Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидер и харизма




Б6

хождением. Современные японские и корейские лидеры, как в бизнесе, так и в политике, больше гордятся своей квалификацией, а также университет­скими и профессиональными связями, чем фамилией или богатством.

Суть восточных представлений о совершенной организации составляет доброжелательность ее лидеров к подчиненным. Коллектив и группа рас­цениваются на Востоке как святыни. Здесь наблюдается патерналистское отношение к подчиненным и их иждивенцам, соблюдается обязанность руководства заботиться о персонале, культивируется лояльность низов по отношению к верхам. В основе поведения людей в Китае и Японии лежит конфунцианская этика.

В буддистском Таиланде и мусульманских Малайзии и Индонезии поня­тие лидерства подразумевает совершенно иной стиль взаимоотношений. Таиландцы живут в условиях жесткой иерархии, на вершине которой нахо­дится король. Подчиненные любят иерархию. Буддизм учит, что человек, находящийся наверху, заслужил свое положение достойным поведением в предыдущей жизни. В Малайзии и Индонезии статус наследуется, а не при­сваивается, однако и там от руководителей ожидают патернализма, рели­гиозности, искренности и прежде всего благородства. От руководителя ждут чувствительности к проблемам своих подчиненных, а вина за нарушения всегда лежит на начальстве. Боссы поддерживают со своими подчиненны­ми неформальные отношения и отпускают их с работы, если того требуют домашние заботы. Здесь мало стремятся к карьерному продвижению, ожи­дая толчка к нему сверху, со стороны начальника. Лучшим считается кон­формизм и подчинение, а не конкуренция и борьба за место8.

Независимо от культуры и социально-экономического строя общества, которые в значительной степени определяют характер личности, лидеры делятся на авторитарных (иначе их можно назвать элитарными) и демок­ратических (эгалитарных). Основное различие между ними заключается в том, как они относятся к подчиненным и критике снизу Понятно, что пер­вые нетерпимы к ней и превозносятся над подданными (отсюда и элитар­ность), а вторые — не только допускают критику в свой адрес, но и превра­щают ее в эффективный инструмент самоисправления. Они прислушива­ются к мнению подчиненных, которых считают равными себе (отсюда эгалитаризм). Ярким примером первого типа лидерства служат романские страны Европы и Южная Америка, а второго — Швеция.

Авторитарный тип лидерства в бизнесе основан не только, а зачастую и не столько на выдающихся личных качествах или граничит с необузданным деспотизмом, сколько на так называемом непотизме, т.е. протежировании родственным связям. Известно, что родственные узы — характерная при­мета не только стран Востока, но и некоторых европейских держав, в част­ности Франции и Италии, откуда образцы менеджмента были позаимство­ваны другими странами.

«В романских странах Европы, как и в Южной Америке, в качестве стан­дарта выступает французский менеджмент, где власть сосредоточена в ру­ках исполнительного директора. В средних компаниях исполнительный директор часто является владельцем предприятия; даже в очень крупных

1ъюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: "ер. с англ. М.:Дело, 1999. С. 123-124.

фирмах структура организации может зависеть от фамилии или личных связей: сыновья, племянники, двоюродные братья и близкие друзья семьи занимают ключевые посты. Повсеместный непотизм приводит к тому, что деловым партнерам часто приходится сталкиваться с молодыми людьми, имеющими большое влияние на принятие решений. Делегации на перего­ворах нередко могут состоять из владельца компании, сопровождаемого своим братом, сыном, кузеном или даже внуком... Статус служащего осно­вывается на возрасте, репутации, а также часто на богатстве. Управленчес­кая культура носит автократический характер, особенно в Португалии, Испании и Южной Америке, где семейные деньги нередко передаются по прямой линии... В романских странах, как в арабских и восточных, колеса коммерции смазываются знакомством с нужными людьми... предпочитается соглашение, построенное на межличностных отношениях»9.

Демократический тип лидерства больше присущ северным странам Ев­ропы. «Современный шведский эгалитаризм имеет глубокие культурные корни. Хотя в истории Швеции некоторые монархи, такие как Густав 1 Ваза и Карл Великий, были деспотичными личностями, шведские короли, по­добно датским и норвежским, придерживались традиционно демократичес­ких принципов на протяжении многих столетий, несомненно помня о древ­нем ритуале викингов, когда воины передавали по кругу рог с вином (или огромную чашу) и каждый должен был сам решить, сколько он может вы­пить: не настолько мало, чтобы вызвать презрение, и не настолько много, чтобы лишить напитка других»10.

О лидерах говорят, что они «динамичные» и «сильные», что у них есть «стиль» и «харизма», что они — ярче и в каком-то смысле лучше среднего человека. И все же такому взгляду на лидерство нет никаких определенных доказательств, как нет и какого-то определенного качества, свойственного всем лидерам. Всякий раз, когда в жизни общества или государства назре­вают серьезные перемены, на первый план выходит особая порода людей. Они отличаются от остальных исклю­чительным честолюбием и ярко выра­ женными лидерскими качествами. Это почти всегда прекрасные ораторы, мастера слова и жеста. Они облада­ют способностью подчинять своей воле других людей. Принято считать, что такие люди от рождения обладают особым свойством — харизмой.

В переводе с греческого «харизма» — это милость, благодать, божествен­ная сила, ниспосланная человеку для преодоления греховности и достиже­ния спасения. Однако выдающийся немецкий социолог М. Вебер, иссле­дуя в начале XX в. феномен харизмы, придал ему несколько другое значе­ние. Харизматический лидер обладает, по Веберу, особыми дарованиями —

9 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию:
Пер. с англ. М.: Дело, 1999. С. 120-121.

10 Там же. С. 120.

пророческими, в частности, способностями, исключительными волевыми качествами. Управление страной или группой людей на основе выдающих­ся личных качеств называется харизматическим.

В социологии термин «харизма» узаконил М. Вебер. Он использовал его для анализа одного из трех типов леги­тимного господства — харизматического. Последний ос­нован на исключительных качествах, приписываемых лидеру, на преимущественно эмоциональной связи вож­дя и масс, слепой вере в вождя и бездумном следовании за ним. Это позволяет вождю выходить за пределы право­вого и институционального порядка и вводить новые нор­мативные правила. Харизматическое лидерство несет с со­бой значительный динамический и даже революционный потенциал, но обычно кратковременно, и, по Веберу, до­статочно быстро происходит «рутинизация харизмы» и возврат к традиционной либо легально-рациональной форме господства.

Классическое определение этого феномена, данное выдающимся немецким социологом М. Вебером, гласит: «Харизмой следует называть качество личности, признава­емое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». К харизмати­ческим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Хариз­мой, по Веберу, обладают герои, полководцы, маги, проро­ки и провидцы, выдающиеся политики, основатели миро­вых религий и др. (например, Будда, Христос, Магомет, Солон, Ликург, Цезарь, Сципион Африканский и т.д.). Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих об­ществ.

Харизмой считают особое обаяние личности, почти магнетическое воздействие на других людей, которые не могут устоять перед ним. При этом харизма, что установ­лено историческими исследованиями, в равной мере при­суща как добрым, так и злым людям. Харизма в высшей степени безразлична по отношению к нормам нравствен­ности: это с равным успехом может быть и признаваемый святым пророк, и человек, ответственный за массовые во­енные преступления. Харизмой обладали такие разные личности, как Будда, Моисей, Христос, Лютер, Кальвин, Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Ленин, Троц­кий, Ганди и др.

Это непременно яркие личности, уже по внешним при­знакам выделяющиеся из обычного круга людей. Они исключительно пре­даны идеям, которые составляют смысл их жизни, и пытаются дать ответ

основным вызовам их времени. Люди подчиняются харизматическому ли­деру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных ка­честв. Такие лидеры появляются обычно в периоды вели­ких социальных потрясений. Они бросают вызов суще­ствующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало.

Наиболее распространено метафорическое (мистичес­кое) понимание харизмы — (Г. Лебон называл ее «обая­ние») как способности обладать магической, иррацио­нальной властью над людьми, особенно в результате не­посредственного (визуального, звукового) контакта. Более операционально харизму можно описать как спо­собность (свойство) субъекта полноценно исполнять те лидерские роли (быть воплощением тех лидерских амплуа), которые являются наиболее актуальными для конкретной социальной ситуации.

В традиционном смысле слово «харизма» относится к священной личности. Оно определяет догмы религии и связано с благодатью, той, которая облегчает страдание; со светом, который нисходит на измученное сознание ве­рующего; с живым словом пророка, которое трогает сер­дца; наконец, с внутренней гармонией учителя и его уче­ников. В наше время, по мысли М. Вебера, эта благодать присуща вождям, которые очаровывают массы и стано­вятся объектами их обожания. Черчилль обладал ею так же, как и Мао Цзедун, Сталин, де Голль, Тито. Она свой­ственна и папе Иоанну Павлу II, влияние которого на миллионы верующих, ждущих его и слушающих его с вос­хищением, поражает наблюдателей. По мнению М. Ве­бера, введшего в научный оборот данное понятие, этот тип власти «особым образом отличен от экономической. Он представляет собой там, где он появляется, "призва­ние свыше", в высоком смысле слова, как миссию или внутреннюю "работу"».

Воздействие харизматического лидера на массы не за­висит ни от богатства, ни от уровня образования, ни от возраста и национальности. Харизма представляет собой высшую степень неформального авторитета. Большая ум­ница, «свой парень», «борец за справедливость», «святоша» (честный человек) обладают свойствами, которых нет у среднего человека. Но их недостаточно, чтобы стать хариз­матическим лидером. Нужны не просто выделяющиеся, выдающиеся качества, нужны такие исключительные свойства, которые позволяют этого человека считать великим или гениаль­ным. Такие люди не просто авторитетны, они — непререкаемые авторите­ты для общества. Эйнштейн и Ньютон относились к их числу. Можно гово­рить о том, что в научной среде они являлись харизматическими лидерами. М. Вебер подчеркивал важный момент: «В своей истинной форме харизма­тическая власть является крайне необычным свойством и представляет со-

бой чисто личное социальное отношение, связанное с харизматической цен­ностью личных качеств и их подтверждением».

Считается, что харизматический вождь обладает особыми качествами, выходящими за пределы обычного. Но отношения, которые устанавлива­ют с ним, личного порядка, отношения субъективные и, разумеется, осно­ванные на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в тол­пе представить себе, что он находит­ся в непосредственном контакте с человеком, которым он восхищается. Чтобы убедиться в этом, ему достаточ­но однажды увидеть его, приблизить­ся, дотронуться до него, может быть, где-нибудь на поле сражения или ког­да тот общается с народом. И человек возвращается, говоря: «Я Его видел, я до Него дотронулся»".

Как всякая иррациональная власть, харизма одновременно и благодать, и стигмат. Она придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости и отметину исключительности, неистовой силы. Она вызывает аналогии с необычайной способностью африканских вождей к излучению и с «триум­фальным талисманом» царей Гомера, которое, как предполагалось, прида­вало им абсолютную магическую силу.

У человека, претендующего на харизматическую карьеру, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружаю­щей массы. Герой получает свыше приглашение к общественной дея­тельности или некий знак, указываю­щий на его предназначение. Призва­ние в религиозной сфере, разумеется, осуществляется посланцем высших сил или знамением, от них исходя­щим. Для харизматической личности очень важен способ отношения к сво­им идеям. Это — своего рода сверхценное отношение: ты должен относиться к своим идеям как к чему-то особенно ценному. Определенного радикализма здесь не избежать.

Харизматический лидер всегда находится в состоянии борьбы, при этом отстаивает он, в отличие от заурядных индивидов, не свои корыстные инте­ресы, а общественные цели. Он всегда — слуга народа. Обязательные атри­буты харизматического образа — демонстративное самоотречение, внешняя аскеза, пафосная речь, глубокий взгляд, проникающий в сердца обычных лю­дей, убедительность суждений, эмоциональность, доходящая до экстаза. Образ политического лидера должен внушать толпе «страх и трепет».

В харизматический «набор» входят такие черты, как умение поставить себя выше интересов толпы, подчеркивание своей исключительности, уме­ние сплотить и повести за собой сторонников, технология поддержания по­стоянной влюбленности в себя и преданности масс вождю. Объединяют тол­пу и героя не личные качества, а общий враг, общая цель.

1' Московичи С. Психология харизматического вождя // Райгородский Д.Я. Психология и психоана­лиз власти. Т. 2: Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. С. 411.

Харизма прежде считалась врожденным качеством. Но сегодня, когда возникли имиджмейкинг и политические технологии, появились тренин­ги и методические пособия, формирующие и развивающие в будущем по­литическом деятеле харизматические свойства. Таким образом, харизма из прирожденного стала достигаемым статусным свойством.

Харизматическое господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой. Сталин, Ленин, Хомейни, Ганди — пример харизматических лидеров. Шаман обладает властью, осно­ванной на преклонении перед его сверхъестественными качествами. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности. Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Харизма означает дар, некое качество отношений между верующими или последователями и учителем, в которого они верят, которому подчиняют­ся. Этот дар, это качество — например, способность излечивать, которую раньше приписывали королям, — определяется верой, обыденными пред­ставлениями. Будучи однажды признанным, считает С. Московичи, этот дар действует, как символическое плацебо. Он производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. В точности, как безобидное ле­карство, которое гасит боль, лечит потому, что оно прописано врачом, в то время как оно не обладает ни соответствующими физическими, ни хими­ческими свойствами12.

При харизматическом господстве формируется особый тип подчинения, которое заключается в целостном приношении личности. Подчиненное существо не ждет ни награды, ни оплаты. Дар вождя распространяется еще дальше: на возможность располагать личностью, на ее отказ тем самым от собственной воли в пользу воли другого, что делает из того настоящего вла­стелина. Люди готовы отдаться волне энтузиазма, ярости. Они склонны одним ударом решать проблемы13.

В 80-х гг. XX в. Дж. Голдхаберг создал харизматическую модель комму­никации. Он исходил из того, что телевидение больше действует на эмо­ции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от «харизмы» той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил три типа харизмати­ческой личности.

1. Герой — идеализированная личность, выглядит «как мы хотим», гово­рит то, «что мы хотим».

2. Антигерой — «простой человек», один из нас. Выглядит «как мы все», говорит то же, «что и мы». Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем.

3. Мистическая личность — чужд нам («не как мы»), необычен, не­предсказуем. Такой тип коммуникатора подходит для поздних, ночных передач.

12 Московичи С. Психология харизматического вождя // Райгородский Д.Я. Психология и психоана­
лиз власти. Т. 2: Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. С. 410.

13 Московичи С. Век толп. М., 1996.

Отечественные специалисты выделяют шесть видов харизмы.

1. Харизма человека со стороны, чужака (лучшее воздействие эффекта «плацебо»14 несут люди чужие, другой культуры).

2. Харизма неполноценности, ущербности, тяжелая болезнь, уродство.

3. Харизма призвания (мессианская харизма). Такие люди говорят о двух своих жизнях — до откровения и после.

4. Харизма бойца: ее порождает кризис, когда появляется некто, кто го­ворит, что только он справится с ситуацией.

5. Харизма притворства, или игры. Яркий пример Жириновский — че­ловек демонстрирующий нетрадиционные поступки.

6. Харизма новаторства. Человек заявляет о каких-то уникальных, новей­ших разработках.

Харизматические лидеры отличаются по крайней мере двумя социоло­гически важными признаками: во-первых, часто это выходцы с перифе­рии, которая всегда рождает людей с сильно выраженной достижительной мотивацией; во-вторых, они приходят к власти не в ходе избирательной

кампании (на которую у них никогда нет денег) и не через институт насле­дования (выходцы с окраин редко когда бывают наследными принца­ми), а путем узурпации власти или при стечении благоприятных обстоятельств. Узурпаторы с отклонениями в поведении, иностранцы или приехавшие с периферии — Наполеон с Корсики, Гитлер из Австрии, Сталин из Грузии. Часто это узурпация вла­сти, сопровождающаяся цареубийством, — Робеспьер, Кромвель, Ленин, великие деятели Сопротивления, де Голль или Тито, принуждающие за­конного властелина уйти в изгнание, отправляющие его на гильотину, в тюрьму. Или теперешний папа, который был избран вопреки традиции, со­гласно которой папа должен быть итальянцем. Так или иначе, они кладут конец власти старых лидеров.

По Веберу, харизма в самом прямом смысле слова — это власть пророка. Может быть, некоторых героических воинов. Пророки создают новые пра­вила для общества. Пророки — это те, кто смог повести народы и дать им новую веру, новую идеологию. Их почитают, и им подчиняются, признавая их исключительные заслуги. Гегель именовал их историческими личностя­ми. Действительно, харизматические лидеры часто относятся к тем, кто создал человеческую историю. Такими были Александр, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер — любимец толпы. Это подметил еще творец психологии толпы Ле Бон: «Тип героя, которого любят толпы, всегда будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет их, его авторитет им импонирует, а его меч внушает страх». Она существовала в архаическом и в современном об­ществе. В современном даже, быть может, больше. Не случайно XX в. назы-

14 Эффект «плацебо» — склонность людей к самообману, когда «пустышку» они принимают за таб­летку, вымышленные цели — за реальные. Считается, что лучший эффект достигается, если «пус­тышку» предлагает человек, наделенный харизмой, или человек, сконструировавший ее для себя. В реальном эксперименте людям давали таблетки, состоящие из одного сахара и глюкозы, и гово­рили, что это мощнейший антибиотик. Известен способ терапии, который строится на психоте­рапевтическом эффекте самого факта приема препарата. Плацебо является эффективным при ле­чении больных, страдающих приступами тревоги, меланхолией, шизофренией и т.д.

вают веком толп. Но если актуальна толпа, то актуален и харизматический лидер. Следовательно, он представляет собой не отголосок старины, а, воз­можно, зов из будущего.

Харизматическое поведение предполагает некую театральность. Всякая деятельность такого рода связана с использованием гербов и эмблем, гим­нов и знамен, обрядов и ритуалов. Действующий лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят. Пример — знаменитая сигара Черчилля и не менее знаменитая трубка Сталина.

В формировании харизматического имиджа не последняя роль принад­лежит свите, «играющей короля», и множеству других мелочей, как то: по­ходка, одежда, голос, осанка. Их цель — сделать человека узнаваемым, а его внешние свойства — яркими и запоми­нающимися. К набору харизматических факторов иссле­дователи относят также «жизненный новаторский стиль». Он предполагает, что некий лидер представляет в рамках своей демонстрационной стратегии некий стиль поведе­ния, претендующий на определенную новизну.

Важная поведенческая черта харизматической лично­сти — самоуничижение. Вождь-политик, что мы видим на каждом углу, заботливо скрывает собственные амбиции, выставляя себя «слугой народа», против своей воли и как бы нехотя берущего на себя делегированное ему бремя власти. Легенды о так называемой «скромности», «непри­хотливости» «великих и простых» вождей народов являют­ся зачастую неотъемлемой частью их биографических характеристик13.

Американский психолог Д. Винтер разработал методику измерения мо­тива власти у харизматических лидеров (в смысле М. Вебера). Он показы­вал испытуемым телефильм о произнесенной Джоном Кеннеди речи при вступлении на пост президента в 1961 г. (Исследование проводилось в США через два года после его убийства, когда тот стал, особенно для молодого поколения, национальным героем.) Выяснилось, что харизматический ли­дер сильно воздействует на аудиторию.

Харизматической личности приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического раз­вития, когда определенные социальные группы осознают необходимость прихода избавителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.