Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История религии в системе религиоведческого знания




ВВЕДЕНИЕ

Слова «история религии»1 употребляются в двух смыслах: для обо­значения протекающих во времени процессов развития и изменения ре­лигий и для названия отрасли знания, изучающей эти процессы. С уче­том сложившейся в исторической науке периодизации развития обще­ства можно говорить о процессах развития и изменения религий в пер­вобытном обществе, в Древнем мире, в Средние века, в Новое время, в Новейшее время.

Сбор исторического материала, исторические знания о религии яв­ляются столь же древними, как и описание истории общества, но пре­вращение истории религии в относительно самостоятельную научную дисциплину происходит в Новое время. Историческая наука, делая предметом изучения историю различных областей культуры, обращает­ся и к исследованию религии. С возникновением религиоведения как области научного знания история религии стала одним из важных его разделов.

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалась начиная с XIX века, хотя религиоведческие знания — фи­лософские, теологические, исторические, психологические и др.— на­капливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, куль­турологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психоло­гии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археоло­гии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура

Термин «история» — от греч. — расспрашивание, распрос, исследование;

рассказ; знание, наука. Об этимологии слова «религия» см. ниже.


религиоведческого знания. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. В религиове­дении выделяют ряд разделов, основными из которых являются: фило­софия, социология, психология, феноменология, история религии.

Существует точка зрения, согласно которой философия религии должна рассматриваться за пределами религиоведческого знания. По существу это означает, что, с одной стороны, религиоведение фактиче­ски отрывают от философии, от философского мировоззрения и мето­дологии, а, с другой стороны, не признается религиоведческое содержа­ние философии религии. Такое «разведение» философии религии и ре­лигиоведения обедняет содержание религиоведческого знания.

Философия религии является базовым разделом религиоведения; она разрабатывает наиболее общие понятия и концепции объекта. Фи­лософия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотре­ния религию (хотя, конечно, у разных мыслителей, в разных философ­ских направлениях степень разработки указанной проблемы неодина­кова); осмысление религии было составной частью историко-фило­софского процесса. Экспликация философии религии как специальной предметной области философствования происходит в XVII—XIX вв. благодаря трудам нидерландского философа Б.Спинозы (1632—1677), английского философа Д.Юма (1711—1776), французского философа П.А.Гольбаха (1723—1789), немецкого философа И.Канта (1724—1804), немецкого протестанского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768—1834), немецких философов И.Г.Фихте (1762—1814), Ф.В. Шеллинга (1775—1854), Г.В.Ф.Гегеля (1770—1831), Л.А.Фейербаха (1804—1872), К.Маркса (1818—1883), Ф.Энгельса (1820—1895), Э.Гартмана (1842—1906), голландского тео­лога и историка религии К. П. Тиле (1830—1902), датского теолога и философа С.Кьеркегора (1813—1855), русского философа В.С.Соловь­ева (1856—1900) и др.

В XX веке проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и кон­цепции данного объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субордини­рующего принципа — натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской ан­тропологии, персонализма, неотомизма и т. д.

В современном религиоведении в качестве проблемных областей философии религии отмечают такие, как: 1) проблема статуса самой 6


философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, специфики философского осмысления религии, реше­ние вопроса о философских методах постижения объекта и др. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии, проблем фи­лософии философии религии); 2) вопросы особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места рели­гиоведения в ряду других наук (круг метапроблем по отношению к ре­лигиоведению как отрасли знаний); 3) анализ различных (многообраз­ных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождения возможных принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование фило­софского определения понятия религии; 4) проблема онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносеологических предпосылок ре­лигии; 5) изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов позна­ния); 6) исследование религиозного мировоззрения, разных его типов и видов, религиозных верований, понятий, представлений, суждений, вы­сказываний, структур умозаключений, языка религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия, соотношения этих учений с иными субстанциональными парадигмами и т. д.; 7) вопросы специфи­ки и содержания религиозной философии — религиозной метафизики и онтологии, эпистемологии, историософии, антропологии, этики и др.

Как было сказано, философия религии является базовым разделом религиоведения, интегрирует разноаспектные и разноуровневые знания в систему, выполняет мировоззренческую и методологическую функ­ции.

Социология религии начинает формироваться с середины XIX ве­ка; в качестве близких источников социологии религии послужили идеи английских философов XVII—XVIII вв.—Т. Гобса (1588—1679), Г. Бо-линброка (1678—1754), французских философов и представителей общественно-политической мысли XVIII в. — Ш.Л.Монтескье (1689—1755), Ж.Ж. Русо (1712—1779), К.А.Гельвеция (1715—1771), в особенности — философов, историков и первых социологов XIX в. — американского историка и этнографа Л. Г. Моргана (1818—1881), французского философа и социолога О. Конта (1797—1858), английского философа и социолога Г. Спенсера (1820—1903), а также ряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются немецкий социолог, исто­рик, философ М. Вебер (1864—1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (1858—1917), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (1858—1918), немецкий теолог и философ Э. Трельч (1865—1923).


Социология религии подразделяется на ряд направлений: понимаю­щая социология социального действия, компаративно-типологическое, структурно-функциональное, феноменологическое, формальная социо­логия, интегральная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории, эмпирически-дескриптивное направление.

Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изу­чает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие эле­менты этой системы, специфику обратного влияния последних на рели­гию. Социология религии рассматривает религию как на теоретиче­ском, так и на эмпирическом уровне, анализирует религиозное поведе­ние людей в единстве с их сознанием. В состав социологической тео­рии религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в исто­рии и жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, от­ношениях, объединениях, организациях и т. д.; 3) совокупность опера­ционально интерпретированных понятий и эмпирических обобще­ний — «религиозность», «религиозное поведение», «типы религиозно­сти» и пр.; 4) методика конкретно-социологических исследований в об­ласти религии.

Психология религии в качестве научной дисциплины складывается в конце XIX — нач. XX вв. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог и философ В. Вундт (1832—1920), американский психолог С. Холл (1844—1924), американ­ский психолог и философ У. Джеймс (1842—1910), немецкий философ В. Дильтей (1833—1911), американский психолог Дж. Леуба (1868—1946), французский философ, социолог, психолог и этнограф Л.Леви-Брюль (1857—1939), французский психолог Т. Рибо (1839—1916), американский психолог Э. Старбек (1866—1947), фран­цузский психолог Т.Флурнуа (1854—1920) и др.

В психологии религии реализуется как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Может быть дано следующее определение предмета данной дисциплины: она иссле­дует психологические закономерности возникновения, развития и функ­ционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и об­щественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы


жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую тео­рию религии образуют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, раскрывающих специфику религиоз­но-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), прису­щих личности и группе; 3) изучение многообразия религиозно-психо­логического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозных деятельности и отношений — культа, религиозной проповеди, обуче­ния, воспитания, общения и т. д.; 5) методика психологических иссле­дований религиозности. Психологические процессы, состояния, лично­стные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демо­графическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам. Для понимания и объяснения религиозных явлений привле­каются различные психологические теории — бихевиоризм, гештальт-психология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманистическая психология, психология самости, трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. В рамках конфессиональной психологии религии выделе­ны психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др.

Феноменология религии складывается в XX веке. Значительный вклад в разработку феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П. Д. Шантепи де ля Соссе (1848—1920), немецкий философ и теолог Р. Отто (1869—1937), голландский теолог и религио­вед Г. ван дер Леув (1890—1950), немецкий философ и социолог М.Шелер (1874—1928), немецкий философ и теолог Ф. Хайлер (1892—1967), голландский историк религии К. Ю. Блеекер (1898—1983), англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде (1907—1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии рели­гии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э.Гуссерля (1859—1938) и экзистенциализм немецкого философа М.Хайдеггера (1889—1976).

В отличие от других разделов религиоведения, феноменология ре­лигии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве отно­сительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. И все же центральные узлы предметного поля постепенно высвечивались. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священное» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следую­щую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотно-


сит представления, идеи, цели, мотивы, практически взаимодействую­щих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализу­ющихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает по­нимания явлений религии, дает их систематическое описание, разраба­тывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения. В фе­номенологии религии сложились две традиции — дескриптивная и ин-терпретивная.

История религии как научная дисциплина наследовала результаты многовекового развития исторических знаний о религии. Особенно важное значение для становления и развития этой научной дисциплины имели исследования, проводившиеся начиная с Нового времени. В XVIII веке ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709—1777), французского ученого и философа Ш.Ф.Дюпюи (1742-—1809). В XIX веке в развитие истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки, представители так называемой тюбингенской школы в богословии Ф.К.Баур (1792—1860) и Д.Ф.Штраус (1808—1874). Начиная с XIX века история религии стано­вится областью деятельности многих исследователей; это: швейцарский историк и правовед И.Бахофен (1815—1887), французский историк Ф. де Куланж (1830—1889), французский писатель, историк и фило­лог-востоковед Ж.Э.Ренан (1823—1892), английский историк, востоко­вед С. У. Робертсон (1846—1894), английские историки и этнологи Э.Б.Тайлор (1832—1917), Дж. Фрэзер (1854—1941), немецкий историк и философ А. Древе (1865—1935), австрийский теолог, этнограф и лин­гвист В.Шмидт (1868—1954), американский историк Ф.М.Кросс, рос­сийские исследователи — востоковед Ф.И. Щербатской (1866—1942), историки В.В.Бартольд (1862—1930), А.Б.Ранович (1885—1948), Р.Ю.Виппер (1859—1954), этнограф С.А.Токарев (1899—1985), бого­слов и историк А.В.Карташов (1875—1960) и многие другие.

История религии изучает происхождение религии, ранние формы верований и культа, обрисовывает движущийся во времени и сосущест­вующий в пространстве мир явлений религии во всем его многообра­зии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных суще­ствовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий; специальные области образуют археологическое и этнографическое изучение религии.

Исследования в истории религии разнохарактерны. Они могут вы­ступать в виде описания религиозных явлений, воспроизводящего их нарратива без целенаправленного раскрытия выражения в них законо- ю


мерностей развития общества, групп, индивидов, без «высвечивания» в этих явлениях сущностных констант религии; это — дескриптивное ис­следование в истории религии. Исследования могут представать и в виде воспроизведения феноменов религии с учетом выражения в них закономерностей развития общества, групп, индивидов, проявления сущностных констант религии. Этот вид исследований можно условно назвать компаративно-рефлектирующим. Плодотворно рассмотрение религии в контексте развития экономических, социально-политических, государственно-правовых, нравственных и иных отношений, в контек­сте истории культуры в целом.

Подчеркнем, что разделы внутри религиоведения находятся, так сказать, «у себя», имеют один объект, и знания разных разделов интег­рируются в систему знаний о данном объекте; это повышает эффектив­ность и научных исследований в области религии, и религиоведческого образования. Конечно, религия может рассматриваться и рассматрива­ется в различных разделах философии, социологии, психологии, исто­рии и других наук, но в них это изучение имеет статус прикладных об­ластей знания, по необходимости оторванных друг от друга.

Различают теоретическое и историческое религиоведение; первое разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции объекта и т. д., второе создает диахронное и синхронное изображение его. Теоре­тическое религиоведение соотносят также и с эмпирическим: в этом случае подчеркивается, что теоретическое раскрывает сущность, глу­бинные закономерности, а эмпирическое имеет дело с явлениями рели­гии. Среди учений о религии одни относятся к религиозным (конфесси­ональным), другие — к нерелигиозным (неконфессиональным). К рели­гиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на позициях религиозного мировоззрения. В этом случае религия рассматривается «изнутри», ее изучение непосредственно связано с ре­лигиозными интересами. Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах, подходят к религии «извне», стремятся дистанцировать себя от какой бы то ни было религии или конфессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.