Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала самовосприятия




Данная шкала не является тестом. Скорее, это некий аналитический инстру­мент, позволяющий лучше разобраться в себе самом. Работая с ним, вы описы­ваете себя, пользуясь определенным набором характеристик.

 

Г Позиция шкалы Меня это радует Мне это безразлично Мне это неприятно
Я счастливый      
У меня ничего не ладится      
У меня все получается      
Я тугодум      
Я неуклюжий      
Я зануда      
'Я неудачник      
Я добросовестный      
Я обманщик      
Я интроверт      
Я фантазер      
Я оптимист      
Я человек надежный      
Я раздражительный      
Я хороший друг      
Я подвержен настроению      
Я общительный      
Я религиозный      
Я умный      

Источник: Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необосно­ванным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оце­ночная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки, по мне­нию Р. Бернса, можно конкретизировать следующим образом:

1. «Образ Я» — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая мо­жет обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в «Я-концепцию» мы рас­смотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных состав­ляющих «Я-концепции»8.

И.С. Кон9, раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегратив-ное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и созна-

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984.

тельно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойствен­ность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:

• «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» — активное, действу­ющее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «эго»;

• «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, реф­лективное, феноменальное, категориальное «Я» или «образ Я», «поня­тие Я», «Я-концепция».

Рефлективное «Я» представляет собой такую когнитивную схему, при помощи которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности пред­ставления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют выс­шие диспозиционные образования — система ценностных ориентации в частности10.

«Схемы Я» (self-schemas) — это генерализация прошлого опыта, касаю­щегося «Я» индивида, которые помогают ему интегрировать и объяснять свое поведение. Некоторые схемы строятся как осознание своей позиции в социальной структуре общества, в то время как другие представляют изби­рательную переработку прошлого опыта, мыслей, чувств и поведения в раз­ных областях. В то время как «схемы Я» у разных индивидов могут быть схо­жими, индивидуальный набор этих схем уникален. «Схемы Я» — наши фун­даментальные элементы самоопределения. Они оказывают систематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается индивидом информация, касающаяся его «Я»".

Когнитивная схема включает в себя две подсистемы: личностную и со­циальную идентичности. Первая относится к самоопределению в терминах

Самооценка у всех бывает самой разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже,

чем есть на самом деле

10 Wurf E., Markus H. Self-schemas and Possible Selves. Unpublished manuscript, University of Michigan-

1985. " Markus H., Nurius P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept// Yardley A-

Hotiess T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987.

физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения12. «Я-концепция» ба­зируется на восприятии внутригруппового сходства и межгрупповых разли­чий.

«Я-концепцию» часто описывают в качестве глобального понятия, обо­значающего общее отношение человека к самому себе. Но ее можно также рассматривать как совокупность конкретных проявлений нашего «Я» в ре­альной жизни, каждое из которых сформировано по отношению к какой-либо роли. Во втором случае человек оценивает себя в качестве сына, уча­щегося, спортсмена или друга, спрашивая себя: насколько я хорош в этой роли, насколько она отражает сущность моего «Я», в какой степени мне важ­на эта роль, соответствует ли мое поведение в одной роли поведению в дру­гих ролях? За каждой социальной ролью может оказаться соответствующая ей «Я-концепция». Они могут находиться между собой, подобно самим ро­лям, как в согласии, так и в конфликте. Допустим, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентименталь­ным отцом семейства. Эта перемена происходит с ним за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные «Я-концепции» не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Они вступят в непримиримое противо­речие, когда произойдет наложение социальных ролей: отцу придется вы­ступать в роли учителя по отношению к собственным детям.

«Я-концепция» частично определяется тем, что о нас думают другие, или тем, что мы принимаем за их отношение к нам. И это уже чисто социологи­ческий подход. Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя соб­ственным именем («Коля хочет пить») и с трудом переходит к личному ме­стоимению («Я хочу пить»). Понятие о своем «Я» развивается у ребенка из понятия о других. В переходный период он так же легко может быть дру-

гим, как и самим собой. Через понимание других ребенок приходит к фор­мированию своего социального «Я». Впервые этот процесс описал Ч. Кули. С психологической точки зрения, «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожи­даний. С позиций социологии «Я-концепция» выполняет функцию объе­динения личности и окружающего социума. Не преломившись в сознании, не получив субъективную оценку значимых или незначимых для меня лич­но, ни одна социальная связь, ни одно социальное отношение с другими людьми или к внешним предметам не существуют. Общество и люди видятся только через призму нашего «Я». И то, какими мы их считаем, как мы их воспринимаем, в конечном итоге определяет то, какими они будут незави­симо от нас. Если бомжи и бедняки не являются частью моего социального «Я», поскольку мы принадлежим к разным классам, то и судьба этих кате­горий людей может измениться, если «Я» — то самое государственное лицо или крупный филантроп, от принятия решения которого зависит выделе­ние им материальной помощи. Но они для меня не существуют, их нет в моем «Я». Скоро их не будет и на са­мом деле, поскольку равнодушное от­ношение к ним со стороны множества частных «Я» определит их объектив­ную судьбу.

Ряд исследований по теории лич­ности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Пред­ставления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими пред­ставлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармониза-ции личности, ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестин-гером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствова­ли бы восстановлению утраченного равновесия.

Хорошо если человек решил согласовать свои чувства и мысли за счет внутренней работы. Очистить душу от излишнего «шума», удалить ненуж­ные «файлы» и привести в гармонию душевный мир — это лишь одна из стратегий. И придерживаются ее далеко не все люди. Определенная кате­гория людей, мы их называем выдающимися личностями, стремится при­способить окружающий мир под свои мысли и желания. Их не устраивает в этом мире многое, в том числе войны, несправедливость, отчуждение и мер­кантилизм. Ленин, Наполеон, Александр Македонский, Гитлер и многие другие считали свои мысли правильными, а устройство мира — неправиль­ным. Надо было привести к согласию оба фактора, влияющих на «Я-кон-цепцию». Слабые личности изменяют себя, сильные — внешний мир. Пси­хологи больше интересуются первыми, социологи и историки — вторыми. Первые решают проблему когнитивного диссонанса в приемной у психо­терапевта или на больничной койке, вторые — на поле битвы, в классовых

столкновениях, оперируя глобальной картой мира и вовлекая в действия миллионы людей.

СТРУКТУРА И СТРОЕНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ»

Только та часть личности человека, которая им осознается, называется «Я». Бессознательное и неосознанное в него не входят.

Что содержит в себе бессознательное? Прежде всего, информацию, ко­торая поступает в нашу психику по каналам, в принципе недоступным для восприятия. Это наши рефлексы и установки — устойчивые, привычные реакции на определенный внешний сигнал или ситуацию. Есть и такая информация, которая в нашу психику попадает через различные органы чувств и влияет на нас, но осознана быть не может. Бессознательное содер­жит также то, что в разных теориях принято называть генетической памя­тью, архетипами, родовой памятью. Мы не осознаем этой памяти, стало быть, для нашего «Я» все это не суще­ствует.

Наконец, в бессознательном пре­бывают переживания, мысли и воспо­минания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет болезненные переживания и воспоминания. Но подобное избав­ление иллюзорно. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о себе знать, проявляясь в снах, болезненных фантазиях. Они порождают у человека мучительные психические переживания — неврозы. Открытие бес­сознательного, которое является вместилищем болезненных переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру XX в. 3. Фрейду.

Поскольку «Я-концепция» включает только осознаваемое, ее можно оп­ределить как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, т.е. мысли и мнения о себе.

По мнению многих зарубежных авторов, позицию которых обобщил У. Хьюит13, «Я-концепция» включает несколько компонент (рис. 19).

Физический аспект «Я-концепции» проявляется в психофизиологичес­ких и анатомических особенностях нашего тела и организма: зрение, слух,

Рис. 19. Четырехкомпонентная структура «Я-концепции» по У. Хьюиту

Huitt W. Self-Concept and Self-Esteem (http://chiron.valdosta.edu/whuitt/col/regsys/self.html).

вес, пол, рост и т.д. Сюда же следует отнести стиль одежды, предпочитае­мые марки автомобиля, тип жилища, район проживания. В самом деле, наше «Я» проявляется в том, какое жилье мы выбираем, как одеваемся (следим за модой или нет), как питаемся, что слышим и слушаем, сколько весим и считаем ли своей вес избыточным (часто избыточный вес снижает самооцен­ку). Каждый из нас устанавливает особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит себя или не обращает внимания на его неду­ги, занимается физкультурой или утомляет организм праздностью, алкого­лем и наркотиками.

Академическая сторона «Я-концепции» выражается в школьных оцен­ках и достижениях, желании и умении учиться и т.д. Принято выделять два уровня: 1) общая оценка академических достижений, которая проявляет­ся в том, насколько хороши или высоки наши успехи в математике, лите­ратуре, иностранных языках и иных дисциплинах; 2) социальная оценка академических достижений, которая формируется на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, относящихся к тому же самому социальному классу или принадлежащих к одному поколению. Влияние школьных и университетских оценок (аттестата и диплома) на трудовую и служебную карьеру общеизвестно. Нередко случается так, что человек, став уже взрослым, жалеет, что тратил студенческое время на пустые хлопоты, а не на упорные занятия, которые позволили бы добить­ся на службе больших результатов. Самооценка и академические успехи — две тесно связанные переменные. Успехи в школе или университете, не­сомненно, способны повысить или снизить самооценку. Но еще большей предсказательной силой обладает самооценка, уровень которой — низкий или высокий — непосредственно влияет на будущие академические успе­хи (хорошие или плохие). В 1890 г. родоначальник прагматизма выдаю­щийся американский философ У. Джеймс14 даже записал по такому слу­чаю следующую формулу:

Самооценка = Успехи/Претензии,

которая показывает, что увеличение самооценки наблюдается только при опережающем росте академических успехов относительно наших ожиданий. Благодаря своей простоте и эмпирической очевидности она приобрела широкую популярность. Действительно, на собственном опыте мы можем убедиться в том, что низкие претензии помноженные на среднюю успевае­мость дадут в итоге высокую самооценку. И наоборот, высокие претензии и посредственная успеваемость обернется низкой самооценкой.

Логическим выводом (королларием) из уравнения Джеймса служит дру­гое уравнение:

Успех = Претензии х Самооценка,

которое гласит: успех можно улучшить благодаря повышению собственных ожиданий (претензий) и/или самооценки. Когда Джемс определил само­оценку с помощью своей формулы, он фактически указал на два пути по­вышения самооценки: индивид может улучшить представление о себе, либо

14 James W. Principles of psychology. New York: Henry Holt, 1890.

увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».

Социальная компонента «Я-концепции» зависит от того, какие взаимо­отношения у нас строятся с окружающими людьми, — в семейном кругу, в соседском сообществе, на работе. В наименьшей степени на индивидуаль­ную самооценку влияют отношения с посторонними людьми, например, прохожими на улице или пассажирами в купе поезда.

Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли: «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юно­ша (девушка)». Мы проводим немало времени, общаясь с другими людь­ми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью на­шего «Я».

Трансперсональная составляющая «Я-концепции» не менее важна, так как она отвечает за решение проблемы смысла жизни, тесно коррелирует с религиозными убеждениями человека либо их отсутствием. У некоторых на­родов, в частности у русских, решение общемировоззренческих вопросов о смысле жизни предшествует повседневным и производственным делам.

«Я-концепция» поддается внутреннему расчленению. Количество со­ставных элементов «Я-концепции» у разных психологов меняется. К при­меру, Д. Хамачек выделяет воспринимаемое Я (каким человек себя видит), «реальное Я» (каким человек является в действительности по результатам объективных тестов или клинического обследования) и «идеальное Я» (ка­ким человек хотел бы стать). Из этих составляющих складывается личность, которая, в зависимости от того, кто ее описывает, может быть совокупнос­тью или аспектов внутреннего самовосприятия индивида, или внешних ас­пектов восприятия индивида другим человеком. Рут Стренг выделила че­тыре основных аспекта «Я»: общая, основная «Я-концепция», временные или переходные «Я-концепции», «социальное Я» и «идеальное Я».

Феноменалистический подход в понимании «Я-концепции», развитый К. Роджерсом, основывается на следующих положениях:

• поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;

• этот ракурс по своей природе субъективен;

• всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является «Я-концепция»;

• «Я-концепция» — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культур­ное происхождение;

• соответственно «Я-концепция» регулирует поведение;

• «Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обусловли­вает довольно устойчивые схемы поведения;

• расхождения между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтра­лизуются с помощью механизмов психологической защиты;

• главным побуждением всякого человека является стремление к само­актуализации.

Согласно теории самоактуализации К. Роджерса и М. Кингела15, внутрен­ний мир человека подразделяется на две системы представлений, два «Я»:

«Реальное Я» формируется на основе разнообразного опыта, который человеку приходится переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.

«Идеальное Я» формируется из завышенных представлений о себе са­мом: человек видит себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей.

Оба «Я» могут совпадать полностью или частично, противоречить друг другу или просто не совпадать. Совпадение — случай чрезвычайно редкий, но наиболее комфортный для индивида, противоречие — также не очень распространенная ситуация. Но она чревата глубоким внутренним разла­дом личности. Обычно наше мнение о «себе любимом» и мнение о нас дру­гих людей в большей или меньшей степени не совпадают.

То, что думаем о себе мы сами, всегда лучше того, что думают о нас окру­жающие. В каждом из нас существует сильная потребность в самоуважении, заставляющая искать положительного отношения к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом если другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соот­ветствуют их собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые полу­чат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собой. Это приведет к разладу между «реальным Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если мы почувствуем, что нас принимают такими, каковы мы есть, то мы будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравнове­шена тем лучше, чем больше согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением16 (рис. 20).

По мнению К. Роджерса17, с одной стороны, индивидуум стремится при­вести в соответствие с этими представлениями о самом себе, т.е. со своим «реальным Я», как можно больше своих внешних переживаний. С другой стороны, он пытается сблизить представление о самом себе с теми глубин­ными переживаниями, которые составляют его «идеальное Я» и соответству­ют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, «реальное Я» может так и не достичь соответствия «идеальному Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, цен­ности или установки, которые только отдаляют его «реальное Я» от «иде­ального».

Результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, кото­рый сложился у человека о себе самом, с другой — могут быть тревога и на­рушение психологической адаптации.

5 Rogers С, Kingel M. Psychotherapie et relations huniaines. Louvain. Publications universitaires, 1962.

6 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. С. 39.

7 Rogers С. Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications, and Theory. Boston: Houghton
Mifflin, 1951.

Рис. 20. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я»:

то, что мы думаем о себе самом, не всегда совпадает с тем, что думают о нас другие.

Два образа могут противоречить друг другу

Р. Берне18 выделяет следующие основные ракурсы или модальности са­моустановок:

1. «Реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид восприни­мает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлени­ями индивида о том, как его видят другие.

3. «Идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: «на­стоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализи­рованное Я». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхожде­нию строение19. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровне­вой организации «Я-образов» (строения «Я-концепции»), выделяют различ­ные «планы функционирования» «Я-концепции» (план реальности, план фантазии, план будущего и пр., в том числе — и план возможности). «Возмож­ное Я», соответствующее плану возможностей, есть представление человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному Я», задан-

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

ному социальными нормативами и долженствованиями, ибо включает в себя негативные самохарактеристики, оно отлично от «желаемого Я», непосред­ственно определяемого нашими мотивациями, так как включает в себя реф­лексию моментов непроизвольности в саморазвитии20.

«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной не­достижимостью идеала. Олпорт считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер рассмат­ривают «идеальное Я» как образ человека, которым индивид хочет или на­деется стать, т.е. как набор черт собственно личности, которые необходи­мы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершен­ства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду21. Идеальный образ, как и «сверх-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.