Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозное понимание личности




Православие исходит из понимания личности как уникального единства тела, души и духа. При этом оно опирается на христианскую философию, которая в наиболее чистом своем виде представляет собой святоотеческое предание.

Вот каково определение души преп. Иоанна Дамаскина: «Душа есть сущ­ность живая... бестелесная, невидимая, не имеющая определенной формы, одаренная разумом. Она действует при помощи органического тела и сооб­щает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум или дух принад­лежит душе. Она свободна. Как ангелы, она невещественная субстанция».

Ликлицо — личина — мифологема христианской антропологии и пси­хологии, теологии Троицы, философии творчества и литературной эстети­ки личности. Православная христология утвердила чинопоследование эле­ментов триады в таком порядке: «лик» — уровень сакральной явленности Бога, Божьих вестников и высшая мера святости подвижников духа; «лицо» — дольнее свидетельство богоподобия человека; «личина» — грехов­ная маска существ дольнего мира, мимикрия лица и форма лжи.

В русском языке слово «личность» — производное от слова «лик». В Пра­вославной церкви так называют иконы — лики. Как в иконе, в каждом че­ловеке отражены черты «образа Божия». В Св. Писании сказано: «И сотво­рил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчи­ну и женщину сотворил их» (Быт 1:27). При сотворении человека «образцом» стал Сам Бог, так что человек является «иконой» своего Творца. В человеке заключено нечто, изначально соответствующее Самому Богу. Будучи тва­рью, бытие которой восходит к небытию, из которого сотворено все, что со­творено, человек в своем бытии некоторым образом отражает, или отобра­жает, бытие Того, Кто его сотворил.

Во всем христианстве, как западном, так и восточном, принята идея три­хотомического строения личности — тройственное восприятие личности: дух, душа и тело. Христианская антропология православного святого Гри­гория Паламы (XIV в.), в частности, строится на основе понимания в чело­веке дифференцированных проявлений духа, души и тела.

Дух соединяет мир дольний и горний, земной и небесный, акцидентное с трансцендентным. Он живет и принадлежит вечности.

Вторую ступеньку в иерархии сущностей занимает душа. Бог дает или вдыхает в человеческое тело душу и тем самым «олицетворяет» его. Созда­ние человека Богом явилось завершением творения мира. Поэтому, согласно Св. Писанию, человек сотворен не просто из ничего, но «из праха земно­го», т.е. он «плоть от плоти» этого, тварного, мира. Однако сам по себе при-

родный мир не мог дать жизнь человеку: Бог «вдунул в лице его дыхание жизни», и только после этого «стал человек душею живою» (Быт 2:7). Ис­точником бытия человека является не только уже сотворенный до него при­родный мир, но и особое «вдохновение духа жизни», совершенное Самим Творцом. Человек получает жизнь не от мира, а от Самого Бога. Догмат о творении говорит о человеке как телесно-душевном существе, равным об­разом принадлежащем к физическому миру и к миру духовному.

Представление о том, что Бог посредством особого творческого акта со­общает жизнь человеку, заставляет иначе посмотреть на интерпретацию латинского слова persona. Теперь уже не голос актера проходит сквозь наде­тую на него маску, а через уста человеческие передается звук воли Божией. Человек превращается из средства театрального действа в инструмент, из которого Господь извлекает небесные звуки. Инструмент может быть хоро­шо настроен, и тогда мы видим гармоничную личность. Но он может быть настроен также не в унисон, а в диссонанс с Божественной волей. Отход от воли Бога или действие вопреки этой воле рассматривается как отсутствие личности. Человек, нарушающий нравственные заповеди Христа, а это и

есть диссонансная настройка, вопло­щающий зло, а не добро, не имеет пра­ва называться личностью. Личность есть сотворенный образ, с присущим ему стремлением проявлять себя в со­ответствии с волей Творца о нем.

В христианстве не душа является частью тела, как думают большинство мирян, а наоборот — тело есть часть души. Тело представляет человеческий организм. «Говоря человеческий орга­низм, мы подразумеваем наше место в тварном мире, наш биологический род — гомо сапиенс, нашу связь с остальным миром. Частью своего суще­ства мы соприкасаемся с животным, растительным, органическим и неор­ганическим миром. Да, человек венчает собой пирамиду творения, но, бу­дучи ее вершиной, он имеет много общего с ней. Так вот понятие человека еще не исчерпывает всю нашу суть. Говоря индивид, или индивидуальность, мы имеем в виду уже то, что делает нас отдельными членами сообщества людей. Но быть отдельным еще не значит быть уникальным. На уровне индивидуальности, на стадии индивида, мы осознаем себя через других»22. Истинный христианин относится к телу, как сказал один из средневековых подвижников, как к «брату ослу» — он видит в нем полезную, иногда лени­вую, иногда терпеливую, иногда смешную тварь, которая может и помогать и мешать, может и умилить и рассердить.

Согласно православному антропологическому богословию, душа живот­ного заключается в жизни тела, ничего другого видеть не может и распада­ется с ним. Душа человека в теле повсюду, кроме того, мы верим, что душа способна жить без тела. Своей душой человек соприкасается с животным миром, в то время как телом — с миром растительным. Такие аспекты су­ществования души, как восприятие, сознание, мотивации, эмоции, способ-

Белорусов С.А. Лекции по психологии, прочитанные в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия в 1996 г. (http://epifanl23.chat.ru).

ности к научению, мышление и память, — это щупальца, которыми душа осматривает внешний мир.

Если душа — это то, что единит нас с миром животных, то дух есть та субстанция, которая отличает нас от этого мира и делает нас в какой-то сте­пени родственными Богу. Это способность к творчеству, дар слова, свобо­да, совесть, вера и возможность Богообщения. Эти качества составляют духовность человека, обусловливают бессмертие.

«Вместилищем духа, согласно святоотеческому учению, является сердце чело­века. Соответственно святоотеческой мысли, подлинная слава человека не в том, что объединяет его с тварью, а в том, что роднит его с Богом. Откровение не уточ­няет нам, в чем именно состоит это родство: в достоинстве, в бессмертии, в сво­боде или в Богопознании. Однако, исходя из понятий образа и подобия, святые отцы разделяли их и учили, что образ Божий — это общее достояние человече­ства, это то, что нам уже принадлежит, в то время как подобие — это нечто еще нереализованное. Таким образом, достижение богоподобия — цель жизни, исхо­дящая из свободной воли человека. Он может возделывать свою природу и усо­вершенствовать свой образ, но может и не исполнить волю Божию о себе. Рас­тление в себе образа Божия является источником и причиной вечных мучений»23.

Таким образом, личность в православной традиции — это объединение тела, души и духа в уникальную сущность перед лицом Бога. Основным свой­ством личности является ее уникальность. «Понятие уникальности включа­ет осознание того, что каждая личность, приходящая в мир, имеет свою осо­бую задачу в замысле Бога о мире, свою миссию, свое призвание. Каждая лич­ность бесконечно ценна и дорога перед очами ее Творца. Мы можем поступать в соответствии с волей Бога о себе или уклоняться от Божией воли»24.

В христианской антропологии раскрывается и обосновывается идея двойственности существа человека: ничтожный в своей тварности, человек несет в себе нечто, присущее не твари, но Творцу всякой твари, а именно — образ Божий. Род человеческий ведет свою родословную от первочеловека Адама, который является, в метафорическом смысле, «сыном Божиим». Человека и Бога соединяет любовь, подобная любви отца и сына, отца и детей. Во все время своего земного странствия человек остается существом незавершенным25. Даже если он стремится к совершенству, к которому при­зывает его Бог, полнота его собственной человечности остается для него недоведомой.

Человек не смог преодолеть искушение свободой и реализовать свою свободу в общении с Богом как Отцом. Будучи частью мира и одновремен­но Богом поставленным властелином мира, человек возжелал получить «свою часть бытия» и распоряжаться ею абсолютно самостоятельно — по­мимо Бога. Так человек отпал от Бога, и связь с Тем, Кто его создал, разор­валась. Вместо любви к Богу в человеке победила любовь к миру и к самому себе. Будучи образом Божиим, человек самообожествил себя и оказался вне «рая благобытия».

23 Белорусов С.А. Лекции по психологии, прочитанные в Свято-Димитриевском училище сестер ми­
лосердия в 1996 г. (http://epifanl23.chat.ru).

24 Белорусов С.А. Там же.

25 См.: Вступительное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на богословской конфе­
ренции Русской Православной церкви «Учение Церкви о человеке» 5—8 ноября 2003 г. (http://
www.orthodox.org.ru
).

Бог может «сойти с небес» и воспринять индивидуальную человеческую природу, соединиться с человеком посредством ипостасного союза, пото­му что Единый Бог — ипостасен: Творец мира и человека есть Триединый Бог, или Триипостасное Божество. Воплотившийся Бог полностью разде­лил судьбу человека: Он принял и испытал все последствия грехопадения вплоть до смерти — и смерти крестной (Фил 2:8). Христос принял челове­ческую смерть, чтобы упразднить «закон смерти», который установился вследствие греха.

Человек — чтобы быть подлинно человеком — должен жертвовать собой, т.е. преодолевать свою самодостаточность и гордыню. Он должен изменять себя, стремиться к преображению, исцелению своего духа. Преодолеть грех — значит, разорвать замкнутый круг своей самости, быть готовым к са­моотверженному общению с другими, ибо то богатство бытия, которое да­ровал нам Бог, может быть испытано и пережито только сообща26.

Личностное бытие — существенная характеристика образа Божия в че­ловеке. Человеческие личности богословие терминологически уподобляет Ипостасям Пресвятой Троицы. В Боге — одна природа и три Лица. Во Хри­сте — две природы и одно Лицо. Это значит, что как в Боге, так и в челове­ке, созданном по образу Бога, необходимо различать лицо, или личность, и — природу, или сущность. Воплощается не Бог-Троица, но — Второе Лицо Троицы: Сын, или Слово Божие. Но в Воплощении именно Божественная Личность Сына, или Слова Божия, становится лицом «Человека Иисуса Христа».

Человек есть личность, но в то же время еще должен стать ею. Как твар-ное существо, он может осуществить свое призвание только в общении с Богом Творцом; как существо греховное, он может стать личностью по об­разу Божию только в Церкви, отвергнув грех и возложив упование на ис­купительное содействие Христово. Тема личности непосредственно свя­зана с темой общения — кинонии. Кинония — это одно из имен Церкви. Церковь есть сообщество, в котором происходит взаимообщение верую­щих с Богом и друг с другом — в Боге. В церковном общении преодолева­ются индивидуальные разделения, и человек утверждается как личность, как ипостась27.

Подлинным способом осуществления личного бытия является собор­ность. Наиболее адекватно смысл соборности выражает церковь. Наиваж­нейшим в церковной практике было символическое выражение соборных идей в храмовой архитектуре, иконописи, богослужебном пении. Именно через церковное искусство наиболее ярко переданы определяющие черты образа соборного единства как феномена русской духовной культуры. В. Со­ловьев считал, что главной целью нравственного развития человечества является соборность, т.е. единодушие всех людей, основанное на общей вере, при котором, однако, не должны устраняться индивидуальные особен­ности каждого человека в отдельности. На нее ориентированы и другие произведения русских мыслителей. «Философия общего дела» Н. Федоро-

См.: Вступительное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на богословской конфе­ренции Русской Православной церкви «Учение Церкви о человеке» 5-8 ноября 2003 г. (http:// www.orthodox.org.ru). 7 Там же.

Человек, как существо греховное, может стать личностью по образу Божию только в Церкви

ва предполагает, что целью общественной жизни должна стать деятельность каждого человека на благо социума. Причем большую роль в этой деятель­ности должен играть научно-технический прогресс; например, Федоров предполагал, что с развитием науки станет возможной христианская идея воскрешения из мертвых.

В православной экклезиологии понятие соборного единства обозначает один из основополагающих принципов церковной жизни, выражающий совершенную полноту и целостность Церкви, которые реализуются лишь через свободное единство всех ее членов (членов Тела Христова), посред­ством этого соборования возрастающих в ней до полноты и целостности личного бытия. Единственно возможным основанием такого единства яв­ляется любовь, как явленность и действенность благодати Духа Святого, силой которого и живет Церковь28.

Православный человек освящается Божественной благодатью и обога­щается соборным сознанием. Это означает, что соборность как способ бы­тия не просто «принадлежит» личности в качестве одной из ее характерис­тик. Соборность оказывается самим существом личности, предсуществую-щим по отношению ко всем ее характеристикам. Русский мыслитель С.Л. Франк, исходя из социальных архетипов славянской мифологии и средневекового религиозного сознания, вводит мотив «события», «собор­ности» в определение русской философии как философии «Мы» или «Мы-философии»29. Как верно отмечает С.Л. Франк, «Я» и «Ты» могут существо-

28 Ahucuh А.Л. К соборной онтологии личности (http://www.ihtus.ru/65.shtml).

29 Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии// Философские науки. 1990. № 5.
С. 89-90.

вать лишь во взаимополагании друг друга, именно их встреча является для них первофеноменом их личного бытия, истоком всякого «я есмь», которое является «неповторимым своеобразным самообнаружением жизни и бы­тия», здесь же одновременно рождается и «ты еси», как опознание «в изве­стном смысле себя самого — за пределами себя самого»30. В русской фило­софской традиции, таким образом, человек не мог пониматься в изоляции от мира и от другого человека.

Православная церковь учит, что каждый народ, как соборная личность, имеет и своего особого Ангела-хранителя. Тайна национальности коренится в мистических глубинах народной жизни, являясь одной из важнейших первооснов человеческого бытия, залогом того духовного единения, без которого немыслимо само существование народа, общества, государства. В «Философии неравенства» Н. Бердяев пишет о том, что «народ есть мис­тический организм, соборная личность. В этом смысле народ есть нация, он объемлет все классы и группы, всех живых и умерших». Нация — собор­ная личность — так это выразил Достоевский; это ступенька в иерархии ду­ховных ценностей между человеческой личностью и Богом. Народ — это со­борная душа, симфоническая личность, включающая в себя как живущие поколения, так и уже ушедшие и еще не родившиеся. Выдающийся русский мыслитель B.C. Соловьев под идеей нации понимал «не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ31

Теория человеческого капитала восходит к идеям американского эконо­миста начала XX в. И. Фишера. Он предложил считать капиталом все то, что отвечает критерию генерирования потока доходов в течение определенно­го времени, причем любой доход представляет собой продукт какой-либо разновидности капитала32. В этом случае капиталом является любой запас благ, который может накапливаться, а его производительное использование продолжается в течение длительного периода и приносит доход. Исходя из этого, человеческие способности, знания и навыки следует признать осо­бой формой капитала на основании того, что они являются личным дос­тоянием каждого индивида, обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потреб­ления, требуют для своего формирования от индивида и общества весьма значительных затрат, имеют свойство накапливаться и представляют собой определенный запас.

Формирование современной теории человеческого капитала и ее выде­ление в самостоятельное течение произошло в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Возникновение концепции человеческого капитала в ее современ­ном виде стало возможным благодаря публикациям американского эконо­миста, представителя Чикагской школы Т. Шульца, который считается ее первооткрывателем. Огромный вклад внесли его идеи, изложенные в ста-

з° Франк С.Л. Непостижимое // Соч. М, 1990. С. 348-355. Материал подготовлен проф. Г.Н. Соколовой. Fisher I. The Nature of Capital and Income. L., 1927.

тьях «Формирование капитала образования» (I960)33 и «Инвестиции в че­ловеческий капитал» (1961)34.

Почти одновременно с Т. Шульцем концепцию человеческого капитала разрабатывал другой американский экономист, представитель Чикагской школы Г. Беккер в статье35 и фундаментальной монографии36. В 1992 г. про­фессор экономики и социологии Чикагского университета Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого пове­дения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

В отечественной литературе интерес к проблеме проявился недавно. В 1993 г. Р.И. Капелюшников, И.М. Албегова, Т.Г. Леонова, Р.Г. Емцов, П. Найт опубликовали статью, посвященную реабилитации человеческого капитала России в современных условиях37. Несколько ранее, в 1991 г., вышла работа М.М. Критского38, где, в частности, выделяются его превра­щенные формы: производственный, потребительский и интеллектуаль­ный. И.В. Ильинский39 классифицирует виды человеческого капитала. В 1990-х гг. появились публикации, в которых ставится вопрос о необхо­димости изучения человеческого капитала в переходный период, напри­мер, работы Е.В.Галаевой, С.А. Дятлова, А.И. Добрынина и др.40 Наибо­лее серьезные результаты представлены в монографии А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыренковой41.

Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту произво­дительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) человека42.

Инвестирование в человеческий капитал — важнейшая предпосылка его воспроизводства, но еще не само воспроизводство, которое осуществляет­ся в процессе деятельности, где носитель этого капитала выступает либо субъектом, либо объектом воздействия. Человеческий капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и индивидуальном — в смысле затрат времени и усилий на накопление лич-

33 Schultz T.W. Capital Formation by Education // J. of Political Economy. 1960. Vol. 68. № 6. P. 571-583.

34 Schultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Rev. 1961. Vol. 51. № 1. P. 1-17.

35 BeckerG.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // J. of Political economy. 1962. Vol. 70.
№ 5. P. 9-49.

36 BeckerG.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education.
Second Edition. New York and London: University of Chicago, 1975.

37 Капелюшников Р.И. и др. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и
экономика. 1993. № 9-10. С. 3-14.

38 Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 71 — 115.

39 Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб.:
СПбУЭФ, 1996. С. 30.

40 Галаева Е.В. Направления и механизмы профессионально-квалификационного роста работников
на предприятии // Общество и экономика. 1997. № 7—8. С. 146—161; Дятлов С.А. Основы теории
человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994; Добрынин А.И. и др. Производительные
силы человека: структура и формы проявления. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.

41 Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике:
Формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.

42 Там же. С. 45-46.

ных знаний, навыков, опыта. Но личные затраты неизбежно включаются в общественные, ибо накопленный запас знаний и умений может быть реа­лизован в обществе посредством активной деятельности их обладателя43.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отлича­ющих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зави­сит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они на­чинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и долговременный эф­фект.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и мораль­ному износу, но и способен накапливаться и умножаться; износ человечес­кого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма, а во-вторых, степенью морального износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности получен­ного образования.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повыша­ется до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект», состоящий в том, что в процессе обучения возра­стают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.

5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

7. По сравнению с инвестициями в иные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества44.

Из всех инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в науку как двигатель научно-технического прогресса, образова­ние, определяющее интеллектуальный потенциал общества, и здоровье как залог продления жизни человека, а следовательно, — времени функциони­рования человеческого капитала. Основным формам инвестиций в челове­ка (расходам на здравоохранение, образование и науку) соответствуют ак­тивы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продол­жительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), эти показатели используют­ся Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком для сопостав­ления уровня разных стран и разделения их на три категории: с высоким,

Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 48. Там же.

средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса — одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем что­бы «развитие служило людям, а не люди — развитию».

Этот показатель получил и более короткое название — Индекс челове­ческого развития (ИЧР). Он используется в докладах ООН с 1990 г. Индекс вычисляется как среднее взвешенное долголетия, образованности и мате­риального благосостояния. Он позволяет ранжировать страны на основе сравнения фактической ситуации с наилучшими и наихудшими достиже­ниями. В 1960—1990 гг. ИЧР вырос как в развитых, так и в развивающихся странах, причем разрыв между ними за этот период несколько сократился. Однако в начале 1990-х гг. в России, странах СНГ и ряде стран Восточной Европы произошло некоторое снижение ИЧР. По состоянию на 1997 г. Рос­сия занимала 38-е место в мире, в 2002 г. — 60-е. В 2000 г. Беларусь находи­лась на 57-м месте. В 2001 г. на первом месте в мире оказалась Норвегия (3-е место по уровню ВВП на душу населения). США находятся на 6-м ме­сте, при этом они вторые по уровню ВВП. Япония заняла 9-е место, Фран­ция — 13-е, за ней следует Британия. Германия занимает 17-ю строчку, Че­хия — 33-ю. Россия находилась на 55-м месте. На последнем, 162-м месте в индексе второй год подряд находится Сьерра-Леоне. В 2003 г. по Индексу человеческого развития Россия находилась в пятом десятке стран. На него влияют три показателя — здоровье, ресурсы, которые есть в стране для обес­печения жизни, и уровень образования (табл. 1).

Таблица 1 Индекс развития человеческого потенциала некоторых регионов России

 

Страна ВВП на душу населения (ППС в тыс. долл.) Продолжительность жизни (лет) Доля учащихся среди возрастов 6-23 года (%)
Российская Федерация 6,747 65,3 75,0
Москва 17,279 67,8 106,8
Тюменская область 25,178 66,6 72,0
Республика Татарстан 10,871 67,5 77,0
Республика Башкортостан 7,664 66,8 76,8
Санкт-Петербург 5,693 66,0 94,2
Липецкая область 7,886 67,0 73,2
Вологодская область 8,460 65,9 71,9
Республика Коми 9,623 64,6 69,9
Томская область 6,835 65,0 84,5
Белгородская область 5,841 67,9 78,0

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2002/2003 // Эксперт. 2003. №46(401).

Таким образом, ИРЧП и ИЧР —два названия одного и того же, представ­ляют собой обобщенный показатель, включающий в себя такие показате­ли, как средняя продолжительность предстоящей жизни, уровень грамот­ности взрослого населения и реальный ВВП на душу населения. Разрабо­тан в рамках Программы развития ООН в 1990 г. в качестве инструмента

оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов социально-демографической политики.

В процессе своего воспроизводственного движения человеческий капи­тал совершает естественный, экономический и инновационный обороты. Циклический характер воспроизводства человеческого капитала проявля­ется в трех главных видах.

1. Естественный оборот — обусловлен естественным выбытием и заме­ной работников при завершении периода их трудовой деятельности.

2. Экономический оборот — обусловлен заменой традиционно применя­емой технологии, техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне.

3. Инновационный оборот — обусловлен качественным обновлением тех­нологии и техники, совершенствованием организации труда и производства и сопровождается переподготовкой работников, повышением их профес­сионально-квалификационных характеристик, улучшением качества и ро­стом производительности их труда.

Человеческий капитал находится одновременно в состоянии естествен­ного и экономического оборотов; инновационный оборот имеет место в условиях качественного обновления физического, организационного и че­ловеческого капиталов и требует не только значительных инвестиций, но и активного использования достижений научно-технического прогресса и новых научно-образовательных знаний. Для каждого вида оборота харак­терны своя длительность цикла, амортизационного периода и норма амор­тизации. Поскольку смена способов труда происходит во времени и про­странстве циклически, постольку воспроизводственное движение челове­ческого капитала осуществляется тоже циклически45.

Функциональный кругооборот человеческого капитала осуществляется посредством жизнедеятельности его носителя — человека, производитель­ные силы которого принимают в процессе воспроизводственного движения различные функционально-логические формы. Существует семь стадий функционального кругооборота человеческого капитала: инвестирование в человека в виде конкретных вложений; накопление человеком необходи­мого творческого потенциала; использование накопленного потенциала в процессе труда, ведущее к росту производительности труда; рост доходов человека и получение других эффектов; рост уровня потребления и повы­шение качества жизни человека; повышение мотиваций, заинтересованно­сти в новых инвестициях; новое инвестирование в человека. Повторяющий­ся и возобновляемый в каждом новом цикле функциональный оборот че­ловеческого капитала называется общим оборотом индивидуального человеческого капитала. Интеграция общих оборотов индивидуальных че­ловеческих капиталов в единый процесс общественного воспроизводства называется общим оборотом совокупного человеческого капитала. Общий обо­рот индивидуального и совокупного человеческого капитала обеспечивает воспроизводство национального богатства страны, а также воспроизводство и развитие общества, всех сфер человеческой жизнедеятельности46.

Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 61-62. Там же. С. 62-63.

Состояние человеческого капитала в сфере здравоохранения определяет­ся как в натуральных показателях (средняя продолжительность жизни, смер­тность населения по разным причинам, естественный прирост (убыль) насе­ления, уровень заболеваемости населения, количество врачей на 100 тыс. человек, масштабы профилактических мероприятий и др.), так и в стоимос­тных показателях, отражающих объем и долю расходов на здравоохранение от ВВП, определяемого как паритет покупательной способности (ППС) в долларах США, образование, расходы на профилактические мероприятия и пропаганду здорового образа жизни, расходы на экологические программы, социальную эффективность инвестиций в здравоохранение (табл. 2)47.

Основным показателем эффективности инвестиций в здравоохранение выступает ИРЧП. Сравнивая страны СНГ со странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала в 2001 г. (табл. 2), рассмотрим основные различия в показателях. Прежде всего, наблюдается разница почти в 10 лет в ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Она определяется даже не количеством врачей на 100 тыс. человек, а здоровым образом жиз­ни и устойчивым доступом всего населения к основным лекарственным препаратам (в странах СНГ они доступны примерно половине населения). Эта разница определяется также уровнем младенческой смертности, пре­вышающей смертность в высокоразвитых странах в 4 раза; уровнем детской смертности, превышающей смертность в этих же странах в 3—6 раз. Нако­нец, эта разница определяется важнейшими стоимостными показателями — ВВП на душу населения (в 3 раза меньше, чем в высокоразвитых странах) и расходами на здравоохранение (в 5 раз меньше).

Таблица 2 Обусловленность ИРЧП обязательствами в области образования: государственными

расходами (2001 г.)*

 

Страна ИРЧП ВВП на душу населения (ППС, долл. США) Ожидаемая продолжитель­ность жизни при рождении (лет) Расходы на общественное образование, (% ВВП) Уровень грамотности взрослого населения (%, 15 лет и старше)
Норвегия (1) 0,944 29 620 78,7 6,8 Нет данных
Швеция (3) 0,941 24 180 79,9 7,8 То же
США (7) 0,937 34 320 76,9 4,8 —«—
Канада (8) 0,937 27 130 79,2 5,5 —«—
Япония (9) 0,932 25 130 81,3 3,5 —«—
Франция (17) 0,925 23 990 78,7 5,8 —«—
Германия (18) 0,921 25 350 78,0 4,6 —«—
Беларусь (53) 0,804   69,6 6,0 99,7
Россия (63) 0,779   66,8 4,4 99,6
Украина (75) 0,766   69,2 4,4 99,6

Примечание: В скобках указан рейтинг страны по ИРЧП. * Глобальный доклад ПРООН о развитии человека за 2003 год. Минск: Юнипак, 2003. С. 266-267.

47 Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Указ. соч. С. 92—93.

Характерно, что основной прогресс в росте уровня здравоохранения наблю­дался в высокоразвитых странах в период с 1970 по 2000 г. В 1970 г. страны СНГ обладали близкими к ним показателями в области здравоохранения, но не прогрессировали, а с 1990 г. буквально «откатились»: Беларусь — с 42-го на 57-е место, Российская Федерация — с 52-го на 63-е, а Украина — с 54-го на 75-е место в рейтинге стран по ИРЧП. Что касается Беларуси, то в 2003 г. впер­вые негативные тенденции преодолены и республика занимает 53-е место в рейтинге. Страны с высоким уровнем человеческого развития за 30 лет совер­шили качественный скачок, увеличив продолжительность жизни населения в 1,1 раза и сократив младенческую смертность в 4—5 раз48. Очевидно, что ресурсы и целенаправленная социальная политика, реализуемая в специальных про­граммах, позволили им сделать такой рывок в будущее.

Наряду с различием между странами с высоким уровнем развития чело­веческого потенциала и блоком постсоветских государств, обращает на себя внимание их внутреннее сходство в натуральных и особенно стоимостных показателях (табл. 3). В Российской Федерации и Украине в том, что каса­ется развития человеческого потенциала, положение несколько хуже, чем в Республике Беларусь, но в целом их показатели довольно схожи.

Важнейшим стоимостным показателем состояния человеческого капи­тала в рассматриваемой сфере является доля расходов на здравоохранение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.