КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шкала самовосприятия
Данная шкала не является тестом. Скорее, это некий аналитический инструмент, позволяющий лучше разобраться в себе самом. Работая с ним, вы описываете себя, пользуясь определенным набором характеристик.
Источник: Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки, по мнению Р. Бернса, можно конкретизировать следующим образом: 1. «Образ Я» — представление индивида о самом себе. 2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в «Я-концепцию» мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных составляющих «Я-концепции»8. И.С. Кон9, раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегратив-ное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и созна- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. тельно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: • «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «эго»; • «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или «образ Я», «понятие Я», «Я-концепция». Рефлективное «Я» представляет собой такую когнитивную схему, при помощи которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентации в частности10. «Схемы Я» (self-schemas) — это генерализация прошлого опыта, касающегося «Я» индивида, которые помогают ему интегрировать и объяснять свое поведение. Некоторые схемы строятся как осознание своей позиции в социальной структуре общества, в то время как другие представляют избирательную переработку прошлого опыта, мыслей, чувств и поведения в разных областях. В то время как «схемы Я» у разных индивидов могут быть схожими, индивидуальный набор этих схем уникален. «Схемы Я» — наши фундаментальные элементы самоопределения. Они оказывают систематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается индивидом информация, касающаяся его «Я»".
Когнитивная схема включает в себя две подсистемы: личностную и социальную идентичности. Первая относится к самоопределению в терминах Самооценка у всех бывает самой разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже, чем есть на самом деле 10 Wurf E., Markus H. Self-schemas and Possible Selves. Unpublished manuscript, University of Michigan- 1985. " Markus H., Nurius P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept// Yardley A- Hotiess T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987. физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения12. «Я-концепция» базируется на восприятии внутригруппового сходства и межгрупповых различий. «Я-концепцию» часто описывают в качестве глобального понятия, обозначающего общее отношение человека к самому себе. Но ее можно также рассматривать как совокупность конкретных проявлений нашего «Я» в реальной жизни, каждое из которых сформировано по отношению к какой-либо роли. Во втором случае человек оценивает себя в качестве сына, учащегося, спортсмена или друга, спрашивая себя: насколько я хорош в этой роли, насколько она отражает сущность моего «Я», в какой степени мне важна эта роль, соответствует ли мое поведение в одной роли поведению в других ролях? За каждой социальной ролью может оказаться соответствующая ей «Я-концепция». Они могут находиться между собой, подобно самим ролям, как в согласии, так и в конфликте. Допустим, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит с ним за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные «Я-концепции» не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Они вступят в непримиримое противоречие, когда произойдет наложение социальных ролей: отцу придется выступать в роли учителя по отношению к собственным детям.
«Я-концепция» частично определяется тем, что о нас думают другие, или тем, что мы принимаем за их отношение к нам. И это уже чисто социологический подход. Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем («Коля хочет пить») и с трудом переходит к личному местоимению («Я хочу пить»). Понятие о своем «Я» развивается у ребенка из понятия о других. В переходный период он так же легко может быть дру- гим, как и самим собой. Через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я». Впервые этот процесс описал Ч. Кули. С психологической точки зрения, «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. С позиций социологии «Я-концепция» выполняет функцию объединения личности и окружающего социума. Не преломившись в сознании, не получив субъективную оценку значимых или незначимых для меня лично, ни одна социальная связь, ни одно социальное отношение с другими людьми или к внешним предметам не существуют. Общество и люди видятся только через призму нашего «Я». И то, какими мы их считаем, как мы их воспринимаем, в конечном итоге определяет то, какими они будут независимо от нас. Если бомжи и бедняки не являются частью моего социального «Я», поскольку мы принадлежим к разным классам, то и судьба этих категорий людей может измениться, если «Я» — то самое государственное лицо или крупный филантроп, от принятия решения которого зависит выделение им материальной помощи. Но они для меня не существуют, их нет в моем «Я». Скоро их не будет и на самом деле, поскольку равнодушное отношение к ним со стороны множества частных «Я» определит их объективную судьбу.
Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармониза-ции личности, ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестин-гером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Хорошо если человек решил согласовать свои чувства и мысли за счет внутренней работы. Очистить душу от излишнего «шума», удалить ненужные «файлы» и привести в гармонию душевный мир — это лишь одна из стратегий. И придерживаются ее далеко не все люди. Определенная категория людей, мы их называем выдающимися личностями, стремится приспособить окружающий мир под свои мысли и желания. Их не устраивает в этом мире многое, в том числе войны, несправедливость, отчуждение и меркантилизм. Ленин, Наполеон, Александр Македонский, Гитлер и многие другие считали свои мысли правильными, а устройство мира — неправильным. Надо было привести к согласию оба фактора, влияющих на «Я-кон-цепцию». Слабые личности изменяют себя, сильные — внешний мир. Психологи больше интересуются первыми, социологи и историки — вторыми. Первые решают проблему когнитивного диссонанса в приемной у психотерапевта или на больничной койке, вторые — на поле битвы, в классовых столкновениях, оперируя глобальной картой мира и вовлекая в действия миллионы людей. СТРУКТУРА И СТРОЕНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» Только та часть личности человека, которая им осознается, называется «Я». Бессознательное и неосознанное в него не входят. Что содержит в себе бессознательное? Прежде всего, информацию, которая поступает в нашу психику по каналам, в принципе недоступным для восприятия. Это наши рефлексы и установки — устойчивые, привычные реакции на определенный внешний сигнал или ситуацию. Есть и такая информация, которая в нашу психику попадает через различные органы чувств и влияет на нас, но осознана быть не может. Бессознательное содержит также то, что в разных теориях принято называть генетической памятью, архетипами, родовой памятью. Мы не осознаем этой памяти, стало быть, для нашего «Я» все это не существует. Наконец, в бессознательном пребывают переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет болезненные переживания и воспоминания. Но подобное избавление иллюзорно. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о себе знать, проявляясь в снах, болезненных фантазиях. Они порождают у человека мучительные психические переживания — неврозы. Открытие бессознательного, которое является вместилищем болезненных переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру XX в. 3. Фрейду. Поскольку «Я-концепция» включает только осознаваемое, ее можно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, т.е. мысли и мнения о себе. По мнению многих зарубежных авторов, позицию которых обобщил У. Хьюит13, «Я-концепция» включает несколько компонент (рис. 19). Физический аспект «Я-концепции» проявляется в психофизиологических и анатомических особенностях нашего тела и организма: зрение, слух, Рис. 19. Четырехкомпонентная структура «Я-концепции» по У. Хьюиту Huitt W. Self-Concept and Self-Esteem (http://chiron.valdosta.edu/whuitt/col/regsys/self.html). вес, пол, рост и т.д. Сюда же следует отнести стиль одежды, предпочитаемые марки автомобиля, тип жилища, район проживания. В самом деле, наше «Я» проявляется в том, какое жилье мы выбираем, как одеваемся (следим за модой или нет), как питаемся, что слышим и слушаем, сколько весим и считаем ли своей вес избыточным (часто избыточный вес снижает самооценку). Каждый из нас устанавливает особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит себя или не обращает внимания на его недуги, занимается физкультурой или утомляет организм праздностью, алкоголем и наркотиками. Академическая сторона «Я-концепции» выражается в школьных оценках и достижениях, желании и умении учиться и т.д. Принято выделять два уровня: 1) общая оценка академических достижений, которая проявляется в том, насколько хороши или высоки наши успехи в математике, литературе, иностранных языках и иных дисциплинах; 2) социальная оценка академических достижений, которая формируется на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, относящихся к тому же самому социальному классу или принадлежащих к одному поколению. Влияние школьных и университетских оценок (аттестата и диплома) на трудовую и служебную карьеру общеизвестно. Нередко случается так, что человек, став уже взрослым, жалеет, что тратил студенческое время на пустые хлопоты, а не на упорные занятия, которые позволили бы добиться на службе больших результатов. Самооценка и академические успехи — две тесно связанные переменные. Успехи в школе или университете, несомненно, способны повысить или снизить самооценку. Но еще большей предсказательной силой обладает самооценка, уровень которой — низкий или высокий — непосредственно влияет на будущие академические успехи (хорошие или плохие). В 1890 г. родоначальник прагматизма выдающийся американский философ У. Джеймс14 даже записал по такому случаю следующую формулу: Самооценка = Успехи/Претензии, которая показывает, что увеличение самооценки наблюдается только при опережающем росте академических успехов относительно наших ожиданий. Благодаря своей простоте и эмпирической очевидности она приобрела широкую популярность. Действительно, на собственном опыте мы можем убедиться в том, что низкие претензии помноженные на среднюю успеваемость дадут в итоге высокую самооценку. И наоборот, высокие претензии и посредственная успеваемость обернется низкой самооценкой. Логическим выводом (королларием) из уравнения Джеймса служит другое уравнение: Успех = Претензии х Самооценка, которое гласит: успех можно улучшить благодаря повышению собственных ожиданий (претензий) и/или самооценки. Когда Джемс определил самооценку с помощью своей формулы, он фактически указал на два пути повышения самооценки: индивид может улучшить представление о себе, либо 14 James W. Principles of psychology. New York: Henry Holt, 1890. увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Социальная компонента «Я-концепции» зависит от того, какие взаимоотношения у нас строятся с окружающими людьми, — в семейном кругу, в соседском сообществе, на работе. В наименьшей степени на индивидуальную самооценку влияют отношения с посторонними людьми, например, прохожими на улице или пассажирами в купе поезда. Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли: «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)». Мы проводим немало времени, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я». Трансперсональная составляющая «Я-концепции» не менее важна, так как она отвечает за решение проблемы смысла жизни, тесно коррелирует с религиозными убеждениями человека либо их отсутствием. У некоторых народов, в частности у русских, решение общемировоззренческих вопросов о смысле жизни предшествует повседневным и производственным делам. «Я-концепция» поддается внутреннему расчленению. Количество составных элементов «Я-концепции» у разных психологов меняется. К примеру, Д. Хамачек выделяет воспринимаемое Я (каким человек себя видит), «реальное Я» (каким человек является в действительности по результатам объективных тестов или клинического обследования) и «идеальное Я» (каким человек хотел бы стать). Из этих составляющих складывается личность, которая, в зависимости от того, кто ее описывает, может быть совокупностью или аспектов внутреннего самовосприятия индивида, или внешних аспектов восприятия индивида другим человеком. Рут Стренг выделила четыре основных аспекта «Я»: общая, основная «Я-концепция», временные или переходные «Я-концепции», «социальное Я» и «идеальное Я». Феноменалистический подход в понимании «Я-концепции», развитый К. Роджерсом, основывается на следующих положениях: • поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; • этот ракурс по своей природе субъективен; • всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является «Я-концепция»; • «Я-концепция» — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение; • соответственно «Я-концепция» регулирует поведение; • «Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения; • расхождения между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты; • главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации. Согласно теории самоактуализации К. Роджерса и М. Кингела15, внутренний мир человека подразделяется на две системы представлений, два «Я»: • «Реальное Я» формируется на основе разнообразного опыта, который человеку приходится переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. • «Идеальное Я» формируется из завышенных представлений о себе самом: человек видит себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей. Оба «Я» могут совпадать полностью или частично, противоречить друг другу или просто не совпадать. Совпадение — случай чрезвычайно редкий, но наиболее комфортный для индивида, противоречие — также не очень распространенная ситуация. Но она чревата глубоким внутренним разладом личности. Обычно наше мнение о «себе любимом» и мнение о нас других людей в большей или меньшей степени не совпадают. То, что думаем о себе мы сами, всегда лучше того, что думают о нас окружающие. В каждом из нас существует сильная потребность в самоуважении, заставляющая искать положительного отношения к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом если другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соответствуют их собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собой. Это приведет к разладу между «реальным Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если мы почувствуем, что нас принимают такими, каковы мы есть, то мы будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением16 (рис. 20). По мнению К. Роджерса17, с одной стороны, индивидуум стремится привести в соответствие с этими представлениями о самом себе, т.е. со своим «реальным Я», как можно больше своих внешних переживаний. С другой стороны, он пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его «идеальное Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, «реальное Я» может так и не достичь соответствия «идеальному Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его «реальное Я» от «идеального». Результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой — могут быть тревога и нарушение психологической адаптации. 5 Rogers С, Kingel M. Psychotherapie et relations huniaines. Louvain. Publications universitaires, 1962. 6 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. С. 39. 7 Rogers С. Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications, and Theory. Boston: Houghton Рис. 20. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я»: то, что мы думаем о себе самом, не всегда совпадает с тем, что думают о нас другие. Два образа могут противоречить друг другу Р. Берне18 выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок: 1. «Реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. с его представлениями о том, каков он на самом деле. 2. «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. «Идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение19. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровневой организации «Я-образов» (строения «Я-концепции»), выделяют различные «планы функционирования» «Я-концепции» (план реальности, план фантазии, план будущего и пр., в том числе — и план возможности). «Возможное Я», соответствующее плану возможностей, есть представление человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному Я», задан- Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984. ному социальными нормативами и долженствованиями, ибо включает в себя негативные самохарактеристики, оно отлично от «желаемого Я», непосредственно определяемого нашими мотивациями, так как включает в себя рефлексию моментов непроизвольности в саморазвитии20. «Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер рассматривают «идеальное Я» как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, т.е. как набор черт собственно личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду21. Идеальный образ, как и «сверх-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |