Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индуистский храм




Первые индуистские храмы появились в конце I тыс. до н. э. При их создании строители использовали план построения ведийского огнен­ного алтаря, формы буддийских культовых сооружений, в том числе, вихары, обители буддийских монахов, а также элементы архитектуры жилого дома. Некоторые из дошедших до нас ранних храмов (VII—VIII вв. н. э.) высечены из скальных монолитов (Эллора, Махабалипурам), но основными строительными материалами стали каменные блоки и кирпичи.

Строительство храма начинается с составления наземного пла­на-диаграммы, мандалы, которая схематически воспроизводит структу­ру космоса и символически соотносится с космическим первочелове-ком, Пурушей, жертвоприношение которого знаменует начало космиче­ского бытия. Процесс создания храма в конечном счете, как и сам храм, символизирует зарождение мира в одной точке (изначальная точка пла­на, символ космического зародыша) и его развертывание в полномасш­табную, изобилующую различными формами конструкцию. Храм, та-


ким образом, воплощает собой всю полноту космического бытия и по­нимается как центр мира, или космическая ось. В соответствии с этим выделяются три основных конструктивных элемента индуистского хра­ма: цоколь,— аналог ведийского места жертвоприношений; святилище {гарбагриха) — помещение, где расположен образ бога; надстрой­ка — купол или башня, олицетворяющая космическую ось. Элементар­ной моделью индуистского храма является кубическое строение с од­ним входом, внутри которого находится гарбагриха (букв, дом зароды­ша, матка), помещение, закрытое с трех сторон и недоступное для днев­ного света. Она понимается как чрево, порождающее вселенную и как место, через которое проходит мировая ось. В этом святилище помещен образ бога — его антропоморфное или символическое изображение.

Дальнейшее развитие формы храма происходит по двум направле­ниям: по вертикали — как увеличение высоты башни над святилищем, чем подчеркивается идея космической оси; по горизонтали — за счет создания галереи павильонов-лшндяя, которые оформляют путь адепта к святилищу как своего рода паломничество. Вступая на территорию храма, адепт настраивается на восприятие святыни и движется к ней, все более погружаясь в особую атмосферу внутренних помещений хра­ма. Дойдя до гарбагрихи, он достигает главной цели посещения хра­ма— получает так называемый даршан, то есть, возможность лице­зреть бога и поклониться ему.

Башня над святилищем (шиккхара или вимана), устремленная к небу, зримо воплощает представление о храме как о горе, аналоге ми­фических гор (Меру, Кайласа), на которых живут боги, полубоги, мифи­ческие персонажи, индуистские подвижники. По сути же дела индуист­ский храм в целом представляет совокупность небесного и земного ми­ров, многообразие которых отражено в богатом декоре внешних стен храма — в растительном и животном орнаментах, многочисленных скульптурных фигурах и композициях. Ассоциация храма с горой рас­пространяется и на гарбагриху, которая в этом случае понимается как пещера, символизирующая нечто недоступное, сокрытое, тайное.

Термин вимана, применяемый к храмовой башне или самому храму, связывает храм с представлением о летающей колеснице богов (вима­на), которое в некоторых случаях находит прямое воплощение в архи­тектуре (изображение колес на цоколе, как в храме Сурьи, бога Солнца, в Конараке). Но чаще всего оно реализуется во время храмовых празд­ников, когда изображение бога выносится из основного храма и поме­щается в подвижный храм, то есть, ставится на колесницу, которую тя­нут за канаты сотни адептов.


В Средние века в дополнение к основному храму строятся (как внутри него, так и снаружи) храмы других богов, как правило, тесно связанных мифологически с главным богом. Так, например, храм Шивы обычно включает храмы, посвященные его жене Парвати (в той или иной ипостаси), сыновьям — Ганеше и Сканде, шиваитским святым, девяти планетам и т. д. Кроме того, на территории храма строятся до­полнительные павильоны-мандапы — для приношений, для храмовых танцев, для свадеб, для еды и прочие. Вкупе с другими строениями они образуют целые храмовые комплексы, достигающие значительных раз­меров (в особенности на юге Индии). Ярким примером такого комплек­са может служить храм Вишну в Шрирангаме — по сути дела целый храмовый город, расположенный внутри нескольких концентрических прямоугольников из непроницаемых стен, над которыми возвышаются громадные надвратные башни — гопурамы.

Храмовая архитектура в каждом регионе имеет свои особенности, свой стиль, но основная символика храмового строения и принципы его функционирования остаются едиными. Равным образом, история каж­дого храма содержит множество местных легенд и мифов, но они встроены в общеиндуистскую историю творения и развития вселенной.

В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигу­рируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы, или Вишну, причем под местными названиями и в весьма свободной иконографиче­ской форме, либо второстепенные божества из их окружения, действу­ющие лица богатейшего мифологизированного эпоса Индии. В индий­ской семье часто поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше — слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Хануману — обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с де­моном Раваной, лингаму Шивы, змеям-нагам — подземным божествам и повелителям вод из свиты Вишну-Нараяны, свирепой ипостаси Шивы Бхайраве, карающему за проступки. Огромное значение имеют палом­ничества к наиболее почитаемым храмам и к водам священных рек.

Большая часть ритуальных событий происходит в семье. Прежде всего это обряды жизненного цикла, которыми отмечают все значимые рубежи жизни человека: рождение, взросление, свадьбу, смерть. Как правило, в них участвуют не только члены большой индийской семьи, но и сокастники, проживающие неподалеку. Жрецу помогают, а часто и заменяют его, старшие члены семьи, рода, касты. Обязательны для индийца регулярные поминовения предков, религиозный долг перед ко­торыми включает и порождение мужского потомства для продолжения в поколениях этого обряда.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.