Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сила воли




Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невоз­можно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Сила воли — концентрированное выражение мотивации к достижению. Свобода воли, по мнению В. Франкла, неразрывно связана с ответственно­стью за реализацию смысла своей жизни, необходимую даже в самых тра­гических ситуациях. Свобода воли есть необходимое условие любой целе­направленной деятельности, субъекту которой присуще чувство ответствен­ности. Сила — это показатель высшей степени проявления воли, а не какой-либо иной позиции на количественной шкале, измеряющей диапа­зон ее выражений. Не существует понятия «слабая сила воли». Говорят про­сто: слабая воля.

Воля — нейтрально ориентированная мотивация к достижению. К дос­тижению какой цели — благой или неправедной? Сила воли об этом ниче­го не говорит. У преступников, особенно воров в законе, тоже сильная воля.

Воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах. Волевые качества челове-

ка определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности. Тем не менее воля развива­ется в процессе жизни, человек не рождается с сильной или слабой волей. Воля — это регулирование человеком своего поведения, выраженное в уме­нии преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целе­направленных действий.

Воля, как говорил И.М. Сеченов, — это деятельная сторона разума и мо­рального чувства. Это положение име­ет два важных следствия: 1) волевое усилие, особенно большое, без надоб­ности человеком проявляться не будет, его проявление санкционирует разум человека; 2) направляет волевое дей­ствие, решает, совершать поступок или отказаться от него, моральное чувство, этическая воспитанность человека, т.е. моральный компонент воли, который формируется вместе со становлением нравственной личности. Воля — это способность сознательно контролировать свою деятельность и активно направлять ее на преодоление трудностей для достижения цели; созданные субъектом дополнительные побуждения к действиям, об­ладающим недостаточной мотивацией. К сожалению, иногда забывают, что воля — это не только умение добиться поставленной цели, но и умение сдер­жаться, отказаться от поступка, когда это необходимо. С помощью воли человек организует свою деятельность и управляет своим поведением8.

Функция воли — регулирование познавательной и практической дея­тельности человека, корректировка поведения. Значение воли в жизни че­ловека и развитии общества переоценить невозможно. Безвольный человек чего-либо добиться, создать что-нибудь для общества, для себя не может. Его жизнь — трагедия.

Волевой человек становится прекрасным руководителем, государствен­ным деятелем, военачальником. Титанической волей обладали СП. Коро­лев, Д.М. Карбышев, Г.К. Жуков.

Если человека «ловят» на противоречиях, он комплексует. А надо ли это делать? Если они есть у каждого из нас и появляются естественным поряд­ком, значит, они для чего-то нужны. Иными словами, выполняют какую-то важную функцию в организации внутреннего мира человека. Но почему бы и нет. Если мы составлены из разных «миров» — мира чувств, мира рас­судочных суждений, мира инстинктов и потребностей, мира интересов и т.п., то почему бы не предположить, что между различными по своей сущ­ности мирами не могут возникать нестыковки? Они и проявляются в виде противоречий поведения. А как иначе могут согласовываться совершенно неоднородные миры?

Иное дело, что мы требуем от человека последовательности, принципи­альности, умения держать данное слово и многое другое, что прививается

Станкин М.И. Лидер коллектива — волевой человек // Управление персоналом. 1998. № 9. С. 30-36.

искусственно — через воспитание. Его суть и заключается в навязыванк нашей разнородной природе однородной нормативной модели поведени опорными пунктами которой выступают социальные нормы. Кто их npi

думывает? Каждый из нас под себя? Вовсе не Их изобретает общество как усредненные ста! дарты. Но усредненное мало годится для инд! видуального и неповторимого. Чтобы присп< собиться к такой модели, и нужна сила вол Она — основа воспитания. А само воспитан v есть прививание искусственной модели пов» дения, навязанной нам обществом. Мы выну>| дены принимать чужие правила игры потом что живем и общаемся с другими людьми. Чтс бы облегчить такое общение, и придумывак общие правила игры. Но наша внутренняя npi рода то и дело «взбрыкивает». Своим рассудко мы ее критикуем, но очень многое ускользас от него в подсознание. Оно — склад вытеснеь ных и подавленных желаний, наши рабы, кс торые, подобно движению Спартака в Древне Риме, иногда поднимают восстание. Об этол собственно говоря, и предупреждает нас психе анализ, изобретенный 3. Фрейдом. Его цель огородить здорового человека от его больног подсознания. Больным оно становится тогд; когда мы его не в меру перегрузили вытеснеь ными желаниями. Как оздоровить свою пcиx^ ку, не разрушая, щадя тонкую органику подсо: нания, — вот в чем основная проблема терапеь тического психоанализа. По большому счету в психоанализе не надо иска! отмычку, с помощью которой лучше можно поковыряться в нашем или ч} жом подсознании. В цивилизованных странах не случайно наложен запре на занятие психоанализом для непосвященных, людей, не имеющих спещ альной подготовки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.