Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я-концепция»: подходы, структура, загадки




Каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Тема человеческого «Я» (self) для науки всегда была и остается самым загадочным местом, куда, как иногда кажется, еще не ступала нога че­ловека. И сколь глубоко в познании этой тайны ни продвигалась наука, исследователям думается, что там, за горизонтом, осталось самое ин­тересное и еще непознанное.

Заглянуть во внутренний мир человека, проанализировать скрытые от глаз людских и экспериментальных приборов тонкие структуры челове­ческой души, передав их на языке наблюдаемых переменных, задача не из простых.

«Я-концепция» — восприятие индивидом самого себя и его размышле­ния по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие свое­образный центр управления внутри человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К «Я-КОНЦЕПЦИИ»

Человеческое «Я» представляет собой всего лишь научное название того, что раньше именовали человеческой душой. Правда, не все авторы соглас­ны с тем, что между «Я» и душой можно проводить полную аналогию. Они утверждают, что в нашем «Я» есть еще нечто такое, что не входит в класси­ческие представления о душе, в частности социальная и рефлексивная со­ставляющие сознания. Действительно, душа не может рассуждать или ря­диться в социальные маски. Она только чувствует, хотя и способна выражать самые сокровенные уголки нашего «Я». Кроме того, психологи в составе че­ловеческой личности, т.е. нашего «Я», выделяют две компоненты, а имен­но «Я-концепцию» (мысли о себе) и самооценку (чувства по отношению к

себе и оценка себя), которых нет в душе. Общее между душой и нашим «Я» выражается в том, что оба они способны управлять движениями, переме­щениями и самовыражением нашего тела — в позе, движении, жестикуля­ции, мимике, речи и т.д.

«Я-концепция» является важным фактором организации психики и пове­дения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит ис­точником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о «Я-концепции», принадлежат Джем­су, Кули и Миду. Первый из них постулировал различие двух аспектов, свой­ственных интегральному «Я»: «Я-сознающее» — рефлексивно-процессуаль­ное и «Я-как-объект» — содержание сознания, в котором, в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное «Я», материальное «Я», соци­альное «Я», физическое «Я». Амери­канские социологи Ч. Кули и Дж. Мид подчеркивали ведущую роль соци­альных взаимодействий как источника «Я-концепции» индивида. Э. Эриксон предложил генетическую теорию фор­мирования эго-идентичности.

Сразу же надо отметить двусмыс­ленность терм и на «Я-концепция» (self-conceptions). В английской литературе, где он впервые, собственно говоря, и возник этот термин, он может быть сформулирован на русском языке не од­ним, а двумя терминами: понятие «Я» и теория (концепция) «Я». Между ними огромная дистанция. Одно дело — простое и ясное понятие о своем «Я», ко­торое можно выразить двумя-тремя словами, предложением, абзацем. Совсем иное дело — концепция «Я», которая, подобно любой теории, включает мно­жество уровней, элементов, разветвлений. Научную концепцию мы всегда представляем как грандиозное сооружение, требующее многих лет работы, больших запасов данных и ресурсов, экспериментального подтверждения, обоснования, доказательств, выдвижения гипотез и т.д. Образно говоря, на­учная теория напоминает небольшой город, а отдельное понятие, которое входит в состав теории, можно уподобить отдельному зданию.

Иногда две составные части — мысли о себе и оценку себя — не разво­дят, а сводят воедино. Получившееся целое как раз и называют Я-концеп-цией. В связи с этим в психологической литературе можно встретить опре­деление этого феномена, ставшее уже классическим:

«"Я-концепция" представляет собой совокупность всех представлений инди­вида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого "Я-концепцию" можно рассматривать как свойственный каждому индивиду на­бор установок, направленных на самого себя».

Р. Берне.

В приведенном определении обратим внимание вот на что: в одной куче здесь оказались разнородные целые — чувственные (оценка, установки). рациональные (убеждения) и поведенческие. Объединить два из них — уже проблема для любого ученого, а уж о трех можно только мечтать. Каждая

часть построена совершенно из разного материала, к примеру, чувства ни­когда не уживаются с мыслями, а поведение противоречит нашим замыс­лам и обещаниям. Как только архитектор соединяет воедино столь разные элементы, он мгновенно получает такое сооружение, которое никак нельзя назвать гармоничным, слаженным, непротиворечивым. Но человеческое «Я» на самом деле не есть гармоничное целое, а если учесть, что внутри нас сидит не одно, а множество «Я», то общий хор никак не назовешь совершен­ным. Каждое «Я» поет своим голосом собственную мелодию и выполняет непохожие на других функции.

Если это так, то «Я-концепцию» можно понимать лишь в одном смыс­ле — как гетерогенное образование, формирующееся из самых разных эле­ментов внутри нашего сознания и управляющее нашим поведением. Корот­ко говоря, это теория, а не понятие.

Значение «Я-концепции» для понимания человеческой личности труд­но переоценить. Появившееся в ходе многомиллионнолетней эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведен­ческий акт не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Иное существо антропо-социогенез создать и не мог. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия над собой предшествует и служит мотивационным бази­сом всего поведенческого комплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что «Я-концепция» выступает мотивационной основой человеческого поведения1. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным об­стоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.

Оказывается, гетерогенность «Я-концепции» — не плод воображения ученых и не ошибка эволюции, а необходимая и вполне объективная пред­посылка существования нас самих. Без нее мы не можем обойтись. Действи­тельно, эмоции нужны человеку для начала любого поведенческого дей­ствия, разум нужен нам для целенаправленного управления начавшимся действием, а само действие служит предпосылкой для дальнейшего размыш­ления над собой, анализа своих действий и внесения в них необходимых корректив. Формула Я чувствую —> Я мыслю — > Я действую служит анато­мической структурой «Я-концепции» и раскрывает ее сущность. Совершая поступки, мы оцениваем их эффективность и нравственную сторону, при­слушиваемся к тому, как оценивают их окружающие люди. Суммировав ин­формацию, мы вносим изменения в собственную линию поведения.

Мы размышляем над тем, что совершаем, и над тем, как бы мы могли поступить, сравнивая то и другое с собственными планами (ожиданиями, целями, установками) и мнением других людей. А кроме того, с поступка­ми, совершаемыми похожими на нас людьми в схожей обстановке. Успеш­ность чужих действий в сравнении с собственной успешностью2. Обе сто­роны «Я-концепции» — рефлексия и оценка — тесно увязаны друг с другом.

2 Franken R. Human motivation (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co., 1994. •fames W. Principles of psychology. New York: Henry Holt, 1890; Brigham J. Social psychology. Boston: Little, Brown & Co., 1986.

По мнению Ф. Раиса, «Я-концепция» — это сознательное когнитивное вос­приятие и оценка индивидом самого себя; мысли и мнения о себе. Я — часть личности или характера человека, которая им осознается3.

Рефлексия над собственными поступками, чувствами и убеждениями придает мобильность статичной «Я-концепции», позволяет человеку изме­нить ее, усовершенствовать, развить. Такая процедура и такой процесс по­лучил название self-change. Человек начинает видеть себя в новом свете, в иной перспективе, и эта перспектива и взгляд на самого себя меняются в течение жизни, изменяясь по определенным закономерностям и подчиня­ясь известным жизненным (возрастным) циклам. В итоге единая «Я-кон­цепция» распадается на множество временных проектов, которые одни ав­торы именуют рабочими Я, а другие — вероятными Я {possible selves)4.

Рабочая «Я-концепция», согласно воззрениям X. Маркуса и П. Нуриу-са5, — это набор представлений о себе, которыми человек обладает в дан­ный момент. Рабочая «Я-концепция» — это подмножество в общем репер­туаре представлений о себе, включая центральные, привычные взгляды на себя, эпизодические, связанные с какой-либо определенной деятельностью, и представления о наших возможностях, словом, то, что активно и «рабо­тает» в данный момент времени. Она представляет собой постоянно актив­ный и изменяющийся массив знаний о самом себе. Не все знания доступ­ны осознанию в любой момент времени. Массив изменяется в зависимос­ти от содержания главного рабочего представления о себе (prior working self-concept), от того, какое из этих представлений было активизировано со­ответствующими социальными обстоятельствами, и оттого, какие представ­ления были активизированы индивидом в его отклике на текущий опыт.

Согласно И.Н. Калинаускасу6, «Я-концепция» тесно связана с типом личности и включает три основных блока: «Я как Я», «Я как другой», «Я как Мы (Они)», что перекликается с берновскими личностными установками «Я/Ты/Они». По мнению автора, описываемый тип личности складывает­ся к 5—6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем свою стабильность. Пос­ледовательность же формирования личностных установок в процессе воз­растного развития описывается формулой «Ты/Я/Они». Иными словами, через «Ты» человек становится «Я».

«Я-концепция» — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооцен­кой или принятием себя. Она определяет не только то, что собой представ­ляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем7. Выделение описательной и оце­ночной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как сово­купность установок, направленных на самого себя. В большинстве опреде­лений установки подчеркиваются три главных элемента:

3 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. С. 223.

4 Franken R. Human motivation (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co., 1994. P. 443.

5 Markus H., Nurius P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept // Yardley A- •
Honess T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987.

6 Калинаускас И.Н. Беседы с мастером. Ташкент: Изд-во «ФАН», 1992.

7 Берне Р. Что такое «Я-концепция» (http://newasp.omskreg.ru).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.