Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления о божествах




С переходом к оседлому состоянию и перемены образа жизни меня­ются представления о божествах. Они сделались покровителями земле­делия, богами плодородия. Каждый город называл своих богов различ­но, но сущность их оставалась одна и та же. Везде чтили мужское бо­жество «Баала», «владыку своего народа», проявлявшего себя в небес­ной природе — в громе, молнии, буре и т. п., почитавшегося в высоких горах. Почти каждый город в Финикии и Сирии имел своего покровите­ля Баала, поэтому они особенно не отличались друг от друга. Его сим­волами были бык и лев, что олицетворяло оплодотворяющую силу. Храмы в честь него строились преимущество на горных возвышенно­стях, поскольку его считали небесным божеством, а также богом солн­ца. Ему соответствовала богиня Баалат; полагают, что она является ана­логом Астарты. Она — мать-земля, именуемая «владычицей». Баалат (Астарта) — олицетворение земного плодородия, ее функции во многом совпадают с функциями богини Иштар. В Древнем Египте Астарта иногда отождествлялась с Сехмет, считавшейся женой Сета, дочерью Ра. Кроме того, она являлась и богиней луны, символически изображав­шейся в виде коровы. Поклонение ей происходило на зеленых холмах и в священных рощах. Самым знаменитым культом был культ Астарты Сидонской и Баалаты Библосской. В финикийских надписях она имену­ется или просто Баалатой, или Великой богиней Библоса. Кроме них постоянно упоминается мужское божество природы, выражающее ее умирание и возрождение. В разных городах Финикии божества носили разные имена.

Очень широко в Сирии и Финикии был распространен культ бога Адониса. В Библе, например, в его честь происходили оргии. Сведения об этом культе сообщают Аполлодор, Овидий, Антоний Либер и др. ан­тичные писатели. Адонис (фин. «господь», «владыка») — божество фи-никийско-сирийского происхождения с ярко выраженными раститель­ными функциями. Его культ был заимствован древними греками. У дамасских сирийцев он назывался Хадад. Адониса даже называли высшим богом, царем всех богов. Его изображали с зубчатой короной, длинной бородой, распущенными волосами и с огромной палицей в ру­ках. Он был также богом войны и бури.

Арамейские надписи указывают, что сирийцы наряду с Хададом по­читали бога Эл. Он был семитическим богом, поэтому можно считать, что все арамейские собственные имена, в состав которых входит слово Эл, следует относить к этому божеству.


В Тире главным богом был Мелькарт (фин. «царь города»). Он по­читался повсеместно в Финикии и Сирии, как покровитель мореплава­ния. В Тире в начале весны справляли обряд его погребения, поскольку он почитался там как умирающий и воскресающий бог.

В Сидоне главным богом был Эшмун («имя», заменяющее запрет­ное имя бога) — также воскресающий и умирающий бог, бог-целитель, который был наделен силой воскресать мертвых. Его символом была змея на шесте. В эллинистический период он отождествлялся с Аскле-пием. В Тире и Карфагене Эшмун считался спутником Мелькарта.

Религия финикиян и сирийцев, как и других стран Древнего Восто­ка, характеризуется существованием государственной или официальной религии и народной. В каждом царстве были культы государственных богов — Баал и Баалат. Они были владыкой и владычицей данного го­рода и царства. Официальная и народная религии смыкались в одном пункте — в культе божеств растительности и плодородия.

В народной религии основное место занимали земледельческие ку­льты. Они посвящались «благостным богам»: боги податели дождя, земного плодородия, пахоты, посевов, урожая, жатвы, хлеба, вина. Од­новременно почиталась богиня Анат — богиня охоты и битвы. Инте­ресно, что несмотря на наличие благостных богов, в религии этих наро­дов считалось, что боги обладают более разрушительной силой, чем со­зидательной.

Кроме верховных и всеобщих богов кое-где появляются и другие. Например, каждый финикийский корабль был украшен изображением бога-карлика. Одно из таких божеств носило имя «Пуам» — «бог мо­лотка», переделанное греками в «пигмей», «бог с кулак» и вошедшее в состав имени Пигмалион.

Для полноты обозрения финикийского пантеона следует еще упомя­нуть божества, которые частью были заимствованы финикиянами в Си­рии, но пользовались меньшим почитанием, частью были заимствованы у других народов. Примером может служить культ бога Нерга-ла — «владыки подземного царства». Здесь явно прослеживается заим­ствование из шумеро-аккадской мифологии. Многочисленны заимство­вания финикиянами из египетского пантеона. Этому способствовали древние отношения Библа с Египтом, а затем появление финикийских диаспор в Египте. Кроме египетских символов, обильно украшающих финикийские надписи религиозного характера и египетского облика финикийских божеств в более поздние времена, финикияне переняли и культ некоторых божеств: Пта, Тота, особенно Осириса. Последнее об­стоятельство объясняется тем, что культ Осириса и его миф напомина-


ли финикиянам их представления об Адонисе и Эшмуне и обряды, ко­торые совершались в честь этих божеств природы.

Постепенно в ходе эволюции у финикийских богов появляются не одна, а несколько функций. Божества природы приобретают функции божеств охоты. Появляется иерархическая классификация богов.

Существовала в финикийской религии и космогония. Особенно из­вестная легенда, согласно которой из соединения материального и ду­ховного появилось мировое яйцо — Мот. Из рассечения этого яйца де­миургом (многие древние историки не признавали его в этой религии, в частности, Филон) образуются небо и земля. Потом он творит небесные светила, знаки зодиака, живых существ, людей.

Хоронили финикияне в гробницах, пещерах или искусственных склепах, сначала на носилках, потом в саркофагах, которые назывались «домами вечности», часто египетского типа. Иногда к саркофагу приде­лывали жертвенник. С покойниками клали амулеты, домашнюю утварь, идольчики, светильники.

Существовал бог смерти Муту (Мот), воплощение хаоса. Он насы­лал на землю засуху. По представлениям финикиян и сирийцев смерть проникает в дом через окно. За гробом чудовища ждали душу умерше­го. Развито было у финикиян и сирийцев колдовство, магия, заклинания против злых духов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.