Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современной Индии




Индуизм в политической жизни

Реформация индуизма.

Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX—XX вв. В этот период не раз доказывавшая прежде свою уникаль­ную гибкость и способность противостоять любым попыткам ассими­ляции религия получила сильный стимул к развитию. Толчком послу­жило распространение культуры и религии британских завоевателей, начавшееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных от­ношений. В таких условиях и были предприняты первые попытки ре­формации индуизма.

Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772—1833). Обладавший ши­роким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе ан­глийский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бенгаль­ский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии на­циональных газет и светских школ — колледжей, а также создал в 1828 г. религиозное общество «Брахмо самадж» — «Общество Брах­мы», единого Бога, которому должны были поклоняться не только ин-дуисты, но и мусульмане, и христиане.

В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важ­ная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии за­частую трудно, а то и вовсе невозможно разделить религиозную ре­формацию и просветительство. И именно в работах Рам Мохан Роя наиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции в критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом смысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и вероучитель-ным положениям.

Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в 1875 г. Даянандой Сарасвати (1824—1883) религиозное общество «Арья самадж». Близкое к «Обществу Брахмы» по реформаторскому духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавить­ся от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма, «Арья самадж», однако, отказалось от сближения с другими религия­ми, провозгласив лозунг «Назад, к Ведам!». Обращение к древней ин­дийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкой по­пулярности Общества (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в то время как численность «Брахмо самадж» не превышала 10 тыс. чело­век). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в це-


лом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло крестьянских масс, как в Европе, и с течением времени движение ре­формации «навстречу массам» все более опиралось на индуистскую традицию, на постепенное восстановление наиболее важных черт ин­дуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие, как политеизм, хотя и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь к новым общественным требованиям, индуизм, тем не менее, по-прежнему существует в массовом религиозном сознании в устояв­шихся, привычных формах.

Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и орто­доксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Ра-макришна Парамахамса (1836—1886), учивший, что каждый опреде­ленный круг решения религиозных проблем и соответствующие формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога. После смерти Рамакришны его последователями была создана всеиндийская неоинду­истская организация, получившая название «Миссия Рамакришны». Возглавивший миссию ближайший ученик Рамакришны Свами Вивека-нанда (1863—1902) сделал следующий шаг в создании учения, цель ко­торого — охватить не только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное начало в мире. Развивая мысль Ра­макришны об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивека-нанда приступил к реальному воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все дороги ведут к истине через моральное от­ношение, Вивекананда в своих действиях в первую очередь руководст­вовался постулатом: «Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человече­ства, они — другой. Соединение обеих — вот что необходимо». Миссия Рамакришны, основанная им в 1897 г. как всемирная организация, рас­пространяет сегодня идеи неоведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.

Активное включение индуизма в политическую жизнь страны нача­лось в XIX в. в общем контексте борьбы индийского народа против ко­лонизаторов и протекало параллельно с процессом трансформации этой религии, вызванным коренными структурными изменениями в жизни индийского общества, и прежде всего становлением и развитием капи­талистических отношений.

В политике Индии конца XX в. «индуистский фактор» преломлялся прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма, включающего апеллирование к традиции, использование идей, понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей, отождествление религи­озной и этнической общности (индиец-индуист, индус). В первой поло-

21-3404 321


вине 1990-х годов крайне обострилось историческое противостояние индуистской и мусульманской общин, охватывающих соответственно около 83 и 11 % населения страны. Взаимоотношения индуистской об­щины с конфессиональными меньшинствами (сикхами, христианами и пр.) не носят столь напряженного характера, но внимание коммунали-стов неизменно приковано к электоральному поведению представите­лей этих религий.

Еще до независимости в Индии возникли две крупные коммунали-стские организации — «Хинду Махасабха» (практически прекратившая свое существование после 1947 г.) и «Раштрия Сваямсевак Сангх» (РСС), объединяющая десятки тысяч индусов и выполняющая роль главного центра и поставщика кадров индусских коммуналистов. Буду­чи запрещенной организацией, РСС теснейшим образом связана с ря­дом партий, открыто участвующих в политической борьбе. С начала 1980-х годов выразителем политических устремлений РСС стала «Бха-ратия Джаната Парти», быстро набравшая силу и популярность, добив­шаяся феноменального успеха на выборах в парламент страны в 1991 г. и сохраняющая достаточно сильные позиции по сей день. Особенно­стью последних двух десятилетий стала резкая конфессионализация об­щественно-политического сознания подавляющей части населения, о чем говорит в том числе и стремительный рост численности различ­ного рода коммуналистских организаций и группировок. В стране на­считывается более 500 индуистских коммуналистских объединений, в деятельности которых принимает активное участие несколько миллио­нов человек.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.