Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шактизм




Шактизм (от санскр. шакти — сила, энергия), течение в индуизме, в основе которого лежит почитание обожествленной женской энергии, которая понимается как ипостась энергии бога, как правило, Шивы. Шактизм можно определить и как культ Дэви (богини, проявляющей себя в разных обликах и под многочисленными именами: Дурга, Кали, Бхагавати, Чамунда, Мариямма и др.), который имеет неарийское про­исхождение и восходит к протоиндийскому культу богини-матери и к аборигенным культам, например, культу древней тамильской богини войны Коттравей — агрессивной, кровожадной, страшной, принимав­шей кровавые жертвы, в том числе ритуальные самоубийства, или куль­ту Махишасурамардини, богини, убивающей демона-буйвола (мотив, отмеченный на печатях из Мохенджо-Даро и Хараппы).

Демоноборчество — одна из главных функций Богини в индуизме, хотя сама она описывается как типичная демоница: чернокожая, с клы­ками и красными от крови языком и губами, с ожерельями из отрублен­ных голов и рук. Это противоречие можно объяснить компромиссом


между аборигенными верованиями и ведийско-брахманической тради­цией, которая привлекла на свою сторону Богиню для борьбы с асура-ми. В VIII в. н. э. включение Богини в индуистский пантеон закрепляет­ся в «Дэвимахатмья» («Величание Богини»), первом санскритском тек­сте, описывающем ее происхождение, историю и подвиги. К этому вре­мени она под именами Кали («Черная») и Дурга («Удаленная») рассмат­ривается как супруга Шивы, а благодатный и мирный ее аспекты выра­жены в образах Умы, Парвати, Гаури. В русле формирующегося шак-тизма, отдающего предпочтение женской энергии как высшему божест­венному принципу, развивается идея превосходства шакти над энергией Шивы или любого другого бога, что приводит к возникновению образа Махадэви («Великой богини»), которая, с одной стороны, может быть одним из аспектов любой конкретной богини, а с другой, представляет собой символ творческой энергии космоса. Она понимается как мать мира, сущность бытия, единственная причина вселенной, создательни­ца Брахмы, Вишну, Шивы, которые выполняют свои обязанности по ее воле. По сути дела, ее можно рассматривать как аналог высшей реаль­ности, то есть, Брахмана. Такое метафизическое осмысление шакти, од­нако, для индуизма в целом и в особенности для его культовой сферы нехарактерно. Гораздо чаще он настаивает на плодотворности мужского и женского начал, что находит оригинальное пластическое выражение в образе Ардханары, Шивы, одна половина тела которого мужская, дру­гая женская. На более абстрактном уровне эта идея воплощена в линга-ме-йони, парном схематическом изображении мужского и женского по­ловых органов. В шактизме Богиня, олицетворяющая шакти, взаимо­действует главным образом с Шивой. Но их отношения далеки от пол­ной гармонии, и многочисленные мифологические истории свидетель­ствуют об их ссорах и соперничестве, в которых победа далеко не всег­да остается за Шивой. Показателен в этом отношении иконографический образ Кали, стоящей или танцующей на теле Шивы, который неподвиж­но лежит на земле. Этот образ толкуется таким образом, что Шива без шакти пассивен, лишен творческого начала, но и шакти нуждается в Шиве, так как он дает ей опору (однако такая трактовка не всегда доста­точна, так как в некоторых вариантах этого сюжета неистовая богиня умерщвляет супруга, оставаясь в одиночестве).

Характерной для шактизма является идея о том, что Шива в качест­ве высшей реальности, Абсолюта, проявляет себя лишь через шакти, которая в этом случае интерпретируется как майя, творческая сила Шивы. Соответственно через шакти он может быть познан и достиг­нут, для чего нужно овладеть ею, суметь подчинить ее адепту. Эта идея, возникшая в древней шиваитской секте пашупатов, была усвоена шак-


тизмом и в рамках поисков различных методов овладения шакти спо­собствовала развитию тантризма, учения и практики, имеющих в основном аборигенные, неведийские корни. В ритуалах тантризма ис­пользуют приемы йоги и производятся действия, часто противоречащие нормальному индуизму (употребление мяса, алкоголя, необычные сек­суальные акты).

Выразительным примером шактистского культа можно считать по­клонение богине Кали, она же Махакали (Великая Кали), Адья Кали (Изначальная Кали), особенно распространенное в Бенгалии. Ее облик типичен для устрашающей, агрессивной и кровожадной Богини. Часто она изображается нагой, со скелетообразным телом черного цвета. Она принимает кровавые жертвы (которые в настоящее время нередко заме­няются приношением ей ярко-красных цветов) и является воплощением смерти, опасности, нечистоты. Тем не менее адепты Кали называют ее матерью, испытывают к ней чувство пылкой любви, направляют к ней все свои помыслы. Парадокс любви к Кали объясняется не только верой адептов в то, что могучая богиня, сокрушительница демонов в состоя­нии надежно защитить их, своих детей. Для их психологии важно и то, что любовь к страшному, непривлекательному существу всегда воспри­нимается как чистая, бескорыстная эмоция. В период борьбы за незави­симость индийское общество наделило образ матери-Индии чертами богини Кали, и шактизм стал своеобразной религией патриотизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.