Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История воззрений




Термин «лидер», как свидетельствует Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г.

Одно из первых определений лидера дал Ч. Кули (1902) Лидер — это фокус групповых процессов. В 1906 г. Мэмфорд ив 1911 г. Блэкмар предло­жили иную модель. Мэмфорд считал, что «власть — это превосходство од­ного или нескольких индивидов в группе, которые осуществляют контроль за коллективными процессами». Блекмар видел руководство в «централи­зации усилий в руках одного человека, выражающего энергию и волю всех». Согласно Ч. Бернарду (1927), на лидера влияют потребности и желания членов группы, а лидер сосредоточивает внимание и направляет энергию группы в желательном ему направлении. Смит (1934) в отношении доми­нирования личности лидера говорил, что «социальная группа, которая дей-

По данным Р. Стогдилла, понятие «руководство» появлялось после 1800 г.

ствует как единое целое, всегда состоит из двух элементов: центра (ведуще­го) и периферии (ведомых), которая ориентирована относительно него». Браун считал, что «на основании особого положения лидера в группе он служит первичным средством для определения групповой структуры, атмос­феры, целей, идеологии и действий». Бингхем (1927) определил лидера как человека, который обладает наибольшим количеством положительных черт характера. Тэд (1929) расценил руководство как комбинацию черт, которые позволяют индивиду стимулировать других на выполнение данной задачи. Р. Танненбаум определял лидерство как межличностное воздействие, осу­ществляемое в определенных условиях, направленное на достижение опре­деленной цели, реализуемое с помощью коммуникативных процессов. С тех пор число определений лидера постоянно росло. Сегодня в мире насчиты­вается более 2000 определений понятия «лидерство».

Историческими предшественниками современных представлений о ли­дере можно считать воззрения тех мыслителей, которые развивали учение о великой личности. Уже у древних авторов мы находим описание героев — полководцев, монархов, которые и являются подлинными творцами исто­рии. Одним из первых развернутое описание образа лидера-государя и прак­тические советы для правителей дал Н. Макиавелли (1469—1527). Он счи­тал, что государь для сплочения общества и поддержания порядка может использовать любые средства, в том числе — хитрость и силу. Французский историк Т. Карлейль (1795—1881) считал, что история — это результат дея­тельности героических личностей, а основная масса людей «убога», не способна существовать без направляющего воздействия лидеров. На после­дующее развитие представлений о лидере заметное влияние оказала концеп­ция Ф. Ницше (1844—1890). Он доказывал, что только великие личности, сверхчеловеки, как высшие представители человечества, творят историю. Сверхчеловек — это сильная, красивая личность и стремление к лидерству. Воля к власти есть проявление его «творческого инстинкта». Такая личность стоит по ту сторону добра и зла. И может быть жестокой и снисходитель­ной к обычным людям, вправе игнорировать нормы существующей мора­ли, так как мораль — оружие слабых.

Иначе подходили к этой проблеме К. Маркс и Ф. Энгельс. Раскрывая диалектику объективных и субъективных факторов в истории, основопо­ложники марксизма показали, что историю творят люди, но не обязатель­но выдающиеся, поскольку и рядовые, и великие личности в равной мере отражают в своих действиях интересы того класса, к которому принадлежат. По существу актерами на исторической сцене являются не личности, а боль­шие социальные группы, выразителями ценностей, интересов и потребно­стей которых являются отдельные люди. Таким образом, роль личности как лидера рассматривается у них в обязательной связи с деятельностью клас­сов, социальных групп.

Самостоятельным направлением выступает традиция исследования био­графий исключительных и выдающихся лидеров, прежде всего в сфере по­литики. Биографии выдающихся людей — один из распространенных жан­ров исторической литературы. Они дают богатую пищу для размышлений и помогают понять исторические события в их жизненной полноте и кон­кретности. Хотя это редкостный материал о личностях лидеров, биографии относятся скорее к описательному, чем к аналитическому типу исследова-

ния. Они мало чем могут помочь в научном изучении проблемы лидерства, в создании типологии лидеров.

Видный американский философ, теоретик прагматизма Дж. Дьюи утвер­ждал, что развитие общества происходит случайно, от ситуации к ситуации на основе импульсов, получаемых от великих лидеров. «Небольшое число людей, которые знают, чего они хотят, ведут за собой толпу». Другой аме­риканский философ Сидни Хук, назвавший свой вариант прагматизма эк­спериментальным натурализмом, посвятил проблеме лидерства моногра­фию «Герой в истории», где писал о том, что историю творят великие люди,

только лидеры могут влиять на развитие челове­чества. Если капитализм сумеет выдвинуть силь­ных и умелых лидеров, то будет снят вопрос о за­мене его социализмом. Хук преувеличивал роль политического лидера, считая его независимым от народа, от классов. Сюда же можно добавить выражение де Голля: «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды. Эти полити­ческие животные нуждаются в организации, то есть в порядке и лидерах».

Убедительное доказательства этой версии уче­ния о личности дал Ж. Блондель, считавший по­литическое лидерство «феноменом власти». Он полагал, что лидерство — это власть, потому что оно состоит в способности одного лица зас­тавить других делать то позитивное или негатив­ное, что они не делали бы или в конечном счете могли бы не делать вообще. Лидер — тот, кто в силу тех или иных обстоятельств оказывается «над» нацией и может распоряжаться судьбами множества людей.

От Фрейда идет традиция считать лидерство определенным видом помешательства, следстви­ем невроза, маниакальной паранойи. Действи­тельно, по свидетельствам историков и биогра­фов, ряд политических лидеров были невротика­ми (Наполеон и Линкольн, Робеспьер и Рузвельт, Пуанкаре, Гитлер, Сталин). Последователи Фрейда делят общество на психически нормаль­ных людей, неспособных к творчеству, и на ли­деров, являющихся, по их мнению, маньяками, психопатами. По мнению одного из пионеров психологического подхода Г. Лассуэлла, вождя­ ми-агитаторами движет чувство вины, они ищут облегчения посредством таких механизмов, как обличение других и поиск врагов. Многие из них пережили в детстве кру­шение своих великих надежд. Ему вторит австрийский психолог, ученик Фрейда, А. Адлер: ориентированные на лидерство люди компенсируют ком­плекс неполноценности, возникающий в детстве, тем, что ведут ожесточен­ную борьбу за власть, за самоутверждение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.