Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зороастризм в государствах Древнего Ирана




Спустя некоторое время после своего возникновения зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и другие страны иранского мира. Есть предположение, что в первом крупном иранском государстве древности — Мидийской державе — в период правления последнего ее царя зороастризм уже стал официальной религией.

С приходом в середине VI в. до н. э. к власти в Иране персидского рода Ахеменидов и созданием ими крупной мировой империи эволю­ция религиозных верований иранцев продолжилась. Окончательно сло­жившуюся в период Ахеменидов (VI—IV вв. до н. э.) религию ранне­классового общества можно условно назвать маздеизмом: в ней прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как демиург, воплоще­ние и носитель блага. Выступал он, однако, в окружении других бо­жеств, весьма недифференцированных по функциям и месту в аморф­ной иерархии. Резко усилился в маздеизме дуализм — и сюжетный, и ролевой, и этический: дурному противопоставлялось благое (божество, деяние), тьме — огонь (храмы огня стали основным местом культа), злу (социальный и природный беспорядок) — добро (вода, земледелие, го­род; справедливость). Наследственные жрецы-маги (магу — мидийское племя, фактически монополизировавшее при Ахеменидах отправление культа) старательно закрепляли сословный характер вероучения мазде­изма.

При Ахеменидах зороастризм сосуществовал с религиозными тра­дициями персидского и других иранских народов, религией жреческой касты магов, а также религиями и культами многочисленных народов, покоренных персидскими царями, от египтян и греков на западе до ин­дийцев на востоке. Персы ахеменидской эпохи продолжали поклонять­ся древним индоиранским божествам природы — Митре (бог Солнца и света), Анахите (богиня воды и плодородия) и др., то есть, тем са­мым, которых в свое время отверг Заратуштра. Вероятно, персы так и не приняли зороастризм до конца царствования Ахеменидов.

Что касается магов, составлявших влиятельную жреческую корпо­рацию, то, по сообщениям многих античных авторов, они были учени­ками и последователями Заратуштры. Некоторые современные ученые полагают, однако, что маги были принуждены Ахеменидами принять зороастризм, но впоследствии исказили его, введя культ дэвов, запре-


щенный Заратуштрой. Другие историки считают, что распространение культов Анахиты и Митры при поздних Ахеменидах было результатом влияния религиозных представлений персидского и других иранских народов, продолжавших поклоняться своим древним божествам. При этом первенствующее положение Ахура-Мазды в царском пантеоне со­хранялось.

В IV в. до н. э. началась доктринальная обработка зороастрийского учения о борьбе добра и зла. При этом сложилась доктрина зрванизма, согласно которой добрый дух Ахура-Мазда и злой дух Анхра-Майнью являются сыновьями-близнецами «Бесконечного времени» — бога вре­мени Зрвана. Каждый из этих духов обладает равной силой и правит миром по три тысячи лет, после чего в течение следующих трех тысяч лет между ними будет происходить борьба.

Зороастрийские жрецы разработали эсхатологическую доктрину, со­гласно которой мировая история длится 12 тысяч лет. Первые три тыся­чи лет были «золотым веком» когда не было ни холода, ни зноя, ни болезней, ни смерти, ни старости. Земля была обильна и плодородна, по ней ходили тучные стада. То был период господства Ахура-Мазды. С окончанием «золотого века» Анхра-Майнью навел на землю голод, болезни, смерть. Но в мир явится спаситель из рода Заратуштры, и в конечном счете добро одержит полную победу над злом, возникнет вечное царство справедливости, и Ахура-Мазда станет господином все­ленной.

По мнению ряда исследователей, учение зороастрийских жрецов о конце мира и воскрешении мертвых, о грядущем спасителе и послед­нем суде стало одним из источников подобных же представлений в иудаизме, христианстве, исламе и других религиях. Некоторые положе­ния зороастрийского учения могли быть восприняты и древнегречески­ми философами. Во всяком случае, это учение им было в общих чертах известно. О нем писали Аристотель, Плутарх, Диоген Лаэртский.

Если раннему зороастризму было чуждо идолопоклонство (в гатах Ахура-Мазда выступает как существо абстрактное, бестелесное), то при Ахеменидах в нем появился элемент антропоморфизма. М. А. Дандама-ев так объясняет это нововведение персидских царей: «Они должны были показать своего бога десяткам и сотням подвластных им народов. Символом верховного бога Ахура-Мазды был выбран символ верховно­го бога ассирийцев — Ашшура. Здесь даже не требовались серьезные иконографические изменения: на позднеассирийских цилиндрах Аш-шур изображался в виде фигуры царя между двух распахнутых крыль­ев, в солнечном диске, а на эламских цилиндрах — почти так, как позже у Ахеменидов,— в зубчатой короне. <...> Порталы дворцов Персеполя, главные сцены на лестницах венчало изображение солнечного диска с


крыльями — символа, широко распространенного в Египте, но, вероят­но, истолкованного как символ Ахура-Мазды. <...> В Персеполе раско­пано много печатей, на которых изображен крылатый Ахура-Мазда в солнечном диске»1.

Разгром Ахеменидов и захват их империи Александром Македон­ским, последовавшие за его смертью в 323 г. до н. э. междоусобные войны его преемников-диадохов и возникновение в Азии эллинистиче­ской державы Селевкидов способствовали тесному взаимопроникнове­нию там греческих и местных культур и верований. Пантеон богов, ко­торым поклонялись в разных частях эллинизированной Азии, заметно увеличился. Зороастризм утратил положение государственной религии, хотя его традиция и сохранилась.

В середине III в. до н. э. власть в Иране перешла к местной дина­стии Аршакидов, происходившей из Парфии. Парфянское царство Ар-шакидов просуществовало до начала III в. н. э. и долгое время было крупнейшей державой, соперничавшей с Римом за гегемонию в Запад­ной Азии.

В парфянскую эпоху в разных частях империи продолжали сохраня­ться эллинистические традиции и культы греческих богов, имели хож­дение также иудаизм, раннее христианство и другие религии. Древние иранские божества нередко отождествлялись с греческими и римскими: Зевс воспринимался как Ахура-Мазда, Митра как Аполлон и т. п. В са­мой Парфии Ахура-Мазда был включен в круг других иранских богов, таких, как Митра и Анахита. Некоторые данные указывают на то, что сохранился и зороастрийский культ, существовали храмы огня и зоро-астрийский календарь.

При Аршакидах действовал совет иранских жрецов-магов, предпри­нимались попытки кодификации Авесты и редактирования некоторых ее разделов, хотя главной оставалась устная традиция.

Наиболее полного развития зороастризм достиг в эпоху Сасанидов, иранской династии, пришедшей на смену Аршакидам и правившей с 224 г. до завоевания Ирана арабами в VII в. Сасаниды, происходив­шие, как и их далекие предшественники Ахемениды, из Парса, считали себя законными наследниками древнеперсидских царей и покровитель­ствовали возрождению иранских традиций. При них зороастризм стал государственной религией, а корпорация зороастрийских жрецов при­обрела исключительное влияние. Возглавлял жреческую касту магупат (глава магов). Позднее появился титул магупатан-магупат (в более позднем звучании — мобедан-мобед), то есть «маг магов» — по анало­гии с древним царским титулом «царь царей». Верховный жрец стал

Дандамаев М.А., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980. С. 326—327.


считаться вторым лицом в государстве после царя. Зороастрийскими жрецами разрабатывались вероучение, обрядность, различные ритуалы. По мере укрепления государственной религии усиливалась нетерпи­мость к иноверцам.

В условиях обострения социальных противоречий и углублявшего­ся кризиса античного сознания в сасанидской империи, как и в некото­рых соседних странах, появлялись многочисленные новые вероучения, нередко эклектические. Самым влиятельным из них было манихейство, вобравшее в себя элементы зороастризма, христианства, гностицизма, буддизма.

В конце V в. в сасанидском Иране развернулось массовое обществен­но-религиозное движение маздакитов, в основе идеологии которого бьшо учение секты зарадуштакан (возникла еще в середине П в.), претендо­вавшее на знание истинного первоначального смысла зороастризма, позднее якобы искаженного жрецами. Маздакитское движение приобре­ло столь мощный размах, что сам царь Кавад примкнул к числу привер­женцев Маздака и взял его под свое покровительство. Это явилось одной из причин заговора против царя, организованного жрецами и знатью. Ка­вад был заточен в замок, но вскоре бежал оттуда и сумел вернуть себе власть, хотя и был вынужден отказаться от прямой поддержки Маздака, оставаясь его единомышленником. Позднее царь, заподозрив Маздака и его ближайших сподвижников в заговоре, казнил их.

При сыне и преемнике Кавада Хосрове I разгром маздакитов был завершен, и положение официального зороастризма упрочилось. Бьшо продолжено составление и редактирование канонического текста Авес­ты, сопровождавшееся изъятием некоторых частей и добавлением про­изведений на среднеперсидском языке. Анонимный автор зороастрий-ского сочинения Денкарт, написанного в IX в., сообщал, что при Саса-нидах Авеста состояла из 21 части. Дошедшая до нас Авеста состоит из трех главных книг: Ясны, Яштов и Видевдата. Кроме того, в сасанид-ское время был составлен сборник извлечений из Авесты, в основном молитв, названных Малой Авестой (Хурд Авеста). Из 21 книги, сущест­вовавшей при Сасанидах, полностью сохранилась лишь одна — Видев-дат. Это прежде всего свод законов о ритуальной чистоте, о дозволен­ном и запретном и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.