Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческое значение термина




Досуг и отдых являются составной частью повседневного образа жизни людей. Досуг и расслабление или отдых — понятия, которые тесно связаны друг с другом. В свободное от работы время люди стремятся просто отдох­нуть, расслабиться. Правда, расслабление одни понимают как танцы или игру на баяне, а другие — как праздное застолье.

И раньше расслаблялись по-разному, но в основном через искусство: шаманские завывания, пение эскимосов, жестокие побоища у племени ку-акиутлак при обмене подарками во время потлача, игры в лапту и мяч у индейцев Северной и Центральной Америки, ритмически и музыкально насыщенные танцы африканцев.

На производственный поток поставили отдых и расслабление греки и римляне. Римская империя — это страна с 100-миллионным населением и 2-миллионной столицей. Все игры и развлечения носили массовый харак­тер. Цирк Максима вмещал 400 тыс., Колизей — 90 тыс. зрителей. Народ требовал хлеба и зрелищ. Игры гладиаторов, морские сражения в искусст­венных озерах, гонки на колесницах — это и есть массовое шоу в современ­ном понимании. Правда, выглядело оно кровожадным, грубым и жестоким.

В Средневековье не было массовых зрелищ, выполняющих функцию отдыха. Они появились в XIX в., прежде всего в США. В эту эпоху, описан-

3 Кенум А. Досуг в развивающихся странах: Дагомея // Культуры — диалог народов мира. 1986. № I ■ С. 36-53.

ную Ч. Диккенсом, люди жили мало, работали по 12—14 ч, обычным являл­ся тяжелый детский труд. Оставшееся от работы время было посвящено удовлетворению главным образом биологических потребностей: сон, гиги­енические надобности, секс, еда, питье. Раньше досуг являлся привилеги­ей меньшинства, а сегодня он доступен буквально всем.

Оказывается, каждая историческая эпоха и каждый народ вкладывали в досуг свое понимание4. Для греков досуг означал одно, для деятелей Ренес­санса или Просвещения — другое, для нынешних американцев — третье, для первобытного племени — четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, посколь­ку первые, в короткое время удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избрали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, по­скольку творчески работать мог свободный гражданин, но не раб, а наша цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральное™ расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд вторичен, у нас — все наоборот.

Римляне отошли от идеальных представлений о досуге греков как про­странстве для гармоничного — физического и умственного — развития лич­ности. В латинском досуг описывался через понятие otium, а бизнес — через negotium. А это значит, что досуг — это <нечто позитивное, а работа, бизнес и

вообще всякое дело ради денег — не­гативное. Римляне еще больше закре­ пили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитив­ное за досугом. Досуг стал рассматри­ваться как время, свободное от работы. Средневековые христиане сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный харак­тер созерцания, с другой — придавали вторичное значение досугу, а первич­ное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность — враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица осваивавшие новые земли, создававшие монас­тырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд благом, а лень грехом.

Таким образом, после римлян средневековые христиане сделали второй шаг в сторону от греческого идеала досуга. Затем последовали Ренессанс и Просвещение с их верой в разум и технический прогресс, далее наступила индустриальная эпоха, видевшая в труде здоровое начало и возможность са­мореализации человека. Закончилась эволюция пересмотром ценности экономической деятельности и признанием ее не только и не столько сред­ством поддержания жизни, сколько самоцелью. Из средства труд стал це­лью. Протестанты переоценивали роль труда и недооценивали роль досуга. Но дальше всех пошли ранние американцы, отрицательно относившиеся к досугу.

' Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 18-24.

Досуг — время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей. Количество свободного времени постоянно увеличивается-с менее чем 1 тыс. ч в год в доиндустриальных обществах до 4 тыс. ч в год в современных индустриальных странах. Рабочее время составляет около 40 ч в неделю. Именно с этой тенденцией связаны быстрые темпы роста индус­трии досуга, обеспечивающей различные способы его проведения, суще­ственно различающиеся по разным основаниям: полу, классовой принад­лежности, возрасту, доходу и т.п. Так, жизнь молодежи и пенсионеров орга­низована главным образом вокруг досуга; у женщин свободного времени меньше, чем у мужчин; мужчины проводят больше свободного времени вне дома, чем женщины, и т.д. В значительной мере формы досуга обусловле­ны культурой массового потребления. Но есть и тенденции, позволяющие рассматривать определенные формы досуга как сферу растущего сопротив­ления стандартизации и рыночным отношениям.

В 50-х гг. появились концепции «общества досуга», «посттрудового об­щества». В них современное общество рассматривается как общество, в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение: сокраще­ние рабочего времени ведет к возрастанию роли досуга, который займет то место, которое в прошлом занимал труд, станет главным жизненным инте­ресом и главным основанием идентичности человека.

По мнению Т. Кэндо5, мы живем в постиндустриальном обществе и яв­ляемся свидетелями нового поворота в оценке труда и досуга. Досуг вышел, как и у греков, на первое место. Место бережливости и экономии заняло безудержное потребительство — консюмеризм (consumerism). Центром жиз­ни для американцев стал дом, а не работа. Появляется все больше видов надомного труда, связанных с частичной занятостью, компьютерами, ин­теллектуальной работой. Постиндустриальное обществе вернулось к арис­тотелевским представлениям о досуге как самой ценной деятельности сво­бодного человека, сфере созерцания и мудрствования. В ряду главных прав человека все больше признается право на достойный и полноценный отдых.

Итак, эволюция понимания досуга шла от греков, видевших в нем духов­ный идеал, к Риму, Средневековью и индустриальному обществу, для кото­рых досуг выступал сначала разновидностью праздности, затем потерей времени и наконец грехом. Нынешняя цивилизация считает досуг видом рекреации, поскольку благодаря спорту разглядела в нем полезные момен­ты, укрепляющие здоровье и дух. Это одновременно культурное и утилитар­ное измерение досуга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.