Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уроки очищения 2 страница




Глава 3. Секс и энергия

Разговор важный, потому что, так или иначе, занимает всех экстрасенсов, биоэнергентов, мистиков и магов. Сам Монро во время своих полетов, как говорят американцы, трахается как кролик всю первую книгу. Во второй книге трахаться начинают его подопытные, судя по их отчетам. И лишь годам к семидесяти это наваждение как-то ослабевает для Боба. Очевидно, он изрядно стыдился этой своей слабости, потому что постоянно пытается связать секс с энергией, то есть придать вопросу видимость научности. Ради науки ведь все позволено.

Весь этот треп об энергиях, который переполняет книги Монро, показывает лишь то, что он так и не задал себе вопроса: а что такое энергия? Ладно себе — не задавшись этим вопросом сам, он не догадался задать его и своим Учителям. В итоге весь этот энергетический бред, кстати, наполняющий все его книги, так и остался на уровне самого пошлого наукообразного трепа. Как раз тот случай, когда даже полный отказ от науки не может изменить наукообразность языка, потому что эта наукообразность к науке не имела никакого отношения.

В сущности, Монро, болтая о сексе и энергиях, продолжал традицию, которую завез в Америку Вильгельм Райх.

Если помните, Райх умер в тюрьме, осужденный американской наукой как раз за то, что попытался торговать своими батареями, которые непонятным образом заряжал оргонной энергией. Все это американская наука посчитала посягательством на свой рынок, объявила шарлатанством и, натравив на него власти, пресекла.

Но что такое оргонная энергия? Это энергия оргазма, если говорить уж совсем просто. Это некая странная вещь, которая может быть названа силой жизни, но была названа Райхом энергией. Почему? Потому что его тоже всегда привлекали западная культура и научный подход! Особенно с того момента, как он перебрался из Европы в Америку. Почему-то всех шарлатанов в Америке очень привлекает научный подход и американские ценности! Как только кто-то заболевает западной культурой, так тут же становится ученым и начинает громко кричать об этом американскому обывателю...

Теперь прочитаем еще раз: Поскольку (М) обычно накапливается в живых организмах... (М) — это энергия, если я правильно понимаю выражение: Существует некий широкий диапазон энергии, который я назвал (М) -полем. Уроки очищения

И эта (М)-энергия накапливается в «организмах», как в аккумуляторах или батареях. Я поставил «организм» в кавычки, чтобы показать, что это псевдонаучное словцо в устах шарлатанов тоже не обозначает ничего действительного, как и «энергия».

Но эта М-энергия Монро, если приглядеться, в сущности, та же самая оргонная энергия Райха, которой нет, но которая накапливается в аккумуляторах с названием «человек».

Я, кстати, склонен соглашаться в этом с американской наукой, затравившей Райха: мерили, исследовали — ничего, кроме обычного электричества не нашли. Иными словами, даже если Райх и другие сторонники биоэнергетики действительно видят или чувствуют нечто, что является жизненной силой, примазываться к науке не надо. Какое-никакое понятие энергии Наука создала. И в это понятие их биоэнергетика не укладывается. Если она есть, она не энергия! Но это с научной точки зрения.

А что значит, что некое предположение не укладывается в научное понятие? Почему науке с ним надо воевать, как с оргонной энергией Райха? Да потому, что одно из оснований науки — попытка быть точной и свести весь образ мира к математической основе. Пусть к логической, но в точных символах, из которых можно составлять уравнения. Это значит, что все определения должны алгоритмизироваться, как говорят сейчас, то есть легко превращаться в символические формулы, подобные математическим. Любое иное прочтение понятия, кроме доступного для использования в математических формулах, делает все понятие неопределенным, размывает его и, по сути, уничтожает понятие.

А Монро, как и все околонаучные шарлатаны, лишь любил науку, но ученым не был. Он ее любил, как устриц. А может, как уксус, которым приправлял тех устриц, которые любили научность в астральных путешествиях. Да и не скрывается это особо. Последователи Монро прямо предлагают сейчас многочисленные программы, которые можно пройти в Институте, подавая их примерно так:

«Основной причиной разработки программы "Передышка" стал широкий мировой рынок, связанный со сном» (Монро. Окончательное, с. 276).

И там, в объявлениях, делаемых, надо думать, от имени Учителя, который уже шагнул за черту, за которую не пронести ничего из земных благ, постоянно звучат энергии, поля, структуры... в общем, весь наукообразный хлам, который никогда не должен приводить к науке, потому что является частью не научной, а рыночной стратегии. Там же, правда, звучат и «Истины» с большой буквы, которые вам откроют за шесть дней...

Даже если сам Монро тридцать лет спустя и не так ярко нацелен на рынок и чистоган, его последователи верны изначально заложенному плану. Поэтому вместо науки они по-прежнему делают наукообразность. В этом американцы традиционны.

Но традиционны они и в увязывании энергии с сексом. Оно было начато не Райхом. У этого псевдонаучного орудия воздействия на общественное Глава 3. Секс и энергия

сознание гораздо более глубокие корни. Если попытаться его проследить, то неожиданно оказываешься унесенным прямо в то время, когда Боб Монро еще был совсем ребенком, а вокруг утверждалось мировоззрение победившей Науки. Для пояснения этого я возьму неожиданные русские примеры. Но Россия того времени была самой передовой страной мира в отношении социальных экспериментов, и американцы вовсе не зря так ненавидели этого конкурента целый век.

Русская революция готовилась в умах народа отнюдь не только распространением политических листовок о земле, воле и экспроприации экспроприаторов. Далеко не всем хотелось просто получить доступ к складам со жратвой. Очень, очень многие бились за духовные ценности и свободы. Поэтому их подталкивали к желанию разрушить старый мир до основанья, напоминая их душам о том, что они знают, что такое рай. К сожалению, я еще не встречал исследования, которое бы изучило использование архетипа рая в революционной подготовке. Но в целом этот образ расхожий и понятный.

Однако сами проявления райских потребностей могут оказаться неожиданными. Я воспользуюсь любопытнейшим исследованием Михаила Золото-носова, посвященным одному странному сочинению великого русского писателя Андрея Платонова. Сочинение это называлось «Антисексус» и было написано около 1925 года. Золотоносов считает его пропагандой онанизма, хотя выглядит оно строго как осуждение мастурбации и в этом очень точно совпадает с правящим мнением партии. А значит, «отражает и советскую политическую и культурную реальность 1920-х годов».

Золотоносов настолько полно сам «отразил» источники, показывающие эту «реальность», что я просто пробегусь по его исследованию, приводя самые интересные выдержки.

Первое, что надо сказать, коммунистическая партия в вопросах секса изначально занимала принципиальную позицию, внешне очень похожую на христианскую. Во всяком случае, «Моральный кодекс строителя коммунизма» впитал в себя большую часть христианских заповедей. Очевидно, это было связано с тем, как управлять многомиллионным народом в стране, которая исконно управлялась христианской нравственностью. Однако, при всей бесспорности этого наблюдения, были и другие слои, которые имели иные корни. И совпадали эти требования лишь во внешнем выражении, то есть лишь в способах подачи народу.

Вот и сексуальные запреты христианства имеют корень как раз в том самом понятии рая: если мы хотим вернуть его, мы должны стать как наши прародители до грехопадения. А они были как дети и сексом не баловались и даже стыда не имели... То есть не имели даже возможности оценивать себя нравственно, попросту не имели нравственности! Как странно: единственное, с чем воюет нравственность, — с нравственностью... Казалось бы, отбросить нравственность — и нечем будет оценивать. Однако если приглядеться, то все сводится к борьбе за власть: одна нравственность воюет с другой. И речь идет не об уничтожении нравственности, пусть и неверной, Уроки очищения

а об уничтожении одной нравственности другою. И нападает та, что хочет сделать людей управляемыми со стороны государства.

Вот в этом христианство совпадает с коммунистами, потому что изначально служило на Руси установлению сильной единой власти. Вот почему и уничтожало все проявления народной воли и преследовало все способы поведения, рождающиеся из народного права самому решать, как жить.

Тем не менее, коммунисты брали свое отношение к сексу не из христианства, а из науки. Точнее, из естественной науки.

«"Половому вопросу " ВКП(б) уделяла исключительное внимание. По существу, на партийном верху вырабатывался "Lex sexualis " (Сексуальный закон — АШ) (термин Е. И. Замятина). Непосредственно решением этой задачи занималась Центральная контрольная комиссия (возглавлявшая целую сеть региональных КК), понявшая свою задачу предельно широко: регулировать и контролировать даже расход либидо членов коммунистической партии.

В этом своеобразном "Сексуальном бюро "и сформировалась концепция секса, вполне естественная для тоталитарного режима, но восходившая к комплексу идей, сформировавшихся в России в 1900-е годы.

После 1905 года, "комментируя революционный конфликт, врачи и педагоги, с одной стороны, подчеркивали роль учащейся молодежи, которая, с их точки зрения, оказалась вовлечена в революцию силой подавленной прежде эротической энергии. С другой стороны, они считали, что половые излишества, связи с проститутками и мастурбация, отвлекают юношей от социально ответственной деятельности и тем угрожают общественному благу" (Энгельштейн).

Л. Энгельштейн, в частности, цитировал статью Вирениус 1901, в которой он оценивал мастурбацию как явление, подтачивающее самые основы существования общества и по сути антисоциальное, писал о том, что половая распущенность (ядром которой является онанизм) понижает жизнедеятельность» (Зо-лотоносов, с. 458—459).

У мнения врачей и педагогов начала двадцатого века были свои корни, уходившие во времена вульгарного материализма и оголтелой естественнонаучное™.

«"Lex sexualis ", сформированный на этой концептуальной основе, подразумевал, что либидо должно полностью (или с максимально возможной полнотой) трансформироваться в социальную активность, в работу.

Эта вульгарная концепция, напоминавшая об оствальдовском энергетизме, исходила из наивного представления о человеке как "емкости " с энергией, которая либо целесообразно переходит в социальное пространство, либо отнимается на сексуальные (внутренние, для общества бесполезные) нужды, что допустить в общем-то можно, но лишь в заданных ЦКК пределах и формах» (Там же, с. 459).

В сущности, все сказано. Разве что надо внести поправку: Золотоносов все еще использует устаревшее выражение «общество». Это «общество» имеет к обществу не большее отношение, чем «энергия» Райха, Монро или ЦКК к энергии физиков, как, впрочем, и та к энергии философов. Это «общество», о котором радеет Центральная контрольная комиссия — дема- Глава 3. Секс и энергия

гогический эвфемизм, замена одного слова другим. Говорим общество, подразумеваем государство. Коммунистам до общества было дело только в том смысле, чтобы держать его управляемым в интересах государства.

Но это сейчас не существенно, как не существенны и многие подробности. Главное, что Россия тогда была самой передовой страной мира в отношении опытов над людьми и общественным сознанием. И к российским экспериментаторам прислушивались и в Европе, и в Америке. Тем более, что кричали они что-то уж совсем поразительное, сенсационное. Сенсация — это то, что поражает воображение множества людей. Таких вещей не так уж много, поэтому все находки надо беречь и передавать из сочинения в сочинение. Вот они и сохранились, пройдя множество передаточных звеньев, до первых книг о путешествиях вне тела, которые сделал сенсацией Роберт Монро.

Я не буду приводить множество других поразительных свидетельств той эпохи. Они общедоступны. Но повторю главную мысль, живущую в умах тех, кто уважает науку, но так и не нашедшую отклика у ученых.

Мир — это большая емкость, наполненная энергией, точнее, множеством разных энергий. Человек — микрокосм — малый мир, созданный по подобию большого. Значит, он тоже емкость, которая может наполняться и опустошаться. Это же очевидно: человек устает и восстанавливает силы отдыхом — как похоже на батарею! А раз похоже, значит, так оно и есть!

Что это? Наука? Нет, это магия. Один из видов магии, магии по сходству. Например, если хочешь причинить кому-то вред, сделай куклу из глины, воска или тряпок, похожую на этого человека, назови ее его именем, а потом тыкай иголками. Ему будет больно. Вот такова же и наука Монро. Это наука по сходству.

Но бог бы с ней, с наукой. Однако вместе с действительной научностью отбрасывается при таком подходе и сам научный метод, то есть способ проверки своих предположений на соответствие действительности. А это значит, что все, что Роберт Монро говорит наукоподобным языком об энергиях, а он о них говорит до конца последней книги, есть слой искажений. Причем, искажений столь же разрушительных, сколь разрушительны были «научные построения» теоретиков коммунизма. Просто скорость этих разрушений не так велика.

Для меня же это означает, что даже через тридцать лет путешествий вне тела и независимо от достижения какого-то сверхчеловеческого уровня существования и знаний, Монро сохраняет в своем сознании множество искажений. Но ведь он обретал свои знания и Иное Мировоззрение во внетелес-ном состоянии!

Вот это и пугает. Если мы условно посчитаем, что он путешествовал душой, то, значит, душа способна сохранять те ошибки, что записались в наше сознание при жизни. Однако я надеюсь, что путешествовал он все-таки во втором и третьем теле. И ошибки эти накапливались в сознании этих тел. Если это верно, то очищение души будет очищением души от этих оболочек. Вместе с ними будут отпадать и огромные слои сознания, хранящие Уроки очищения

наши представления. Точнее, представления нашего общества, внесенные в наше сознание, можно сказать, помимо нашей воли.

Но как же крепко въедаются эти искажения в человеческое сознание! Какие фильтры накладывают они на наши глаза! И если это так, то стоит ли тащить в те миры свою земную ложь?

Глава 4. Два мозга Боба Монро

Как я постарался показать в предыдущих главах, наукообразность Монро — это не признак того, что он делает научное исследование внетелесных состояний. Даже наоборот, это признак его ненаучности! Судите сами, если человек отказывается от науки, но наукообразность изложения сохраняется, значит, она от науки не зависит. Не зависит и тогда, когда он отказался, и тогда, когда он объявлял себя ее сторонником. Что же это, в таком случае?

Часть мировоззрения, часть тех сложно составленных слоев мышления, которыми он «знает» окружающий мир, то есть смотрит на него. Этакие внутренние глаза, которые стоят за телесными и узнают то, что телесные глаза видят. Вот это и есть мировоззрение в широком смысле этого слова. В широком, потому что в узком смысле это слово обычно обозначает некоторые предпочтения или убеждения, правящие поведением человека.

К примеру, два человека, воспитанные в совершенно одинаковой среде, могут избрать быть членами двух разных политических партий, или один пойдет в политику, а другой в религию. Просто ради того, чтобы показать, что он самостоятельно мыслящий человек. И все будут считать, что у них разные мировоззрения. Однако, сложись обстоятельства так, что первый тоже пошел бы в религию, а второй из чувства противления ушел бы в политику. И тогда можно было бы сказать, что у него сменилось мировоззрение.

Нет, это не так, сменилась бы лишь крошечная часть мировоззрения, причем, именно та, которая доступна нашему управлению или выбору. А вот весь остальной айсберг, позволяющий идти и туда и сюда, остался бы неизменным, и эти люди, даже считая себя врагами, хорошо понимали бы друг друга. Именно за счет того, что у них одинаковое мировоззрение, то есть они видят и понимают мир одинаково, лишь избирая в рамках этого мира занимать разные, порой противоборствующие места.

Именно в этом смысле я пытаюсь показать, что Роберт Монро лишь расширил свой мир, описав новые, иные его части, но очень мало сменил в действительности свое мировоззрение. Впрочем, когда человечество добавило к своему образу мира то, что существует Америка, или то, что Земля круглая, это тоже можно считать сменой мировоззрения. Но лучше — его расширением. Действительная смена — это то, что мы убрали из-под земли слонов или китов и подвесили ее в пустоте на нитях гравитации... Иными словами, мы не только теперь иначе видим мир, но и иначе объясняем себе его проявления. Глава 4. Два мозга Боба Монро

Обрести новое видение не трудно, его можно просто добавить, как еще одно возможное объяснение. Вот отказаться от старого сложно. Старое отваливается только само и только тогда, когда тебе становится очевидно, что оно мешает. До тех пор, пока ты сомневаешься в новом, разум непроизвольно сохраняет все, что может пригодиться. И это всегда признак того, что новое вызывает у тебя самого недоверие.

До тех пор, пока Монро продолжает использовать наукообразные объяснения мира, даже вкладывая их в уста Учителей из вселенских просторов, он не верит в то, о чем говорит. Он каким-то образом сам сомневался во всем, что с ним происходило, и страстно цеплялся за устойчивое старое мировоззрение доброго американца. Это в основной части айсберга. Но при этом в той части мировоззрения, которая была доступна его управлению, он вовсю поет о чем-то необычайном и даже сенсационном. Почему же он, сам до конца не веря в то, что говорит, продолжает это широкое вещание?

Не знаю, это в его скрытых целях, наверное. Возможно, он действительно просто чистый просветитель. Но как можно нести свет, в который не очень веришь? Может быть, шарлатан, который всю жизнь делал деньги на сенсациях. А может, он просто струсил. Не иных миров побоялся, а струсил бросить вызов общественному мнению своей страны и заговорить действительно по-новому, последовательно перестраивая, а значит, и разрушая то, что правило его миром?

В любом случае, эта ловушка есть, и мы все оказываемся в ней, потому что новое проникает в наше мировоззрение постепенно, просачиваясь, чтобы мы не оказались без орудий выживания. Сносить старое до основания, а потом строить на нем все заново, могли только русские. В итоге мы... впрочем, какое это имеет значение?! Сразу или не сразу, но если мир не таков, каким мы его видим, каким представляем, то выбор у меня лишь один: постепенно или сразу привести свое мировоззрение в соответствие с действительностью. И я иду слой за слоем вслед за Робертом Монро, разбирая искажения в его мировоззрении, но осознавая, что это есть и у меня.

Да, в целом, все разобранные мною странности мировоззрения Монро, так или иначе, присущи всему западному человечеству. Впрочем, изрядной части восточного тоже. Поэтому я, занимаясь им, заглядываю в себя. И разбираю первым то, что вызывает у меня наибольшее возмущение. Возмущение чего? Не духа, мышления. То есть того же самого мировоззрения. Дух как раз может воплотиться в человека с любым мировоззрением и жить одну жизнь ученым, другую — религиозным фанатиком. Духу это не помеха, а способ проявления. Возмущаются сами мировоззрения.

Вот мое, которое уже успело смениться за время моих собственных исследований, и возмущается, встречая у Монро устарелые куски. Оно видит мир иначе... А что в действительности? Кто прав? Не знаю. Но судить можно, лишь проведя полноценные исследования. Моя же задача сейчас показать те места, которые в таких исследованиях нуждаются. Уроки очищения

И вот еще один пример. Он опять связан с наукообразностью Монро. Но теперь это относится не к физике, а к физиологии. А именно к той иллюзии, что физиологи знают, как думает человек. Физиология, опьяненная успехами своего механического подхода к пониманию человека, попыталась век назад отменить все остальные науки о человеке и создала несколько объяснений человека, уподобив его машине. Основ у всех этих учений было две: рефлекторная теория нервной деятельности и патофизиология. О рефлекторной теории я сейчас говорить не хочу. А вот наследство патофизиологии вошло еще одним слоем наукообразности в сознание Роберта Монро, и его стоит рассмотреть.

Из книги в книгу Монро повторяет одну и ту же поразившую его когда-то мысль. Повторяет с такой уверенностью, что остается ощущение: он прочитал это в научно-популярной книжке. То есть в издании, которое было призвано убедить простого человека в том, что на науку можно полагаться бездумно. Но не буду множить слова, вот самый яркий пример этой части мировоззрения Монро. Он пишет это в начале второй книги, обосновывая научность работы своего Института.

«Одна новая разработка стала тем ключом, который распахнул перед нами множество дверей. Сейчас мы называем ее процессом Hemi-Sync.

Науке давно известно, что человеческий мозг разделен на две части, или полушария, но лишь недавно выяснилось, что эти две половины разительно отличаются друг от друга по выполняемым функциям, хотя мелкие подробности теории до сих пор остаются предметами споров. Большую часть времени мы пользуемся только "левым мозгом ", а "правая половина ", если и применяется, то сугубо для поддержки деятельности левой.

Впрочем, чаще мы изо всех сил стараемся не обращать на нее внимания. Нервные сигналы, исходящие от полушарий, направлены крест-накрест: левый мозг управляет правой стороной тела, а правый — левой. Наша цивилизация главным образом — культура "правшей ", в ней господствует левое полушарие мозга. Лишь полстолетия назад к левшам начали относиться как к "равным ", хотя во многих отношениях они все еще подвергаются дискриминации.

Знаете ли вы, например, что любая пара ножниц предназначена для правой руки?» (Монро. Дальние, с. 33—34).

Проговорился! Выдал себя. Знаете ли вы, например, что любая пара ножниц предназначена для правой руки?! Это, если и не сенсация, зато прием, призванный поразить воображение обывателя. Маленькое научное откровение для идиота с половинкой мозга, чтобы он без труда его запомнил и при случае щегольнул научной эрудицией.

Технология Hemi-Sync — это коммерческая технология, на ней строилась экономика Института Монро. Они даже продают во множестве аудиозаписи для разных полушарий мозга. Сам Монро пишет о том, как люди говорили им: это ерунда, оно не действует, — но они продолжали рекламировать свой товар, и вторая книга Монро призвана была объяснить людям, что без Hemi-Sync им из тела не выйти. Глава 4. Два мозга Боба Монро

«Hemi-Sync (сокращение от hemispheric synchronization, "синхронизация работы полушарий мозга ") представляет собой определенные звуковые сигналы, помогающие одновременно вызывать в обоих полушариях мозга идентичные волновые режимы. Когда ухо слышит определенный тип звукового сигнала, мозг обычно начинает "резонировать ", то есть откликаться на него сходными электрическими сигналами. Известно, что различные ритмы деятельности мозга указывают на разнообразные состояния сознания (например, бодрствование или сон); таким образом, соответствующие звуковые сигналы способны помочь человеку перейти в то или иное состояние сознания» (Там же, с. 36).

Я не буду разбирать саму технологию. Но она может быть вполне действенна, если понимать, для чего. А действенна она для того, чтобы подавить лишние помехи работающего мозга и удерживать его в том состоянии, которое наиболее благоприятно для выхода из тела. В сущности, это подобно наркотическому средству, которое, как утверждали великие американские шестидесятники, позволяет достигать всех религиозных состояний без долгой учебы и работы над собой. Просто съел таблетку, и ты познал Бога...

Вот и технология Монро — это американский ответ восточным учениям. Десять лет учиться йоге, очищаться, подчинять себе собственное мышление! С ума сошли! Да мы сейчас изучим мозг и выпихнем вас наружу такими, какие вы есть! Платите только. И вот человек, такой, как есть, оказывается вне тела. Оказывается со всем своим мышлением, которым как не умел управлять, так и не умеет... Очень похоже на то, как американские миллионеры покупают себе место на космическом корабле. В сущности, место очень уважаемой обезьяны. Однако, бизнес есть бизнес.

Монро построил целую технологию внетелесных полетов на этом старом физиологическом представлении о том, что полушария мозга отличаются по работе. Как говорит психофизиология, одно отвечает за абстрактное мышление, другое за конкретное. Монро всюду подчеркивает, что это очень современное научное открытие. Однако открытие это старое и сделано оно как раз самыми старыми средствами. А именно — патофизиологическими.

Попросту говоря, как раз современными-то средствами работу полушарий изучать почти и не удается. Самое большее, что можно сделать, это вывести на компьютер изображение этих самых полушарий мозга живого человека, задать ему какую-то задачу и смотреть, как на экране появляются светящиеся пятна. Связаны ли они с задачей, которую дали подопытному, или же он в это время вспомнил, что забыл выключить чайник, определить приборами все равно нельзя. Остается либо спрашивать его, что ввергает науку в бездну субъективной психологии, убитой как раз во время победы научной революции, то есть около 1920 года, либо воздействовать на мозг живого человека хирургически, что запрещено.

Вот и плавает физиология высшей нервной деятельности все еще в рамках старой патофизиологии, строящейся на доступных любому клиническому врачу наблюдениях. К примеру, у пострадавшего повреждено правое полушарие мозга. В итоге он утерял часть своих способностей: не может

34 Заказ №1228 529

 

Уроки очищения

абстрактно мыслить, как выражаются ученые. Повреждено левое полушарие: утрачена часть конкретного мышления. Какая? Очень просто: какая часть мозга утрачена, такие способности и потеряны.

Ха! Вот и попались. В общем, связь травм головного мозга с его деятельностью бесспорна. И даже связь травм разных полушарий с определенными видами деятельности мозга, вроде бы, существует. Но вот привязать определенные участки мозга к определенным способностям не удалось со времен френологии, то есть с середины девятнадцатого века. Настолько не удалось, что всю эту френологию чуть ли не объявили с отчаяния лженаукой. И жила она только в научно-популярных книжонках, обещающих скорое построение научного рая. Именно на этой основе и построил свою бизнес-технологию Роберт Монро. Очевидно, в том возрасте, когда он получил эти знания, они у него сомнений не вызывали и легли в самые глубокие слои мировоззрения.

На деле же все эти предположения о специализации полушарий и отдельных участков мозга налетают на разрушительные противоречия. И противоречит им жизнь. Я уж не говорю о классических примерах, описанных медициной, когда разрушается очень значительная часть мозга и это не ведет к заметным изменениям личности. К примеру, из проезжающего мимо поезда вылетает лом и прошивает голову станционного смотрителя насквозь. Врачи лом удаляют, человека залечивают, и он живет еще долгие годы, как ни в чем не бывало, только становится более раздражительным, как говорят близкие.

Но подобные примеры можно отбросить, поскольку они не исследовались. Зато гораздо более существенным опровержением являются те случаи, когда из-за травмы мозга действительно нарушается какая-то способность. Однако со временем, несмотря на полное отсутствие этого участка мозга, способность восстанавливается. Это может означать только одно: мозг лишь случайно привязан к тем способностям, которые имеет человек. Мозг лишь позволяет их воплощать в движение или поведение.

Иначе говоря, все зависит от среды, в которой растет человек, и его потребностей. И в зависимости от условий, он приспосабливает те или иные участки мозга к выполнению необходимых действий. В других условиях за эти действия могли бы отвечать другие участки. И очень возможно, вся привязка полушарий к тому или иному виду мышления тоже возникает под воздействием нашей культуры. Но мышлению все равно, через какое полушарие проявляться.

Мышление от мозга не зависит! Мозг не имеет значения для мышления, он нужен лишь для управления телом, для взаимодействия с физическим миром и воплощенными людьми.

Я понимаю, что для обычного естественника то, что я сейчас говорю, выглядит кощунственно. Мышление — продукт работы мозга. Пусть не прямо, как мозговая жидкость, вроде желчи, пусть через электрическую активность. Но убили мозг, оборвалось мышление. Я мог бы поспорить с есте- Глава 4. Два мозга Боба Монро




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.