Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как оценить. Материалы: Три маленькие, хорошо знакомые ребенку игрушки (см




Материалы: Три маленькие, хорошо знакомые ребенку игрушки (см. параграф ВР.Г.ЗО).

Способ: Положите три игрушки на стол. Используя по очереди слова, обозначающие действия (см. параграфы ВР.Г.29,30 и 38), дайте ребенку пять указаний так, чтобы в каждое входило одно слово, обозначающее предмет, и одно слово, обозначающее действие. При этом каждое из вы­бранных вами слов, обозначающих действия, должно быть использовано

хотя бы один раз.

Пусть, к примеру, вашими игрушками будут кукла, собачка и коро­ва, а действия вы выберите следующие: подними, шлепни, поцелуй и обними. Тогда указания могут быть такими: "Подними куколку!" "Поцелуй собачку!" "Подними корову!" "Обними собачку!" "Шлепни корову!"

Если вы выбрали действия, требующие дополнительного реквизита, например, действия "уложи!", и "посади!", то этот реквизит (кроватку и стульчик) следует поставить на стол в стороне от игрушек, чтобы выби­рая нужные игрушки, малыш не отвлекался.

Как учить Смотрите параграф ВР.Г.39.

Закрепление и развитие умения Непосредственному развитию данного умения посвящен параграф ВР.Г.41.

ВР.Г.41. Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из четырех предметов и совершая одно из четырех действий

Здесь, еще в большей степени чем раньше, успехи ребенка будут зави­сеть от его способности внимательно слушать и отвечать на слова дейст­виями, только теперь число возможных вариантов будет еще больше.

Методы оценки и обучения аналогичны тем, что приведены в пара­графе ВР.Г.40, но здесь мы даем малышу на выбор четыре предмета и используем в своих указаниях четыре слова, обозначающих действия.

Закрепление и развитие умения

Освоение этого умения дает ребенку определенную звуковую базу, кото­рая позволит ему выполнять простые указания, требующие одного дейст­вия. Теперь эти указания уже могут относиться ко всему, что есть в доме. Умение внимательно слушать (а в этом ребенок практиковался на всех занятиях) потребуется ему в повседневной жизни для выполнения самых разных указаний. Теперь вы знаете, что он может из нескольких предметов или действий выбрать то, что нужно. Конечно, реальные бытовые ситуации чаще всего будут ставить перед малышом более трудные задачи — ведь в комнате будут находиться уже не четыре предмета, а гораздо больше, и они могут отвлекать его внимание. Но если вы, обращаясь к ребенку, будете упоминать знакомые ему предметы и действия, то вполне можете рассчитывать, что он ответит на вашу просьбу правильно.

Всегда, — не только во время занятий, — очень важно сначала до­биться концентрации внимания ребенка. Если вы заметите, что малыш невнимателен или переключился на что-нибудь другое, вновь привлеките его внимание к себе и повторите полностью все указание. Не пытайтесь как-то помочь ему, пока не убедитесь, что он действительно выслушал все, что вы сказали.

Теперь ваши просьбы не должны ограничиваться только четырьмя предметами и четырьмя действиями, как это требовалось при отработке умения. В самом деле, вам следует стремиться расширить словарный запас ребенка, в том числе, и запас слов, обозначающих действия. Нет нужды жестко придерживаться фраз, состоящих только из двух слов — можно использовать и более длинные фразы, если они содержат цент­ральную идею и требуют выполнения лишь одного действия. Попробуй­те ввести указания типа: "Дай это папе!", "Расчеши куколке волосы!', "Принеси мне твое полотенце!", "Убери это!", "Вымой коленки!"

На том уровне развития, о котором мы говорим, ваш ребенок (неза­висимо от того, кто он — мальчик или девочка!) должен уже охотно принять предложение поучаствовать в более продолжительной игре, в которой кроме куклы были бы такие предметы домашнего обихода, как игрушечный чайный сервиз, настоящая кухонная утварь, кукольная кро­ватка и все, что нужно для уборки. Такого рода игры — один из лучших способов научить ребенка применять знакомые слова на практике и узна­вать новые слова, обозначающие действия. Одновременно можно упраж­няться в умении определять предметы по их функциям (см. параграфы ВР.В.46-48), например, так: Мама: Обезьянка хочет есть. Малыш: (не реагирует) Мама: Чем мы едим? Малыш: (берет ложку)

Мама: Мы едим ложкой. Обезьянка может поесть? Малыш: (кормит обезьянку)

Мама: Ам-ням-ням. Ей нравится еда. А сейчас вытри ей мордочку!". Кроме того, можно попробовать включить в игру воображаемые предметы и с помощью мимики и жестов произвести с ними какие-нибудь действия.

Подумайте о глаголах, которые вы могли бы употребить по отноше­нию к другим игрушкам. Можно ведь заниматься с машинками, автобу­сами, поездом (толкни, покати, останови), с мячом (брось, покати, ударь), с коробочками (открой, закрой, потряси, подвинь) и т.д.

Вводя новое слово, обозначающее действие, не забывайте о необхо­димости одновременно расширять диапазон вариантов, предлагайте больше предметов, используйте больше действий.

ВР.Г.42. Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое — название предмета

Прорабатывая параграф ВР.В.52, мы учили малыша выполнять указа­ния, состоящие из двух частей. Ему предлагалось четыре предмета, и в ответ на просьбу: "Дай мне... и...!" он должен был дать вам два назван­ных вами предмета. Сейчас мы начнем учить ребенка выполнять про­сьбы, которые включают в себя два разных действия и два разных пред­мета. Очевидно, что прежде, чем приступить к этим занятиям, нужно, чтобы малыш научился делать то, что требуется в параграфе ВР.В.52. Переход от простых просьб, включающих в себя одно действие, к про­сьбам типа: "Сделай это, а затем сделай то!" знаменует собой большой шаг вперед. В повседневной жизни такие просьбы встречаются очень часто, поэтому так важно научить ребенка их выполнять. Мы говорим: "Возьми ранец и подожди у двери!" или "Поцелуй папу и беги в по­стель!".

Занятия мы будем проводить за столом или в спокойной игровой обстановке, вдали от всего, что может отвлечь внимание. Немного позже (параграф В.Р.Г.65) мы займемся развитием этого умения уже в "реаль­ной" домашней обстановке.

Как оценить

Материалы: Четыре знакомых ребенку предмета. Способ: Предлагаемые действия будут зависеть от того, какие вы выбе­рете предметы. Если вы выбрали "одушевленные" предметы —.куклу, собачку, мишку, корову, — можно использовать действия типа "подни­ми", "шлепни", "уложи", "посади". Если ваши предметы — "неодушев­ленные", например, кубик, машинка, ложка и чашка, то можно предложить такие действия, как "подвинь", "подуй", "дай" и "возьми". Отбирая для оценки предметы и действия, ориентируйтесь на знания малыша.

Пусть каждое ваше указание включает в себя просьбу произвести два разных действия с двумя разными предметами. Обе части фразы соеди­ните союзом "и". Вот несколько примеров. "Посади куколку и подними мишку!" "Уложи коровку и шлепни куколку!" "Подвинь кубик и дай мне машинку!" "Подуй на чашку и дай ложку!"

Дайте малышу пять указаний такого рода. Каждый раз выделяйте ему побольше времени для ответа. Не вмешивайтесь в его действия, стре­мясь помочь. Если же вы все-таки сделаете это, то такую попытку нельзя будет оценить положительно.

Результат положительный, если ребенок в четырех случаях из пяти выполнит ваше указание правильно.

Как учить

Прежде, чем дать ребенку указание, необходимо убедиться, что он смот­рит на вас и слушает то, что вы говорите.

Сначала сами продемонстрируйте, что нужно сделать, и опишите свои действия: "Смотри, я могу поднять куколку И поцеловать мишку".

Если малыш выполнит первое действие, а дальше дело не пойдет, ничего не говоря, верните первую игрушку на место, вновь привлеките к себе его внимание и повторите указание с начала до конца.

Если малыш застрянет на том же самом месте, напомните ему, что нужно сделать что-то еще, сказав: "и...???" или "Подними куколку и...???"

Если ребенок все-таки не вспомнит вторую часть вашей просьбы, поставьте на место все предметы, еще раз постарайтесь привлечь к себе его внимание, повторите все задание и помогите малышу выполнить каж­дую его часть.

Не следует пытаться разбить просьбу на две части ("Подними кукол­ку...Хорошо, а теперь поцелуй мишку!". Это не поможет малышу осво­ить данное умение и явится лишь тренировкой умения отвечать на про­сьбы, которые требуют выполнения одного действия.

Игровое время и участие в работе по дому На первых порах старайтесь избегать ситуаций, когда в поле зрения малыша оказывается слишком много отвлекающих внимание вещей. Од­нако вообще нет никаких причин, препятствующих вам упражняться в кукольном уголке или где-нибудь еще. В параграфе ВР.Г.65 мы погово­рим о том, как помочь ребенку научиться использовать данное умение в повседневных ситуациях.

Закрепление и развитие умения

Непосредственному развитию умения, о котором мы говорим, посвящен параграф ВР.Г.65.

ВР.Г.65. Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате

После того, как ребенок научится выполнять просьбы, состоящие из двух частей, в обстановке, где отсутствуют какие бы то ни было отвлекающие факторы, следует помочь ему делать то же самое в условиях, когда в этих действиях возникает реальная необходимость, то есть, в повседнев­ной жизни.

Как оценить

Способ: Находясь в комнате, которую малыш хорошо знает, попросите его выполнить два действия. Выберите такие действия, которые не всегда и не обязательно следуют друг за другом — вы должны быть уверены, что малыш выслушает вас до конца, а не совершит привычный ритуал.

Предложите ему выполнить три просьбы. Это можно сделать в раз­ное время и в разных комнатах. Вот несколько примеров. "Закрой дверь и принеси мне книжку!" "Найди машинку и сядь на диван!" "Надень шапку и обними куколку!" "Дай Сюзи печенье и принеси мне ложку!"

Результат положительный, если ребенок выполнит хотя бы две из трех таких задач.

Как учить

Начните с действий, которые идут друг за другом естественным образом. Если вслушаться в те указания, которые вы даете малышу в течение дня, можно обнаружить, что каждый день почти в одно и то же время вы обращаетесь к ребенку с одним и тем же набором указаний, особенно если они касаются самых обычных дел: еды, умывания, одевания и под­готовки ко сну. Вместо того, чтобы давать эти указания одно за другим, объедините их в пары, например: "Вымой руки и почисть зубы!" "Выйди из-за стола и поставь свою тарелку в мойку!"

"Открой дверь Кляксе и дай ей корм!" "Поцелуй мишку и забирайся под одеяло!" "Найди свою головоломку и сядь за стол!"

Как только ребенок научится выполнять подобные просьбы, перехо­дите к новым, не столь тесно связанным с семейными делами.

Хочется предупредить вас: не приступайте к двухэтапным просьбам до тех пор, пока у вас не появится время для того, чтобы спокойно провести ребенка через все задание (в случае, если он растеряется), то есть, пока вы не сможете полностью повторить все задание и помочь малышу на обоих этапах его выполнения. Если вы возьмете за правило напоминать ему о втором действии вашей просьбы, не возвращаясь на­зад, чтобы повторить ему всю просьбу, он скоро сообразит, что и' не нужно вас выслушивать до конца.

Игровое время и участие в работе по дому Варианты заданий, предложенные выше, имеют прямой практический смысл, но, разумеется, указания, требующие выполнения двух действий, могут быть включены и в игру. Почему бы, например, не ввести их п ролевые игры? Малыш может забраться в картонный ящик и выскакивать как чертик из табакерки или надеть фуражку почтальона и понести письмо дедушке, или спрятаться в пасти чудовища и выскочить прямо на папу

Закрепление и развитие умения.

В параграфе ВР.Г.66 рассматривается умение ребенка выполнять трех­ступенчатые указания. Однако в большинстве случаев, обращаясь к до­школьнику, вы будете использовать двухступенчатые указания. Поэтому есть прямой смысл продолжить освоение этого умения так, как мы толь­ко что показал. Можно вводить в ваши указания новые слова, обозна­чающие действия, и усложнять задания, прося сделать что-то одно в одной комнате, а другое — в другой. Можно начать давать ребенку двух­ступенчатые задания в менее благоприятной для Него обстановке, когда. вокруг много отвлекающих внимание вещей, например, в комнате, пол­ной людей. Если ваш малыш ходит в детский сад, попросите воспита­тельницу понаблюдать, выполняет ли он указания, которые даются не ему одному индивидуально, а всей группе.

 

ВР.Г.66. Выполняет указания, в каждое из которых входят три пары слов; в каждой паре одно слово обозначает действие, а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате

Занятия, которые мы вам предлагаем в этом параграфе, являются отлич­ным способом тренировки внимания и памяти.

Оценивать это умение и заниматься следует так, как указано в пара­графе ВР.Г.65, только теперь вы будет давать ребенку задания, типа: "Сделай одно, потом второе, а потом третье!". Каждое задание будет содержать три разных действия и три разных предмета.

Заметим, что последовательность, в которой ребенок будет выпол­нять ваши указания, не обязательно должна соответствовать той, кото­рая содержится в вашей просьбе, но в процессе занятий, когда вы будете помогать малышу, лучше ее придерживаться.

Освоение этого умения можно продолжить в бытовых и игровых си­туациях. так, как указано в параграфе ВР.Г.65.

Если вы не видите естественно возникающей необходимости обра­титься к ребенку с трехступенчатой просьбой, значит пока не время, однако можно организовать игру в запоминание - предложить ребенку запомнить и выполнить три действия. Если в такой игре примут участие также другие дети, и все будут вспоминать задание по очереди, игра станет веселее.

 

ГЛАВА 5

ВР.Д. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния

Слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния, описывают предметы и действия и тем самым позволяют нам больше узнать о них. Эти слова делают нашу речь живой, выразительной, дают возможность точнее определить предметы, о которых мы говорим. Учась понимать их, ребенок готовится к тому, чтобы впоследствии использо­вать их в своей речи. Кроме того, понимание таких слов помогает малы­шу точнее реагировать на разговоры окружающих его людей.

Для того, чтобы освоить умения, которым посвящен данный раздел, ребенку не нужно самому произносить слова. Он сможет продемонстри­ровать их понимание, если выполнит наши указания, в которых будут содержаться эти слова. Как правило, мы будем просить ребенка выбрать одну вещь из нескольких, назвав ее признак, например, попросим вы­брать большой предмет, шероховатый предмет и т.д.

Если ваш малыш уже умеет говорить, его следует побуждать не толь­ко выполнять указания, но и произносить слова, которые мы будем про­ходить. О том, как помочь ребенку применять эти слова для общения с окружающими, мы рассказываем в главе 3 книги 3. Ниже приводится перечень умений данной группы.

От 2 до 3 лет

54. Из двух предметов — большого и маленького — выбирает большой.

55. Из двух предметов — большого и маленького — выбирает ма­ленький.

56. В каждой из двух пар предметов по нашей просьбе находит боль­шой или маленький предмет.

От 3 до 4 лет

75. По просьбе говорящего выбирает длинный и короткий предметы.

76. По просьбе говорящего выбирает твердый и мягкий предметы.

77. По просьбе говорящего выбирает шероховатый и гладкий предметы.

78. По просьбе говорящего выбирает открытую и закрытую дверцы (ящички, глаза и т.п.).

79. В ответ на вопрос: "Что ты делаешь, когда ты устал / голоден / тебе холодно?" отвечает или показывает, что делает.

80. Из группы предметов отбирает одинаковые.

81. Среди нескольких предметов находит тот, который отличается от остальных.

82. Находит веселого, грустного, сердитого человека или показывает сам, что означают эти понятия.

83. Выбирает предмет, который больше или меньше демонстрируемого.

84. Находит первого и последнего.

54. Из двух предметов — большого и маленького — выбирает боль­шой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.