Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозный культ у германцев




Античным авторам ритуалы германцев казались чрезмерно грубыми и жестокими. Источники согласовано свидетельствуют о человеческих жертвоприношениях германцев. Греческий географ и историк Страбон (64 г. до н. э.— 20 г. н. э.) описал человеческие жертвоприношения в по­ходном лагере кимвров («География», VII, 2, 3). Тацит отмечает, что германцы считают должным по известным дням приносить людей в жертву Меркурию — по-видимому, Вотану, которого чтили в этих риту­алах как бога войны и смерти. Тацит упоминает также о принесении в жертву животных («Германия», 9). Вотану-Одину приносили в жертву волков, которых вешали на столбах. Очевидно, такие ритуалы отправля­лись как умилостивительные обряды, входившие в состав военных ку­льтов.

Военные культы германцев включали обряды посвящения врагов богу войны — заклятьем враги обрекались на гибель в качестве жерт­вы. Так, Тацит сообщает, что война между германскими племенами «для гермундуров была удачной, для хаттов — гибельною, так как обе стороны заранее посвятили, если они победят, Марсу и Меркурию вой­ско противника, а по этому обету подлежат истреблению у побежден­ных кони, люди и все живое» («Анналы», XIII, 57). Накануне битвы германцы исполняли ритуальное песнопение — бардит, которое распа­ляло их боевой дух и служило знамением исхода сражения: если звук пения был резким и мощным — это был верный знак победы.

К умилостивительным обрядам, обращенным к грозному богу-по­кровителю племенного союза, относится ритуал германцев-семионов, описанный Тацитом. «В установленный день представители всех свя­занных с ними по крови народностей сходятся в лес, почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, начав с заклания челове­ческой жертвы, от имени всего племени торжественно отправляют жут­кие таинства своего варварского обряда». Тациту было известно, что «жуткие таинства» были связаны с представлением, что «именно здесь получило начало их племя, что тут местопребывание властвующего над всеми богами» («Германия», 39).


С верованиями во всевластных богов и судьбу связаны германские обряды гадания. «Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они»,— утверждает Тацит («Германия», 10). «Вынимают же они жребий безо всяких затей. Сруб­ленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом,— глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками» («Германия», 10). Знаки, о которых упоминает Тацит, по-ви­димому, руны — письмо древних германцев.

Жребием древнегерманская мантика не ограничивалась. Германцы гадали по голосам и полету птиц. Они удерживали распространенный среди индоевропейских народов обычай гадания по поведению коня. Для таких гаданий использовали специально выращенных в священных рощах белых коней. При отправлении обряда запряженных в священ­ную колесницу коней «сопровождают жрец с царем или вождем племе­ни и наблюдают за их ржаньем и фырканьем». Для германцев ржание и фырканье священных коней было самым верным предзнаменованием, поскольку они верили, что кони — посредники богов («Германия», 10). У истоков этой веры — древнеевропейский культ коня.

Страбоном засвидетельствовано гадание по крови и внутренностям человеческой жертвы. «Седовласые жрицы-прорицательницы» кимвров у ритуального котла перерезали горло жертве и «по сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадания, а другие, разрезав трупы, рас­сматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему пле­мени победу» («География», VII, 2, 3).

Огромную роль в мантике германцев играло духовидение. О визио­нерском опыте континентальных германцев свидетельствует Тацит, ука­зывая, что пророчество — преимущественно занятие женщин, герман­цы «не оставляют без внимания подаваемые ими советы и не пренебре­гают их прорицаниями» («Германия», 9). «Прорицание вёльвы» из «Старшей Эдды», «Видение Гюльви» из «Младшей Эдды» — яркие па­мятники визионерского опыта островных германцев, долгое время по­сле крещения сохранявших традицию архаического духовидения. Образ Одина, мёд поэзии и многие другие элементы скандинавских сказаний несут печать экстатических практик, близких шаманским провидческим трансам. Идея «мёда поэзии», напитка необыкновенного вдохновения, открывающего сокровенные тайны мира, несомненно имеет у своих ис­токов ритуальный галлюциногенный состав, используемый в архаиче­ских практиках коллективного или индивидуального транса.


К глубокой архаике восходили германские воинские и шаманские инициации. О ритуалах воинской инициации юношей, включавшей вру­чение щита и фрамеи, упоминает Тацит («Германия», 13). Описанная в «Старшей Эдде» история мучений Одина, пронзенного копьем и прови­севшего распятым девять дней на древе Иггдрасиль, сильно напоминает шаманские посвящения — пройдя испытания, Один получает священ­ный мёд и руны.

Почитание свебами богини плодородия Нерты было сопряжено с ритуалом торжественных встреч богини. В священной роще богини на­ходилась специальная крытая повозка. В особые сроки Нерта, как вери­ли свебы, скрытно от глаз смертных устраивалась под пологом, после чего запряженная коровами повозка в сопровождении жреца отправля­лась по селениям, где ее с великим ликованием встречали жители. По окончании церемонии объезда над повозкой совершались очиститель­ные обряды и она водворялась на место.

Погребальный обряд предполагал обычно кремацию тела. Иногда, особенно при погребении знатного человека, покойника сжигали в ла­дье. Вместе с прахом в могиле оставляли оружие, коня умершего, но в целом погребальный инвентарь германских захоронений был достаточ­но скромен. Порой погребальный обряд сопровождался человеческими жертвоприношениями. Реликт древнего погребального обряда запечат­лен «Младшей Эддой» в сцене погребения сына Одина — аса Бальдра1.

Широко распространены были в германской среде магические риту­алы. Германцы верили в силу магических приемов оборотничества, в губительную или, напротив, врачующую силу заклятий. Для защиты от вредоносной магии они применяли обереги, для увеличения силы — особые магические предметы, амулеты. На вере в силу магиче­ских предметов держались предания о мифическом «поясе силы» бога Тора и «сокровищах асов», изготовленных цвергами. Согласно верова­ниям германцев, сила колдовства вполне соразмерна с могуществом бо­гов, а может, даже и выше. Магизм мировоззрения германцев объясня­ет, почему в эддических сказаниях Один оказывается пленником Хрей-дмара, человека, «изрядно сведущего в колдовстве»2.

Коллективные обряды отправлялись, как правило, под открытым не­бом, чаще всего — в рощах, посвященных определенному божеству. В священных рощах на алтарях совершались жертвоприношения, возно­сились молитвы, под сенью деревьев устраивались, зачастую — ночью,

1 См.: Младшая Эдда. С. 83—84. Там же. С. 131.


ритуальные пиры и игрища. Здесь же проходили племенные собрания. Специальных храмов в таких святилищах германцы, по крайней мере в ранний период, не возводили.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.