Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема типологии общественного сознания




ФОРМЫ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообраз­ных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богат­ство индивидуальной жизни человека, поэтому имеет смысл выделить его различные формы — нравственное, эстетическое, религиозное, право­вое, политическое, философское, научное, экологическое, экономичес­кое и т.д. Конечно, подобное структурирование достаточно условно, но с педагогической целью оно весьма полезно.

В литературе встречаются самые разные, порой невероятные, определе­ния и характеристики сознания, выполняющие классификационные функ­ции его видов и форм. В частности, говорят о следующих видах и формах сознания: архаическое, историческое, мифологическое, мифическое, пат­риотическое, извращенное, просветленное, изолированное, чувственное, молодежное, расколотое, протестное, мозаичное, ущербное, профанное, национальное, конфессиональное, партийное, языковое, советское, фун­даментальное, идеологизированное, эстетическое, экологическое, языко­вое, массовое и т.д.

Хотя приведенный список неполный, очевидна его гетерогенность. Виды и формы сознания выделяются по самым разным основаниям, в частности, по сферам общества (политическое, экономическое и др.), историческому критерию, отношению к науке или мифу, религиозной принадлежности, этническому признаку, партийности и т.п. Однако считается, что к формам общественного сознания можно относить лишь следующие: философию,

науку, нравственное, политическое, правовое, экономическое, историчес­кое, религиозное, эстетическое, экологическое сознание. Видимо, устояв­шиеся классификации в скором времени придется пересматривать, расши­ряя и добавляя в перечень все новые варианты.

Под видами общественного сознания понимают такие формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, которые как бы дублируют отрасли общественного разделения труда. Допустим, это са­мое разделение труда породило в свое время политику, экономику, религию и т.д. Соответственно им возникли и виды общественного сознания. Так, религию отражает религиозное сознание, а политику — политическое. Сколько видов практической деятельности существует, столько должно быть и видов сознания. В итоге мы знаем, что общественное сознание проявля­ется в формах политического, правового, нравственного, религиозного и атеистического, эстетического и естественно-научного сознания.

А как быть, если внутри какой-то сферы, скажем, той же религии, воз­никли частные виды деятельности, например сектанская? Можно ли утвер­ждать, что должно существовать и сектанское сознание? А как быть с теми видами деятельности, которые возникли в глубокой древности, когда суще­ствовал соответствующий им предмет или институт, а сегодня они умерли? Так, мифология отражает первобытную стадию развития, современное об­щество ее давно преодолело. Но мифологическое сознание сохранилось. Оно не просто живет, но и процветает, подпитываясь от таких энергетичес­ких источников, как, в частности СМИ. Может быть, это вовсе и не мифо­логическое сознание в его первозданном виде, а некая пережиточная фор­ма, приобретшая вполне самостоятельное бытие? Эти проблемы по сей день не находят своего решения, и ученые продолжают спорить, что свидетель­ствует о важности самого предмета научного спора. И в самом деле, обще­ственное сознание во всех своих проявлениях — это все еще terra incognito. В нем много загадочного и парадоксального, что дает постоянную пищу ищущему уму социолога.

Существование различных форм общественного сознания определяет­ся богатством и многообразием самого объективного мира — природы и общества. Следовательно, чем богаче становится бытие и чем сложнее об­щество, тем разнообразнее формы их отражения в сознании людей. А если формы общественного бытия, что называется, превращенные, противоре­чивые, парадоксальные и даже извращенные (об этом мы говорили в томе, посвященном социальным деформациям), то каким тогда должны быть формы общественного сознания? Ответ очевиден, хотя и не ясны причины.

Различные формы сознания отражают также отношения между больши­ми социальными группами — классами, слоями, профессиональными груп­пами, нациями, государствами. Следовательно, чем сложнее межгрупповые отношения, тем богаче и разнообразнее общественное сознание.

Известно, что в науке познаются конкретные законы природы. Об этом мы тоже в свое время говорили. Искусство отражает мир уже не в поняти­ях, а в художественных образах. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное по­нятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Все они включаются в «язык» общественного сознания.

Итак, богатство и сложность объективного мира создают только возмож­ность появления различных форм общественного сознания. Однако реали­зуется эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление зна­ния становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества. Другими словами, нет потребности — не возникнет новая форма сознания, ибо она должна удовлетворять ту самую потребность. Говоря проще, должна быть востребованной. Казалось бы, давно канула в

Лету мифилогическая эпоха в жизни общества. Интеллектуальная машина просвещения уже все перепахала и вытравила из сознания людей все пе­ режиточные явления. Ан нет. Сегодня потребность в мифологическом со­знании как никогда высока. Но если возрождается то, от чего человечество отказалось как от исторически отжившего института, значит, в современ­ном обществе что-то не в порядке. Так вот по карте современного обще­ственного сознания можно проводить диагностику порождающего его об­щества. Каково сознание, таково и бытие.

Под формами и видами общественного сознания мы будем понимать в даль­нейшем любые вербальные и знаково-символические проявления обще­ственного сознания, имеющие индивидуального или коллективного (груп­пового) субъекта и подразделяющиеся по сферам общественной жизни либо по содержательным функциям, выполняемым ими в ходе солидаризации социальной жизни общества. В этом состоит онтологическое единство ви­дов и форм сознания. Исторически первым видом общественного сознания выступает мифологическое, которое возникло в глубокой древности и в пе­режиточных формах сохранилось сегодня.

Однако между формами и видами целесообразно провести методологи­ческое разграничение.

В зависимости от носителя или субъекта мы будем выделять виды об­щественного сознания — индивидуальное, групповое и массовое созна­ние. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания — социальная группа, носителем мас­сового сознания — неорганизованная группа людей, объединенная ка­кой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого- то эстрадного певца, почитатели га­зеты «СПИД-инфо», постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массо­вого сознания является толпа, но многие социологи считают, что пра­вильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отме­тим, что толпа — это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы тол­пу отличают непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.