Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Династия О




Боги — цари древнеегипетской мифологии — образуют так называ­емую династию 0. Кроме Гора в нее включают Гора-скорпиона, Гора-Ра, Гора-Саха, или Сахема. Они образуют небесную династию царей.

По-видимому, это связано с почитанием созвездия Скорпион. Хотя, как и другим опасным животным, скорпиону оказывали также божест­венные почести. Семь скорпионов должны были помогать Исиде про­тив ее врагов. В ранние времена маленькие фигурки этих животных но­сили как амулеты.

В египетской мифологии персонификацией созвездия Орион был Сах. Он считался царем звезд и изображался человеком в короне Верх­него Египта. В заупокойной литературе выступает как покровитель умерших. Близок Осирису, которого часто называли Орионом, в то вре­мя как Исиду связывали с Сириусом.

Атрибутом власти бога и фараона был сехем — жезл.

Слово сехем служит для обозначения понятия «власть», когда речь идет о стоящих между богами и людьми сущностях, вроде звезд. Сехем означает также богов. У Озириса прозвище — «Большой Сехем, кото­рый живет в финитском номе». Сехем как фетиш может стать формой проявления божественной силы; речь идет о посохе властителя, на верхней части которого нарисована пара глаз. Этот символ власти про­исходит из Абидоса, связан с Озирисом и становится настоящей эмбле­мой бога мертвых Анубиса (наряду с собакой на его штандарте).

Заканчивает период династии 0 полулегендарный основатель царст­ва фараонов Нармер, которого часто отождествляют с основателем 1-й династии фараонов. Объединил оба египетских царства воплощение бога Гора в человеке — Гор-фараон.

Мировой порядок в эпоху Древнего царства характеризует идея свя­тости фараонов. Бог-царь — это сила, приводящая в движение упорядо-

8* 115


ченную игру жизненных сил, это необходимый исходный пункт свет­ской и божественной сферы, «единственный самостоятельный фактор в земной сфере по отношению к божественному миру» (Херман Кис). Он «одарен жизнью» и поэтому может «одаривать жизнью». Он есть то, что «удерживает сердца в жизни». Царь — «владыка Маата» и «осуще­ствляющий Маат». Слово Маат — центральное понятие для обозначе­ния мирового порядка в Древнем царстве. Маат обычно переводится как «справедливость» или «истина». Но оба этих понятия, если их даже рассматривать в комплексе, не достаточно отражают значение Маат.

Богиня Маат является персонификацией закономерности, лежащей в основе всего сущего; она олицетворяет понятия «право», «правда»и «миропорядок». Древнейший иероглиф Маат отражает, вероятно, пря­мизну тронного пьедестала, который, в свой черед, символически изоб­ражал изначальный холм. Эта форма показывает нам связь физического и этического смысла Маат. Без Маат нет жизни; она — пища и питье бога Ра. Образ этой богини — сидящей, со страусовыми перьями на го­лове в виде куклы — фараоны держали в руке и приносили в жертву богам. Это означало, что царь олицетворяет божественный порядок. Су­дьи считались священниками Маат. Во время суда над мертвым сердце его взвешивалось на весах справедливости, причем противовесом слу­жили перья Маат (символ правды). Нередко упоминаются две богини Маат, которые сравнивались с обеими солнечными ладьями (называе­мыми «маати»).

Божественность царя ясно выражается в том, что он, согласно древ­ним представлениям, является одной из форм явления бога-сокола Гора, имя которого, вероятно, обозначает «даль», является небесным божест­вом, которое касается кончиками своих крыльев границ земли.

Божественность живого царя выражается разными способами. Его корона — это знак сакрального господства, она всегда наделена сакра­льной силой. Существовали различные иероглифические изображения царской власти, связанные с изображением короны. Двойная корона обозначает «двойное владычество», то есть власть над верхним и ниж­ним Египтом. Фараон всегда имел множество имен (титулов), которые обозначали его связи с богами. Коронация фараона и повторные коро­нации во время праздника Сед всегда были сакральными действиями. Только фараон, согласно официальным представлениям, мог во время культа вступать в связи с богами. Он мог делегировать свои полномо­чия жрецам, так как количество святынь в Древнем Египте постепенно росло и один фараон не мог везде отправлять культ.

Неудивительно, что сфера власти фараона была табу для обыкно­венных людей. Коротко и ясно это выразилось в древнем изречении, ха­рактеризующем шествие фараона: «Идет бог — защита земли». Влады-


ку Древнего царства окружала опасная для обычных людей сфера маги­ческой силы. Обыкновенный человек даже не мог к ней приближаться. Если во время шествия фараона один из его приближенных случайно касался ногой одного из скипетров фараона, фараон сейчас же выкри­кивал заздравную для него, чтобы изгнать опасность, исходящую от его знаков власти и спасти задевшего от смерти.

На представлениях о том, что все вокруг фараона — это табу для обыкновенных людей, основан и очень ранний обычай сакрального убиения свиты фараона во время похорон фараона. В отличие от шуме­ров, у которых мы встречаем этот обычай в Куше и в подземных захо­ронениях Ура 1, в Египте он сохранялся долгое время только в нубий­ской области, в самой же стране этот обычай был распространен только в ранние периоды. Захоронения первой династии показывают нам, что после естественной смерти фараона всех членов его семьи и его двор хоронили поблизости от гробницы фараона, чтобы сила фараона, под­держивающая жизнь, продолжала действовать на них.

Наверное, самая точная формулировка божественности египетского фараона дошла до нас из более позднего времени. Мы читаем в авто­биографии Рехмира, который был визирем при Тутмосе III (18-я дина­стия): «Что есть фараон Верхнего Египта? Что есть фараон Нижнего Египта? Он — бог, за счет нормативных действий которого люди живут; он — отец и мать всех людей, единственный в своем роде, не имеющий себе подобных».

Дошедшие до нас свидетельства культа умерших фараонов пред­ставляют собой и сегодня впечатляющую картину сакрального господ­ства. Монументальная форма гробниц фараонов — пирамида, возник­шая из могильного холма с правильными углами и обычно наклонными стенами, называемого мастаба (араб, «скамейка»), характерна для Древ­него царства, начиная с 3-й династии.

Самые большие пирамиды были построены в период 4-й династии около Гизеха (на западном берегу Нила напротив Каира). Это пирамиды Хеопса, Хефрена и Микериноса. Самая огромная — это пирамида Хе­опса высотой 146,59 м. Египетских фараонов хоронили в пирамидах до периода 17-й династии, хотя позже пирамиды были уже значительно меньше. В период Нового царства распространенными стали скальные захоронения, которые были, начиная с Тутмоса I (18-я династия), распо­ложены в долине фараонов (араб. Бибан ель Молук) позади Деир ель Бахри (Западный Тхебен). Как нам описал Геродот (II, 124), в более поздние времена считали, что пирамиды — это результат труда рабов, вынужденных создавать пирамиды по указанию деспотов. В действите­льности же они — выражение народных религиозных представлений,


источником которых была вера в безграничность божественной приро­ды фараона.

Наряду с архитектурными памятниками были и литературные свиде­тельства сакральной природы фараонов Древнего царства. В 1881 г. в пи­рамидах были найдены тексты, которые могут быть приписаны послед­нему фараону 5-й династии, фараону Унасу, и после него фараонам 6-й династии, которая завершает эпоху Древнего царства. Они были найде­ны в самом саркофаге и в других помещениях и проходах пирамид, со­оруженных у Саккары поблизости от древнего Мемфиса. Однако тексты, найденные в пирамидах как целое, были созданы не только во времена Унаса, в них есть части, относящиеся к еще более древним временам, что частично может быть доказано. Тексты из пирамид служили упроче­нию представлений о бессмертной жизни фараона и о его вступлении в общество богов. Это самые древние на земле тексты о воскресении. Их читали вслух при погребении фараона и в саркофаге их размещали так, что сам фараон при своем воскресении мог их прочитать.

С помощью мифических рассказов, в которых проводилась анало­гия судьбы умершего фараона и божественного процесса, тексты из пи­рамид утверждали бессмертие владыки. Мифические рассказы не еди­нообразны. Часто фараон разделяет судьбу Осириса, его смерть и вос­крешение. Наряду с этим в этих рассказах есть логически несовмести­мое с этим представление о небесном потустороннем мире в царстве бога солнца Ра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.