КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Добренькое В.И., Кравченко А.И. Том 7 Человек. Индивид. Личность
Д55 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ИНФРА-М Москва ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко Том 7 Человек. Индивид. Личность В пятнадцати томах Фундаментальная социология Оригинал-макет подготовлен в Издательском Доме «ИНФРА-М» ЛР№ 070824 от 21.01.93. Сдано в набор 11.10.2004. Подписано в печать 17.02.2005. Формат 70x100/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Newton». Печать офсетная. Усл. печ. л. 77,4. Уч.-изд. л. 92,16. Тираж 3000 экз. Заказ 6518. Цена свободная. Издательский Дом «ИНФРА-М» 127214, Москва, Дмитровское ш., 107. Тел.: (095)485-71-77. Факс: (095)485-53-18. E-mail: [email protected] http: //www. i n fra - m. ru Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93. В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ТОМ VIII СОЦИАЛИЗАЦИЯ
И ОБРАЗОВАНИЕ УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8: Социализация и образование. — М.: ИНФРА-М, 2005. - 1040 с: ил. ISBN 5-16-002423-9 (т. 8) ISBN 5-16-001547-7 Восьмой том 15-томной «Фундаментальной социологии» посвящен проблемам социализации и образования. Рассматриваются агенты, функции и виды социализации, одного из важнейших процессов формирования человеческого общества. Отмечается особая роль первичных и вторичных агентов социализации, место родителей и родительства в этом процессе. Достаточное место уделено ровесникам, друзьям и товарищам по социализации. Внимательно рассмотрена роль животных как социализаюров, а также проблемы одиночества и социальной изоляции. Много места уделено истории университетов и школы с древнейших времен до современности. Том завершается анализом социального действия, представлением его теоретиков, рассмотрением мотивации достижения, типологией социального действия и разных форм поведения.
Книга представляет несомненный интерес для студентов, аспирантов и преподавателей социалогических факультетов и кафедр, ученых-исследователей, а также может быть полезной всем, кто интересуется социологической наукой. УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 ISBN 5-16-002423-9 (т. 8) ISBN 5-16-001547-7 © Добренькое В.И., Кравченко А.И., 2005 ПРЕДИСЛОВИЕ Термин «социализация», впервые появившийся в работе Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887), но вошедший в широкий научный обиход социологов в 1940-е гг. (благодаря работам А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Коль-мана, А. Бандуры, В. Уолтерса), сегодня не сходит со страниц мировой литературы — академической, научно-популярной, педагогической и публицистической1. Проблема социализации считается ныне одной из важнейших среди социальных наук, хотя ею преимущественно занимаются психологи и педагоги. К сожалению, ни одного фундаментального социологического труда, охватывающего все или большинство сторон этого сложнейшего феномена, к настоящему моменту не подготовлено. Можно говорить лишь об отдельных брошюрах, статьях или разделах в книге. Будто бы между социологами существует неявный сговор считать социализацию чем-то само собой разумеющимся, не заслуживающим отдельного и обстоятельного разговора. В предыдущих томах мы рассмотрели вопросы, логическим продолжением которых стал этот, восьмой, том. Действительно, в четвертом томе нам необходимо было проанализировать главный предмет социологической науки — общество в его статике и динамике. Он положил начало сегодняшнему разговору. В пятом томе мы обратились к внутренней «начинке» общества, т.е. его социальной структуре. Для социализации это уже не общий фон, на котором она происходит, и не просто социальный топос, где этот процесс можно наблюдать, а конкретные рамки, задающие структуру, агентов и институты социализации, в том числе слои, группы и классы, семью и образование.
Когда мы перешли к шестому тому, где излагались социальные деформации, мы как бы предупредили читателя: социализация — не однолинейно разворачивающийся и плавно протекающий процесс во времени и пространстве. Напротив, ему свойственны отклонения, нарушения и искажения, причины и природу которых надо искать скорее в самом обществе, нежели в человеке, который выковывается историей по образу и подобию этого самого общества. Наконец, предыдущий, седьмой, том непосредственно подвел нас к той черте, за которой только один путь — к социализации. Ведь мы касались святая святых социологии (да и не только социологии), самого человека, который и выступает главным героем той пьесы, о которой повествует восьмой том. Несомненно, три базовые категории, которым посвящен этот том, а именно социализация, образование и воспитание, каким-то образом связаны друг с другом. Но каким? На первый взгляд — чисто ассоциативно. Они относятся к одному тематическому полю и могут с разных сторон освещать одно и то же явление, название которому человечество еще не придумало. А может быть, между ними существует какая-то более глубокая и, если хотите, более структурированная связь. Скажем так, образование — это инсти- Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х гг. прошлого века. Первоначально эта проблема начала разрабатываться философами, социологами в русле критического анализа зарубежных концепций. V ijununajmnaa фи^мй шцналшацни. ДСИ1; 1 ЬИтеЛЬНО, В Какую еще ЖеСТКуЮ форму можно отлить такой расплывчатый и неуловимый материал, каким является социализация? У образования необходимые кристаллы есть — школы, институты, университеты, учебники, программы и т.п. У социализации ничего похожего нет, да и не было никогда. Воспитание напоминает некий камерный способ выражения социализации, протекающий чуть ли не в интимной, во всяком случае, обязательно доверительной обстановке: неспешная беседа учителя с учеником, разговор отца или матери с ребенком. По сравнению с двумя первыми категориями эта третья напоминает скорее архитектуру малых форм, украшающих не столько площади и монументальные здания, сколько уютные дворики и загородные дачи.
И вовсе не случайно П. Бергер и Т. Лукман увязали социализацию не только с институциализацией, но еще и с легитимацией. Казалось бы, ну уж это понятие сюда никак не вписывается. Ан нет. Дело в том, что легитимация — это придание чему-то или кому-то законного статуса, формального признания со стороны общества. Вы изобрели оригинальную систему воспитания младенцев, но вас никто не признал, т.е. не проверили эксперты, не апробировали на других объектах, не дали заключения. Но если все это проделано, вам выдают лицензию — документ о признании вашей системы в качестве общественного факта, надежного и научно подтвержденного инструмента воздействия на человека. Легитимация по существу и есть этот самый процесс объяснения и оправдания чего-либо в глазах общества. Так что легитимацию никак не оторвать от институциализации. Два понятия — культура и социализация — связаны между собой единокровными узами. Против такого брака никто никогда не возражал. Но ведь культура — не просто совокупность традиций и обычаев, но еще и наиболее универсальная сфера действия легитимации. Чему мы учимся, приобщаясь к культуре? Только ли хорошим манерам поведения? Социолог бы вам доказал: культура встраивает любого человека в общество не произвольным способом, а общественно признанным, узаконенным. Собственно социализация, которой занимаются и родители и учителя, во многом заключается в том, чтобы научить существо, ничего не знающее о законах, нормах и императивах, достойному поведению, основанному на знании и соблюдении этих самых законов и норм. Мы различаем социализацию в узком и широком значениях. В первом случае речь идет о социализации индивида на протяжении жизненного цикла, в широком — всего общества. Формулой, объединяющей оба значения, выступает следующая: социализация — это процесс превращения индивида из существа эгоистического в альтруистическое, из индивидуалиста в коллективиста. Социализация общества — это его коммунализация, насаждение идей и институтов, являющихся общими для всех.
Ребенок рождается существом далеким от социального, он учится быть социальным существом, учится трудно, с ошибками. Когда ребенок говорит: «Я поворую-поворую и через неделю перестану», — это свидетельствует о том, что понятие собственности для него неизвестно. В сознании маленького человека не умещаются столь абстрактные вещи, он не знает, что есть собственность. Собственность — социальный конструкт, к осмыслению которого он придет много позже. Социализация — это вообще процесс социального конструирования. Другой социальный конструкт — понятие чужого. Не бери чужого — VI ребенку непонятно. Для него все свое. Весь мир вращается вокруг него. Воровство для него не воровство, потому что в детсаде он берет не чужую игрушку, а свою, ибо ему кажется, что весь мир — его мир. Чужому, этому понятию и тому, что в него входит, учат ребенка родители — долго, терпеливо, трудно. Играние и исполнение ролей — часть процесса социализации. Репертуар доступных в разном возрасте ролей разный. Технология освоения социальных ролей — это одновременно технология обучения играть по социальным правилам, придуманным взрослыми. Когда Гарфинкель ставил студентов в тупик глупыми вопросами, он хотел узнать, как человек конструирует социальную реальность. А что такое социальная реальность — это тоже часть социализации, ибо ребенок ее не знает и не понимает. Общество втягивает человека в свою реальность, наказывая его (огромная система санкций), вознаграждает (мощные системы поощрения), контролирует (институты и практики социального контроля), создает ему комфортные условия (гарантии, пенсии, детсады, льготы, жилье, образование и т.д.). Так общество социализирует человека, приспосабливает к себе индивидуалиста, превращая его в коллективиста. А хочет ли и стремится ли сам человек социализироваться? В связи с этим стоит обратить внимание на технику сопротивления, начиная с прогула уроков, неподчинения родителям, акций протеста тому способу или тому комфорту, которые устраивает общество, заботясь о человеке. От самого человека в социализацию входит его желание стать существом социальным, т.е. достойным, общественно активным, образованным, продвинутым. Считаться с общественным мнением учат ребенка все, и само оно выступает мощным фактором социализации, не упускающим ни одной возможности повлиять на людей, какой бы ранг они ни занимали. Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т.е. становление человека в качестве «хомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат научения, или социализации. В социализации общество и человек, искусственное и природное, органичным образом сливаются, переходя друг в друга, превращаясь в «сладкую парочку», которая жить друг без друга не может. Итог их брачного союза — вся история развития человеческого общества. И мы ее тоже рассматривали в предыдущих томах. А вот способности, ценности и потребности человека формируются в ходе его жизни. Качества и особенности, данные человеку с рождения, являются лишь задатками и потенциалами, которые обусловливают, но совсем не предопределяют развитие талантов, данных ему от природы. Так, если каждый сам кузнец своего счастья, то способности и достижения человека — это тот металл, из которого каждый выковывает себя сам. А социализация представляет непосредственный процесс ковки, в котором участвует множество людей, институтов и организаций. VII Так уж получается у социологов, что почти любое понятие они рассматривают и сквозь микроскоп, и через телескоп. История всего человечества — это не что иное, как социализация людей, разделенных национальными предрассудками, государственными границами, историческими эпохами и цветом кожи. Занимательнейший объект для пытливого ума. Но и жизнь отдельного человека — микроуровень социализации — таит в себе не меньшее число загадок. Когда мы говорили о социальной автобиографии, то стремились доказать именно эту мысль. Действительно, биография индивида с момента его рождения — это история его отношений с другими (В.Ф. Ану-рин). На макроуровне социализация делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Некоторые авторы недавно ввели такое понятие, как социализация умершего, и предлагают ее изучать по «профессиональным» надгробиям. Социализация в самом деле охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу («очеловечивается») и способность участвовать в социальной жизни. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы рассказывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. «Социализация» — это лозунг, с каким социология идет на борьбу с биологией и генетикой. Социализация, таким образом, это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом того культурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.), который ему достался — непосредственно через культуру его семьи или опосредованно через культуру человечества — от сотен и тысяч поколений, живших до него. Поколений, которые точно так же, трудясь в одиночку и все вместе, постигали нелегкие азы социализации. Индивидуальный процесс приобщения к культурным ценностям своего народа социологи и антропологи договорились именовать ин-культурацией. Становление личности — итог взаимодействия человека, общества и истории. Социализация служит своеобразным соединительным мостом между двумя столь непохожими явлениями — личностью и обществом. На индивидуальном уровне социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. В Оксфордском словаре социологии о социализации Гордон Маршалл высказывается так: «Социализация представляет собой процесс, благодаря которому мы учимся быть членами общества при помощи двух вещей: а) интернализации ценностей и норм; б) обучения социальным ролям (рабочий, друг, гражданин и т.д.)»2. 2 Oxford dictionary of sociology / Ed. by G. Marshall. Oxford; New York, 1998. P. 624. VIII Социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Она связана с другими ролями незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями. И все это надо осваивать. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужал т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. По отношению к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Социализация не сводится к обучению. Почему? Обучение — психологический и однонаправленный процесс: от взрослого к ребенку. Социализация — двунаправленный процесс. Ребенок и взрослый взаимодействуют, совместно конструируя социальный мир, понимание этого совместно созданного мира. Отсюда вытекает различие в процессе социализации первичных и вторичных агентов. Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Первых считают индивидуальными агентами социализации, вторых — коллективными агентами. Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. В отличие от них институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на человека. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелого человека. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социа-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |