Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вехи биографии




ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Во-первых, он понял, что не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения. Во-вторых, он правильно указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это домини­рование неудовлетворенных над удовлетворенными потребностями. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу впервые опубликовал свою концепцию в 1943 г. Сегодня она считается классикой и присутствует практически во всех учебниках по менеджменту, психологии, социологии и т.д.

МАСЛОУ Абрахам родился в Нью-Йорке в 1908 г.; вырос в Нью-Йорке, учил­ся в Висконсинском университете. Степень бакалавра он получил в 1930 г., сте­пень магистра гуманитарных наук — в 1931 г., доктора философии в области пси­хологии — в 1934 г. Маслоу изучал поведение приматов под руководством X. Хар-лоу и бихевиоризм — под руководством К. Халла, известного экспериментатора-

В 1967—1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968—1970 гг. — членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.

По отцу он — Абрам Григорьевич Маслов. Как и Р. Мертон, родившийся (дву­мя годами позже А. Маслоу) в семье еврейских иммигрантов с Украины и жив­ший в трушобах Филадельфии, он позже переделал фамилию на американский манер.

Отец А. Маслоу — небогатый одесский еврей, который после еврейских погро­мов начала XX в. бежал в Америку, где открыл мастерскую по изготовлению бо­чек оказался пьяницей и гулякой. Отношения с матерью тоже не за­ладились: Абрахам рос нелюбимым ребенком. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращени­ем к тому, что воплощала собой она (мать)». Он начал трудиться для заработка очень рано — продавцом газет. Летом он работал на семей­ную фирму, основанную его братьями. Ныне это большая и процве­тающая корпорация по производству тары.

Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карь­ера юношу абсолютно не привлекала. Когда отец спросил, чем же он все-таки намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы «изучать все». Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа. Можно сказать, что тематика гуманистической психологии, в которую он внес определяющий вклад, и концепция самоактуализации были подсказаны Маслоу самой жизнью.

Его детство прошло в бедном районе Нью-Йорка — знаменитом Бруклине. Он был единственным еврейским мальчиком в этом районе, где евреи не жили. Он потом говорил, что это в какой-то мере походило на положение первого нег­ра в школе, где все белые.

В ранние годы А. Маслоу терзался тяжелейшим комплексом неполноценнос­ти в связи с некрасивой внешностью. Свое худосочие и неловкость он старался ком­пенсировать интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализо­вать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой. «Я был одиноким и не­счастным. Я вырос в библиотеках, среди книг, почти без друзей», — писал Маслоу. В юности он страстно влюбился в свою кузину, Берту Гудман, но, терзаемый ком­плексами, долго не решался ей открыться, опасаясь быть отвергнутым. Когда же его робкое проявление чувств было неожиданно встречено взаимностью, он испы­тал первое в своей жизни пиковое переживание (это понятие впоследствии стало одним из краеугольных камней его системы). Взаимная любовь стала огромной поддержкой для его неустоявшегося самоуважения. Через год молодые люди по­женились (ему было 20, ей — 19) и, как пишут в романах, жили долго и счастливо. Тем не менее с Бруклином, а точнее с Нью-Йорком, ему повезло: сюда съехались сливки европейских интеллектуалов, в частности, такие титаны, как Адлер, Фромм и Хорни. Все они были эмигрантами.

«Мне не пришлось встретиться с Фрейдом или Юнгом, — вспоминал Мас­лоу, — но я встречался с Адлером в его доме, где он по пятницам проводил вечер­ние семинары, и я много беседовал с ним... Я общался с такими людьми, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макс Вертхаймер... Я думаю, у меня были

самые лучшие учителя, каких только можно себе представить. Этим я обязан той исторической случайности, что в Нью-Йорке собрались сливки европейского интеллекта, эмигрировавшие, когда Гитлер пришел к власти. Нью-Йорк тех дней был просто фантастическим городом. Ничего подобного не было со времен древ­них Афин».

6 мая 1945 г. еще никем, кроме своих студентов, не признанный скромный пре­подаватель Бруклинского колледжа Абрахам Маслоу начал вести свои знамени­тые «Записки о хороших людях» — дневник наблюдений за теми, кого он впос­ледствии отнес к самоактуализирующимся личностям.

Первой более или менее значительной работой Маслоу была глава о кросскул ь-турных исследованиях в психологии, написанная им для сборника «Психология личности». Эта работа, опубликованная в 1937 г., осталась фактически незаме­ченной. Основанная на собственных изысканиях Маслоу в индейской резерва­ции племени черноногих, она была выполнена в русле традиционной бихевио­ристской ориентации и оригинальностью не блистала5.

Совершенно иной характер носили две его последующие работы — статьи по проблемам мотивации, опубликованные в 1943 г. в авторитетном «Психологичес­ком обозрении». В этих статьях Маслоу впервые наметил деление человеческих потребностей на низшие и высшие. Концепция самоактуализации сформирова­лась позже, а эмпирическим материалом для нее послужили «Записки...» Его ис­точником служил не эксперимент, а житейские наблюдения, благо у Маслоу их было предостаточно. Под словом subjects, между прочим, подразумевались отнюдь не испытуемые, а просто люди, попавшие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напро­тив, постоянно оперирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему»...

В середине 1940-х гг., в эпоху безоговорочного господства бихевиоризма, по­зиция Маслоу вызвала ожесточенную критику со стороны коллег и одновремен­но широкое признание у студенчества. Важнейшие работы ему удалось опубли­ковать лишь в Университете Брэндис, где он работал с 1951 по 1969 г. Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, — «Мотивация и лич­ность» — увидела свет в 1954 г. Именно в ней была сформулирована иерархичес­кая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине. Пик его популярности приходится на «бурные шестидесятые», когда идеи личностного роста стреми­тельно вытеснили в общественном сознании традиционные схемы манипулиро­вания поведением. Он скоропостижно скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 г.

Степанове. В поисках человечности // Школьный психолог, 2001. № 30; Воегее GeorgeC. Abraham Maslow 1908—1970 (http://www.ship.edu/~cgboeree maslow.html); Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу (http://vlktr.narod.ru/library/ maslow/g2.htm).

5 См.: Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Часть V Общество (http://viktr.narod.ru/library/ maslow/index. htm).

Его считают одним из основателей гуманистической психологии. С лег­кой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного рос­та являются одними из ключевых, даже культовых в современной психоло­гии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в созда­ние альтернативы бихевиоризму и психоанализу.

Начала теории Маслоу, послужившей основанием целого направления научной мысли — гуманистической психологии, были сформулированы им в общем виде в двух небольших статьях, опубликованных в Psychological Rev. в 1943 г. (их содержание в расширенном виде позднее включено в его изве­стную книгу «Мотивация и личность»). Уже тогда Маслоу предпринял по­пытку сформулировать новый подход к человеческой природе, кардиналь­но отличающийся от традиционных психологических воззрений.

Психоанализ обедняет наше представление о человеке, сосредоточив­шись на больных людях, бихевиоризм сводит человеческое поведение к безусловным рефлексам животного, и только гуманистическая психология раскрывает весь потенциал человека, опираясь на изучение здоровых, пол­ноценных и даже преуспевающих людей. По убеждению Маслоу, нельзя понять психических заболеваний, не поняв психического здоровья. Не толь­ко Фрейд, но и Гамильтон, Гоббс и Шопенгауэр свои выводы о человечес­кой природе делали, наблюдая худшие, а отнюдь не лучшие проявления человека. Он был уверен в том, что «изучение уродливого, недоразвитого, незрелого и нездорового может создать только уродливую психологию и уродливую философию. Изучение самоактуализирующихся людей должно стать основой для более универсальной психологической науки». Бихеви-ористы во многом основываются на исследовании животных. Маслоу же обнаруживает существенное различие между поведением животных и чело­века. Кроме того, они стремятся изучать средние показатели, уделяя боль­шое внимание статистическим методам. Они изучают то, что есть, а не то, что может или должно быть6. В определенном смысле Маслоу — это анти-Фрейд.

Бихевиористы изучали человека как объект, не задавая ему вопросов, а еще лучше — описывая его со стороны, на примере крыс и мышей. Фрей­дисты не изучали мышей, они задавали человеку очень много вопросов. Но не слушали их рационального объяснения. Маслоу был убежден в том, что мы узнаем гораздо больше о человеческой природе, если будем изучать не то, как близко он стоит к животным, а как далеко он продвинулся по лест­нице социальной и нравственной эволюции. Правда, от животных его от­деляет немногое — всего одна ступенька из пяти. Но она, самоактуализация, оказалась самой главной. Это как ведущая партия в опере, ради которой та и написана.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие биологичес­кие, «дефицитные» {deficit needs, или D-needs), продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие духовные, «бытийные» (being needs, или B-needs), ориентированные на развитие и рост, познание смысла бытия, а следовательно — ненасыщаемые. У него получилось пять уровней (рис. 22):

Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу (http://viktr.narod.ru).

Рис. 22. Иерархия потребностей А. Маслоу

1. Физиологические потребности — в половом удовлетворении, пище (ра­стительная, белковая и минеральная), кислороде, физических движениях, жилище, сне и отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздей­ствий климата (жары, холода и т.д.)- Их еще называют витальными, т.е. от­ветственными за сохранение жизни человека.

2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защи­тить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность — потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью челове­ка. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жиз­недеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также о стремлении избежать несправедливого обра­щения. Экономическая безопасность — потребность в гарантированной за­нятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек — суще­ство социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви7, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим. Их еще называют потребностью в аффиляции. Брак, семья, родство, община, церковь, клубы, компании — все это производные от потребности принадлежать коллективу.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку вме­
сте с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не
равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ.
Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать ка­
рьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их на­
зывают еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориен­
тированы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, достижениям,
соперничеству относятся именно сюда.

7 Маслоу считает серьезной ошибкой фрейдистскую тенденцию выводить любовь из сексуального влечения.

5. Духовные потребности это стремление к самореализации, необхо­димость выразить через творческую активность все, на что способен чело­век, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрез­вычайно важны в жизни человека.

Пять потребностей А. Маслоу называл основными, или базисными, по­требностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности — мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые четыре уровня — дефицитные потребности — одинаково важны для социального существования всех людей (рис. 23). Их роль так же огром­на, как и роль инстинктов у животного. Вот почему А. Маслоу называл их инстинктоидными (instinctoid) — подобными инстинктам. Пятый уровень — духовные, или бытийные, потребности — стоит несколько особняком. Стремление к духовному развитию присуще далеко не всем людям, а ско­рее творческим. Понятно, что считать их, как и предыдущие четыре, повсе­местными или всеобщими нельзя. Многие люди неплохо проживают без духовных запросов.

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других — вторичными (приобретенными). Основные потребности, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенетически, т.е. по мере реализации их в качестве необходимых условий существования, следуют друг за другом. Новорожденный вначале испытывает физиологи­ческие потребности. Чуть позже на очередь встают потребности в безопас­ности, а затем — потребность в любви, участии и привязанности. И вся эта эволюции разворачивается на коротком временном отрезке — в течение

Рис. 23. Потребности по Маслоу, но разделенные на дефицитные и бытийные

первых двух лет жизни. Взрослея, человек все большее значение придает высшим потребностям. До пятого уровня доходят немногие. Таким образом, процесс духовного взросления — это процесс возвышения потребностей, т.е. за­мещения первичных вторичными.

Кроме них Маслоу выделял еще две потребности — когнитивные (в при­обретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности относятся к высшим и, по мнению ряда ученых, расположены между четвертым и пятым уровнями. Они по­могают становлению социально зрелой личности.

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представ­лены в пирамиде, — от низших к высшим. Потребности более высокого по­рядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворе­ние всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды — полную самореализацию. Чем сильнее не удовлетворена потребность, тем выше вероятность ее актуализации, готовности проявить себя. Отсюда вывод: потенциал потребности — это функция от степени ее неудовлетворенности. Реальный потенциал любой потребности независимо от ее уровня прямо пропорционален степени ее неудовлетворенности.

В результате своих исследований Маслоу открыл две закономерности.

1. Степень контролируемости своих потребностей возрастает от 1 до 5
(способность дышать или не дышать мы не контролируем).

2. Степень актуальности каждого следующего уровня потребностей уве­
личивается по мере роста образования.

У человека с высшим образованием потребности выше, чем у человека со средним образованием. У человека с низким уровнем образования пре­обладают обычно низкие и средние потребности.

В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пре­делы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 г.) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.