Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расширение группы и развитие индивидуальности 2 страница




Французская революция своею связью с Руссо обнаруживает, как легко признание метафизического значения личности приводит к пренебреже­нию ее реальным значением и как вследствие этого страдает и социализа­ция, отправляющаяся от первого. Если мы снова обратимся к отношению между индивидуализмом и космополитизмом, то первый часто представ­ляется в этическом отношении эгоизмом, в особенности там, где уже рас­пались узы патриотических убеждений, которые хотя и приковывают от­дельного человека к меньшему кругу, чем космополитизм, но зато пред­ставляют более сильный противовес для эгоизма. Уже у киников обнаруживается подобное соотношение между космополитизмом и эго­измом, поскольку они исключают промежуточное звено — патриотизм, который требуется для большинства людей, чтобы склонить эгоизм в сто­рону альтруизма. Если, с другой стороны, классическая философия и после Аристотеля часто не приходит еще к точному определению понятия лич­ности, если понятие разума довольно часто оказывается в ней либо самым общим мировым разумом, либо чисто личной способностью мышления, то это является, конечно, следствием привычки мышления, связанной с более узким государственным кругом как чем-то средним между наибо­лее общим и наиболее личным.

Применимость к этическим отношениям этой формулы о корреляции между усилением индивидуального и увеличением социальной группы можно продемонстрировать далее и следующим образом. Пока хозяйствен­ное или иное производство совершается внутри более узкого круга, так что творцу более или менее известна его публика, неизбежная психологическая ассоциация между трудом и теми лицами, для которых он предназначен, часто будет препятствовать, во-первых, живому интересу к самой вещи и ее объективному совершенству, каким бы случайным и субъективно опреде­ленным потребностям она ни служила, а во-вторых, — и чистому эгоизму, заинтересованному только ценой своего труда, а совсем не тем, кто запла­тит эту цену. Однако и тому и другому будет благоприятствовать расшире­ние того круга, на который ориентирован труд. Подобно тому как в облас­ти теоретической объективной истиной оказывается то, что является исти­ной для рода, в чем (если отвлечься от преходящих психологических помех) род должен позволить себя убедить, так идеалы и интересы являются для нас объективными постольку, поскольку они значимы для самого большого круга заинтересованных; все субъективное, одностороннее устраняется из них благодаря тому, что обращаются они к возможно большему числу субъектов, где отдельный человек как таковой исчезает, а сознание возвра­щается к самому делу. Я не считаю слишком смелым истолкование так на­зываемого объективного, безличного, идеального интереса в том смысле, что он возник из максимума сливающихся в нем интересов; отсюда — его ха­рактер: просветленный, видимым образом возвышающийся над всем лич­ным. Поэтому можно также показать, что те виды деятельности, в которых чаще всего обнаруживается самое основательное и бескорыстное углубление в свою задачу и полная самоотдача делу (т.е. проблемы науки, искусства, великие нравственные и практические проблемы), в отношении своего воз­действия ориентированы на самую широкую публику. Если, например, го­ворят, что наукой следует заниматься не ради ее полезности или вообще не ради каких-нибудь «целей», но ради нее самой, то это может быть лишь

неточным выражением, потому что деятельность, от результатов которой люди не чувствовали бы ни выгоды, ни пользы, была бы не идеальной, а бессмысленной; это может означать только психологическое уплотнение парализующих друг друга бесчисленных отдельных интересов, в противо­положность чему преследование интересов более узкого круга, познаваемых и осознаваемых по отдельности, выступает как полезность или целесооб­разность кат г£,о%цч4. Итак, мы видим здесь, что отношение к самому ши­рокому кругу может, правда, вывести человека за пределы индивидуально­го эгоизма, однако же устраняет сознание подлинной социальной целесо­образности, которое скорее свойственно деятельности ради более узкой группы; с другой стороны, именно в области хозяйственного производства ослабление социального сознания по мере расширения социального круга приводит к совершенному эгоизму. Чем меньше знает производитель сво­их потребителей, тем более исключительно его интерес направлен только на величину вознаграждения, которое он может получить от них; чем без-личнее и бескачественнее выступает для него публика, тем более соответ­ствует этому исключительная ориентация на бескачественный результат труда — деньги; если не принимать во внимание тех высших сфер, где энер­гия труда происходит из абстрактного идеализма, то работник будет вкла­дывать в труд тем больше личности и нравственного интереса, чем более знаком ему лично и чем ближе стоит к нему круг его покупателей, как это бывает только при малом количестве отношений. С увеличением размеров группы, для которой он работает, с увеличением безразличия, с которым он только и может к ней относиться, отпадает множество моментов, ограни­чивающих хозяйственный эгоизм. Человеческая природа и человеческие связи во многом устроены таким образом, что как только отношения инди­вида по своему объему превышают определенную величину, он тем более сосредоточивается на самом себе.

Продолжив этическое рассмотрение еще дальше в область индивидуаль­ного и социального, мы обнаруживаем, что установленная нами корреля­ция значима и в самых крайних точках того и другого. То, что называют долгом5 по отношению к самому себе, как в смысле предписания, так и в смысле запрещения, есть то же самое, что, с другой стороны, обычно счи­тается достоинством и долгом «человека вообще». Самосохранение, само­обладание, истинное чувство собственного достоинства, усовершенствова­ние собственной личности — все это обязанности, которые, по крайней мере в этой абстрактной форме, отрицают любую особенную связь с более узким социальным кругом, налагающим на нас в других случаях — в разных мес­тах по-разному — обязанности особого характера. Они не только значимы при всех возможных отношениях, но их телеологическое определение рас­пространяется и на самые широкие и общие круги, с которыми мы вообще приходим и можем прийти в соприкосновение. Мы должны исполнять та­кие обязанности перед самими собой не как люди, принадлежащие к тому или иному кругу, но как люди вообще; и нет никакого сомнения в том, что

4 По преимуществу (греч.).

5 Не во всех случаях, когда у Зиммеля речь идет о долге (Pflichi), можно было использовать это
слово соответственно русскому словоупотреблению (в частности, во множественном числе). Вме­
сто этого далее также предлагается равноправный (но не равноценный) перевод: «обязанности». —
Прим. ред.

то общечеловеческое, которое налагает на нас эти обязанности, представ­ляет собой только более широкий социальный круг в противоположность более узкому, требующему от нас деяний более непосредственных, более определенных по отношению к третьим лицам. Именно потому, что долг привычно всегда считается обязанностью по отношению к кому-либо, его понимают как обязанность по отношению к самим себе, если это ощуще­ние долга непосредственно не связывается с другими людьми. Более широ­кий и концентрированный родовой опыт сообщил этим обязанностям пол­ное нравственное достоинство, одновременно отодвинув за горизонт созна­ния, вследствие широты круга и ввиду множества сходившихся в них интересов и целей, все их отдельные телеологические отношения, причем сумел обратить сознание, искавшее цель, объект для чувства долга, к само­му себе, так что именно долг по отношению к самой большой общности кажется нам долгом по отношению к своему самому подлинному «Я».

Дается с сокращениями по источнику: Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созер­цание жизни. М.: Юрист, 1996. С. 322—348.

СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ

Авторитарный — основанный на личной власти, личной диктатуре.

Агрессия — действие или поведение, нацеленные на причинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту.

Акселерация — ускорение физического развития детей и подростков.

Аксиология — учение о ценностях.

Акторы — субъекты действия.

Аллель — один из нескольких вариантов гена, которые могут находиться в дан­ном локусе хромосомы.

Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей.

Антропогенез — становление человека.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Ассоциация — психологическая связь между двумя или несколькими образами, мыслями, чувствами.

Атавизмы (от лат. атавус — предок) — появление у потомка признаков, свой­ственных их отдаленным предкам (например, густой волосяной покров тела).

Бигмены — зажиточные члены земледельческой общины.

Бипедия — двуногое хождение.

Бихевиоризм — направление в психологии XX в., считающее предметом пси­хологии поведение, которое понимается как совокупность физиологичес­ких реакций индивида на внешние стимулы.

Витализм — течение в биологии, признающее наличие в организмах немате­риальной сверхъестественной силы («жизненная сила», «душа», «архей» и др.), управляющей жизненными явлениями.

Вождество — зрелая стадия первобытной общины с вождем и бигменами во главе.

Гастарбайтеры — иностранные рабочие.

Гедонизм — система философских представлений о том, что наслаждение вы­ступает высшей целью и основным мотивом человеческого поведения.

Тендер — социальный пол.

Генотип — совокупность всех генов данного организма.

Гештальт — психическая структура как целостное образование, состоящее из различных элементов, воспринимаемых не как простая их сумма, а как еди­ное целое.

Глобализм — доктрина распространения либеральных свобод не только на от­дельные страны, но и на все мировое сообщество.

Гомеостазис — поддержание стабильного равновесия в организме или сверхор­ганизме.

Гоминиды — самое высокоорганизованное семейство человекообразных при­матов, которое включает и человека, и его предшественников.

Гоминизация (от лат. homo — человек) — процесс очеловечения: обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникно­вения вида человека разумного.

Гоминоид (гоминид) — главная ветвь приматов, обособившаяся в олигоцене, включает гиббонов, человекообразных обезьян и человека.

Грацилизация — утончение покровных костей черепной коробки.

Двуногая локомоция — прямохождение, передвижение приматов на двух конеч­ностях.

Демонстративный — намеренно показной, выпячивающий жест или поступок.

Деперсонализация — изменение восприятия самого себя.

Дереализация — изменение восприятия окружающей обстановки.

Деспотизм (от греч. despoteia — неограниченная власть) — форма самодержав­ной неограниченной власти на Востоке.

Детерминированность — причинная обусловленность событий.

Диплоид (от греч. diploos — двойной и eidos — вид) — клетка или особь с двумя гомологичными наборами хромосом.

Дисконтинуитет — наличие резкого скачка («цезуры») при переходе от антич­ности к Средневековью.

Дискурс — публичный или личный разговор, законченный, целостный текст устной или письменной речи, процесс языковой деятельности; стиль, ма­нера или способ говорения.

Диспозиция — предрасположенность индивида к определенному типу поведе­ния в той или иной ситуации.

Доместикация (одомашнивание) — процесс превращения диких животных в домашних.

Досуг — деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосо­вершенствования или достижения иных целей по собственному выбору.

Естественный отбор — процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.

Жизненный цикл семьи — последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования до мо­мента прекращения ее существования.

«Зеркальное Я» — теория Ч. Кули о том, что общество служит своеобразным зеркалом, в которое смотрится каждый человек и благодаря этому коррек­тирует свое поведение.

Зинджантроп — ранний представитель австралопитеков, жил около 1,75 млн лет назад.

«Значимые другие» — по Дж.Г. Миду — родители, учителя, товарищи и другие люди, играющие решающую роль в процессе первичной социализации ре­бенка и интернализации им окружающего социального мира.

«Идеальное Я» — тип личности, которой хотел бы уподобиться данный инди­вид.

Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку.

Идентичность, идентификация с ролью — отождествление исполнителя со сво­ей ролью.

Изменчивость — разнообразие признаков и свойств у особей и групп особей любой степени родства.

Имперсональность — безличность, отсутствие какого бы то ни было личного начала, субъективности.

Инбридинг — скрещивание близкородственных особей в пределах одной попу­ляции.

Индустрия (в археологии) — совокупность одинаковых по форме и технике орудий труда, изготовленных первобытным человеком.

Инкорпорированный — обретший носителя, тело; интегрированный в субстрат (о свойстве).

Интенциональность — направленность на предмет.

Интеракционизм — направление социальной психологии, рассматривающее социальное взаимодействие как непосредственную межличностную комму­никацию, важнейшей особенностью которой признается способность че­ловека принимать роль другого человека.

Интеракция — взаимодействие.

Интерес — положительная эмоциональная направленность (установка, ориен­тация) к чему-либо или к кому-либо.

Интернализация — процесс изучения, восприятия и освоения индивидом или группой людей обязательных социальных ценностей, норм, установок и сте­реотипов, способствующих их переводу на «внутренний» уровень.

Интерналы — люди, интерпретирующие значимые события как результат соб­ственных усилий.

Интроверты — обращенные на себя.

Инфантильность — невзрослость, детскость.

Инцест (кровосмешение) — брачно-половые отношения между ближайшими родственниками (отцом и дочерью, матерью и сыном, родными братом и сестрой).

Ископаемые переходные формы — формы организмов, сочетающие в себе при­знаки более старых и более молодых групп.

Классический капитализм — социально-экономическая характеристика (обоб­щенная модель) Англии 1780—1870 гг.

Когнитивизм — методологический принцип, согласно которому сознание (дух, психика) можно без остатка свести к знанию и познанию.

Комплекс — система взаимосвязанных сознательных и бессознательных идей и чувств, оказывающих динамическое воздействие на поведение.

Континуитет — непрерывное эволюционное развитие при переходе от антич­ности к Средневековью.

Конформизм — податливость личности реальному или воображаемому давле­нию группы, проявляется в изменении поведения и установок в соответ­ствии с ранее не разделяемой позицией большинства.

Конформность — склонность индивида усваивать нормы, привычки и ценнос­ти, изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других.

Креационизм — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Ксенофобия — ненависть ко всему «чужому».

Легизм (legisme, legalism) — принятое в западной науке обозначение школы фа цзя — «законников», одного из основных направлений древнекитайской этико-политической мысли.

Лидер — самый авторитетный член малой группы.

Лидеры общественного мнения — наиболее активные выразители коллективной воли (общественного мнения) населения (народа).

Маркетинг — организация сбыта и производства новой продукции, изучение спроса, потребительского рынка.

Матриархат — одна из форм общественного устройства раннего периода пер­вобытно-общинного строя при руководящей роли женщины.

Ментальность — особенности психического склада и мировоззрения членов этноса.

Моизм — этико-политическое учение, основатель — Мо Цзы (Мо Ди) (около 486—376 гг. до н.э.). Для его учения характерен призыв о всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами.

Монофилия — происхождение от одного предка.

Мотивация — относительно стабильная система мотивов, определяющих по­ведение субъекта.

Народность — историческая общность людей, возникшая при распаде родоп-леменных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.