Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о Ба




Учение о Ка

Ка является выражением рождающей и охраняющей силы; в древ­нейшие времена также и мужской производящей силы (для которой имеет место и звуковая идентичность с «ка» — так произносится слово «бык»),а уже вскоре духовной и душевной силы. Иероглиф «ка» со сво­ими защищающе поднятыми руками воспроизводит магический жест, который охраняет жизнь своего носителя от злых сил. Ка рождается вместе с человеком. Древние изображения показывают, как бог Хнум создает на глиняном круге вместе с рожденным ребенком его ка. В ка­честве двойника ка сопровождает человека; человек умирает — ка про­должает жить. «Пойти к своему ка» означает «умереть», так как ка по­кидает своего человеческого носителя и возвращается к своему божест­венному первоначалу. Правда, ка нуждается в пище в своей последую­щей жизни, которая ему преподносится как жертвоприношение или символически в картинах, установленных в гробницах. Так как питание способствует получению жизненной силы, то пища также обозначается как ка-содержащая; понятие множественного числа кау означает буква-


льно «жертвенная пища». Известны изображения, в которых вместо жертвенных столов стоит знак «ка».

Тесно связанный с силами природы египтянин видел в твердости и неизменности камня проявление абсолютного бытия, которому проти­вопоставляется шаткое и хрупкое существование человека. Горы, скалы и камни являются в своей нетронутости образом длительности, вечно­сти. Когда человеческое тело разложится, сохранится образ, вырублен­ный из камня, а нацарапанное имя умершего станет поручительством для дальнейшей жизни. Статуи богов и царей, так же, как и обелиски, должны были быть монолитами (например, 15-метровый Мемносский колосс без цоколя). В качестве образа времени и незыблемости камень может стать также символом центра, священного средоточия, куда вхо­дят все плоскости бытия (небо, земля и нижний мир). Гелиополь обла­дал каменным фетишем в виде кегли (конуса), называвшегося бенбе-ном, который почитался как место проявления прабога. В храме Амона в Напате был установлен каменный конус, украшенный орнаментом и изображениями богов. В оазисе Сива у бога, названного греками Ам-мон (т. е. Амон), был символ в виде конуса из камня, который римский историк сравнивал с «умбиликусом» (пупом земли).

Развитие эти учения приобретают в учении о ба, которое формиру­ется в конце первого династического периода. Слово «ба» близко, по Гораполлону, к понятию «душа», но в нем довольно мало схожего с античным представлением о душе. Ба означает духовную силу; в древ­нейших религиозных текстах анонимно выступающие боги назывались просто Ба. Затем это слово стало синонимом для формы проявления бога. Так, в Фениксе (Гелиополь) видят ба бога Солнца Ра, Аписа в Мемфисе почитают как ба Озириса. Но в текстах встречаются примеры, когда одного бога считают формой проявления другого бога, например, когда Озириса называют «Душой Ра». В отношении царя понятие «ба» означает управляющую, даже божественную власть. На исходе Древне­го царства понятие «ба» уже относят ко всем людям; оно становится от­ныне носителем непреходящей вечной силы. Надгробные рисунки Но­вого царства показывают, как ба-душа в образе птички сидит на дереве у захоронения. Магически действующие изречения мертвых должны дать душе возможность «принять любой образ, который она пожелает».

В это же время появляется и так называемый ба-анкх (бант жизни). Первоначальное значение банта жизни спорно; возможно, речь идет прежде всего о магических узелках. Как иероглиф этот знак означает «жизнь» (анкх), как символ — указывает на божественное, то есть на


вечную жизнь. Поэтому он является всегда атрибутом богов, которые вручают его царю. Воздух и вода являются элементами жизни, поэтому они могут описываться знаком анкх; так, бог держит бант жизни у носа царя (словно дыхание жизни) или при культовом очищении струя воды изливается на царя в виде банта жизни. В качестве символа неиссякае­мой жизненной силы знак анкх наносился на стены храмов, памятники и окружающие предметы; часто его можно видеть на фризах утвари и даже вокруг подножия, откуда, возможно, среди прочего он перешел на ремни сандалий. Из-за своей напоминающей крест формы этот знак во­шел в христианско-коптскую символику1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.