Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое понимание личности 2 страница




субъекты. Они строят целостную картину мира, рассчитывают свои шаги, выдвигают гипотезы и эмпирически проверяют их валидность, совершая правильные или ошибочные поступки.

КЕЛЛИ Джордж Александер (George Alexandr Kelly) (1905— 1966) — американский психолог, автор теории личностных кон­структов. В рамках этой теории каждый человек рассматривает­ся как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или «лич­ностных конструкторов», свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходят выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Для изучения этих конструктов был разработан метод «репертуарных решеток». Родился в фермерской семье (Канзас), религиозной и трудолю­бивой, глубоко уважавшей традиции Среднего Запада. Учился в сельской школе, затем в Университете Френдз и Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 г. После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 г. Многие годы работал практикующим психологом в школе и авиации, преподавал в университете. Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, занимал ключевые посты в Американской психологической ассоциации. Главный труд — двухтомная моно­графия «Психология личностных конструктов» (1955).

Повседневная жизнь во многом напоминает научный поиск. Таким об­разом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель ученых и цель простых людей совпадают — они стремятся прогнозировать будущее, посту­пать разумно рискованно и уменьшать неопределенность. Он отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня та­кой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконт­ролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности. Люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям тво­рить их собственную судьбу. Человек не контролируется настоящими собы­тиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как считал Фрейд), а ско­рее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и най­денных ответов.

Личностный конструкт, ключевое слово в теории Дж.Келли, — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпрети­ровать, объяснить или предсказать свой опыт. Он сконструирован самим человеком и проверен на собственном опыте. Примером личностных кон­структов могут быть «умный — глупый», «мужской — женский», «хоро­ший — плохой». Теоретические воззрения Келли реализовались в создан­ном им методе «репертуарных решеток».

Метод «репертуарных решеток» (method of repertory grid) — исследователь­ская методика, основанная на теории личностных конструктов Дж. Келли и предназначенная для анализа личности. Испытуемый оценивает набор объектов, в качестве которых фигурируют прежде всего значимые для него люди, с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты, и наборы конструктов продуцируются им самим. «Репертуарная решетка» представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим ис­пытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов (называе­мых в данной традиции элементами). В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета — все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты — би­полярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются иссле­дователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных при­емов и процедур выявления. В процессе заполнения «репертуарной решетки» испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по опреде­ленным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной об­ласти и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) ана­логично репертуару ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя реперту­ар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разного уровня общности и относящихся к разным подсистемам. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике «репертуарных решеток» часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций («муж­чина, ровесник, к которому вы относитесь положительно», «человек, ока­завший сильное влияние на ваши взгляды»), репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своих знако­мых людей или конкретные предме­ты, если в качестве элементов заданы названия предметов. Типичной инст­рукцией является задача: два объекта из трех объединить по какому-то свойству, которое отличает их от тре­ тьего объекта, после этого надо про­писать использованное для категори­зации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида35. Мето­дика Дж. Келли (она имеет большое количество модификаций в настоящее время) не только позволяет выявлять конструкты, но и с математической точностью определяет связи между отдельными конструктами.

Метод «репертуарных решеток» Дж. Келли находит широкое применение во всех сферах деятельности человека. Е.С. Сербиной проведено пилотажное исследование, основной целью которого являлась апробация «репертуарных решеток» как средства исследования индивидуальной агрессивности. Мето-

15 Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. Vol. 1: ATheory of Personality. Vol. 2: Clinical Diagnosis and Psychotherapy. N.Y. Norton, 1955; Теория личности. Психология личных конструктов / Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Речь, 2000.

дика была апробирована на девяти испытуемых (пять женщин, четверо муж­чин; средний возраст 22 года; образование высшее либо незаконченное выс­шее). Для моделирования процессов принятия решений в управлении слож­ными системами применяется программа, разработанная B.C. Симанковым и Е.В Луценко на основе метода «репертуарной решетки». С.Л. Плавинский применял «репертуарные решетки» как инструмент анализа оценки слуша­телей преподавателем, Т.Д. Булавкина, Е.Д. Никитина и А.Л. Полов исполь­зовали метод «репертуарных решеток» в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания. Методика Келли позволяет выявлять глубинные (часто неосознаваемые) причины выбора определенного товара. Типичными конструктами, влияю­щими, к примеру, на выбор пива, выступают представления о деятельности предприятия (соблюдение традиций производства), а также предпочтения малой группы (а именно друзей). В исследовании К.А. Агибаловой и Н.С. Лы-саковой удалось построить факторное пространство конструктов, отражаю­щее общую картину представлений исследуемой группы об основных каче­ствах пива. Результаты исследования могут быть использованы для психоло­гической экспертизы рекламы, построения рекламной концепции и, возможно, для разработки типологии потребителей.

Гуманистическая психология исходила из неповторимого своеобразия индивидуального мира человека, всей суммы внешнего и внутреннего опы­та, его переживаний, признаваемых фундаментальными основаниями зна­ний о человеке. Человек перестал служить всего лишь объектом экспери­ментов. Он приобрел двойной методологический статус — в качестве объек­та и субъекта исследования.

Гуманистическая традиция (ее еще называют феноменологической тео­рией) в психологии утверждает, что и теория черт, и теория ролей неверно описывают человеческую природу и что психологические исследования и психотерапия должны концентрироваться на подлинном, истинном «Я» человека (А. Маслоу, К. Роджерс). Человеческая жизнь видится гуманистам как поиск своего истинного «Я», как стремление к самореализации и само­актуализации.

Феноменологическое направление в изучении личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в поведении человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспри­нимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая челове­ком. Другой важный тезис — идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопре­деление является существенной частью человека. Оно приводит к заключе­нию, что люди ответственны за то, что они собой представляют.

Феноменологическая концепция личности нашла яркое выражения у Карла Роджерса36. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его лю­били и принимали другие. В своей теории Роджерс различает две системы регуляции поведения: 1) организм, стремящийся сохранить и усилить себя;

36 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

2) «Я-концепция», формирующаяся из восприятий и оценок индивидом са­мого себя и своего отношения к миру. При жесткой структуре «Я» не согла­сующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при своем осознании либо подвергается искажению, либо вовсе отрицается. Цель не­направленной психотерапии — так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Потреб­ность в позитивном внимании впервые проявляется как потребность мла­денца в любви и заботе. Роджерс полагал, что можно дать и получить пози­тивное внимание независимо от ценности конкретного поведения челове­ка. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внима­ние можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Роджерс подчеркивал, что ребенка всегда следует любить и уважать.

Роджерс считал, что важнейший мотив жизни человека — актуализация, т.е. стремление к максимальному выявлению лучших качеств своей лич­ности, заложенных от природы, и к реализации способностей с целью со­хранить жизнь и сделать человека более сильным. Стремление к самоакту­ализации врожденно. Тенденция самоактуализации — это процесс реали­зации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала, чтобы стать полноценной личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями, он живет, наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней.

РОДЖЕРС Карл (Rogers, Carl) (1902-1987) — самый влиятель­ный в США психолог и педагог, лидер гуманистической психоло­гии; автор 16 книг и 200 статей. Его отец — преуспевающий инже­нер и подрядчик, мать — домохозяйка и глубоко верующий чело­век. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провел юношес­кие годы. Отрочество проходило в строгой религиозно-нравствен­ной атмосфере. Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника. В 1928 г. получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 г. — степень доктора. В 1931 г. Роджерс занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк. В те­чение следующего десятилетия Роджерс активно занимался рабо­той с делинквентными и неблагополучными детьми. В 1940—1944 гг. работал в Колумбийском университете, в 1945 г. перешел в Чикаг­ский университет, где занял должность профессора психологии и директора уни­верситетского консультативного центра. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945—1957 гг., проведенные в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу «Центрированная на клиенте терапия: ее современная прак­тика, значение и теория» (1951) — книгу, описывающую созданный им метод пси­хотерапии. Роджерс утверждал, что «клиент» (он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника — «отражение чувств»:

каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообще­нии клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психоло­гического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы. Роджерс полу­чил много наград, в том числе в 1972 г. Американской психологической ассоциа­ции за выдающиеся профессиональные достижения.

Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласу­ется с его «Я-концепцией». Переживания, находящиеся в соответствии с ней и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условия­ми ценности, образуют угрозу «Я-концепции». Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Это ощущение может выражаться в эмоциональном напряжении, замешательстве, чувстве вины. Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Когда существует такое несоответствие, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств.

С гуманистическо-феноменоло-гической точки зрения, классическая теория ролей оскорбляет человечес­кое достоинство, поскольку изобра­жаемый ею индивид — исполнитель роли — суть безвольная жертва соци­альных обстоятельств. Люди считают себя и своих близких значительно богаче в этом отношении, они верят в то, что способны контролировать обстоятельства, что они являются агентами позитивных перемен и со­здателями новых социальных форм. Исполнитель роли, возможно, не бо­лее чем бледная имитация Человека с большой буквы37.

Интересную концепцию личнос­ти, с одной стороны, психологичес­кую, с другой — философскую, пред­ложил Эрик Берн, автор хорошо изве­стной у нас книгами по психологии и психотерапии38.

Личность у Берна состоит из трех частей — Родитель, Взрослый и Ребе­нок. Они расположены друг над дру­гом так, что в основании личности размещается Ребенок.

37 См.: Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology: Beyond Attitudes and Behaviour. L.: Sage,
1987.

38 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 2003; Берн Э. Групповая
психотерапия. М.: Академический Проект, 2001; Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ
для непосвященных. М.: Фаир-Пресс, 2001.

Ребенок является во многих отношениях лучшей частью личности. Это полная энтузиазма, творческая, спонтанная часть личности. Часть, которая делает женщин очаровательными, а мужчин остроумными и веселыми. Это также часть, которая получает удовольствие от природы и людей. Когда Ребенок берет верх, человек ведет себя по-детски. Средняя часть личнос­ти — Взрослый — представляет голос рассудка. Она работает как компью­тер: воспринимает информацию из внешнего мира и моментально ее обра­батывает, что-то всегда считает, анализирует, взвешивает. Взрослый говорит вам, когда и как быстро переходить улицу, когда вынимать пирог из духов­ки. На вершине находится Родитель. Это наш цензор, учитель, наставник. Он говорит, что надо делать и как себя вести, хвалит или ругает нас, оцени­вая поступки и корректируя их.

БЕРН Эрик (Berne Eric) (1910—1970) — американский соци­альный психолог. Родился в Квебеке в семье врача. Окончил уни­верситете Макгилла, в 1936—1938 гг. посещал курсы при психи­атрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-Йоркском (1941—1943) и Сан-Францисском (1947—1956) институтах психо­анализа. С 1951 по 1954 г. служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х гг. стал вести семи­нары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впослед­ствии написал книгу, которая стала интернациональным бестсел­лером, — «Игры, в которые играют люди». Эрик Берн был чле­ном Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Междуна­родную ассоциацию трансперсонального анализа.

Трем частям личности — Родитель, Взрослый, Ребенок — Э. Берн дает научное название, считая их эго-состояниями. Они определяют то, что слу­чается с людьми и что они делают друг с другом или друг для друга.

В настоящее время существует достаточно много теорий, описывающих структуру и динамику личностного развития, в том числе Л. Кольберга, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Э. Фромма и др. В советской психологии пути ее формирования изучали так­же Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Н.Л. Менчинская, B.C. Мерлин, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, В.Э. Чудновский и др.

ПЛАТОНОВ Константин Константинович (1906-1984) — российс­кий психолог, доктор медицинских (1953) и психологических (1972) наук, профессор (1954), заслуженный деятель науки РСФСР. Иссле­дования в области психологии летного труда, проблем летательных способностей, оборудования кабины летательного аппарата и др. С 1925 г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930 г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Л енинградском институте мозга. С 1932 по 1934 г. — зав. психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомо­бильного, затем — Челябинского тракторного заводов. С 1934 г. за­нимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечествен­ной войны в составе 16-й воздушной армии дошел до Берлина. В 1950 г. начал чи-

тать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (1950—1958). С 1960 г. он — сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем — вновь организованного Института психологии АН СССР.

Советский психолог К.К. Платонов39 выделил четыре подструктуры лич­ности, расположенные иерархически. Они выражают уровни угасания био­логического и возрастания социального (рис. 3).

Уровень 1 — моральные черты, отражающие общественное сознание (по­требности, интересы, идеалы, убеждения, характер). Здесь нет врожденных задатков. Эта подструктура формируется в процессе воспитания.

Уровень 2 — индивидуальная структура и социальный опыт: привычки, умения, знания, навыки. Это еще не свойство личности в строгом смысле, скорее устойчивые характеристики индивидуальности человека. Эта под­структура формируется в основном в процессе обучения.

Уровень 3 — психофизиологические особенности индивида. Память, ощущения, способности, мышление, восприятие определяются не соци­альным укладом и не индивидуальным опытом, а конституцией и строени­ем тела, психики человека. Они совершенствуются через упражнения.

Уровень 4 — биологически обусловленная подструктура (темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция). Она зависит от физио­логических особенностей мозга. Эту структуру называют биопсихической, ее изучают на психофизиологическом и нейропсихологическом уровнях. Основной способ формирования — тренировка.

Четырехуровневая модель личности выражает соотношение биологичес­кого и социального, врожденного и приобретенного в человеке. Наиболее важен для личности в целом уровень 1. В него входят исключительно соци­альные, приобретенные черты. На уровне 2 влияние социальных факторов снижается, а биологических возрастает. Последние на уровне 3 становятся преобладающими, а на уровне 4 — полностью вытесняют социальные.

Схема личности К.К Платонова условна, как и любая модель, но она отражает принятые в отечественной психологии подходы с той лишь раз-

Рис. 3. Теория личности К. Платонова 39 Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

ницей, что подструктуры называют «сферами», «сторонами», «аспектами» личности. Свою теорию К. Платонов называет концепцией динамической функциональной структуры личности. «Одно из проявлений сознания как выделение себя ("Я") из объективного мира ("не Я"); осознание, оценка че­ловеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, пережива­ний, поведения и т.д.», — писал К.К. Платонов.

Теория личности К. Платонова максимально приближена к социологии, поскольку в ней огромное внимание придается влиянию на человека соци­альной среды и социальных норм. Мало знать нормы, надо обладать прак­тическими навыками их соблюдения. Можно знать, но не уметь. Но можно ли уметь, не зная? Пересечение двух свойств — знаний и навыков — дает четыре комбинации:

знают и умеют — высокий уровень воспитанности: знают нормы и уме­ют их соблюдать;

знают, но не умеют — уровень ниже: нормы знают, но соблюдать не уме­ют;

не знают, но умеют — вариант практически невыполнимый: нельзя уметь соблюдать то, что совсем не знаешь;

не знают и не умеют — самый низкий уровень: норм не знают и не умеют их соблюдать40.

Много внимания закономерностям индивидуального развития челове­ка уделял известный советский психолог академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов. В своих книгах он писал о личности (од­ной из структур индивидуальности) как об общественном индивиде, объекте и субъекте исторического и социального процесса. Статус личности «зада­ется» системой общественных отношений, социальных образований и до­полняется позицией личности и ее ролями — социальными функциями. Позиция личности представляет сложную систему отношений — к обще­ству, людям, труду, себе; установок, мотивов, целей и ценностей. Личность Б.Г. Ананьев рассматривал как «вершину» всей структуры человеческих свойств и подчеркивал, что «...личность всегда конкретно-исторична, она — продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, со­ставляющих все истории общества и ее собственного жизненного пути»41.

АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) — психолог, действи­тельный член АПН СССР (1968). С 1944 г. профессор ЛГУ (декан фа­культета психологии с 1967 г.). В 1946—1951 гг. заведовал также сек­тором психологии Ленинградского НИИ педагогики. Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о че­ловеке («Человек как предмет познания», 1969). Выделял иерархичес­ки соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Труды по исследованию ощущений, чувственных познаний, внутренней речи, а также возрастной и дифференциаль­ной психологии.

Он обосновал идею о том, что каждый человек обладает яркой индиви­дуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим

40 Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. С. 240.

41 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.

его природные и личностные особенности. Б.Г. Ананьев писал: «Человечес­кое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследствен­ности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование лич­ности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития»42.

Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способ­ности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выде­ляются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся тем­перамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формирует­ся определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свой­ства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее про­граммирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действу­ющими как организатор поведения «Я».

В мировой социологии и социальной психологии основателями диспо-зиционной теории личности по праву считают американских исследовате­лей У. Томаса и Ф. Знанецкого (1882—1958). Они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» (установка), выражающее направленность личности на тот или иной вектор поведения. В отечественной литературе теория диспо­зиций разработана В.А. Ядовым.

В 1970— 1980-е гг. получила известность и диспозиционная концепция лич­ности В.А. Ядова (рис. 4), в которой понятие ценностных ориентации заня­ло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентации интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении оте­чественных исследований. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более слож­ных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регули­руется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества43.

Под диспозицией понимается обычно предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенно­му поведению в этих условиях. В.А. Ядов выделяет три уровня диспозиций:

1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей, — потребностей в еде, жилище и пр.

2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.

42 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. II. С. 44—45.

43 См.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические про­
блемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-105.

Рис. 4. Диспозиционная теория личности В.А. Ядова

3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в ти­пичных ситуациях взаимодействия индивидов (система ценностных ориен­тации, связанных с высшими целями индивида).

По Ядову, диспозиции (т.е. «предрасположенности» — термин, близкий по смыслу к понятию установки) личности образуют иерархическую систе­му. На низшем ее уровне располагаются установки, изучавшиеся, в частно­сти, грузинской психологической школой, неосознанные, связанные с удов­летворением витальных потребностей в простейших повторяющихся ситу­ациях. Диспозиции более высокого уровня — это аттитюды, их формируют, «с одной стороны, социальные потребности, связанные с включением ин­дивида в первичные и другие контактные группы, а с другой — соответству­ющие социальные ситуации». Наконец, высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятель­ности и средства достижения этих целей, детерминированные общими со­циальными, условиями жизни данного индивида. Эта система ценностных ориентации, «идеологическая по своей сущности, формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализация общесо­циальных... условий деятельности)»44.

Высший уровень диспозиционной иерархии — ценностные ориента­ции. Они тоже составляет иерархию, на вершине которой находится жиз­ненный идеал — социально-политический и нравственный образ желае­мого будущего.

Он представляет собой вершину не ценностных ориентации, а ценнос­тей. Ценностные ориентации, или суждения ценности, указывают на состо­яние, определяемое целью45.

Ценности — это блага жизни и культуры, имеющие значение идеала, нормативы и регуляторы деятельности. Классификация ценностей по В. Ядову выглядит так:

• ценности — нормы,

• ценности — идеалы,

44 Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979. С. 109—110.

45 Саморегуляция и прогноз социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. С. 47.

• ценности — цели,

• ценности — средства,

• и т.д.

Ценностные ориентации осознаются в качестве желаемого образца, ука­зания к повседневному способу деятельности, предписания, категоричес­кого запрета46. Примеры: ориентация на исполнительность, ориентация на ответственность, инициативу, честность, аккуратность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.