Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнь как театр




В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементар­ных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встре­чаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, про­пускаем вперед женщин, детей и пожилых людей, и т.п. Все это — акты со­циального взаимодействия.

Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохоже­го, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая проис­шедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух боль­ших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, на­против, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и го­рода созданы для людей, но не машин.

В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое выясняют не личные отношения, основанные на симпатии

же представление о «другом»; у Л представление о 6-6" и у 6 представление об А-А". Взаимодей­ствие в коммуникативном процессе осуществля­ется так: А говорит в качестве А', обращаясь к Б". Б реагирует в качестве 6' на А". Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни 6 не знают, что имеются несовпадающие с объективной реаль­ностью А', Б', А" и Б", при этом между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А-А'-А" и Б-б'-Б".

Значение этого совпадения легко показать на примере взаимодействия оратора с аудиторией. Если оратор {А) имеет неверное представление о себе (А'), о слушателях (Б") и, главное, о том, как его воспринимают слушатели (А"), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключе­но и, следовательно, взаимодействие тоже. Всякое восприятие в то же время есть и опреде­ленное взаимодействие двух участников: оцени-


вание друг друга и изменение каких-то характе­ристик друг друга благодаря самому факту сво­его присутствия. В первом случае взаимодей­ствие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится по­строить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. Интер­претация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обы­денной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого чело­века. Тогда они начинают приписывать друг дру­гу как причины поведения, так и образцы пове­дения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа соб­ственных мотивов в аналогичной ситуации.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 106-107.

или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как облада тели социальных статусов, которые определены обществом.

Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде ил видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы значения: предназначение такого территориального поселения, как город" нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и щ Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодей ствия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не зна чит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, на­зываемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обя­занностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Вступая в социальное взаимодействие, мы делаем это с определенным намерением, например, обмануть, отделаться, привести в замешательство ввести в заблуждение, вызвать вражду, нанести оскорбление. Наше намере­ние как бы задает интенциональность будущего акта общения, т.е. направ­ленность, генеральную стратегию и тон. Мы выстраиваем общение или дей­ствие с другим человеком — любовником, соперником, соседом, начальни­ком — в зависимости от этого намерения. Это тот замысел, та общая идея, которая определяет детали и последовательность сцен в сценарии происхо­дящего взаимодействия.

Человек не пишет заранее сценарий каждого конкретного акта взаимо­действия. Это невозможно и не нужно. Их чрезвычайно много, и подгото­виться к каждому практически нельзя. Заранее мы готовим скорее подмос­тки будущего представления, т.е. создаем такие объективные условия, ко­торые позволили бы ходу пьесы протекать в максимально выгодном для нас направлении.

В таком случае вся жизнь превращается в сценические подмостки и по­стоянные репетиции. Мы продвигаемся по службе и повышаем свой ста­тус для того, чтобы любой акт соци­ального взаимодействия вести с более благоприятной для себя диспозиции. Всеми силами мы стремимся произ­вести на окружающих благоприятное впечатление, нередко выдумывая то, чего в действительности нет. Девуш­ки рассказывают знакомым о бесчисленных толпах ухажеров, офицеры — о страшных битвах, в которых им довелось участвовать, чиновники — о влиятельных покровителях, с которыми они якобы дружат. Подобная пре­амбула перед общением или взаимодействием с другим человеком ставит вас на ступенечку выше, дает определенные преимущества в разговоре. Он подает себя таким образом, чтобы окружающие, составив о нем выгодное для него мнение, добровольно начали действовать в соответствии с его пла­нами.

Различные социологические направления по-своему пытались объяс­нить природу и механизм социального взаимодействия. Особенно упорные попытки предприняла понимающая социология. И неудивительно, по­скольку «социология близкодействия» — это как раз то, на чем она специ­ализируется.

Эрвин Гоффман, представитель социальной драматургии, изобразил реальное поведение людей так, будто оно происходит на театральных под­мостках. Несмотря на проблематиченость подобной параллели, ему удалось многое выяснить в его механизме.

Гоффман сравнивает человека с актером, исполняющим в каждой конк­ретной ситуации предназначенную ему режиссерским замыслом роль: «Мир — словно театральные подмостки, где на всем протяжении отпущен­ного нам времени мы движемся в плену наших чувств и мыслей, перетирая каждый наш час»2.

Коммуникация — это не только взаимодействие лицом к лицу, не толь­ко форма межличностного общения, но также способ познания социальной реальности, благодаря которому человек открывает себя и других для самого себя. Общение представляет собой не только перцептивное поле, на кото­ром мы присматриваемся, принюхиваемся, вживаемся, вслушиваемся в партнера, но и театральную сцену, к выходу на которую мы внутренне при­хорашиваемся, подтягиваемся, приготавливая все самое лучшее в себе, по­вторяя не раз проговоренные реплики, жесты, мимику. Действительно, сколько раз каждый из нас ловил себя на этом в повседневной жизни? Опаз­дывая с вечеринки домой и готовясь встретить недоброжелательный взгляд матери, жены или тещи, мы проговариваем про себя заготовленный текст, репетируем жесты и мимику, проверяем прочность аргументации и убеди­тельность доводов.

Подобно тому как в театральной пьесе приготовлены реплики в сторо­ну — фразы, которые произносятся только для зрителей и которые по за­мыслу не должен слышать главный герой пьесы, — в жизни мы часть тек­ста «закрываем» от посторонних, маскируя его особыми кодами и символа­ми. Дамы обсуждают поведение кавалеров, но при их появлении они либо замолкают, либо заводят разговор о чем-то другом. Иносказания родителей в присутствии детей, разговор на французском в присутствии слуг, даже ми­мическое общение влюбленных на понятном только им языке — все это на­поминает нам огромный театр, но тем не менее составляет неотъемлемую часть повседневного взаимодействия людей.

Но кое-чем театр жизни отличается от литературного театра. В жизни взаимодействие не разыгрывается по сценарию. Оно происходит всерьез. И первым правилом реального интерактивного акта становится уважение к себе и другим. Взаимодействуя с другими, конфликтуя, беседуя, покупая или продавая, останавливая такси, провожая девушку, помогая старушке, от­вечая на экзамене, человек не только защищает предлагаемый публике об­раз самого себя, но стремится поддержать высокую репутацию партнеров. Малейшее покушение на нее оборачивается немедленным конфликтом или дискомфортом. Оказывается, человек очень чувствителен к тому идеально­му образу себя, который ему удалось создать у окружающих. Благородный дворянин готов отдать свою жизнь за незначительное оскорбление чести или даже попытку сделать подобное.

Кравченко Е.И. Творя и познавая себя... (Социальная драматургия Эрвина Гоффмана) // Социс. 1993. № 11. С. 58—66; Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. N.Y., 1974. P. 1.

Когда в интерактивном акте участвуют несколько человек, а достоин­ство одного из них было оскорблено, то, во-первых, все другие начинают чувствовать себя неловко, так, будто оскорбили их самих или они участво­вали в оскорблении, во-вторых, большинство стремятся как-то сгладить ситуацию, поддержать обиженного, осудить обидчика, предпринять иные меры, предписанные правилами этикета. Ощущение общего дискомфоп. та в подобной ситуации называется замешательством, чувством неловко­сти. В экстремальной ситуации оно может сопровождаться известной пси­хофизиологической реакцией — покраснением. Чувство стыда и присущее ему покраснение — чисто человеческая реакция на неловкость, несвой­ственная другим животным. Человек краснеет от стыда, а обезьяна — от возбуждения.

Экстремальные ситуации, подобные только что описанной, играют в социальном взаимодействии роль творческого катализатора. По мнению Э. Гоффмана, в ситуациях замешательства, конфликта, недоразумения, спо­ра, негодования и т.п., когда нарушается привычная логика поведения и у человека исчерпывается запас готовых решений, перед ним открывается

Взаимодейятвие людейочень тонкая сфера. Каждый может обидеть «маленького человека»

творческий горизонт проявить свою неординарность. Он вынужден искать новые решения, его поведение становится эластичным, нерутинным. Вы­ход из ситуации превращается в научную лабораторию, в которой развора­чивается поиск новых форм и способов поведения, где активизируются дремлющие в человеке творческие силы.

Экстремальные ситуации, обнажающие инновационные способности человека, обычно перетекают в пограничные ситуации, описанные еще экзистенциализмом. В них шансы выжить и умереть делятся поровну. От­сюда их острота, вызывающая у участников таких событий холодок по спи­не. В пограничных ситуациях все слишком всерьез, речь идет о выживании

или о прекращении существования. Именно на таких изломах обнажается подлинная сущность человека, все, на что он способен. Проверяются даже не его физические, а его духовные качества: способен ли он бросить мать, жену или детей ради карьеры, любовных утех, денег; способен ли он пре­дать друга или не оказать помощь, когда его об этом просят.

Социальное взаимодействие такого рода в обыденной жизни встречает­ся крайне редко. Наше существование наполнено рутинными взаимодей­ствиями, которые выполняются по заведенному социальному ритуалу: надо утром вставать, чистить зубы, завтракать, собираться на работу, провожать ребенка в школу, здороваться с соседями и т.п.

Уставшему от однообразной рутины повседневных взаимодействий че­ловеку в глубине души всегда хочется необычных приключений и роман­тики. Однако наша урбанизированная действительность предоставить их не может. И тогда на свет является «замещающая активность» — сопережива­ние зрителя с героями ковбойского фильма, детективного романа, «круто­го» боевика. Будучи зрителем, индивид компенсирует то, чего недостает ему в реальности. Мнимое участие в спортивном зрелище или захватывающем поединке также повышает давление и увеличивает количество адреналина в крови, как и реальное действие. Увлекшись детективным сюжетом кино­фильма, человек испытывает эмоции, близкие тем, которые переживает участник настоящего приключения.

Современная индустрия развлечений выпускает миллиардами копий телевизионные сериалы, триллеры, боевики, «ужастики» и прочие произ­ведения, которые создают новую реальность человеческого взаимодействия. Погружение в искусственный мир позволяет человеку без особого напря­жения, проявления силы воли и накала страстей почувствовать себя супер­меном, защитником слабых и обездоленных, возлюбленным королевы и т.д. Человек проживает воображаемую жизнь, и вместо реального жизненного опыта у него формируется «замещающий опыт». Но в замещающей актив­ности снимается проблема выбора в пограничной ситуации. Здесь нет борь­бы на жизнь или на смерть, здесь нет реального риска, а значит, нет насто­ящей мобилизации инновационного потенциала личности. Наш кругозор, быть может, и расширяется, но наш духовный опыт вряд ли обогащается. И когда перед индивидом возникают реальные трудности, когда он в самом деле попадает в экстремальные ситуации, как знать, не захочет ли он уйти от них в вымышленный мир, будет ли он к ним готов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.