Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежный мотив




Деньги удовлетворяют множество потребностей. На низшем, физиоло­гическом уровне они дают средства существования — кормят, поят, укры­вают и одевают людей. Если у индивида твердый и относительно высокий заработок, он может уверенно смотреть в будущее и удовлетворять потреб­ность в безопасности. На социальном уровне они также играют важную роль, ибо удовлетворяют потребность в принадлежности своему кругу. Так, приобретение спортивного автомобиля позволяет быть членом професси­онального клуба, мотоцикла — рокерской группы, спортивной одежды — хоккейной команды. Деньги служат измерителем признания (статусным

символом). Высокая зарплата означает высокую оценку вашего труда адми­нистрацией. Даже на высшем уровне деньги — вещь не второстепенная. Некоторые люди ставят целью стать миллионером, для них деньги — сред­ство самореализации.

Система оплаты для производственного рабочего не является самым надежным мотивационным инструментом, им является, как доказал Э. Мэйо, малая группа. У.Ф. Уайт применил специальный индекс — отно­шение числа передовиков — мастеров высокой выработки к числу отстаю­щих, ограничивающих выработку (в США) и установил, что только около

10% рабочих в производстве США способны проигнорировать группо­вое давление и производить так мно­ го, как это предполагает оплата их тру­да49. В то время как рабочий заинтере­сован в улучшении своего материального уровня, существует множество других соображений — мнение товарищей, его собственный комфорт и га­рантия занятости, которые, по мнению С. Геллермана, ограничивают его прямой, автоматический и позитивный ответ на действие поощрительной системы. Сами по себе деньги не имеют внутреннего значения, но они мо­гут символизировать почти любую потребность, которую индивид захочет выразить через них. Иначе говоря, деньги означают то, что человек желает, чтобы они означали50.

Ф. Херцберг всесторонне изучил роль материального вознаграждения. Он установил, что бесконечное увеличение заработной платы не служит прямой причиной увеличения производительности труда. Вы можете повы­шать оплату труда до определенной планки, после которой дальнейшее повышение не будет влиять на производительность. Вначале прирост зар­платы заставляет человека трудиться лучше. Но когда она достигает того уровня, при котором его понятия о хорошей жизни удовлетворены, он пе­рестает трудиться лучше. Как мы помним из исследований М. Вебера, прус­скому крестьянину предлагали лучше трудиться и обрабатывать земли боль­ше, чем он обрабатывал до этого. За это ему предлагали повысить оплату труда. Но он отказался и объяснил это тем, что тех денег, которые он зара­батывал, ему хватает, и больше ему просто не нужно.

Так что первое, что должен запомнить руководитель, — это не сорить деньгами. Повышение заработной платы должно иметь свой предел. Здесь существует и психологический барьер. Если вы даете премию сотруднику в размере 7—10% от зарплаты, то она будет стимулом ему в первый раз. Но в следующий раз он будет ждать такой же прибавки. Если ее не будет или она будет уменьшена, то он воспримет это как наказание.

Социальные психологи рассчитали: порог интереса к увеличению зарп­латы находится на уровне «одной тысячной», т.е. 0,1%. Иначе говоря, если ваш оклад составляет 1 млн долл., то прибавка в 1000 долл. покажется вам незначительной. Хотя другому человеку, а таких в России большинство, она

^ Whyte W.F. (ed.) Money and Motivation. N.Y., 1955. \relkrman S. W. Motivation in the real world: The art of getting extra effort from everyone-including yourself. N.Y.: Dutton, 1992; Gellerman S. W. Why «good» managers make bad ethical choices // Harvard Business Rev. 1986. 64(4). P. 85-90.

поможет решить очень важные проблемы в жизни. Чтобы чиновник пренеб­рег взяткой в 5 тыс. руб., его зарплата должна быть не менее 5 млн руб. Это не значит, что он не возьмет 5 тыс. Просто 10 тыс. он возьмет обязательно. Таким образом, надежный инструмент управления — повышение зарп­латы, каким его считали раньше, действует до известных границ. Они оп­ределяются субъективными представлениями человека о том, что такое для него хорошая жизнь. Рабочий удовлетворится малым, а потому не станет гнуть шею ради маячащего на горизонте миллиона, если, разумеется, каж­дая копейка достается ему большим трудом. Напротив, предпринимателя эти деньги не устроят, ему нужно гораздо больше. Но тоже до известного уровня, который он себе задает сам представлением о том, что такое для него хороший бизнес (рис. 46).

Роль денег в мотивационной картине Херцберга ярко иллюстрирует С. Косен:

«Представьте, что когда Вы посещали колледж, Вы жили со своими родителя­ми, которые регулярно давали Вам достаточно большую сумму денег на карман­ные расходы. Ваш отец, супервайзер на заводе автомобилей, был уволен по со­кращению штатов: операции, которыми он занимался, а именно контроль каче­ства продукции, были упразднены. К сожалению, Ваш источник поступления денег на карманные расходы временно иссяк. Принимая эти деньги как нечто само собой разумеющееся, Вы, возможно, нашли, что прекращение выдачи кар­манных денег (гигиенический фактор) создает в Вашем сознании (и в Вашем бумажнике!) ощущение неудовлетворенности, хотя карманные деньги не оказы­вали ровным счетом никакого влияния на Ваше поведение в то время, когда Вы их получали»51.

Рис. 46. У каждой социальной среды свои представления о том, сколько денег им нужно для хорошей жизни

51 Kossen S. The Human Side of Organizations. N.Y., 1994. P. 168.

Кроме того, деньги как гигиенический фактор выступают значимой ве­личиной для работника, т.е. своеобразным раздражителем, только тогда, когда их не хватает. Достаточная сумма мотивирует человека лишь краткое время — месяц-два после повышения зарплаты. Затем ему хочется еще боль­ше. Рост производительности труда приостанавливается. Если работник считает свою зарплату справедливой, он трудится хорошо, а если нет — выработка падает, а неудовлетворенность растет. Подавляющее большин­ство работников большую часть своей трудовой жизни, если судить по дан­ным социологических опросов и наблюдениям, считают, что начальство их недооценивает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.