Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э.Ю. Соловьев Личность и право




Врезка

Слово «личность» по меньшей мере двузначно: оно имеет в виду то индивидуальность, то лич­ность в собственном смысле. Различие индиви­дуальности и личности охватывает уже обычный язык. Мы склонны сопрягать слово «индивиду­альность» с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности же нам хочется сказать «сильная», «независимая», «энергичная». В индивидуальности мы ценим ее самобытность, в личности скорее самостоятель­ность, автономию.

Понятие это, глубже всего проработанное Кон-том, имеет в виду способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твердым принципам. Автономия обнаруживает себя как инициативность, ответ­ственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчи­нять его единой жизненной стратегии. Личность формируется в правовом государстве. Этот термин появился в Европе довольно по­здно — в первой трети XIX в. Хотя его следует отнести к такими же важным приобретениям че­ловеческой цивилизации, как, скажем, линейная перспектива, которую открыли художники Воз­рождения, или утвердившееся в XVII—XVIII вв. эк­спериментально-математическое естествозна­ние.

Вопросы философии. 1989. № 8. С. 67-90.

разным. Один ради куска хлеба переступит через труп родственника, вто­рой пожертвует собственной жизнью, чтобы накормить слабого и немощ­ного. В первом случае индивид ведет себя как природно-инстинктивное существо, и не более. Во втором мы вправе говорить о личности, преодоле­вающей биологические побуждения ради духовных ценностей и идеалов. Вместе с тем оба индивида, исповедующие столь разные модели поведения, живут в обществе, могут занимать в нем достаточно высокое положение, выполнять предписанные роли, соответствовать многим социальным кри­териям. Иными словами, быть личностью в традиционном социологичес­ком смысле. Но как велика между ними нравственная дистанция!

Приведем еще один пример. В первой ситуации муж, возвратившийся из длительной командировки, узнает от соседей про измену жены. В соответ­ствии с традициями своей среды и приписанными мужчине качествами демиурга он избивает ее. Во второй ситуации вернувшийся из командиров­ки муж после получения компрометирующей информации устраивает не линчевание, а разговор по душам. Он заявляет: я не верю ни одному слову соседей. Они могли оклеветать тебя из зависти или других корыстных мо­тивов. Мы прожили с тобой долгую жизнь, и в твоей порядочности я уве­рен. Ты — человек, имеющий силу воли и подчиняющийся нравственным принципам. Поэтому я верю тебе, а не «блюстителям нравственности». Понятно, в какой из этих ситуаций речь идет о личности.

В первой ситуации попирается человеческое достоинство жены со сто­роны человека, который этим достоинством не обладает. Вторая ситуация в корне отличается от нее: человеческое достоинство жены укрепляется человеком, который этим достоинством обладает в максимальной степени. В первом случае надо говорить об умалении и деградации личности, во вто­ром — о нравственном совершенствовании и прогрессе личности.

Таким образом, понятие «личность» следует отличать от понятий «инди­вид» (человек как единичный представитель некоего целого — биологичес­кого или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания, но завершается процесс ее ста­новления только на морально-нравственном уровне.

Различие индивидуальности и личности сказывается даже в повседнев­ном языке. Ученые пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак равен­ства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид».

Индивид — это не социологическая, а техническая, философская и любая прочая характеристика. Но вот индивидуальность — особость, вы-деленность, непохожесть на других — это уже социологическая в том числе характеристика. В отличие от статуса человека индивидуальность является достигаемым статусом. Далеко не все могут сказать о себе, что они стали индивидуальностью в полном смысле слова. Для этого надо по­стараться. Индивидуальность юридически никто не защищает, зато люди придумали множество социальных и культурных практик для достиже­ния индивидуальности, в том числе моду, коллекционирование, уникаль­ные формы поведения и т.п. К слову «индивидуальность» близки по смыслу слова «персона» и «персональность». Персона — это социальная маска. Не личность, а персона служит правильным определением соци­альной роли в социологии.

Еще более узким и сложным является понятие личности. Это тоже дос­тигаемая характеристика. Но она не социальная, а духовная субстанция. Количество личностей меньше, чем индивидуальностей. Индивидуальность и индивид подчиняются социально-психологическим факторам, например групповому давлению. Мы говорим: группа оказывает влияние и подчиня­ет себе индивида. Но если он подчинился группе, то он перестал быть лич­ностью. Личность — это то, что вопреки группе, толпе, коллективу, массе.

Что такое циник? Человек, знающий всему цену, но не знающий ценности. О. Уайльд

Хотя личность и не социологическая
характеристика, а духовно-религиоз-
Что такое циник? Человек, знающий всему ная, становятся личностью при помо-

цену, но не знающий ценности. щи механизмов, в том числе и соци-

о. Уайльд альных, например воспитания. У каж­дого индивида должна быть свобода выбора. Это приписывается не личности, а человеку. Но то, как он этой свободой воспользуется, характеризует личность. Она занимает в иерархии Маслоу одну ступеньку, самую высшую.

С философской точки зрения человек, индивид и личность соотносятся между собой и приемствуются по диалектическому закону отрицания отри­цания. Индивид отрицает человека и только в таком качестве способен со­стояться. Категория человека свидетельствует о сходстве всех двуногих су­ществ в каких-то общих им всем чертам, о приобщенности к роду и нераз­рывности с ним. В прайде львов или стае воробьев нет индивидуальностей, поскольку ни одна особь не в состоянии ослушаться законов природы, пой­ти вопреки инстинктам. Миллионы лет таким же был человек. Инстинктив­ная программа, общая для всех австралопитеков и питекантропов, не позво­ляла выделиться индивиду. Но как только появилась возможность одним




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.