Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закрепление и развитие умения




Вводите новые понятия, названия новых категорий, имеющих важное значение в мире вашего малыша.

Если ваш ребенок скоро пойдет в школу, то занятия такого рода хорошо подойдут к его упражнениям с бумагой и карандашом. Нарисуй­те на листе бумаги разные предметы, назовите какую-нибудь категорию и попросите ребенка обвести кружочками все предметы, относящиеся к этой категории.

Можно, конечно объединять предметы в определенные категории, основываясь на разных признаках. Некоторые подходы (по цвету, по размеру, по форме) вы найдете в других разделах нашей программы. Можно объединять предметы в соответствии с материалами, из которых они сделаны, в соответствии с назначением (когда, где и как они исполь­зуются) и так далее. Помогая ребенку изучать окружающие его вещи, старайтесь обращать его внимание не только на различия между интере­сующими его предметами, но и на их сходства.

ГЛАВА 4

ВР.Г: Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

В разделе ВР.В рассказывалось о том, как учить ребенка выбирать оп­ределенные предметы или картинки из множества предложенных. Раз­личные предметы будут фигурировать и в данном разделе, но работать мы будем над пониманием слов и фраз, обозначающих действия. Слова, которые малыш узнает в процессе этих занятий, помогут ему выполнять обычные, повседневные просьбы и указания; они станут ключом к пони­манию разговоров окружающих; их звучание отразится на его собствен­ной речи.

Мы начинаем заниматься данной группой умений тогда, когда ребе­нок достигает уровня развития, соответствующего 18 месяцам. К этому времени малыш уже должен научиться понимать некоторые простые сло­ва, обозначающие действия, например, "посмотри", "возьми", "покажи", "дай". Если вы не уверены, что ваш ребенок знает их достаточно хоро­шо, обратитесь к разделу ВР.Б.

А мы начнем вводить новые слова, обозначающие действия, и будем учить ребенка выполнять все более сложные указания. Большинство предлагаемых упражнений нужно будет отрабатывать за столом, во вре­мя специально организованных занятий. Многим малышам первые зна­ния легче даются в условиях, когда они занимаются сидя и имеют воз­можность сосредоточиться на тех важнейших словах и действиях, которым посвящен урок. Однако специально организованные занятия необходи­мы только на первых порах. Учиться и упражняться нужно и в естест­венных условиях — в ситуациях, когда осваиваемые вами умения могут быть применены на практике. Некоторые конкретные советы вы найдете в заметках, озаглавленных "Игровое время и участие в работе по дому", а остальное — за вами.

Когда для занятий вам потребуется дополнительные вещи, выбирай­те то, что малыш хорошо знает — может быть, это будут предметы, которыми вы занимались раньше, в разделе ВР.В. Если в процессе заня­тий ваш малыш должен будет не только совершить определенные дейст­вия, но и произвести выбор, убедитесь заранее, что он сможет выбрать названный вами предмет из тех, которые вы приготовили. Перечень уме­ний, определяющих развитие ребенка (ПУОРР) поможет сориентиро­ваться, подскажет, как соотносятся умения группы ВР.В и группы ВР.Г.

Ниже мы приводим перечень всех умений данной группы. От 18 месяцев до 2 лет. 29. Выполняет одно из двух разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу. 30. Выполняет три разных действия с одним предметом в ответ на

соответствующую просьбу.

От 2 до 3 лет.

38. Демонстрирует десять действий в ответ на просьбы, содержащие соответствующие слова.

39. Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из двух предметов и совершая одно из двух действий.

40, Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из трех предметов и совершая одно из четырех действий.

41. Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из четырех предметов и совершая одно из четырех действий.

42. Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое — название предмета.

От 3 до 4 лет.

65. Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов, в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате.

66. Выполняет указания, в каждое из которых входят три пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате.

ВР.Г.29. Выполняет одно из двух разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу

В данном разделе мы делаем упор на понимании слов, обозначающих дей­ствия. Значения таких слов выступят особенно отчетливо, если произво­дить различные действия малыш будет с одним и тем же предметом. Когда вы будете обращаться к нему с просьбой сделать то-то и то-то, одно слово в вашей фразе — название предмета — будет оставаться неизменным, а второе слово, обозначающее действие, будет меняться. Для того, чтобы правильно выполнить вашу просьбу, ребенок должен будет вслушаться в ключевое слово фразы и именно на него прореагировать.

Подумайте сначала над тем, какими словами обозначаются действия, которые малыш производит во время игр или обычных повседневных


занятий. Попробуйте понять, какие слона он захотел бы использовать сам. Жестких указаний на этот счет нет; можно сказать только, что, из практических соображений, слова должны быть такими, чтобы обозна­чаемые ими действия ребенок мог продемонстрировать либо сам либо на примере своей игрушки.

Для отработки данного умения (и последующих тоже) педагоги Центра Маккуэри часто используют па занятиях куклы и игрушечных зверей. Мы тоже будем говорить о действиях, которые могут совершать куклы и игрушечные звери, по крайней мере, в воображении ребенка: "поцелуй", "подними", "шлепни", "уложи", "посади".

Такой подход имеет три преимущества. Во-первых, он позволяет про­водить занятия либо за столом — с маленькими игрушками либо с боль­шими — во время ролевых игр (типа игры в "дочки-матери"). Во-вто­рых, многие дети могут демонстрировать подобные действия сами, с помощью движений собственного тела. В-третьих, эти действия отража­ют достаточно важные события в жизни самого ребенка — события, о которых ему позже захочется поговорить.

Если все же в вашем случае такой подход окажется непригодным (например, если малыш не любит куклы и вообще игрушки, которые можно нянчить), позанимайтесь другими глаголами, применимыми к пред­метам иного типа (машинкам, кубикам, ложкам и т.п.). Это могут быть такие глаголы как "подуй", "дай", "укажи", "толкни". И все-таки, кук­лы так хороши для занятий и для ролевых игр, что стоит потратить время на то, чтобы научить малыша радоваться им. К мальчикам это относится не в меньшей степени, чем к девочкам!

Для начала выбираются только два слова, обозначающих действия. В Центре Маккуэри педагоги и родители обычно останавливаются на двух словах из следующих четырех: "поцелуй", "подними", "уложи", "обними".

Как оценить

Материалы: Один предмет — желательно, кукла или мягкая игрушка (см. приведенные выше замечания).

Способ: Выберите два слова, обозначающих действия из тех, которые, по вашему мнению, ребенок знает. Например, вы выбрали слова "поце­луй" и "подними". Скажите малышу: "Поцелуй куколку!". Если он вы­полнит вашу просьбу, скажите: "Подними куколку!". Затем снова попро­сите: "Подними куколку!". Продолжайте в том же духе, пока не произнесете каждое слово, обозначающее действие, три раза.

Результат положительный, если ребенок произведет с куклой каждое указанное вами действие, по меньшей мере, два раза.

Как учить

Выберите те действия, которые ребенок особенно любит. Покажите ему, что и как нужно делать, сопровождая свои действия словами: "Смотри, я могу поднять куколку. Вот так! Ну-ка, теперь ты подними куколку!". Если потребуется, помогите физически, но как только вы увидите, что малыш может обойтись без вашей помощи, откажитесь от нее.

Когда ребенок начнет подражать вам охотно, попробуйте просто да­вать ему словесное указание, не демонстрируя самого действия. Показать малышу, что и как нужно сделать, вы можете только в том случае, если сам он ошибется.

На занятиях, о которых мы говорим, очень важно, чтобы ребенок слушал и сосредотачивал внимание на том, что вы говорите. Если вы знаете, что он знаком с употребляемым вами словом, попробуйте в слу­чае его ошибки сказать: "Слушай внимательно! ПОДНИМИ куколку!".

Аналогичным образом работайте и с другими словами, чередуя их как придется.

Заменяйте одни игрушки другими, чтобы у малыша не сложилось представление, будто каждое из действий связано только с одной опреде­ленной игрушкой.

Игровое время и участие в работе по дому В свободное время упражняйтесь с разными игрушками. С ними вы сами и ваш малыш можете производить те действия, над которыми вы рабо­таете в данное время. Не упускайте возможности обсудить эти действия с ребенком, где бы вы их ни увидели: на картинках, по телевизору или в играх других детей!

Закрепление и развитие умения Здесь следует прямо перейти к параграфу ВР.Г.ЗО.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.