Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Павла 2 страница




– Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня51 (Деян.23:3).

Заметив же, что в собрании одна часть саддукеев, а другая фарисеев, Павел возгласил, говоря:

– Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян.23:6).

Когда он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось: ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое. Поднялся большой крик. Фарисеи говорили:

– Ничего худого мы не находим в сем человеке.

Саддукеи же утверждали противное, и великая распря продолжалась.

Тысяченачальник, опасаясь, чтобы собрание не растерзало Павла, приказал воинам взять его из среды их и отвести в крепость.

В следующую за сим ночь святому Павлу явился Господь и сказал:

– Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян.23:11).

С наступлением дня некоторые из ожесточенных иудеев собрались на совещание и поклялись не есть и не пить до тех пор, пока не убьют Павла. И оказалось более сорока душ, произнесших такое заклятие. Узнав об этом, тысяченачальник отослал Павла, с большим отрядом вооруженных воинов в Кесарию, к правителю Филиппу.

Проведав о сем, первосвященник Анания со старейшими членами синедриона отправились и сами в Кесарию и клеветали правителю на Павла, хулили его пред правителем и усильно домогались смерти его, но ни в чем не успели, ибо не найдено было в нем никакой вины, достойной смерти. Однако же правитель, желая доставить удовольствие иудеям, оставил Павла в узах.

Прошло два года. На место Филиппа правителем поступил Порций Фест. Архиереи просили его, чтобы он отослал Павла в Иерусалим. А это затеяли они с злым умыслом: на дороге они надеялись убить Апостола Христова. И когда Фест спросил Павла, хочет ли он идти в Иерусалим на суд, Павел отвечал: " Я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева " (Деян.25:10-11).

Тогда Фест, поговорив с советниками, отвечал Павлу:

– Ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.

Спустя несколько дней, в Кесарию пришел царь Агриппа52 поздравить Феста и, узнав о Павле, пожелал его видеть. И когда Павел, представ царю Агриппе и правителю Фесту, подробно рассказал им о Христе Господе и о том, как он уверовал в Него, царь Агриппа сказал ему:

– Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином.

Павле же отвечал:

– Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз (Деян.26:29).

После сих слов, царь, правитель и бывшие с ними встали; отшедши в сторону, совещались между собою и решили:

– Этот человек не сделал ничего достойного смерти или уз.

Агриппа же сказал Фесту:

– Можно было бы освободить его, если бы он не потребовал суда у кесаря.

Таким образом решили отправить Павла в Рим к кесарю и отдали его и некоторых других узников сотнику царского полка, именем Юлию; а сей, приняв узников и Павла, посадил их на корабль, и все пустились в плавание.

Плавание их было весьма не безопасно, вследствие противных ветров; когда же они подплыли к острову Криту и вошли в место, называемое "хорошие пристани", Павел святой, провидя будущее, советовал перезимовать там с кораблем; но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. Когда они отплыли на средину моря, поднялся против их ветер бурный, сделалось великое волнение и пал такой туман, что целых 14 дней они не видели ни солнца днем, ни звезд ночью, и даже не знали, в каком они месте, потому что их носило волнами, и они в отчаянии не ели во все эти дни и уже ожидали смерти. На корабле же было 276 человек. Павел, став посреди их, утешал их, говоря:

– " Мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою". Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано " (Деян.27:21-25).

И уговаривал Павел всех принять пищу, говоря:

– " Это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы " (Деян.27:36).

Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу.

Когда же настал день, увидели землю, но не узнавали, что это за сторона, и направили корабль к берегу. Приближаясь к нему, корабль попал на косу и сел на мель; нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. Воины совещались между собою перебить всех узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал; но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения и велел умеющим плавать – первым броситься и выйти на берег; а на них смотря, и другие стали плавать, одни на досках, другие – на чем пришлось из корабельных вещей, и все вышли на землю здоровыми и спаслись из моря.

Тогда узнали, что остров сей называется Мелит53. Жители его, иноплеменники, оказали им немалое человеколюбие, ибо, по причине бывшего дождя и холода, они разложили огонь, чтобы обогрелись промокшие на море.

Между тем Павел набрал множество хвороста и клал на огонь; в это время ехидна, вышедши от жара, повисла на руке его. Когда иноплеменники увидели висящую на руке его змею, они говорили друг другу:

– Верно, этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

Но Павел, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они было ожидали, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым, но ожидая долго и видя, что с ним не случилось никакой беды, переменили мысли и говорили, что он – Бог.

Начальник того острова, именем Публий, принял спасенных от моря в дом свой и три дня дружелюбно угощал их. Отец его в это время лежал, страдая горячкою и болью в животе. Павел вошел к нему, помолился ко Господу и, возложив руки свои на больного, исцелил его. После сего события и прочие на острове больные приходили к святому Апостолу и были исцеляемы.

Через три месяца все спасшиеся от моря с Апостолом отплыли отсюда, уже на другом корабле и приплыли в Сиракузы54, оттуда в Ригию, потом в Путеолы55 и наконец достигли Рима. И когда братия, бывшие в Риме, узнали о приходе Павла, то вышли на встречу уму даже до Аппиевой площади и трех гостиниц56. Увидев их, Павел утешился духом и возблагодарил Бога.

В Риме же сотник, сопровождавший узников из Иерусалима, передал их военачальнику, а Павлу позволил жить особо с воином, стерегущим его.

И жил Павел в Риме целых два года, и принимал всех приходящих к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе нашем Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

Доселе о житии и трудах Павловых из книги Деяний Апостольских, написанной святым Лукою; о прочих же трудах и страданиях его сам он рассказывает во 2 послании к Коринфянам следующим образом (в сравнении с другими, он был): " более в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях " (2Кор.11:23-26).

Измерив широту и долготу земли хождением, а моря плаванием, Апостол Павел изведал и высоту небесную, будучи восхищен до третьего неба. Ибо Господь, утешая Своего Апостола в многоболезненных трудах, подъемлемых ради Его святого имени, показал ему небесное блаженство, которого око никогда не видело, и слышал он там неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать.

Как же совершил Апостол святой прочие подвиги своего жития и деятельности, повествует Евсевий Памфил, епископ Кесарии палестинской, историк церковных событий57.

После двух лет узничества в Риме, святой Павел был отпущен на свободу, как ни в чем неповинный, и проповедовал слово Божие то в Риме, то в других западных странах.

А святой Симеон Метафраст58 пишет, что после римских уз еще несколько лет трудился Апостол в благовестии Христовом: вышедши из Рима, он прошел Испанию, Галлию и всю Италию, просвещая язычников светом веры и от прелести идольской обращая ко Христу. Когда он был в Испании, одна благородная и богатая женщина, услышавши о проповеди апостольской о Христе, пожелала видеть самого Апостола Павла и уговорила своего мужа Проба, да умолит Апостола святого прийти в дом их, чтобы они могли радушно угостить его. И когда Павел святой вошел в дом их, она взглянула на лицо его и увидела на челе написанные золотом слова: "Павел Христов Апостол" И увидев сие "чего никто другой не мог видеть), она пала к ногам Апостола с радостью и страхом, исповедуя Христа истинным Богом и прося святого крещения. И первая она принесла крещение (имя ей Ксантиппа), потом и муж ее Проб, и весь дом их, и начальник города Филофей, и многие другие там крестились.

Пройдя все сии страны на Западе, озарив их светом святой веры, и провидев приближающуюся страдальческую свою кончину, святой Апостол опять возвратился в Рим, откуда писал к ученику своему Тимофею святому, говоря: " Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный " (2Тим.9:6-8).

О времени страдания святого Апостола Павла неодинаковы известия у церковных историографов. Никифор Каллист59 во 2-й книге своей истории, в 36 главе, пишет, что святой Павел пострадал в один год и в один день со святым Апостолом Петром, за волхва Симона, которого одолеть он помогал Петру. Другие же сказывают, что спустя целый год по смерти Петра пострадал Павел в тот же 29 день месяца июня, в который за год пред сим был распят святой Петр. Причиной смерти Павла приводят то, что он проповедью Христовой увещевал девиц и женщин к целомудренной чистой жизни. Впрочем в сих известия нет большого разногласия: ибо в житии Петра святого (по Симеону Метафрасту) говорится, что Петр святой пострадал не тотчас после погибели Симона волхва, а по прошествии нескольких лет, из-за двух любимых Нероном наложниц, которых Апостол Петр обратил ко Христу и научил жить целомудренно. А так как и Павел святой жил в Риме и окрестных странах в то же время, когда и Петр, что легко могло быть и то и другое, т.е. что Павел святой помогал Петру святому и на Симона волхва, во время первого своего пребывания в Риме, и пришедши в Рим во второй раз, опять с Петром святым единодушно служил спасению людей, наставляя мужчин, и женщин целомудренной чистой жизни. И таким образом святые Апостолы возбудили ярость нечестивого и развратной жизнью жившего царя Нерона60, который, осудив их обоих на смерть, казнил Петра, как иностранца, распятием, а Павла, как римского гражданина (которого нельзя было предать бесчестной смерти), усечением главы, если не в один и тот же год, то в один и тот же день. Когда усечена была честная глава Павлова, от раны истекла кровь с молоком. Верные же, взявши святое тело его, положили в одном месте с святым Петром.

Так скончался избранный сосуд Христов, учитель народов, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райских доброт, предмет удивления ангелов и человеков, великий подвижник и страдалец, претерпевший и на своем теле язвы Господа своего, святой верховный Апостол Павел, и вторично, уже кроме тела, вознесен до третьего неба и предстал Троичному Свету, вместе с другом и сотрудником своим, святым верховным Апостолом Петром61, перейдя из церкви воинствующей в церковь торжествующую, при радостном благодарении, гласе и восклицании празднующих, и ныне они славят Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога, Которому и от нас грешных воссылается честь, слава, поклонение и благодарение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, едине сведый сердечная.

______________________________________________________

1 Савл – еврейское имя, значит "желанный"; "вымоленный"; Павел – имя римское, значит "малый". Некоторые ученые думают, что он был долгожданный, перворожденный сын и получил оба имени при самом рождении, как римский гражданин, по отцу. А святитель Димитрий Ростовский, следуя мнению св. Златоуста, Амвросия и др., думает что Савл при самом крещении переименован был в Павла. В книге же Деяний Апостольских нет никакого сведения, когда и по какой причине совершилась эта перемена имени.

2 Тарс – некогда большой и населенный город на юго-востоке Малой Азии, главный в провинции Киликии, при р. Кидне, недалеко от Средиземного моря. И ныне он значительный и торговый город с 40 тысячами жителей.

3 Дамаск – один из древнейших городов мира. Уже во времена царя Давида он был главным городом самостоятельного государства; еще до Рождества Христова подпал под власть римлян. Вера Христова утверждена была здесь рассеявшимися после убиения Стефана учениками Господа. Синагоги Дамасские были подвластны иерусалимскому первосвященнику; в религиозные дела евреев гражданская власть не вмешивалась. В Дамаске и доселе указывают дом, где Апостолу Павлу преподано было крещение, и место, откуда он был спущен по стене. В 1516 г. Дамаск присоединен к Турецкой империи, и ныне весьма торговый и богатый город, с 200 тысячами жителей. От Иерусалима он расположен к северо-востоку, в расстоянии около 200 верст, в Сирии, при подошве Антиливана.

4 Тиверий – римский император, с 14 г. По 37 г. По Р. Хр. При нем был распят Иисус Христос.

5 Идти против рожна – народная пословица, выражающая тщету усилий противодействовать силе неодолимой, а тем более всемогущей, божественной.

6 Анания – был христианином из иудеев, потом поставлен епископом в Дамаске и скончался мученически – побит камнями в Елевферополе (между Иерусалимом и Газою). – Память его 1 октября.

7 Святым твоим – так назывались в первое время христиане, по освящении их во Христа, по их непорочной жизни и любви взаимной.

8 "Пред язычниками" – они поставлены на первом плане в знак того, что Павел будет проповедником преимущественно между ними. "Скажу ему" – слова Господа успокоительные для Анании; смысл их: иди, не опасайся: теперь никто из христиан не пострадает от Савла, напротив, он сам постраждет за имя Мое.

9 "Возложил руки" – в знак сообщения ему благодати Господне еще до крещения: всё, касающееся Павла, хотя совершалось чрез человека, но Сам Бог был совершителем всего. – "Чешуя отпала": это было лишь внутреннее ощущение Павла; ему показалось, что как бы чешуя отпала от глаз его. Немедленная после того проповедь его в Дамаске показывает пламенный дух его всецелое принятие веры во Христа.

10 Подробности пребывания его в Аравии совершенно неизвестны. Вероятно, он предавался изучению Писания и готовился к новой деятельности, указанной ему Господом.

11 "Еллинистами" назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на распространенном тогда греческом языке.

12 "Исступление" (иначе – экстаз) – необычайное состояние человека, не по воле его бывающее, когда в бодрственном его положении внешний мир как бы закрывается для его телесных чувств, а внутреннему чувству его открываются явления невидимого, духовного мира, какие Богу угодно даровать ему в видении; в таком состоянии был и Апостол Петр, во время молитвы на кровле дома в Иоппии.

13 Кесария – в древности название многих городов римской империи. Здесь разумеется Кесария в Палестине, построенная Стратоном, в честь кесаря Октавия Августа, при Средиземном море, верст около 100 от Иерусалима, к северо-западу, бывшая местопребыванием римских правителей Иудеи; она была укреплена и украшена Иродом, некогда с превосходною гаванью; ныне – груда развалин. В Палестине была и другая Кесария, при подошве горы Ливана, построенная тетрархом Галилейским Филиппом в честь кесаря Тиверия, и называвшаяся Кесарией Филипповой (в древности она называлась Вансей).

14 Название "христиан" произошло не в среде последователей Господа, которые обыкновенно называли друг друга братьями, учениками, верующими; оно употреблялось сначала вне Церкви и вероятнее всего дано последователям Господа язычниками антиохийскими, которые, встречая очень значительное число верующих, перестали считать их за секту иудейскую и придали христианству самостоятельное значение.

15 "Церковь в Иерусалиме", то есть: общее богослужебное собрание христиан; церкви же, как здания, явились позднее. Святые Апостолы Иасон и Сосипатр едва ли не первые воздвигли в Керкирейском острове (ныне Корфу один из Ионических островов, близ Албании) прекрасную церковь во имя св. первомученика Стефана.

16 Это было первое единение Церкви Христовой из язычников с церковью из иудеев, в коем торжественно выразилась братская любовь; вместе с тем это было свидетельством великой благодати Божией, действующей в церкви из язычников.

17 Клавдий кесарь, преемник Калигулы, занимал римский престол с 41 г. По 54 г. По Р. Хр.; в продолжение этого времени голод не раз свирепствовал в разных областях Римской империи.

18 Память св. Агава совершается 8 апреля и 4 января (собор 70 Апостолов).

19 "Благоугодно было Духу Святому", т.е. в общем собрании Антиохийской церкви, когда происходило богослужение, с совершением Евхаристии, один или несколько пророков, участвовавших в богослужении, выразили внушение Св. Духа – отделить Варнаву и Савла на проповедь к язычникам. А может быть, и сами Апостолы Варнава и Павел объяснили собранию призвание их, и собрание отпустило их. Таким образом здесь начинается первое апостольское путешествие св. Павла. Он приготовлен был к нему чрезвычайным откровением – восхищением до третьего неба (2Кор.12:1-5). Для всемогущества Божия, конечно, ничего не значило на время совершенно восхитить душу Павлову из тела; но трудно (замечает св. Златоуст) усмотреть необходимость в таковом беспримерном для самых святых людей отлучении в живом человеке души от тела. "Мир духовный, куда восхищен был Павел, как не подлежащий пространству, существует везде; а посему требуется только, чтобы в духе человека раскрылась способность к сообщению с ним, и он, оставаясь в теле без всякой перемены места, может быть на небе – в обществе ангелов и блаженных душ (Иннокентий Херсонский).

20 Совершение при сем особого поста и молитвы показывало, что церковь иерусалимская признавала делом особой важности посольство Павла и Варнавы на проповедь язычникам.

21 Селевкия – небольшой портовый город при реке Оронте, при впадении реки в море.

22 Саламин – приморский город, где Апостолы высадились.

23 Паф – главный город острова Кипра, местопребывание правителя, находился на берегу, противоположном Саламину: очевидно, Апостолы прошли чрез весь остров и, конечно, проповедовали о Христе.

24 Антиохия писидийская, римская колония; в ней Павел и Варнава впервые проповедовали Евангелие язычникам. Ее необходимо отличать от сирийской Антиохии или селевкийской. Последняя основана за 300 лет до Р. Хр. при реке Оронте, в 30 верстах от моря, Селевком Никатором, основателем царства Селевкидов, как одна из многочисленных греческих колоний; она быстро стала одним из обширных и знаменитых городов Сирии и столицею ее. В Церкви христианской она занимала второе место поле Иерусалима; предстоятели ее получили титул патриарха, теперь их резиденция в Дамаске. А сама Антиохия ныне бедный город турецкий – Антакия.

25 Икония – на юго-восток от Антиохии Писидийской, в Малой Азии, при подошве горы Тавра; город, бывший некогда главным в Ликаонской епархии.

26 Память ее 24 сентября.

27 Ликаония – область Малой Азии, соседняя с Писидией; Листра и Дервия – небольшие города в ней, на юго-востоке от Иконии.

28 Зевс и Ермий (иначе Юпитер и Меркурий) – имена языческих богов главного и вестника воли его, иногда его сопровождавшего, покровителя торговли, посредника между людьми с богами.

29 Писидия и Памфилия – области Малой Азии, к юго-западу от Ликаонии.

30 Ныне Адалия, прибрежный город в Памфилии, к юго-востоку от Пергии.

31 Тимофей был сыном иудеянки (принявшей христианство) и язычника, и сам искренний христианин, одобряемый братиями; с его согласия Павел обрезал его, "ради иудеев", так как они ни за что бы не решились слушать слово Божие от необрезанного, которого отец притом был язычником.

32 Фригия и Галатия – внутренние области Малой Азии; Мисия и Вифиния – северо-западные области в ней.

33 Действия Духа не указаны дееписателем, были ли они внешние или внутренние, но Апостолы ясно сознавали их, как непосредственные действия Духа Святого.

34 Троада – приморский город, откуда недалеко было переправиться морем в Европу. – Македония – приморская область, прилегавшая к Архипелагу с северо-запада.

35 Приморский город Фракии, первый европейский город, ныне Кавана.

36 Павел вознегодовал на это исповедание нечистого духа, не желая иметь опору своей проповеди со стороны врага Бога и человеков, как и сам Господь не принимал исповедания демонов (Мр.1:24-25,34; 3:11-12 и др.).

37 Амфиполь – главный город в 1-м округе Македонии, к юго-западу от Филипп; Аполлония – (ныне городок Ериссо) к юго-западу от Амфиполя, в северной части Афонского полуострова; Солунь (или Фессалоника) – главный город во 2-м округе Македонии, при заливе Эгейского моря, ныне важный торговый город Турции, складочное место Македонской торговли.

38 Берия – город к юго-западу от Солуни.

39 Афины – главный город Греции, средоточие тогдашней греческой науки, искусства и торговли. По преданию основан около 1550 г. До О. Хр., в долгой жизни своей был столицей царства, республики, герцогства, в XV в. завоеван турками, в XIX в. освободился от них и стал столицей греческого королевства.

40 Память его 3 октября.

41 Коринф – к западу от Афин, на перешейке, известнейший в древности по своей обширной торговле, резиденция тогда римского правителя.

42 Сенека родился в Испании, вскоре по Р. Хр., прибыл в Рим, где приобрел известность как философ, сделался учителем императора Нерона, который потом приговорил его к смерти; Сенека открыл себе кровь и тем исполнил смертный приговор.

43 Ефес – приморский торговый и главный город малоазийской провинции Ионии, он потом был центром деятельности Ап. Иоанна Богослова; здесь был 3-й вселенский собор в 431 г.; ныне Ефес – бедная турецкая деревня Аясалук.

44 Драхма – около 20 коп., следовательно книг сожжено было на сумму до 10 тыс. руб. серебром.

45 Милит – приморский город, к югу от Ефеса, некогда цветущий, основавший множество колоний, ныне простая деревня.

46 Птолемаида – древний приморский город, на юге Финикии, в пределах Палестины, ныне Сен-жан-д`Акр, в 1799 успешно выдержавший осаду Бонапарта.

47 Кесария, см. выше.

48 Апостол Филипп, один из семи диаконов (избранный вместе с первомучеником Стефаном), проповедовал в Самарии, крестил на пути вельможу царицы Ефиопской, имел в Кесарии свой дом и семейство. Память его 11 сентября.

49 Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа обручника, от первой его жены; он сопутствовал Иосифу и Пресвятой Деве Марии с младенцем Иисусом в бегстве их во Египет; по воскресении Своем, Господь удостоил его особенного личного явления Своего (1Кор.15:7); по вознесении Христовом, он поставлен был от верховных Апостолов первым епископом иерусалимской церкви, быв предназначен к тому Самим Господом, и по духовной жизни своей пользовался высоким уважением самих Апостолов, председательствовал на апостольском соборе и всю жизнь проведя в Иерусалиме, приобрел даже от неверующих название "Праведного". – Память его 23 октября.

50 Асия – так назывались западные провинции Малой Азии – Мисия, Лидия, Кария, т.е. всё западное побережье Средиземного моря, состоявшее под управлением проконсула.

51 Суровый упрек Апостола Павла объясняется тем, что он или не узнал первосвященника, по слабости своего зрения, или тем, что пред ним был не прежний первосвященник, известный ему когда-то. Обличив явную и неосновательную дерзость, Павел поступил по примеру Иисуса Христа, Который так же обличил несправедливость ударившего Его прежде осуждения. Сейчас нами сказано было о слабости зрения Ап. Павла, – действительно, это был недуг, на который он часто жаловался, это было именно то "жало в плоть" (2Кор.12:7), от которого он страдал. Воспалительное состояние глаз Господь оставил на Апостоле, как неизгладимый знак Своего чудесного явления ему на пути в Дамаск; Павел сам говорил, что лишился зрения от внезапной славы света того, так что с открытыми глазами он никого не видел, и если потом зрение ему было даровано, всё же слабость в нем могла остаться: полуденное путешествие под жгучим сирийским солнцем, блеск света превзошедшего даже этот полуденный свет и слепота постигшая Апостола – могли произвести воспаление и ослабление его глаз; его пребывание в пустыне и Дамаске, где многие страдают глазами, могло поддерживать эту слабость зрения, а порою и усиливало ее. Слова Павла в послании к Галатам: "вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им… Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне" (Гал.4:14-15) достаточно ясно намекают на повреждение зрения, которое имело по временам свои припадки и сопровождалось головною болью. Вот почему, высказав упрек обидевшему его первосвященнику, Павел имел основание оправдываться, что он не мог рассмотреть, что его обидчик – первосвященник.

52 Царь Агриппа – это был Агриппа II-ой, сын Ирода Агриппы I-го, последний царь из фамилии Иродов, владетель некоторых областей в Сирии.

53 Мелит – нынешняя Мальта, остров на юг от Сицилии; на Мальте и доселе существует предание о пребывании там Апостола Павла.

54 Сиракузы – приморский город на юго-восточном берегу Сицилии, в 18 милях от Мальты.

55 Ригия – ныне Реджио, в южной Италии, против Мессины, на северо-восточном берегу Сицилии.

56 Путеолы – ныне Пуццоло, приморский город близ Неаполя.

Аппиева площадь – небольшой городок, около 60 верст от Рима. Три гостиницы – местечко в 15 верстах от Рима.

57 Евсевий Памфил – епископ Кесарии палестинской (268-340 гг.), церковный историк, близко стоявший ко многим великим событиям своего времени.

58 Симеон Метафраст – собиратель и составитель житий святых, секретарь императора Константина VII; скончался ок. 940 г.

59 Никифор Каллист – греческий церковный историк; особенно замечательна его "Церковная История" в 23 книгах, из коих до нас дошли первые 18, а из остальных только отрывки; скончался в 1350 г.

60 Нерон – римский император (54-68 гг.) запятнал себя своею жестокостью даже по отношении к самым близким своим родным и в особенности по отношению к христианам. Вместе с тем он был покровителем ученых, поэтов, певцов и сам участвовал в Олимпийских играх. Тщеславный, развратный, необузданный, он возбудил против себя заговор и принужден был умертвить себя.

61 Св. Апостол Павел оставил нам в своих посланиях имена и других сотрудников своих. Они с такой любовью помогали ему, и сам он так был доволен ими, что в очерке жизни его следует упомянуть хотя о некоторых из них, о которых он сам с благодарностью вспоминает. Так, например, он называет Луку, по всем церквам похваляемого за Евангелие и притом избранного от церквей сопутствовать Павлу для благотворения (2Кор.8:18-19), Тимофея, который подобно Апостолу трудился для дела Господня, и Павел не имел никого равно усердного. Тимофей служит ему в благовествовании как сын отцу (1Кор.16:10; Флп.2:19-22); называет Тихика, как возлюбленного брата и верного в Господе служителя, способного доставить сердечное утешение (Ефес.6:21-22); Прискиллу и Акиллу, сотрудников своих во Христе Иисусе (Рим.16:3); Епафраса, возлюбленного сотрудника своего и верного служителя Христова (Кол.1:7); Аристарха, Марка, Иуста, сотрудников для Царствия Божия и как свою отраду (Кол.4:10-11); Тита, истинного сына по общей вере, которому Павел поручал довершить в Крите неоконченное, который утешал его и своим прибытием, и радостью, и расположенностью к верующим: "это мой товарищ и сотрудник" (Тит.1:4-5; 2Кор.7:6,13,15; 8:23); Сосфена, бывшего потом епископом в Колофоне (1Кор.1:1). Вспомним, наконец, Силу, который вместе с Тимофеем остался в Берии среди всех опасностей, лишь бы утвердить братию в вере, согласно желанию Ап. Павла (Деян.17:13-15). И много их было даже по имени не названных, и только по делам любви своей памятных.

 

Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов:

Петра (житие 29 июня), Андрея (4-го ноября), Иакова Зеведеева (30 апреля), Иоанна (26 сентября), Филиппа (14 ноября), Варфоломея (11 июня), Фомы (6 октября), Матфея (16 ноября), Иакова Алфеева (9 октября, Иуды (Фаддея) (19 июня), Симона Зилота (10 мая) и Матфия (9 августа),




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.