Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святой Пантелеймон. Фреска. XII в. Церковь Святого Пантелеймона в Нерези. Сербия




СЕРБИЯ

На территории Сербии в IX в. воз­никли небольшие славянские посе­ления, которые также унаследовали от IV—VI вв. памятники ранневизантийского зодчества. Неспокойная обстановка на Балканах обусловила большой размах крепостного стро­ительства --- массивные зубчатые стены с высокими башнями располагались в одном дне пути друг от друга, образуя единую оборонитель­ную систему. Храмы, строившиеся в IX—XI вв., были маленькими и срав­нительно простыми.

В XI в. в регионе установилось политическое господство Византии (Македония стала провинцией им­перии), из-за чего усилились визан­тийские черты в местном искусстве. Впрочем, крестово-купольный тип не занял господствующего положе­ния в архитектуре. Сербы предпочли

СОФИЙСКИЙ СОБОР В ГОРОДЕ СОФИИ

Храм Святой Софии был построен в VI столетии во владениях Ви­зантийской империи в городе Серлике. В конце XIV в. город в честь этого храма переименовали в Софию (ныне столица Болгарии). Это сооружение является прекрасным образцом местной архитектур­ной школы. Храм создан на заре византийского культового стро­ительства и представляет собой трёхнефную купольную базили­ку. Внешний облик здания отличается монументальностью и строгостью. Гладкие стены собора украшены лишь большим коли­чеством высоких светлых окон. Простота и ясность архитектур­ных форм характерны для раннеславянского зодчества. Однако оригинальное сочетание купола, развитого поперечного нефа и западного притвора (нартекса) с двумя башнями близко к роман­ской архитектуре Запада. В архитектуре здания прослеживается несколько этапов строительства, которые сильно изменили его пер­воначальный облик. Внутреннее убранство церкви было намного богаче, чем в наши дни: нижняя часть стен была облицована бе­лым мрамором, а верхняя — украшена мозаикой.

тип «вписанного креста»: купол опи­рается не на столбы или колонны, а на внутренние стены, отделяющие углы. Такие храмы проще строить, потому что они не требуют от зод­чих точного расчёта: стены прочнее и устойчивее, чем столбы. Из-за это­го, правда, исчезают цельность, про­зрачность пространства интерье­ров, но зато в плане более нагляден равноконечный греческий крест. Такова пятиглавая церковь Святого Пантелеймона в монастыре Нерези (1164 г.), с прямоугольными бараба­нами боковых глав, напоминающи­ми башни. Она была возведена на средства Алексея Ангела, внука ви­зантийского императора Алексея Комнина, и её росписи исполняли греческие мастера.

В 1191 г. сербские художники расписали маленькую однонефную церковь Святого Георгия в Курбинове. Они явно воодушевлялись фрес­ками Нсрези, но привнесли в них новый оттенок. Греки, работавшие в Пантелеймоновском храме, тяготе­ли к спокойным, монументальным формам, и только в сцене оплакива­ния Христа в трагически надломлен­ных бровях и страдальческой линии губ Марии ощущается стремление передать состояние души. А в Курбинове все персонажи независимо от сюжета охвачены общим пережива­нием: порывисты и стремительны их движения, трепещут и свиваются в причудливые узоры складки одежд.

Грация тонких фигур выглядит, по­жалуй, несколько нарочитой, блед­ные краски — чересчур изысканны­ми, волнение — преувеличенным, однако всё проникнуто хрупким и неотразимым очарованием, кото­рое скорее свойственно искусству западноевропейской готики. Это не удивительно, потому что росписи Курбинова родились на переломе эпох и на стыке культур — греко-ви­зантийской, латино-готической и славянской.

В конце XII в. Стефан Неманя объединил разрозненные островки славянской государственности в Сербское государство. В XIII—XIV вв. оно процветало и расширялось, включив в себя Македонию (до то­го бывшую яблоком раздора между Византией и Болгарией), часть сов­ременной Албании и даже Греции. Поэтому вначале для сербских пра­вителей работали греческие масте­ра. Когда же в XIII в. Византия едва не прекратила своё существование, в искусстве Сербии начали преоб­ладать национальные черты на ос­нове византийского наследия, обогащённого романо-готическими влияниями.

Исследователи отметили, что ни в одной из славянских стран и ни в одной области Византии не строи­ли и не расписывали так много церквей, как в Сербии. Каждый серб­ский король считал своим долгом выстроить новый храм для собст­венной усыпальницы и увековечить себя в храмовых росписях. Сербские мастера оставили потомкам целую галерею таких портретов: в церкви Богородицы в Студенице Богома­терь собственноручно подводит ве­ликого жупана (правителя) Стефана Неманю к трону Христа, а в Возне­сенской церкви монастыря Милешево Христу предстоят король Влади­слав с отцом и братом. Вероятно, любовь к портретированию под­держивалась знакомством с западно-европейским искусством, где порт­реты встречались чаще, чем в Византии.

/Для сербской живописи XIII в. ха­рактерны романская тяжеловатость




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.