никакого смысла. Он не сможет подумать как раньше: "Ага! это шапка. Поищу еще одну шапку!". Теперь он должен будет полагаться на зрительное восприятие формы и самостоятельно примеривать одно изображение к другому.

Хотя само по себе это занятие — не есть чтение, оно помогает ребенку к чтению подготовиться. Сейчас он будет учиться замечать сходства и отличия в буквах и узнает их названия. Если вашему малышу удастся справиться с этим упражнением, то весьма вероятно, что он сможет научить­ся читать.

Из-за того, что буквы — эти нарисованные на бумаге закорючки — не имеют для ребенка никакого смысла, от долгой и интенсивной работы над ними он может устать. В период освоения буквенного лото полезно иногда вновь достать лото с картинками, только теперь более Сложными, чем раньше, чтобы малышу пришлось рассматривать их повнимательнее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.