Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические типы религий




В прошлом существовало и поныне существует множество рели­гий (как отмечалось ранее, их насчитывают около пяти тысяч и даже больше). Для систематизации этого многообразия выделяют типы ре­лигий. Типы отражают общие для некоторых религий признаки, что позволяет объединять религии в соответствующие группы. Типология характеризует определенные историко-религиозные тенденции; она выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями других групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Бытуют разные типологические схе­мы и соответственно различают религии «языческие и откровенные», «естественные и богодухновенные», «естественные и этические», «за­висимости и свободы», «политеистические, генотеистические и моно­теистические» и т. д. Выделяют также родоплеменные, народност-но-национальные и мировые религии.

Родоплеменные религии сложились в условиях первобытнобщин-ного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной .родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Ро­доплеменные религии стихийно вырастали из общественных условий жизни рода и племени, срастались с этими историко-стадиальными типами этносов и сакрализовывали их. Важное место в таких религи­ях занимает культ предков, выражающий генетическое единство и кровно-родственные связи. Для этих религий характерен культ пле­менного вождя, утверждающий структурно-иерархическую целост­ность группы. Здесь складывается система возрастных инициации. Широко распространены также фетишистские, тотемистические, ма­гические, анимистические верования и культово-обрядовые действия. На стадии развитого родоплеменного строя из анимистического комп­лекса мог выделяться образ одного духа, как правило, покровителя инициации, который приобретал черты племенного бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри данной группы и отделе­ние групп друг от друга. Власть этих богов не переходила за границы охраняемой ими этнической области, по ту сторону которой правили другие боги.

По мере разложения родоплеменной организации, становления и развития классового общества, народностей, а затем и наций складыва­ются и развиваются народностно-национальные и мировые религии. Однако более развитые религии ассимилируют многие элементы родо-племенных. В ряде случаев образуются синкретические системы, в ко­торых причудливо переплетаются верования и культы религий разных


исторических типов. В настоящее время родоплеменные религии рас­пространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Аме­рик и выражают архаические общественные структуры.



Народностно-национальные религии ассимилировали известные ис­торико-культурные пласты родоплеменных, но в отличие от последних складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни (экономические, политические и пр.) народности, а затем и нации и сакрализовывали данные историко-стадиальные типы этносов, их государства, глав этих государств (система «caesar divus» — «царь божественный»). Носителя­ми народностно-национальных религий являются в основном предста­вители данного этноса, хотя и лица другой этнической принадлежности могут при соблюдении определенных условий получить санкцию этих религий и стать их последователями. Этим религиям свойственна дета­льная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционно сложившихся формах (вплоть до организации приема пищи, соблюде­ния гигиенических правил, бытовых традиций и т. д.), специфическая обрядность, которая затрудняла или делала невозможным общение с иноверцами, строгая система религиозных предписаний и запретов, от­деляющих представителей данных религий и этносов от последовате­лей других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих ре­лигий к этому типу относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, сик­хизм, синтоизм и др.

Мировые религии — буддизм, христианство, ислам — генетически связаны с родоплеменными и народностно-национальными, заимство­вали многие элементы верований и культов этих религий, но в то же время существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпо­хи великих исторических поворотов, перехода от одного типа обще­ственных отношений к другим. В их становлении большую роль играли основатель или группа основателей, которые чувствовали потребность в новой религии и понимали религиозные потребности масс. Эти рели­гии формировались в условиях складывания «мировых империй», когда обнаруживалась необходимость «дополнить» эти империи соответству­ющими им религиями. Возникавшие государства охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, куль­туры. В разрабатывающихся вероучении, культе, организациях находи­ли отражение образ жизни многих регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей и потому эти разнородные общности стано­вились носителями новых религий. Мировым религиям свойствен силь­но выраженный прозелитизм, проповедническая активность, их пропо-


ведь носит межэтнический и космополитический характер, обращена к представителям различных социально-демографических групп. В этих религиях проповедуется идея равенства людей. Они отбрасывают вно­сящую разделение обрядность, которая затрудняла или даже запрещала общение сторонников прежних родоплеменных и народностно-нацио-нальных религий. Хотя в конкретных исторических условиях различ­ные направления мировых религий приобретали этническую окраску; эти религии в их этнических формах имеют тенденцию к идентифика­ции этнической и религиозной принадлежности.

Характеристика типов религий может быть дополнена и конкрети­зирована по другому основанию — с учетом центральных представле­ний и понятий. В условиях позднеродового строя прежде безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются функции и управле­ние определенными видами деятельности. Складывается полидемонизм (греч. — много, — дух, божество), внутри которого по-

степенно формируется иерархия духов, выделяется приоритетный дух, обычно покровитель инициации, приобретающий черты племенного бога. Влияние племенных богов было ограниченным и по ареалу, и по функциям: боги занимали определенное место по отношению друг к другу. Образование племенных союзов вокруг наиболее сильного пле­мени обусловливало выдвижение на первый план фигуры бога данного племени. Этот бог становился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчиненных включались боги других племен. Формировался политеизм (греч. —много, —бог,

буквально — многобожие) — религиозное представление о существова­нии нескольких или многих богов. Возникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анали­зу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений — понятий, сознание получило воз­можность создавать образы духов и соответственно богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представле­ний — понятий, сложились фигуры богов, «действующих» в ряде обла­стей природы и общества. Но и образ бога, поле «деятельности» кото­рого распространялось на несколько сфер действительности, предпола­гал признание существования других богов, с помощью которых объяс­нялись иные области реальности. Ныне политеистическими религиями являются буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.

По мере разделения труда, дифференциации общества, формирова­ния народностей, монархических государств развиваются и политеисти­ческие системы. Складываются супремотеизм (лат. super — сверх, над;

3 - 3404 33


греч. — бог) — почитание многих богов, но при приоритете одно-

го, и генотеизм (греч. — одно, первое — бог) — признание су-

ществования множества богов, но почитание одного. У некоторых наро­дов супремотеизм и генотеизм развились в монотеизм (греч. — один, единственный, — бог, буквально — однобожие) — пред-

ставление о существовании единственного Бога. Монотеизм появляется в результате длительной эволюции верований. Раньше других образова­лись представления о духах и богах отдельных природных областей и сфер разделения труда, постепенно формировались образы богов, управляющих несколькими «секторами» природы и общества (видовые и родовые представления — понятия), наконец, складывалась фигура Бога, контролирующего все многообразные природные и общественные явления. В ходе умственного развития в головах людей из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов возникло представление о едином и единственном Боге монотеистических рели­гий. Монотеистическими являются иудаизм, христианство, ислам, сик­хизм.





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.54.155
Генерация страницы за: 0.09 сек.