Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толпа, масса, публика




Толпу (толпа зевак, прохожие), массу, публику (кино, театра, стадиона), аудиторию (радио, телевидения) и общественность следует относить к та­ким общностям, которые сочетают в себе черты реальных и номинальных групп и причисляются к агрегатам (совокупностям людей, выделенных на основе поведенческих признаков). Они представляют собой случайное

скопление людей. Чаще всего в каче­стве примеров агрегатов фигурируют публика и толпа.

Главным выразителем социологи­ческого подхода к публике на рубеже XX в. явился французский социолог Габриэль де Тард (1843-1904). В книге «Мнение и толпа» (1901) он сравни­вал два социальных образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредото­чены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Г. Тарда, публика — продукт Нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах XVIII в. Однако подлинный рассвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Техничес­кие средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни милли­онов людей могут активно участвовать в политических и культурных собы­тиях, выражать свое мнение.

Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекла­му, обследование рынка, телевизионные кампании в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в

73 Под информационным поводом принято считать событие, которое может заинтересовать читате­ля/зрителя/слушателя того или иного средства массовой информации.

виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.

Французский ученый Густав Лебона (1841 — 1931) видел в толпе разруши­тельную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно, если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (Гитлер). Отли­чительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внуше­ние и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам.

Различают четыре основных типа толпы:

• случайную;

• конвенциональную;

• экспрессивную;

• активную.

Случайной толпой называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные интересы. Таковы очередь в магазине или на автобусной ос­тановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, люди прогулива­ющиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слу­шатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики фут­бола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много об­щего с публикой.

Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распе­вать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать, распевать песни, вставать с места, плясать, обни­маться и т.п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличеству­ющем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 80-е гг. чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили бо­лельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посе­щаемость резко упала.

Экспрессивная толпа в отличие от конвенциальной собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гулянья и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляют собой активную, или агрессивную, толпу. Дру­гой пример: штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для

того, чтобы только принять участие в действии, а не для того, чтобы наблю­дать события или выражать свои чувства.

Коллектив и толпа — два противоположных, полярных типа сообществ Коллектив — высокоорганизованная группа, где каждый хорошо знает дру, друга, где существуют разделение труда и распределение обязанностей, чет­кая дисциплина и исполнительность, есть лидер или руководитель, коман­де которого все подчиняются. Коллектив всегда больше суммы разрознен­ных индивидов. Он дает выигрыш в эффективности конечного результата Толпа скорее отнимает нечто у индивида, нежели дает ему то, чего у него нет в сообществе.

Характеризуя феномен больших скоплений людей, специалисты выяс­нили такую закономерность: чем более многочисленны группы, тем менее ясны их цели. Под эту категорию подпадают сразу три категории субъектов общественного мнения: толпа, масса, публика.

Под массой мы вынуждены понимать любой тип социальных агрегатов большой численности, цели, действия, интересы, социальный состав кото­рых нам заранее не известен. Общественность, которую мы рассмотрим ниже, относится к такому разряду.

Толпа —наиболее опасное по последствием массовое скопление народа

Если в социальной структуре господствующим принципом кодификации поведения людей выступают социальные нормы и культурные обычаи, тс толпа отрицает такой способ конституирования индивидуального бытия освобождая человека от нравственных обязательств и социальных ролей. Тс же самое происходит и с людскими массами. Стоит себе мысленно предста­вить миллионы людей, живущих в одном из нынешних мегаполисов, ска­жем, в Москве, чтобы явить зримый образ открытого множества, выража­ясь математическим языком, т.е. такой совокупности единиц, которая по-

стоянно пополняется, откуда кто-то ежечасно убывает и ежечасно прибы­вает. Множество без начала и конца, без заданных границ, центра и пери­ферии.

Однако масса в отличие от толпы суть разновидность абстрактной общ­ности, которую невозможно локализовать на ограниченной территории. Как только происходит подобное, масса моментально принимает другой категориальный статус. Она превращается в толпу. Толпа болельщиков, возбужденно орущая «Гол!» или «Судью на мыло!», — это тоже масса, но локализованная в заданном пространстве и времени, т.е. на спортивном стадионе во время очередного футбольного матча.

Первоначально масса осмыслялась социологами как толпа, а толпа по­нималась как прорыв иррационального из сферы сознания в сферу соци­ального действия. Новым шагом явилось учение о публике Г. Тарда74. Пуб­лика более рационализирована, но источником ее консолидации является мнение, формируемое публицистикой. Поэтому публика представляет со­бой потенциальную угроза для разума и индивидуальности. В психоанали­зе масса толкуется как устойчивое образование, связанное либидозной свя­зью. В работе 3. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого "Я"75 толпа уже считается дефектом массы. В теории К. Юнга76 масса из чистого влечения превращается в архаические формы организации социума, а мас­совое сознание видится одной из форм мифологического сознания. По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это — вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления.

У Ортеги-и-Гассета массовым становится уже все общество, которое получает взрывоопасный компонент развития, выражающийся в понятии «восстание масс»77. Массовость стала трактоваться не как маргинальный сегмент социальной жизни, а как принцип функционирования современ­ного общества. Это способ социальной организации, характеризующийся уравниванием жизни, формированием одинаковых стандартов поведения, потребления.

Масса как форма всеобщего нивелирования личности становится деми­ургом социальных процессов. Критерий прогресса «максимум счастья для максимума индивидов» как нельзя лучше выражает этос индустриального производства и массового общества. Массовость становится фундаменталь­ной структурой социального порядка. Порядок обслуживает гедонистичес­кие интересы и потребности толпы, публики, абстрактных сообществ. В структуре общественной надстройки на первое место выходит не искус­ство или философия как формы отражения рефлексирующего индивида, а идеология в качестве способа теоретического оформления дум и чаяний со­циальных атомов. Массовое общество превращается в массовую культуру.

74 Тард Г. Личность и толпа. СПб, 1903.

75 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Кн. I. Тбилиси: Мера-
ни, 1991. С. 71-138.

76 Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с англ. М., 1997.

77 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Дегуманизация искусства. М: Радуга, 1991. С. 40-229.

Если раньше люди должны были собираться вместе на митинги или со брания, чтобы получить какую-то информацию, вызывающую у них запа нее рассчитанные эмоции и действия, то теперь читатели газет, радиолу шатели, телезрители получают эту информацию прямо на дому. И невоп, но, часто на подсознательном уровне, реагируют на нее. А здесь неважно кто ты — предприниматель, банкир или пролетарий. Все мы — особая раз' новидность толпы, считает С. Московичи, автор книги «Век толп». За пос­ледние 100 лет европейское общество совершило удивительную эволюцию-из классового, по определению Маркса, оно стало массовым, утверждает Московичи.

Массовый человек оторван от почвы и заброшен в отчужденный мир Образ человека, развиваемый литературой, — это образ социального кон­формиста. Быть конформистом — это значит отказаться от своего «Я» и при­нять иное, желать быть как все. В со­циологии, в том числе у представите­лей Франкфуртской школы78, возни­ кают концепции, рассматривающие индивида как объект манипуляций со стороны властных инстанций. Г. Маркузе, М. Хоркхаймер обращают вни­мание на проблему манипулирования сознанием масс и отдельного чело­века, на негативные процессы появления в массовом масштабе феномена «рафинированного», «одномерного» человека. У Ю. Хабермаса79в 1970— 1980 гг. появляется образ расщепленного, фрагментарного сознания, воп­лощающего расщепленность социального космоса. Общественное мнение в его теории — это инструмент в руках господствующего класса, который всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представле­но в средствах массовой информации80.

Никлас Луман (1927—1998) отрицает наличие какого-либо субъекта общественного мнения. Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и глас­ности обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центре внимания процесса коммуникации. По Луману, все в равной мере являются его субъектами. Однако приверженцы одного мне­ния отличаются от приверженцев другого тематическим интересом, т.е. со­средоточением внимания в данное время на данной теме общественного дискурса81.

Общественное мнение трактуется как медиатор между массой и элитой, поскольку прямое обращение элиты к массе становится невозможным-Индивидуальное мнение — всего лишь голос из хора, которым дирижирует

78 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

79 Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Bd. I—II. Frankfurt am Mein, 1981.

80 Угринович Е.А. Общественное мнение // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Гриианов-
В.Л. Абушенко, Г.М. Емелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003
С. 663.

81 Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. М.: Социо-Логос, 1991-
Луман Н. Что такое коммуникация: Пер с нем. // Социологический журнал. 1995. № 3; Луман "■
Теория общества // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999; Луман И. Власть / Пер. с нем-
А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001.

целый сонм институтов, начиная с правительственных организаций и по­лиции, кончая СМИ и политическими партиями. Массовое сознание из неразвитого и поверхностного образования становится ложным сознанием. Отчуждение превращается в единственную перспективу бытия, доступную «расколотому» сознанию людей. Оно господствует над всеми как аноним­ная тотальность. На передний план в списке упорядочивающих механизмов общественного мнения выступают миф и мифотворчество. Массовое созна­ние становится калейдоскопом поверхностных мнений. Индивидуальное сознание рядовых граждан, в отличие от специализированных и высокоин­теллектуальных форм репрезентации элиты, в том числе научной, оказы­вается сознанием профанным. Они адресаты, а не акторы в символическом поле культуры. Им предлагается набор культурных стратегий, а адресату остается только выбрать — нажать нужную кнопку на пульте управления. И вот по телевидению крутятся бесконечные сериалы, детективы, трилле­ры. Массовое искусство никого ничему не учит, оно лишь развлекает, от­влекает и увлекает. На его периферии и как его результат рождается амораль­ное сознание. Мифосознание активно забывает историю, а масса, по выра­жению М. Вебера, думает лишь до послезавтра.

Теоретическое положение об унификации мнений в современном обще­стве эмпирически подтвердила в своих исследованиях социолог Э. Ноэль-Нойман82. По ее мнению, представитель меньшинства молчит и не выска­зывает свои взгляды, представитель большинства защищает свои взгляды Другими словами психологическое ощущение человека в толпе — это при­ведение его, хотя бы временно, на позицию большинства, что резко повы­шает его коммуникативную активность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.