Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология




Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные от­ношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусст­во, религию. Она глубже, чем общественная психология, отражая суть об­щественного бытия, способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных. Между общественной психологи­ей и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Иде­ология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности лю­дей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.

В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой кото­рых является функциональная связь с интересами и стремлениями обще­ственной группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического опыта и условий жизни определенной социальной общнос-

24 Трушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. С. 425.

ти, которые особым образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и директивы к действиям, основанным на этих иде­ях. Последнее обстоятельство особенно характерно для политической иде­ологии как комплекса идей о политической власти и о сфере политики в целом25.

Идеологию иначе еще называют теоретическим политическим сознани­ем. Она характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизаци­ей взглядов. Она призвана выработать обоснованную политическую про­грамму, опираясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. В теоретичес­ком политическом сознании конкретные политические взгляды и интере­сы класса или социальной группы должны быть представлены достаточно стройной и убедительной теорией и для современного функционирования общества, и для его перспективного развития. Прогрессивная идеология способна ускорить социальное и экономическое развитие общества так же, как реакционная может тормозить его. При этом следует отметить, что роль идеологии в обществе не должна быть преувеличенной, т.е. политическая идеология не может идти впереди экономики.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально оз­начает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов: «идея» и «логос». В научный оборот он был введен философом и экономистом Антуаном Де-стю де Траси (1754—1836), одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде «Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы характеризовать науку об иде­ях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы идеологии» он более подробно развил это понятие. Дестю де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях», о том, как они возникают, и о законах человеческого мыш­ления. По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.

Термин «идеология» широко использовался в произведениях и других французских ученых того времени: Вольнея, Кабаниса, Гара, Джерандо, Ланселина и пр. Однако на его интерпретацию уже в этот период стала ока­зывать влияние сфера политики. По мнению Наполеона Бонапарта, любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, ибо она не выражает ника­ких потребностей, тенденций и интересов общественного развития. Соот­ветственно, и идеологами он считал оторванных от жизни людей. Он при­числял к ним теоретиков, у которых отсутствует чувство реальности, докт­ринеров, не сообразующихся с действительностью. К их числу он относил и Дестю де Траси, и всех, кто критически относился к его правлению. Од­нако, несмотря на столь презрительное отношение Наполеона к идеологии, именно он способствовал росту ее популярности в обществе того времени.

Отмечая то обстоятельство, что термин и представление об идеологии возникли в XVIII в., немало исследователей утверждали, что эпоха идеоло­гии начинается с заката старой Европы и рождения современного мира. Раньше же, в Средние века и в Древнем мире, существовала предидеологи-

Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 2. С. 45-74.

ческая эпоха. Например, такие известные теоретики, как Р. Арон и Д. Белл, связывали появление идеологии с упадком религиозной веры в Европе в XVII и XIX в., с формированием в этот период «класса интеллектуалов». Ученые, специализирующиеся в области теории идеологии, исследующие проблемы возникновения различных типов мышления, систем идей, спо­собов их внедрения в сознание масс и отдельных индивидов, способов ма­нипулирования этим сознанием, свя­зывали ее возникновение с именем английского философа Френсиса Бэ­кона (1561—1626). По их мнению, в те­ории «идолов» он попытался объяс­нить, почему человеческий разум не может воспринимать действитель­ность без искажений. Эпоха Ф. Бэко­на истолковывается как начало крушения «единой» системы обще­ственных ценностей, возникновения различных идеологий. Другие иссле­дователи (О. Лемберг) связывали воз­никновение идеологии с явлениями скорее не социологического, а антро­пологического характера. Они усмат­ривали истоки идеологии в глубинных потребностях человеческой природы, в свойствах человеческого рода, заин­ тересованного в своем сохранении и продолжении, с потребностью объяс­нять мир и развивать мировоззренческие картины о правильном обществен­ном порядке и средствах его установления.

В XIX-XX вв. идеология стала предметом пристальных научных иссле­дований. В трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Манхейма, Р. Мер-тона, Д. С. Милля, В. Парето, Т. Парсонса, Г. Спенсера, М. Шелера и дру­гих исследователей рассматриваются вопросы соотношения идеологии и науки, идеологии и истины, природы идеологии, ценности и объективнос­ти познания и т.д. В научный оборот вошел термин «идеологоведение», и складывается новая дисциплина — «социология знания» (К. Манхейм).

В первой половине XIX в. К. Маркс напрочь отмел научные элементы идеологии. У него она представляла искаженное отражение социальной действительности, выражающее специфические интересы определенного класса, который занял господствующие высоты в обществе, а потому спо­собен навязывать свои идеи другим слоям населения. Такая трактовка ока­залась на удивление плодотворной. С тех пор европейские и американские мыслители, к какому бы лагерю или течению они ни принадлежали, никогда уже не отождествляли идеологию с отраслью науки. Лучшие умы XX в., в том числе Ж. Сорель, К.-Г. Юнг и В. Парето, рассматривали идеологию как со­циальную мифологию, приравнивая оба понятия к социальным фикциям. В представлении М. Фуко идеология — лишь спонтанная эманация «мас­сового сознания», обеспечивающая самоописание общества. Д. Белл пред-

ставляет идеологию как превращение идеи в социальный рычаг, Брахер — как ориентированную на действие систему убеждений.

Широко распространена трактовка идеологии как результата индустри­альной и технической революции, вследствие которой человечество пере­шло из эры духовных ценностей в эру идеологии и науки. Встречаются трак­товки (Л. Фойер), объясняющие истоки идеологии психическими свойства­ми индивидов. При таком подходе идеология предстает как воплощение эмоций, которые как-либо или кем-либо подавляются. В этом случае иде­ологическое мышление рождается не из превратного отражения экономи­ки, а из подсознания молодого поко­ления («генерационного подсозна­тельного»). Марксистская научная традиция связывает возникновение идеологии с глубокой древностью, когда произошло разделение труда на физический и умственный, классовое расслоение общества и появились первые группы людей, производив­ших идеи26. Т. ван Дейк определяет идеологию как базис социальной реп­резентации группы. Он рассматрива­ет ее в терминах социальных отноше­ний, возникающих между группами в процессе интеллектуального (поли­тического) дискурса27.

По мысли А. Винера, духовным цементирующим началом всякой идео­логии является миф. Любая идеология стремится к тому, чтобы на основе ее идей и ценностей у человека была сформирована картина действитель­ности, которая давала бы ему возможность непосредственно (т. е. не при­бегая к помощи анализа и не подвергая ничего сомнению) воспринимать окружающую действительность.

По мнению Райта Миллса, любая идеология является, прежде всего, те­оретическим выражением политических интересов определенных соци­альных групп (классов, слоев общества). Идеология как способ оправдания или опровержения существующего порядка вещей лежит в основе любой политической философии. При этом идеология, по мысли А. Гоулднера, является, прежде всего, рациональной системой и представляет собой «ко­ренящиеся в интересах социальные теории, верования, способы рассужде­ния с ограниченной рефлексивностью, наборы символов и правил для их использования, языки, программы действий». Наука же представляет собой «новую идеологию», поскольку ее развитие, формулировка выводов из на­учных исследований и их практическое использование неразрывно связа­ны с теми или иными общественно-политическими интересами. Как счи­тают Р. Арон, Д. Белл, СМ. Липсет, К. Поппер и Э. Шиллз, возрастающее влияние науки приводит к падению влияния идеологических систем.

Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестн. Моск.

ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1997. № 2. С. 45-47.

Dijk van T.A. Ideology. A Multidisciplinary Approach (http://www.nsu.ru).

Однако, хотя это и ложная форма сознания, обойтись без политичес­кой идеологии нельзя. Она выполняет очень важную функцию, помогая привести в стройную теоретическую систему разрозненную сумму взгля­дов, предрассудков и политических амбиций определенной социальной группы, слоя, класса, нации, этнической или иной общности. Став офор­мленным самосознанием группы, идеология выдвигается на передние позиции. Ее несут впереди колонны, пропагандируют, мобилизуют под ее знамена сторонников, и с ее помощью низвергают противников. Иными словами, она определяет и механизм теоретической защиты политических интересов.

Идеология — великий организатор революционных масс. Она разъясняет политическим силам общую ситуацию в мире, подсказывает, как правиль­но (с нужных идейных позиций) оценивать конкретные события, выступ­ления тех или иных политиков, определять перспективы развития, опреде­лять ценности, выбирать нужные средства для их воплощения в жизнь. Если ценностью выступает всеобщее равенство, то для его достижения подходит и революционное насилие. Часто средства становятся самоцелью, переве­шивая нравственную компоненту. И вот уже революционное насилие вы­ходит на первый план, даже если после его осуществления никакого равен­ства и в помине нет.

Как уже говорилось, идеология выступает организующим центром, ко­торый объединяет политическое движение. Она цементирует сообщество и сплачивает ряды сторонников, поскольку каждый из них чувствует свою приобщенность к великим идейным принципам. Он взял оружие и убивает людей, но он не убийца, а идейный борец. При всем плюрализме и разно­образии мнений в демократических движениях и партиях в них существу­ют общепризнанные принципы, отрицание которых ставит того или иного деятеля вне движения.

Наконец, политические идеологии представляют собой совокупность символов, имеющих эмоциональное содержание. В той или иной степени они усиливают интенсификацию со своей группой: «идейные товарищи» звучит гораздо убедительнее, чем «товарищи по работе». Истории извест­ны многочисленные примеры, когда идея отечества, которую национальные идеологи подчеркивали на протяжении последних трех столетий, вызыва­ла более значительные и героические акты самопожертвования, чем простое чувство долга по отношению к монарху, чувство чести и т.п.

При характеристике пути формирования политической идеологии отме­чают четыре основные модели этого процесса. Во-первых, это модель кон­денсации. Она работает в том случае, когда (в результате своеобразной кон­денсации испарений массового сознания) происходит трансформация иде­ологических представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические идеологические структуры (идеологические комплексы тред-юнионистов, экологистов и т.п.). Во-вторых, это интегра-тивная модель. Для нее характерны синтез, интеграция, конвергенция раз­личных идей и представлений существующих идейно-политических тече­ний или новое пересечение идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-третьих, это дивергентная модель. В данном слу­чае формирование новой политической идеологии происходит в результа­те редукции, дезинтеграции, дивергенции, т.е. «расщепления» идеологии

уже существующей. В-четвертых, модель ревитализации идеологии (реиде­ологизации), когда происходят возврат к старым идеям, их возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встреча­ются в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе ме­ханизма возникновения некоторых идейных течений.

По поводу роли и места идеологии в обществе сложилось несколько то­чек зрения. Л. Браун видит роль идеологии в ликвидации психопатологи­ческих напряжений (иллюзорно-компенсаторная функция, сублимация страхов), А. Винер — в разработке глобальной стратегии человечества, П. Ансар — в обеспечении (обосновании и поддержании) политических решений, А. Сейхи — в способности объяснять общественные явления, Т. Парсонс — в способности сплачивать людей28. На сходных позициях сто­ит Л. Козер, полагающий, что идеология придает общественному движе­нию коллективистскую ориентацию, укрепляет социальную общность людей.

Сторонники той или иной политической идеологии убеждены, что яв­ляются носителями истинного или высшего знания, которое облечено не только в понятные обывателю формулы и лозунги, но также в научно обо­снованные положения и теории, хотя ученые как раз уверены, что идеоло­гия очень близка мифологии, а не экспериментально доказанному знанию. Парадокс заключается в том, что, отрицая мифологию по существу, идео­логия начинает выполнять те функции, которые испокон веков принадле­жали мифологии. Идеология, как и миф, построена на предании о великом основателе, бесстрашном борце за народное счастье, священном герое или тотемном предке. Как и мифология в прежние времена, современная иде­ология направлена на сохранение существующего или вновь устанавливае­мого порядка. Как и в мифе, в идеологии существуют определенные риту­алы, церемонии и посвятительные практики, например, посвящение новых членов партии, выдача партийного удостоверения, солидарное голосование в парламенте и т.п. Как и миф, идеология поддерживает некоторую упоря­доченность и нормы поведения партийного сообщества. «Социальные и политические функции мифологии, а именно: установление и сохранение некоторых систем ценностей, поддержание одобряемых обществом поряд­ков, в современных общественных системах все больше перенимает идео­логия»29.

В ходе формирования массового политического сознания практика кор­ректирует императивы соответствующей идеологии и одновременно служит каналом передачи традиции. Последняя задает формирующемуся таким образом сознанию определенные параметры. В этой связи выделяются сле­дующие основные уровни политической идеологии: теоретико-концепту­альный, на котором формулируются важнейшие положения, раскрывающие своеобразие видения мира, исходящее из интересов и идеалов определен­ного слоя, класса, нации или государства; программно-политический, на

Савеленок Е. Краткая история понятия «идеология» в период с начала XIX в. (http://odn.ru). ТощенкоЖ.Т. Парадоксальный человек. М., 2001. С. 79.

котором цели, принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и формируют основу для принятия управ­ленческих решений и ориентирования политического поведения населения; актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что отражается в их участии в политичес­кой жизни30.

Сторонники той или иной идеологии считают, что они являются носителями высшего знания

Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специали­сты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству и занимаю­щиеся осмыслением законов общественной жизни. При этом следует отме­тить, что на выработку теоретического политического сознания оказываю! значительное воздействие личностные качества самих авторов.

Политическая идеология может оказывать большое влияние на обще­ственное сознание в целом, потому что она не только является системой взглядов, но и имеет государственную силу, свою систему пропаганды, ис-

30 Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестн. Моек ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1997. № 2. С. 45—74.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.